Я думаю имя Фердинанда Порше известно практически всем, хотя бы косвенно интересующимся военной историей.
Отец Volksauto (будущего Жука-Фольксвагена), вездеходов на его базе, Тигров, Фердинандов и Маусов, главный конструктором фирм "Штайер", "Даймлер", "Аустро-Даймлер".
Но до войны Порше занимался гоночными автомобилями и стал автором таких знаменитых марок, как: "Ауто-Унион". А когда в 1910 году кайзер Вильгельм II, организовал большое европейское ралли, которое возглавил Великий князь Генрих. Фердинанд Порше принял в этих гонках участие на автомобиле собственной конструкции "Аустро-Даймлер". А его механиком стал молодой, подающий надежды техник из Хорватии, которого звали Иосип Броз (именно он тридцать лет спустя, добавив к своему имени ещё одно - Тито, стал руководителем "красного" партизанского движения в Югославии, и ее бессменным руководителем на 35 лет.
Автомобиль Фердинанда первым пришёл к финишу в этом престижном ралли и радость победы с ним разделил и его верный механик Иосип Броз, более они никогда не встречались, но судьбы их, спустя годы пересеклись....
В 1931 году Фердинанд Порше открыл в Германии своё конструкторское бюро и начал активно искать контакты с различными немецкими, австрийскими и французскими автомобильными фирмами, предлагая им свои разработки, но всем тогда было не до него, в Мире свирепствовал экономический .
И тут, совершенно неожиданно, Фердинанду Порше передали официальное приглашение посетить Советскую Россию. Фердинанд Порше, надо сказать, был аполитичным человеком, и посему легко согласился поехать с визитом в СССР.
В России, по указанию с "верху", его принимали как посла или принца, постоянно намекая на те многочисленные блага, которые он получит в Первой стране Социализма, буде он согласиться тут остаться. Порше ознакомили с Советским автомобилестроением, плюс показали авиационные и танковые заводы, КБ и полигоны.
В конце визита, Фердинанду прямо предложили переехать вместе со всем своим конструкторским бюро в СССР.
Подумав Порше решил ответить отказом, так как одно из условий Советской стороны включающее в себя полный запрет на переписку и любые контакты с Германией, ни его, ни его соратников не устраивало.
А потом наступил 1933 год, канцлером стал Адольф Гитлер. И идея Фердинанда Порше по созданию "фольксвагена", пришлась, обожающему популизм фюреру, весьма по вкусу. Тогда же, новый рейхсканцлер, предложил конструктору заняться разработкой новых мощных германских танков, чем он активно и занялся!
А вот когда в России пушка танка Т-34, стала легко пробивала броню немецких танков, которые спешно начали перекрашивать в камуфляж. Зато уральская броня хорошо выдерживала прямое попадание немецкого снаряда. И "тридцатьчетвёрок" у русских становилось всё больше.
Фердинанда Порше пригласили в Абвер, и вежливый офицер объяснил конструктору следующее:
"Вы ездили в СССР, русские показывали вам свои военные заводы, вы, как грамотный конструктор и инженер, безусловно много чего там разглядели. Вы должны написать подробный отчет, с техническими выводами, о том, что вы видели на русских предприятиях".
Но Порше отказался давать какие-либо сведения о русском военном производстве. Он мотивировал свой отказ тем, что во время визита являлся коммерсантом, и русские в данном случае были его коммерческими партнёрами. Так что разглашение любой технической информации он считает невозможным исходя из этических норм. Канарис сунулся было с жалобой к фюреру, но фюрер цыкнул на адмирала и приказал не мешать людям работать и вместо того что бы допрашивать гениальных немецких конструкторов, надо учить лучше работать русскую резидентуру. Больше не Абвер ни Гестапо, его не тревожили.
В 1945 году, после краха Рейха, Порше, которому уже было 70 лет и его сын Ферри, оказались во французской зоне оккупации. Французы решили оттянутся на знаменитом Танковом конструкторе, и предали его Военному суду, по обвинению в сотрудничестве с нацистами, создании тяжёлого вооружения для гитлеровского вермахта и использовании на военных заводах труда заключённых. Ферри отсидел под следствием 20 месяцев, а вот папашу законопатили в серьез и на долго. Но вдруг на французов надавили британцы и 1 августа 1947 года с конструктора сняли все обвинения и выпустили на свободу! И в чем тут секрет спросите вы...
Дело в том, что после войны Запад вовсю заигрывал с маршалом Тито, тем самым механиком на гонках, где молодой Порше взял приз. А сын Порше смог сообщить Тито о судьбе его бывшего пилота. И Маршал попросил Союзников пожалеть старика.