Старый Советский Театр, я чувствую как некую вселенную первых "Звездных войн"...
Где то совсем в выси, Идеологический Император Суслов, чуть ниже, но высоко над колосниками Дарт Вейдер в юбке, товарищ Фурцева. Еще ниже, Имперские гвардейцы из театральных троечников, предпочитающих мелкие кресла в культурных присутствиях и президиумах парткомов и профкомов, сцене.
И монументально выделяются на планшете, Мудрые Джедаи, имя которым Старые Русские Актеры и их ученики. Яркие глазами и душами, гении сцены, не боящиеся играть в "Гопкинс" в кабинете Фурцевой и прикалываться на партийно выдержанных спектаклях.
Я низко кланяюсь нашим старым актерам, которые были вынуждены играть официально признанные классикой пьесы, оной не являющиеся. Скучные производственные драмы, о борьбе лучшего с хорошим, и как же тяжело было делать из них настоящий спектакль. Но спасала настоящая Классика, которую всемогущие цензоры признали допустимой для советской сцены, не подозревая по скудости ума, что настоящая Сатира, универсальна.
Я всегда поражался тому, как Старая Гвардия, выжимала все до капли из Классики, как филигранно отрабатывались сцены, где каждая интонация и черточка мимики были к месту. И самое главное, они смогли сохранить Русскую Театральную школу и больше того, передать ее своим ученикам.
Хочу сейчас припомнить две постановки, Великого Диккенского Пиквика...
Я неоднократно говорил, что хороший драматург всегда немного футуролог, ну а если пьесу ставит талантливый режиссер с реальной труппой, то получается шедевр. И тут перед нами два шедевра.
Я согласен со старыми театралами, в том, что фильм-спектакль это не совсем то, но если это талантливо, то это прекрасно, тем более что пленка сохранила нам то, что уже никогда не произойдет на сцене (до сих пор с болью вспоминаю смытый по приказу тупых чинуш, спектакль "Голый король" с Великим Евстигнеевым).
Итак, перед нами две работы...
ПИКВИКСКИЙ КЛУБ (1986) Сценическая версия БДТ им. Горького в постановке Г.Товстоногова. И "Записки Пиквикского клуба", телевизионный спектакль режиссёра Александра Прошкина (1972). Каждый из этих спектаклей по-своему шедевр и отдельный респект режиссерам за подборку Актеров.
И так начнем с Сэмюэля Пиквика ( Samuel Pickwick) - основателя Пиквикского клуба. Его в этих спектаклях играют два абсолютно непохожих актера... Николай Трофимов и Александр Калягин, актеры естественно разных поколений, но весьма и весьма талантливые. Трофимов играет немолодого британца, рассеянного добряка и уже несколько уставшего от окружающих его людей, а Александр Калягин, это молодой Пиквик, бурлящий энергией холерик, иногда скатывающийся в меланхолию, но отнюдь не лишенный обаяния. После просмотра спектаклей складывается ощущение, что это две половинки одного и того же человека, то есть мистера Пиквика (почти по Гоголю: "...Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча...";
Сэм Уэллер, слуга мистера Пиквика, тут опять же два разных по темпераменту актера, вальяжнейше-мудрый Валентин Гафт, и романтично-позитивный Юрий Демич, тут уже не объединяемые трактовки, но обе яркие;
Малютка Бардл, Михаила Морозова и... Людмилы Гниловой, прекрасно сыгравшей избалованного подростка. Даже затрудняюсь сказать, кто сыграл лучше;
Один из ярчайших Пиквикских персонажей- мистер Джингль, который мошенник и жигало. Тут практически невозможно присудить пальму первенства, несравненный Михаил Казаков и блистательный Олег Басилашвили. Один выдает лощеного мошенника на доверии, на взлете карьеры, а второй уже на склоне оной. Но обе трактовки великолепны;
Ну и конечно Иов Троттер, слуга мистера Джингля. Тут работали Ролан Быков и Изиль Заблудовский. На мой взгляд, тандем Казаков - Быков, был всё-таки ярче;
И в шеренге отрицательных персонажей, не в последнюю очередь, парочка злодеев-стряпчих: Господа Додсон и Фогг, в исполнении, в одной версии - Вадимом Медведевым и Андреем Толубеевым, а в другой Михаилом Болдуманом и Львом Штейнрайха. И тут должен признать, что старая школа победила;
Ну и не могу пройти мимо мисс Рэчел Уордль, Ольги Волковой и Инны Ульяновой, обе актрисы были бесподобны. Чтобы так показать бесхитростную жертвенную влюбленность нужен огромный талант и он здесь присутствовал.
И в заключение хочу сказать, что Диккенс не устареет никогда и будет жить, пока жив настоящий Русский театр. Вы спросите почему именно Русский ?
А потому что на наших сценах трактовка идет совсем по-другому, нежели на родине Шекспира и заставляет по новому ощущать бытие современности. В этом и есть настоящий Театр!