На сегодняшний день, пожалуй, самым репертуарной оперой в мире является "Тоска" Джакомо Пуччини, написанная по одноименной пьесе Викторьена Сарду.
Как вы безусловно знаете это романтическая и трагическая история любви и предательства, и вот уже третий век (премьера состоялась в 1900 году), эта прекрасная опера, не перестает бередить сердца зрителей по всему миру.
Но революция ниспровергает не только монархии и социальные модели, особенно, если это Великая Октябрьская Социалистическая Революция, известная так же как Октябрьский переворот и годовщину которой мы отмечаем в ноябре.
Российская творческая интеллигенция, которая не уехала на "филосфских"* и врангелевских пароходах, чего только не придумывала, дабы доказать верность новой власти. В революционность переводилось все, не избежала этого и Опера...
По веянию революционной души, и инициативе Иван Васильевича Экскузовича, (до революции бывшего церковным архитектором, а в 1918 году, ставшим Управляющим государственных академических театров Петрограда), товарищи - Н. Виноградов и С. Спасский, сотрудники Петербургской Мастерской монументального театра "Мамонт", в 1924 году сотворили новое либретто, где опера "Тоска" стала называться "В борьбе за коммуну", а действие было перенесено в Париж 1871-го во времена Коммуны. Тоска стала русской революционеркой Жанной Дмитриевой, Каварадосси - Арленом , Скарпиа - генералом Галифе.
А новое либретто выглядело вот так:
"Последние дни Парижской коммуны. В соборе скрывается предводитель коммунаров Делеклюз. Коммунары Арлен и его невеста, русская коммунарка Жанна, схвачены отрядом версальцев. Чтобы узнать, где прячется Делеклюз, Галифе подвергает Арлена пытке. Жанна вынуждена выдать тайну.
В собор немедленно врывается глава версальской армии Галифе и в процессе обыска обнаруживает красное знамя революции, а вместо фрески "страшного суда" - картину коммунара Арлена, изображающую "Торжество коммунизма". Возбужденный находками Галифе, склоняет Жанну к интиму, в обмен на жизнь жениха. Жанна симулирует согласие, выманивает у Галифе приказ о расстреле "холостыми", и естественно убивает Галифе. После "казни" Жанна и Арлен мечтают уехать в Россию. Но расстрел оказывается настоящим, и Жанна подвергается участи Арлена".
Причем весь этот тюнинг был сделан вовсе не по приказу страшного ГПУ и даже не по просьбе душки Луначарского, а именно, дабы прогнуться.
Следующей жертвой революционных либретистов, стала опера Мейербера "Гугеноты", она чудесным образом превратилась в идеологически выдержанную оперу "Декабристы", впрочем Мейерберу в России не везло, когда в 1860 году ее поставили в Петербурге, то называться она стала "Гвельфы и гибелины". И из Франции XVI века, действие перенеслось в Италию на столетие раньше. Ох и темна вода в облацех.