В наше время, когда театр все больше погрязает в латентно- толерантных экзекуциях и классика отступает с тяжелыми арьергардными боями, если на афише блеснет вдруг изящным мадригалом имя Виллиама нашего Шекспира, то вы почти наверняка увидите рядом имена другого Виллиама и естественно Эрвина Гааза.
Ричард III, одна из интереснейших работ Театра Эрвина Гааза. Актер и режиссер, пытается и небезуспешно, раскрыть личность, не только короля, но и человека. Сама фигура Ричарда Йорка, в реале гораздо трагичнее, и кстати гораздо менее негативна, чем у Шекспира. И Эрвину удается это показать, где интонациями, а где и эмоциями. Пусть это будет ИМХО, но мне показалось, что актер где-то даже сопереживает своему персонажу. И (это конечно тоже ИМХО) но мне показалось, что в объяснения Ричарда Леди Анне, Эрвин Гааз внес несколько больше реальной страсти, нежели в стандартной Шекспировской трактовке.
И еще раз прошу извинить за личные ощущения, но иногда в образе Ричарда, в трактовке Эрвина Гааза, даже мелькает нечто Пилатовское. И точкой из раскаленного метала, закончила сюжет гибель Ричарда. Чувствовалось, что эта сцена, потребовала у актера энергии не меньше чем весь предыдущий спектакль.
Как всегда, органично и талантливо, вошел в спектакль Вилли Гааз. Этого юного актера, на мой взгляд ждет большое будущее.
Знаменитый Гаазовский декорационный минимализм, четок, филигранен и самодостаточен. Должен отметить вельми емкий дизайн задника, колченогая табуретка, бокалы с вином и молоком и вроде все, но как это емко. И внезапные решения, типа того, когда Эрвин вышел на сцену в железной маске (Зал аж вздрогнул). Или замена в финале геральдического кабана Йорков, на нечто более веселое (с эдаким намеком на Ричарда-Януса, я думаю Шекспир бы одобрил). Эти штрихи вкупе с прекрасной игрой двух актеров, заменяют практически работу большой труппы. И конечно звуковое и световое сопровождение Михаила Ротина и Владимира Ерохин, как цемент - цитадель, скрепило картину спектакля, и безусловно важный вклад в организацию всего и во всем Екатерины Третьяковой.