Когда я увидел на чудесном спектакле Театра Геннадия Чихачева "Недоросль", перформанс со свинками на колесиках, я вспомнил одну театральную байку, до которых я, как писатель и театральный критик в одном флаконе, большой охотник...
Эту историю мне рассказал один старый провинциальный актер. Вообще-то всем старым театралам известно, что все истинные наши театральные таланты, произрастают именно на провинциальных подмостках и мой собеседник не был исключением. Мы оказались рядом за столиком на банкете после одной театральной тусовки, мэтр был благостен и отзывчив, театральные байки сыпались потоком, а когда официант подал блюдо с нарезками копченостей, ветеран сцены ткнул в него пальцем и мечтательно сказал - "буженинка", а потом расхохотался и поведал мне очередную историю, навеянную данным сложным ассоциативным извивом...
В давние времена коммунистических субботников и выездов на картошку, у театров была и такая нагрузка, как шефские спектакли и концерты. Естественно не всем это нравилось, ибо и оплата тут была не очень, и "Фурцваген"* не блистал комфортом, да и не все колхозы были миллионерами, что сказывалось на уровне размещения и приема, хотя селяне всегда были рады таким городским гостям и старались, как могли. Этот колхоз был средним и по достатку, и по величине, и по удобствам. Актеров разместили в жилом бараке, оставшемся от стройотрядников, там были двух-трех местные комнаты и даже кухня, но вот главные удобства были на дворе. И вот одна актриса, бывшая примой со вздорным характером, и кстати не очень любимая клубком единомышленников (ее за глаза называли Пенелопой, так как два ее бывших мужа, бросили ее уехав в командировки), направилась "на двор", и по дороге за ней погнался здоровенный гусак, от которого она бросилась бежать, но наткнулась, по дороге на здоровенную хавронью и с налету, перепрыгнула через нее, как через гимнастического "коня", потеряв при этом одну туфлю. Все это обошлось бы, но данная коррида была в зоне видимости курилки, и начался стандартный виток театрального эпоса и чего только потом об этом случае не рассказывали... тут и были скачки на свинье, и галоп на корове и родео на козе. Тем более что на Пенелопу посмотрел глазами большой, но платонической любви один областной чиновник "имеющий отношение", после чего она стала играть в театре все главные роли, от Катерины из Грозы, до Джульетты и вплоть до Анны Карениной, что естественно любви к приме в коллективе не прибавляло, и тут пошла цепочка мини перформансов со "свиной" тематикой. То что когда актриса находилась на сцене постоянно слышалось похрюкивание, это было ладно, но в тему включили в "гопкинс"* и теперь, во время спектакля, в текст периодически включались фразы на тему свиней и родео. Как например во время спектакля "Дачники", Замыслов в разговоре с Варварой Михайловной добавил, после отданной шепотом команды "гопкинс", доложил, что у соседей опоросилась хавронья и теперь бегает по двору за гусями, после чего захрюкали все находящиеся на сцене, кроме Пенелопы конечно. А потом наступила кульминация...
Машенька N, была молода, красива и талантлива, она с детства бредила театром и буквально жила им и в нем, что не мудрено, ибо ее родным дядей был местный бутафор дядя Вася. Маша закончила театральное, поступила на службу в родной театр, где видела практически весь репертуар за последние годы и где даже сыграла в массовках. И вот молодой актрисе повезло. В спектакле "Краснодонцы", она сыграла Любовь Шевцову, Ульяну Громову сыграла экс-примадонна прошлых лет, а роль Маше выпала, так как Пенелопа уехала на гастроли в Болгарию. Случилось так, что игра молодой актрисы настолько понравилась режиссеру, что он ввел ее на роль Золушки в премьерный Шварцевский спектакль, но тут вернулась с гастролей примадонна и объявила, что Золушка это она, а девочка, так и быть, пусть играет одну из сестер или пажа, и этот каприз Пенелопы, был подтвержден звонком из Областного управления культуры.
Машенька была безутешна, а ее дядя-бутафор задумал страшную месть...
Шла премьера бессмертной пьесы Шварца, мачеха и ее дочери блистали на балу, король был буквально копией блистательного Эраста Гарина, появиляется Золушка и начинает танцевать с принцем и тут на сцену выбегает веселая и хрюшка и тыкается пятачком прямо ей в фижмы. Золушка визжит, публика радостно хохочет, актеры давятся и хрюкают от смеха, а король и вовсе беззастенчиво гогочет, прихлебывая из кубка явно небутафорский напиток (единственному Народному в театре, можно было чуть больше чем остальным лицедеям).
Сановный Ромео Пенелопы был в зале и весь в умилении решил, что это такое режиссерское решение, блестяще исполненное любимой актрисой, но задумал после спектакля выяснить, почему тут с каноническим произведением, такая разница (он был знаком с сюжетом Золушки по старому фильму с Жеймо, Раневской и Меркурьевым). А Худрук находился в некотором раздрае... Благожелатели уже сообщили, что свинку из папьемаше поставил на колесики и механизировал театральный бутафор и такое ЧП грозило ему в принципе увольнением, но была одна затыка, причем большая... Дядя Вася был членом КПСС, а уволить члена КПСС было в те времена очень сложно, тем более, что без него парт-ячейка театра теряла кворум и Худрук кинулся за помощью к директору, суровому артиллеристу отставнику, который полистав любимый отрывной календарь подсказал ему выход...
"Сегодня день рождения Анатолия Дурова, который известен не только как великий клоун и дрессировщик, но и как борец с царизмом, что проявилось в Одессе, когда он высмеял местного сатрапа Одесского градоначальника контр-адмирала Зеленого, выехав на арену верхом на свинье, выкрашенной в зеленый цвет. Таково мол твое режиссерское решение в память о борце с царизмом. С уважением посмотрев на артиллериста, худ-рук почему-то вспомнил Вахтанговский спектакль где великий Гриценко, на вопрос о том не в разведке ли он служил, ответил что нет мол, в артиллерии, но потом добавил - в дальнобойной !
А областному начальству все это очень понравилось и он даже поставил худрука в пример на совещании, а потом он пошел на повышение в Москву и перевел в один из московских театров Пенелопу, где она вышла замуж третий раз, но вот чем закончился этот брак, было уже неизвестно.
А Машенька наконец смогла сыграть и Золушку, и Джульетту и немудрено это было для... молодой жены худрука.
*"Кубань-Г4К", гастрольный автобуса, министра культуры Фурцева назвала его "хорошеньким" и дала ему путевку в жизнь, но актеры, холодный и тесный автобус не оценили, и язвительно прозвали "Фурцвагеном".
* "Гопкинс" зародился в каноническом МХАТе. Там проспоривший или проигравший актёр, по произнесению, кем-либо из участников гэга слова "гопкинс", обязан был подпрыгнуть на месте, где бы и когда это не происходило. В ряде театров, условия "гопкинса" были изменены, например, в ходе спектакля проигравший по сигналу должен был сказать определенную фразу.