Часть третья. Странники и пришельцы
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Часть третья
Странники и пришельцы
Сельский священник
Село Новая Деревня, растянувшееся вдоль старого Ярославского шоссе, стало окраиной города Пушкина. Город разрастался, подминая под себя патриархальные полукрестьянские дома, и подступал всё ближе к теремку очень скромной бревенчатой церкви Сретенья.
Церковь эту называли красноармейской. По преданию, построили её новодеревенские мужики, вернувшиеся в 1920 году с гражданской войны.
Рассказывают про лысого красноармейца с саблей, который ходил по домам -- собирал подписи, а потом поехал с товарищами в Москву к Калинину за разрешением. На станции Пушкино были сложены штабелем брёвна от разобранной ещё до революции старой часовни (на её месте благочестивый купец возвёл каменный собор). Эти брёвна перевезли на лошадях в Новую Деревню и построили здесь свой храм. Каменная церковь, на станции, не устояла -- её снесли большевики. А деревянную, красноармейскую ломать не решились, а может, просто руки не дошли. Да и стояла она не на виду, в глаза начальству не бросалась.
-- Приезжайте в следующий раз к середине службы, -- посоветовал мне отец Александр. -- А то вы поначалу, с непривычки, обалдеете.
Батюшка был молодой, похожий на начальника лаборатории. Старинный стол с распятием завален бумагами. Ласково, лаково отсвечивали озарённые лампадами лики икон.
Комнатка священника была крохотной и обставленной, на первый взгляд, безвкусно. В мягкое кресло посетитель погружался почти с головой, автоматически съедая половину батюшкиного обеда -- яблоко, огурец, кусок вареной рыбы.
-- Жаль, что у вас нет телефона. А то вы могли бы ждать звонка...
Отец Александр прихлёбывал крепчайший чай из огромной фаянсовой кружки, и глаза его -- бархатные с серебряными блёстками -- глядели чуть иронично и насмешливо. И мир делался нестрашным. Он теребил чётки и слушал, не проявляя ни малейших признаков нетерпения, даже если вы говорили сущую чепуху. Да и что наша жизнь, если не шелуха страстей, обид, нереализованных амбиций, невежества крайнего и до крайности самонадеянного? Скорлупа души трескалась и опадала, проявляя, высвечивая зерно, ядро.
-- Мы должны быть жёсткими внутри и мягкими снаружи -- подобно всем млекопитающим.
Я пришёл к отцу Александру Меню впервые осенью 1974 года, чтобы задать ему вопрос:
-- Откуда в людях столько зла? Как можно быть одновременно хорошим учёным и плохим человеком?
И он мне ответил:
-- Нужно иметь внутренний стержень. -- И продолжил, -- представьте себе прекрасное человеческое тело -- например, красивую девушку. Вообразите, что исчезла плоть. Что останется? Останется скелет. -- (Батюшка рассуждал вполне профессионально, ибо по первой своей специальности был биологом. Да и сколько людей -- старых и молодых, мужчин и женщин -- отпел и похоронил.) -- Скелет ужасен, но он по-своему и прекрасен: в нём есть гармония, пропорции, структура. А теперь представим себе снова, что было прекрасное человеческое тело -- и исчез скелет. Что останется? Лужица дерьма. Нечто подобное происходит и с нашей душой. Надо иметь внутренний, духовный стержень.
Прощаясь, священник произнёс загадочную фразу, сославшись на неведомого мне тогда апостола Павла:
-- Где Бог -- там свобода.
Светлов
Я расспрашивал о манихействе, учении древних персов, о Шестодневе. Отец Александр охотно рассказывал, давал книги. Одна из них -- "Магизм и единобожие" Эммануила Светлова -- поразила ясностью и изысканностью мысли. Я спросил:
-- Кто этот автор? Жив ли он?
Мень засмеялся:
-- Жив. Это я.
Погоня
Однажды мне приснился сон: будто я вхожу в ограду старого университета -- на "психодром" и направляюсь в столовую под аркой. И вижу множество народа -- словно студенты собираются "на картошку" или на военные сборы. Причём замечаю, что все там какие-то странные -- одеты в чёрное и вроде как урезанные: у одного кость высовывается вместо руки рукава, у другого и вовсе кусок бока вырезан -- рёбра голые торчат... Надо, думаю, уходить отсюда, пока цел.
И тут эти в чёрном меня заприметили.
-- Братцы, гляньте, -- один кричит, -- а этот-то вон -- не урезанный!
Другой обрадовался:
-- А сейчас мы его, -- говорит, -- голубчика, поурежем!
И достаёт из-под полы здоровенный нож, навроде хлебного. Жутко мне стало: ведь я какой бы сильный не был, со всеми-то мне одному не справиться. И кинулись эти урезанные на меня!
Я в ужасе проснулся. Посмотрел в лунном свете на часы -- четыре. Я понял, что кто-то мной интересуется и что я нуждаюсь в духовной защите и ограждении.
Духи ада любят слушать
Эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки
По дорогам скрипачей.
"Да не на мнозе удаляйся общения Твоего, от мысленнаго волка звероуловлен буду".
Полежал немного, встал, тулуп натянул, добрался по сугробам через лес до кольцевой дороги (жил я тогда у друга в Лианозове) -- а оттуда -- в Пушкино.
Приехал -- в церкви тихо, светло, хор поёт:
"И вожделенное отечество подаждь ми..."
Ужас наваждения отступил.
Крестил меня отец Александр тайно, в канун Нового, 1976 года.
-- Повторяйте за мной: "Отрицаюся тебе, сатано, и всех дел твоих..."
-- Отрицаюся...
Александр Мень повесил мне на шею большой медный крест.
Сфера мира
Купол неба и чаша земли. Священник поднимает чашу к куполу храма. Храм -- надёжное место, где мы под охраной -- Божией.
Genesis
Было в Мене что-то царское -- великодушие, изысканность, аристократизм, который виден всегда.
Не от семени ли Давида-царя шёл его род? Вполне возможно. Евангелие от Матфея не случайно начинается родословием Иисуса, который был -- Царь
Иудейский по праву, а в Богосыновстве Своём -- Царь царей.
Странники и пришельцы
-- Раньше в Золотую Орду ездили, -- говаривал старец Иоанн, -- а теперь и ездить никуда не надо -- кругом Орда.
Был он ласковый, светлый, и келья была чистенькая, с кружавчиками, салфетками. На стене висела вправленная в застеклённую рамку грамотка о том, что отец Иоанн (Крестьянкин) -- святой старец, за подписью патриарха и с круглой печатью.
Отец Адриан был бесогон -- то есть он изгонял из людей бесов. Сперва он служил в Загорске, но когда изгнал беса из кого-то из работников аппарата ЦК, его убрали подальше от Москвы, в Печоры. Он жил в одной келье с бесноватыми. Бесы его боялись панически и пищали при его появлении.
Отец Ефрем был буйный, угрюмый интеллигент. На полу его кельи валялись пыльные книги, пластинки, в угол стола была сдвинута старинная пишущая машинка -- по ночам он тайно кропал стихи. Репутация у него была гуляки и забулдыги.
Ещё там был отец Варнава -- отец-эконом, за мрачность нрава прозванный Вараввой.
Отец Дамаскин -- невыспавшийся, прянично-румяный, ходил по коридору, пил из ведра брусничный квас и убеждал всех приезжих оставаться жить в монастыре.
Отец Рафаил, прозрачный, как пламя восковой свечи, проповедовал в нелюдном храме:
-- Ведь какую любовь, братие, даровал нам Господь...
Это была его первая служба.
Отец Алипий, выйдя на балкон, в полевой бинокль оглядывал своё царство.
Отец Рафаил (Борис Огородников) до монастыря был крупным комсомольским деятелем в каком-то московском институте. Когда он уверовал, вожди комсомола получили от партии задание -- вернуть его в свои ряды. Те принялись за дело. Сперва зазвали Огородникова на Останкинскую телебашню -- в высотный ресторан "Седьмое небо": смотри, дескать, как разумен и могуч человек! Но доказать, что Бога нет, так и не смогли.
Тогда спустились с ним под землю -- на строительство станции метро "Марксистская": можешь, мол, сам убедиться -- нет в преисподней ни сковородок, ни чертей! Но и тут вера Бориса не поколебалась.
Делать нечего: пригласили его молодёжные начальники на Красную площадь, в тайная тайных -- сверхсекретный спецотдел ГУМа на четвёртом этаже -- только для своих, где продаётся всякий импортный дефицит за полцены: выбирай, что душе угодно! Но Рафаил перед соблазном устоял и уехал в Печоры.
Отец Алипий (Воронов) отличался солдатской прямотой. Когда примкнувший к нам по дороге хиппарь Вася из военного городка попросил принять его в монастырь, наместник спросил:
-- А зачем вам в монастырь?
-- Хочу уединиться, -- признался Вася.
-- Дома уединяйтесь, -- неласково порекомендовал отец Алипий.
В войну он был офицером, дослужился до полковника. В сорок первом году его часть попала в окружение. Долго бродили они, голодные, раненые, с последними патронами, без медикаментов, по лесам и болотам, хоронясь от вражеских войск. И вот как-то ночью, когда пришло отчаяние, явилась ему Богородица и сказала:
-- Ступайте за мной, я вас отведу к своим.
И перевела их через немецкие траншеи. А немцы спали.
Когда война кончилась, он постригся в монахи и под именем Алипия стал жить в Троице-Сергиевой лавре.
А тут умирает старый наместник Псково-Печорского монастыря и завещает, чтобы его преемником был ни кто иной, как отец Алипий из Загорска (видимо, знал его или слышал о нём). Трижды являлись к отцу Алипию с предложением принять монастырь, и трижды он отвечал отказом, желая остаться в простом монашеском звании. Тогда последовал приказ, и отец Алипий из послушания поехал в Печоры наместником. Приехал, а ему сообщают, что власти монастырь хотят закрыть и даже все бумаги для этого приготовлены. Отец Алипий распорядился ворота монастыря запереть, а бумаги сжечь.
На другой день вызывают отца Алипия к властям. Он явился -- с посохом, в рясе, клобуке. Власти спрашивают:
-- Ну что, видели документы?
Отец Алипий:
-- Какие документы?
-- На закрытие монастыря.
-- А я их сжёг.
-- Как?! -- те начали на него орать.
Отец Алипий послушал, послушал, а потом как хрястнет посохом по столу -- чернильницы во все стороны полетели -- и закричал громовым голосом (а голос у него был страшный -- он ведь был на войне полковником):
-- Сидите тут, сволочи, а по вас давно Сибирь плачет!
Те прижухли и думают: раз он так смело себя ведёт, значит, у него наверняка есть рука в ЦК. И отступились -- на время.
Тут пошла эпидемия холеры, и власти пустили слух, будто монастырь распространяет холеру через целование икон и крестов. Опять решили закрывать монастырь, но отец Алипий велел ворота запереть.
Тогда подтянули к монастырю войска, но штурмом брать постеснялись -- с пушками, танкетками против стариков-монахов. Оцепили и стали ждать. Думают: без воды да без пищи долго ли они протянут?
А надо вам сказать, что Псково-Печорский монастырь -- это средневековая крепость, способная выдержать многодневную осаду. Там и колодец есть со святой водой, и припасы в погребах, и тайные подземные выходы наружу.
Вызывает к себе отец Алипий на заре молодого монаха, даёт ему чудотворную икону и говорит:
-- Езжай, Володя, в Москву, в Институт эпидемиологии, и возьми у учёных справку, распространяют иконы холеру или нет.
Монах через подземный ход вышел, на такси в Псков, там на самолёт -- и в Москву. Приехал в институт. Там ему выдали справку по всей форме: что холера -- болезнь желудочная и через иконы передаваться не может. Он тут же обратным рейсом в Псков и в тот же день является к отцу Алипию.
И вот отворяется монастырская калитка и оттуда выходит процессия, неся застеклённую, обрамлённую справку -- с подписями академиков и печатью. Власти посмотрели -- на справке сегодняшнее число. Тогда они решили, что это чудо, и отступились.
От ворот монастыря к Успенскому собору ведёт красная дорожка под уклон горы. Когда-то, за резкую критику царя, опричники казнили здесь архимандрита Корнилия -- тогдашнего наместника, а его обезглавленное тело протащили вверх и бросили вне стен монастыря. Тропа окрасилась кровью в алый цвет, в память о чём она всегда посыпана толчёным кирпичом. А раз в году, в день Успения Божьей Матери, дорожка эта вся покрывается живыми цветами, принесёнными народом.
До войны отец Алипий был художником. В монастыре он расписал фресками внешние стены собора.
Приезжала к нему Фурцева.
Отец Алипий принимал посетителей, стоя на балконе второго этажа своих апартаментов. Он и для министра культуры не сделал исключения.
Спустилась Фурцева от ворот, задрала голову на балкон и стала увещевать:
-- Иван Михайлович! Вы ведь талантливый художник. Стоит ли губить себя в монастыре? Возвращайтесь в Москву, мы вам мастерскую дадим, устроим выставку в Манеже.
-- Екатерина Алексеевна! -- (или как её там звали?) -- вежливо ответил ей отец Алипий, скрестивши руки на груди. -- К сожалению, ничем не могу быть вам полезен. Я ведь знаю -- вам конь нужен, а мне на фронте яйца оторвало.
Фурцева подхватила свои длинные юбки и, вместе со свитой, опрометью кинулась по дорожке вверх, вон из монастыря -- к чёрной "Волге". Больше она его в столицу не приглашала.
У царских врат
Алтарник Сережа был чёрный, страшный, высокого роста, лет ему было за сорок, и он отличался необычайной кротостью и добротой, напоминая тропарь "благоразумному разбойнику, иже в рай путесотворил еси вход".
Отец Светоний словно и создан был старцем: маленький, лысый, опушённый несоразмерно большой белой бородой.
Отец Хрисанф производил зрелище величественное и даже подавляющее. Он уверял меня, что своей молитвой может вызвать дождь. Чувствовал себя колдуном.
Отец Валиил, обвыкнув в церковном быту, приобрёл новую, православную вальяжность, позабросив и француженок, и стихи.
Копытце
Я пришёл в Новую Деревню из той среды, где считалось, что порядочный человек должен дочитать до конца хотя бы одно произведение немецкой классической философии.
Мы с сестрой сидели на брёвнышках возле храма в погожий субботний день.
Отец Александр Мень прищурился от солнца и раздумчиво произнёс:
-- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка...
Разглядел книгу у меня на коленях и прибавил:
-- Не читай, братец, "Георгия Фёдоровича" -- козлёночком станешь!
Путь
Нельзя сказать, что философией заниматься достойно или праведно (как и математикой, или музыкой). Это неотвязное дело для тех, кто не может успокоиться никаким иным образом. Успокоиться в процессе -- "своём" деле.
Вот почему занятие философией не имеет моральных оправданий, да и не нуждается в них. Философия -- жестокое профессиональное дело. Нельзя сказать, что философ праведен. Он может быть на правильном пути к истине, может создать истинную систему, но истина не открывается ему, а светит издалека, как привлекательная цель. Цель, которую он стремится поразить, изловить.
В философии нет ни откровений, ни догматов, ни таинств. В ней попираются авторитеты или избираются по сердечной склонности. Это сфера чистого Логоса, мышления, как бы ни притягательны были созерцание, радость и любовь.
Метафизика избирает в мире чистые сущности, которые и суть её предмет. Происходит сведение и сокращение сущностей.
Предельная сущность -- мир. Бога не видел никто никогда. Христос -- предобраз мира. Мир до грехопадения -- образ и подобие Божие; его сосредоточие -- Адам (земля).
Христианство -- соблазн для эллинов своей предметностью, конкретикой: Сын Божий родился от Девы, имя Его -- Иисус, Он был плотником из Назарета. Мы вкушаем Его плоть и кровь. Не куда-нибудь, а именно к Нему мы придём по воскресении. Святые конкретны, они имеют имена.
Христианство конкретно, оно слишком конкретно: мой батюшка, мой храм, вот эта икона, эта свеча, эти деревья за оградой кладбища и этот дымок над костром привала паломников...
Надо жить так метафизически убедительно, чтобы истина этого бытия сияла своей очевидностью.
Однажды
-- Человек ли ты?
-- Так, Господи.
-- Страх держи в душе.
-- Почему, Господи?
-- Человек ли ты?
-- Так, Господи.
-- Страх держи в душе, человек. Не служишь ли врагу Моему?
-- Нет, Господи.
-- И впредь не служи. Суесловием не грешишь ли?
-- Грешен, Господи.
-- Иди и не греши больше. Не служишь ли также и маммоне?
-- Грешен, Господи.
-- Иди и больше не греши.
-- Господи! Господи! Как жизнь прожить, исполненную смысла?
-- Сердцем твоим и умой, всеми помышлениями твоими и делами служи Всевышнему, о малом же не помышляй. Ибо всё в воле Его. Богу единому служи, как Я служу Отцу Моему. Ближних возлюби, как Я возлюбил возлюбленных Моих. О пище не заботься, о крове и одежде, ибо дам тебе. Земную славу отринь, ибо во Мне истина и суть сущего, и смысл имеющего быть. Так живи, и спасён будешь, и путь обретёшь и жизнь вечную.
Самое страшное
Дети в одиночестве испытывают страх. В детстве всегда должен присутствовать взрослый человек.
Для взрослых в роли взрослого выступает Иисус Христос.
Ночь, когда мне приснилось, что Бога нет. Ощущение непоправимого несчастья.
Пронзительно острый месяц глядел в окно, давила шею цепочка от креста. И было так невыносимо тяжело, словно мне душу отрезали.
Отец
-- Вы как живёте?
-- Хорошо, батюшка, слава Богу. Работы вот только много.
-- Работы много -- это не беда. Плохо, когда грехов много.
-- И грехов хватает, батюшка.
Отец Александр ободряюще кивнул.
Зов
Я проснулся утром от звериной, тигриной масти страсти.
Memory
В печаль открытого окна
Челном любви вплыла луна,
Невозмутимое светило,
И пальцы тонкие сплела,
И липким воском залила,
И не оставила следа
Печать росы в ночи стыда.
Штормбассейн. Почему-то больше всего мне вспоминается штормбассейн. Обычно вода в нём была мирной -- морская, голубовато-зелёная, она виднелась в смотровых люках, если быть снаружи. Лишь однажды я видел, как по кругу воды, опоясывающему штормбассейн (как в самоваре), ходили волны. А вообще там можно было устраивать бурю какую угодно, в любое количество баллов. В штормбассейне, кроме того, жили люди. Там внутри были просторные комнаты с огромными, настежь распахнутыми окнами, койками, стульями, столами, тумбочками и утюгами. Там жили, не особо задумываясь над различиями пола, безмятежно и просто, молодые гидрофизики -- загорелые, румяные от помидоров, насквозь просоленные морем. Ещё гидрофизики жили в фанерных домиках на берегу, хотя жить там не полагалось, так как берег был испытательным полигоном, а домики -- лабораториями с контрольно-измерительной аппаратурой. Тщательно скрывались следы жилья: матрасы с одеялами и подушками, остатки репчатого лука, соль, рапаны, рыбья чешуя, бутылки из-под дешёвого крымского вина. Одним летом на полигоне поселились сёстры, которые ходили в махровых полотенцах и совратили физиков всех до единого, а потом всем ужасно надоели. В ходу было слово "клиент".
Был очень популярен только что возникший анекдот про космонавта Хабибуллина, забывшего свои позывные, которому с земли по радио говорят: "Хабибуллин, жопа, ты же Сокол!"
Вечерами всё население Симеиза и Кацивели, несмотря на жару, пропадало у телевизоров: шла премьера фильма о Штирлице.
Антисемитизм там был, но умеренный, просвещённый -- не как у необразованного сословия России.
Приехал жирный, сальный, весь в деньгах, сибиряк -- слегка раскосый, как медведь, с жирными руками и волосами. Произнёс не ведомое дотоле словечко "БАМ", куда в этот день отправлялся первый поезд добровольцев, цитировал речь Брежнева, был очень воодушевлён перспективами дороги.
Сосновые шишки бомбардировали крышу. В окно, пришторенное занавесками, посвечивая русалочьей чешуёй, вплывала бесстыдная ночь.
На садовой скамейке спал в обнимку с мотоциклом участковый милиционер по кличке Шериф.
Видение
"Детейрос" -- это значит ходить по острию ножа, или жить так, как живут евреи.
"Пришёл ученик к учителю и спросил про кипрамту (смирительную палку)".
-- Ты еси священник по чину Мелхиседекову, -- сказал батюшка, облачив меня в крылатое одеяние во сне.
А я привалился головой почему-то к пианино и заплакал о своих грехах.
-- Господи, Ты создал меня таким, -- плакал я. -- Не презри создание Своё! Гнев, гордость и плотское вожделение -- вот и всё моё существо. А где же память смертная, любовь, обетование вечной жизни?
Грехи
То, что мне хочется забыть, я помню.
Первую женщину я познал относительно поздно -- на третьем курсе. Было это так.
Ближе к зиме мне стала благоволить знакомая скрипачка. Была она старше меня лет на шесть -- на семь и носила очки на коротком, чуть вздёрнутом носике. И захотела она прийти ко мне в гости в общагу -- посмотреть, как она выразилась, как я живу.
Сосед мой, как принято у нас было, на этот вечер смылся. Провёл я скрипачку мимо бдительных вахтёров, попросив у кого-то из наших девочек пропуск (на это всегда шли охотно и с пониманием, потому что половая жизнь, или любовь, пользовалась в общежитии большим уважением и сочувствием).
Сели мы с моей скрипачкой за столик в крохотной общежитской комнате, зажёг я для интима настольную лампу, накрыв её полотенцем, и стали пить ликёр "шартрез" -- "зелёный забор", как называл его граф Думбасов.
Граф Думбасов играл на контрабасе и отличался мрачностью характера и вместе с тем большой человеческой отзывчивостью. Шутил он обыкновенно так:
-- Володь, а Володь!
И на вопрос:
-- Да? -- говорил уловленному простаку:
-- Пойдем яйца колоть, -- а вообще был очень положительный товарищ.
Разговаривали, вспоминали летнюю поездку по Прибалтике.
Потом скрипачка моя прилегла на кровать.
Ещё не очень веря в себя, я поцеловал её в губы и снял с неё очки. Она не сопротивлялась. "Можно? -- спрашивал я, -- можно?" -- и, не получив ответа, стал сворачивать с неё колготки и вообще всё, что было надето ниже пояса, впервые увидев мохнатое сокровенное женское место. Тут только сообразил, что не сняты сапоги, стянул и их, расстегнув, и сбросил на пол вместе с одёжей. Вспомнив, запер дверь на ключ, поспешно, словно в жаркий день у озера, разоблачился сам.
Она лежала, раскинув ноги, как чайка крылья. Уподобившись Эмпедоклу, кинувшемуся в пекло Этны (философ, как мы помним, выдавая себя за бога, решил таким образом скрыть факт своей смерти от учеников; но вулкан подвёл его, выбросив наружу медную сандалию), я устремился к огнедышащей пучине. В муке выдохнул:
-- Помоги же мне!
Двумя пальчиками она вложила оружие в ножны.
Я с трудом протиснулся вовнутрь, ощутив блаженство и лёгкую боль от тесноты. Так состоялось моё посвящение в мужчины, боевое (или, лучше сказать, половое) крещение в женской купели.
Кровь теплой волной подступила к сердцу, докатившись до кончиков пальцев рук и ног. И меня объяла неслыханная радость, не ведомая мной дотоле. Я понял, что такое женщина, и как многое я приобрёл.
А утром она оказалась совсем некрасивой.
До этого у меня и грехов-то особых не было: пьянство, ложь да рукоблудие. А тут появилась грешная любовь, в которую я вступил с великой гордостью, называя свою подружку любовницей, хотя она этого слова не любила.
По сути дела, мы были с ней просто друзьями, причём друзьями хорошими и откровенными, но боюсь, что в юные годы, при отсутствии религиозных нравственных заслонов, такая дружба почти всегда тяготеет к греху и стремится к разрешению им -- как доминанта тяготеет к тонике.
Дружба наша продолжалась недолго -- примерно полгода. Но и потом, когда мы с взаимным облегчением расстались, а подружка моя вскоре вышла замуж за дирижёра, уехавшего впоследствии в Австрию, я относился к ней с подчёркнутым уважением, пользуясь, как мне кажется, взаимностью.
Была и другая любовь -- художница с могучими устами, квадратным торсом фехтовальщицы и необъятным омутом ложесн, которая была посвящена в языческие тайны, отважно мчалась вскачь на резвом скакуне или лежала ниц, замкнувши зверя страсти в глубь темниц.
Она целовалась оскаленным ртом, в зубы, сталкиваясь, издавали фарфоровый какой-то звук.
-- "Волки от испуга скушали друг друга", -- вспомнил и промолвил наш герой.
Она шутливо ухватила его зубами за шею.
-- Вампир! -- выдохнул он, проваливаясь в небытие...
Однажды герою приснилось, что она -- две личности во едином теле, две души, паразитирующие друг на друге, -- конфликтующие структуры.
Ночная душа совершала ночные убийства, дневная жила, не ведая об этом, но догадываясь, как о кошмарных снах. Себе герой приснился как расследователь тайных злодеяний ночной её души. Но всё это было чепухой и, повторяю, сном героя.
Так вот, даже нравственное чувство моего соседа Геры Шуцмана -- явление эфемерное и парадоксальное, в сущности, фантастическое, как какой-нибудь дракон, -- было поколеблено жёстким, рискованно раскованным юмором юной художницы.