Пара американских истребителей "Буффало" производила стандартный патрульный полет в районе Борнео. На маленьком архипелаге к которому они приблизились, не было японских аэродромов, а японских авианосцев по близости быть просто не могло, но разведка донесла о японском транспорте и данные надо было проверить. Самолеты шли на двух тысячах метров и лидер заметил внизу у берега небольшого островка два силуэта, это шли на взлет два гидроплана. Американцы обрадовались, гидропланы для "Буффало" это было как мухи для воробья, склюют и не поморщатся, американские пилоты не торопились продлевая удовольствие. Пара "Буффало" плавно и красиво развернулась и пошла в атаку на взлетевшие японские гидропланы, но жертвы внезапно увеличили скорость, потом от них что то отломилось и попадало в воду и японские самолеты, дав горку и расходясь на разные курсы, буквально свечкой ушли вверх. Пока американцы разбирались в ситуации, японские самолеты уже заходили им в хвост. В этот день, у американской морской авиации стало на два Буффало меньше.
Американцы на свою беду столкнулись с секретным Японским гидро-истребителем. Фича у этого самолета была в том, что до определенного момента он вел себя как типичный гидроплан-разведчик, то есть садился на воду, взлетал с воды и неторопливо барражировал в районе побережья, но как только появлялась американская авиация, гидроплан сбрасывал поплавки и превращался в истребитель с весьма не плохими ТТД. И что еще было удобно в этих моделях, так это то, что их можно было привести на транспорте в любое место и сходу организовать маленькую авиабазу.
У Японцев было две основных модели таких самолетов,
это Kawanishi N1K1 Kyofu,который при мощности двигателя 1530л.с. давал скорость до 500 км.ч. и нес две 20 мм. пушки, два 7,7 пулеметов и 120 кг бомб (было выпущено около двухсот машин). Американцы прозвали этот самолет - "Рекс".
И Накадзима A6M2-N истребитель с 940 - сильным движком и таким же вооружением, скорость у него была 435 км.ч. и враги называли его "Руфь". Этих выпустили 327 штук.