Екатерина Алексеевна Фурцева, была Mинистром культуры СССР с 1960 по 1974 годы. Это типичная партийная чиновница из ЦК и сочетала в себе как верность коммунистическим идеалам с жесткой руководящей вертикалью, так и с импульсивностью решений и заявлений. Она в принципе не была злым человеком и иногда искренне помогала деятелям искусства, но так же искренне могла и загнать за Можай. Но к актерам она в принципе относилась, как к большим детям и им многое сходило с рук.
Например во время заседании министерской коллегии, на котором она громко возмутилась: "Что ж так много у нас казацких хоров. Хор кубанских казаков, донских, яицких каких то! А нельзя ли их всех как-нибудь объединить?".
На что известнейший актер Н.П.Смирнов-Сокольский мгновенно отреагировал: "Видите ли, уважаемая Екатерина Алексеевна, один человек уже пытался это сделать, но у него ничего не получилось". "Кто этот человек?! - с неудовольствием спросила Е.А.Фурцева. Дерзкий собеседник ответил одним словом: "Деникин".
И как то обошлось.
В другой раз она знакомилась с опытным образцом гастрольного автобуса для артистов, и назвала его "хорошеньким" исключительно с точки зрения собственного эстетического восприятия. Этот транспорт затем язвительно прозвали "фурцвагеном" по имени гранд-дамы, поскольку в поездках он был очень неудобен, в первую очередь, из-за проблем с отоплением салона.
Всесильной властительнице Культуры, разумеется об этом донесли, но репрессий так и не последовало.
Есть еще одна актерская легенда о том, что когда Фурцева увлеклась идеей того, профессиональные же театры себя полностью исчерпали и их надо менять на театры .
непрофессиональные (помните режиссер в "Берегись автомобиля", в исполнении Евстигнеева).
Фурцева собрала на конференцию группу театральных актеров и режиссеров и стала убеждать их в правоте своей идеи.
Актер Борис Ливанов не принимая участия в дискуссии, молча рисовал что-то в блокноте и совершенно не глядел на трибуну. Фурцеву это возмутило и она решила одернуть артиста.
- Товарищ Ливанов! Вы совсем меня не слушаете! Вам неинтересно?
- Почему же. Я с большим интересом слушаю Вас, Екатерина Алексеевна и у
меня возник к Вам вопрос. Скажите, вот Вы лично стали бы обращаться к
непрофессиональному врачу?
Но самый интересный случай, произошел, когда Екатерина Алексеевна вызвала Великих Мхатовских старейшин и учинила им разнос за не соблюдение производственной так сказать дисциплины. Корифеи: П.В.Массальский, М.М.Яншин, В.В.Белокуров, А.Н.Грибов, внимательно слушали министра, а речь все продолжалась и даже нагнеталась. Наконец, харизматичнейшему Б.Н.Ливанову это надоело, и он негромко произнес: "Гопкинс!". Все актеры тут же вскочили с мест, подпрыгивая. Монолог Е.А.Фурцевой был прерван, а ситуация обращена в шутку.
"Гопкинс", это была старая актерская хохма. Как правило актеры договаривались, что в течении недели или нескольких дней, в любое время и в любом месте, если кто то произносит слово "Гопкинс" (от слова Гоп), то все присутствующие должны подпрыгнут, а не подпрыгнувший выставляет литр"Столичной". И опять все обошлось.
Надо кстати сказать, что Борис Николаевич Ливанов, ни боялся никого даже в сталинскую пору. Как то на прямой вопрос "вождя народов", почему актер не вступает в партию, он ответил: "Я, понимаете ли, Иосиф Виссарионович, очень люблю свои недостатки".
А Фурцева далеко не всегда была снисходительной, и многие не сдержанные на иронию актеры, внезапно получали красный свет на творческие командировки за границу, и спектакли снимали, и сценарии клали на полку. Причем она всегда была искренна.
Хотя Фурцева вылетела с должности тоже из за чувства юмора. Она рассказывала анекдоты про кукурузу, а Хрущеву донесли. И Никита сразу забыл, кто успел позвонить Жукову, когда его снимали Маленков и Каганович, а потом и Жукову забыл его услугу. Вот такие вот суровые культурные будни.