В тридцатые годы, Советское ВПК периодически "выдавало на гора" поразительные проекты. Тут были и летающие подводные лодки, и невидимые самолеты и многое другое. И как всегда, на пути блестящих изобретений, мощной стеной вставала чиновная тупость, замешанная на перестраховке, но о чиновниках чуть позже.
Я хочу рассказать о проекте, на многие десятилетия опередившем свое время.
В 1936 году в Реактивном научно-исследовательском институте Народного комиссариата оборонной промышленности, велись проектные работы по созданию самолетной катапульты с использованием пороховых ракет. То есть, это была универсальная точка экстренного взлета, могущая быть установлена где угодно, хоть на лесной полянке, хоть на эсминце.
В 1938 г. по заданию ВВС РККА в НИИ-3 НКОП по проекту профессора В. Дудакова (А.C. ? 2985), именуемому, как "Складная подвижная катапульта с ракетным стартом", была разработана полевая катапульта, позволяющая осуществить безаэродромный старт самолетов и базирующуюся на шасси тяжелого грузовика ЯГ-6. Согласно техзадания, катапульта предназначалась для катапультирования небольших по размерам самолетов типа И-15 бис*, в условиях скрытого расположения авиационной части или при наличии неподходящей для взлета местности.
Катапульта предполагалась разборной, ее вес составлял 5500 кг, длина в рабочем положении - 27 метров. Применять ее предполагалось как для береговой обороны, так и во фронтовом ПВО, на участках, не оборудованных аэродромами. Для старта использовался 50-кг заряд специального пороха, который обеспечивал старт самолета со взлетным весом до 2500 кг при скорости до 130 км/ч и ускорении 4,5q. Вся установка монтировалась на грузовике ЯГ-6 и обладала повышенной мобильностью.
Катапульта с пороховым двигателем, предназначалась для нужд береговой обороны и как морской вариант, с установкой на баржах или эсминцах, для обеспечения ПВО флота.
Работы по катапульте дошли уже до полноразмерного макета, но в 1939 г. проект был закрыт. Чиновные кувшинные рыла, придрались к высокой стоимости спец-пороха (стоимость заряд-комплекта составляла более 1000 руб). Чиновники получили премии за экономию средств, а проектная документация была уничтожена.
И только в пятидесятых годах, проект безаэродромного старта был воссоздан для истребителя МиГ-19, под индексом "Система СМ-30".
И-15бис, хотя и устарел к началу войны, но был весьма удачен, как легкий штурмовик.
Он был вооружен четырьмя пулеметами ПВ-1, стрелявшими синхронно через винт. Под крыльями предусматривалась подвеска бомбового вооружения общей массой до 150 кг и 6 ракет "РС-82".