Генералы посылают в бой лейтенантов, а адмиралы лейтенантов в бой ведут, хотя свою первую войну, все они начинают как правило лейтенантами.
Знаменитый наш адмирал Макаров, впервые отличился будучи лейтенантом во время очередной Русско-турецкой войны, где мы как всегда вступились за Южных славян, как всегда были лишены Европой заслуженных плодов победы и позднее, как всегда преданные освобожденными братушками (кто не помнит, Болгарское царство обе Мировых войны воевало на стороне Германии). К 1877 году, флота на Черном море, у России практически не было. Поражение в Крымской войне, перечеркнуло гром побед Ушакова и Нахимова, и только с 1871 года, России удалось вернуть, право на Черноморский флот, но к началу этой Русско-турецкой, восстановить флот в полной мере не удалось. Были построены мощные (орудия 11 и 12 дюймов), но неказистые (круглой горизонтальной формы) "Поповки": броненосцы береговой обороны "Новгород" и "Вице-адмирал Попов". И какой-никакой москитный флот, ядром которого были минные катера...
Это были беспалубные шлюпки длиной 10-18 метров с паровым котлом и гребным винтом. Вооружены катера были как правило двумя-тремя мощными металлическими буксируемыми минами, которые перед атакой сбрасывались за борт на поплавках и тянулись за катером на тросе под углом порядка 45 градусов, что бы завести ее под вражеский корабль. Плюс двумя шестовыми минами, которые на 12ти метровых шестах, крепились нес вдоль бортов и перед атакой выдвигались вперед под углом к воде, чтобы поразить вражеское судно под ватерлинию. И еще до кучи картечницей Гатлинга или 87-мм пушкой. И еще катера могли работать в варианте минных заградителей, но уже без шестовых и буксируемых мин.
Свою боевую карьеру катера начали на Дунае, куда 15 единиц были переброшены по железной дороге с Балтики. Изначально катера предназначались для постановки минных заграждений, но британцы предупредили турок и поставили им тральщики, и тогда капитан 1 ранга Иван Рогуля, предложил вооружить катера шестовыми и буксируемыми минами и перейти от обороны к атаке. Идти в бой на этих суденышках, чья скорость не превышала 10 узлов (18,5 км/ч), причем надо было подойти под огнем к борту вражеского судна на расстояние, десяти метров, уже было подвигом, но это были Русские Моряки.
Когда турецкие суда 8 июня попытались напасть на Дунайские мосты у Зимницы, русские катера пошли на них в атаку и отогнали. А на траверзе острова Мечка, катер "Штука" лейтенанта Николая Скрыдлова, пойдя в одиночку на группу турецких судов, поразил шестовой миной вооруженный пароход "Эрекли". Для потопления корабля одной мины оказалась мало, но турецкий пароход и сопровождающий его монитор "Хизбер", дали деру от сумасшедших гяуров.
В ночь на 14 мая 1877 года, в районе города Браилова, лейтенант Федор Дубасов на катере "Цесаревич" и лейтенант Алексей Шестаков на катере "Ксения", учитывая предыдущий опыт своих товарищей, нагло подойдя к монитору "Сельфи", сходу атаковали его, на этот раз двумя шестовыми минами и потопили. Адмиралы Светлейшей порты, настолько обалдели от наглости русских гяуров, что от греха подальше, отвели суда с нижнего Дуная, что 10-11 июня, позволило без всяких помех переправится 14-му армейскому корпусу Русской армии.
После этого, турки с огромным опасливым уважением, стали относиться к катерам Русской дунайской флотилии. Когда 11 июня, у села Фламунда, турецкая броненосная канонерская лодка "Подгорица", заметила катера "Мину" (гардемарина Евгения Аренс) и "Шутку" (мичман Константин Нилов), и не смотря на свое абсолютное боевое превосходство над двумя катерками, быстро ретировалась. 16-го июня, у острова Варден, катера "Петр Великий" (мичмана Петра Феодосьева), "Опыт" (мичмана Владимира Персина) и "Генерал-адмирал" (гардемарина Аренса), обратили в бегство турецкие броне-мониторы "Эрекли" и "Хизбер", уже одним своим присутствием!
В результате действий флотилии катеров, к 15 июня первый эшелон главных сил Русской армии - 14я пехотная дивизия генерала Михаила Ивановича Драгомирова, без единого выстрела форсировала Дунай.
Но и на Черном море, Русские минные катера не стояли без дела. Высшее командование "Из под Шпица*", настаивало, что на море, маленькие катера, могут предназначаться только для обороны портов. Однако лейтенант Степан Макаров (тот самый будущий адмирал), проявил инициативу... Лейтенант Макаров, предложил создать "катероносец". Был взят вооруженный пароход "Великий князь Константин", и под руководством лейтенанта был переоборудован в катероносец, вдоль его бортов повесели на боканцах (Боканцы старинное название шлюпбалок. Деревянные или металлические балки, выдающиеся за борт для подвешивания корабельных шлюпок.) четыре минных катера - "Чесма" с металлическим корпусом и деревянные "Синоп", "Наварин" и "Минер". Макаров придумал для экономии времени на разведение паров, заправлять перед спуском на воду катерные паровые машины, кипятком и паром, непосредственно из котлов "Константина", в результате такой модернизации катера могли дать ход уже через четверть часа после получения после приказа. (Систему подвески, подъема и спуска, кстати тоже разработал Макаров). И еще одно ноухау будущего адмирала... Впервые в истории Флота был применен некий камуфляж, все катера были выкрашены в маскировочный серый цвет.
И вот лейтенант Макаров отдал первый боевой приказ: "Искать врага в море и уничтожать его!", и пошла боевая потеха.
В ночь на 30 апреля 1877 г. катер "Чесма" лейтенанта Измаил Зацаренного, прямо рейде Батума, подвел буксируемую мину под днище вооруженного турецкого парохода.
В ночь на 29 мая минные катера N 1 лейтенанта Леонида Пущина и N 2 лейтенанта Владимир Рожественского, опять же на рейде, на этот раз порта Сулин, лихо атаковали шестовыми минами броненосец "Иджалие".
В ночь на 12 августа, на рейде Сухума (опять прямо на рейде !), катера "Синоп" и "Наварин" лейтенантов Сергея Писаревского и Федора Вишневецкого, и "Минер" мичмана Павла Нельсон-Гирста, нагло подошли к борту турецкого броненосца "Ассари-Шевкет" и подорвали его тремя буксируемыми минами. Во время рейда, "Синоп" наткнулся в темноте на стоявший у борта броненосца турецкий катер, вступили в рукопашный бой с его командой и победили, потери были, один раненый, лейтенант Писаревский дравшийся в первых рядах, получил веслом по голове.
В ночь на 16 декабря лейтенанты Зацаренный и Осип Щешинский, опять же на рейде Батума, на катерах "Чесма" и "Синоп", произвели первые в кампании пуски мин Уайтхеда по турецким броненосцам, мины оказались слабоваты для таких кораблей и турки отделались легкими повреждениями, но рано они радовались. . .
Когда турки более-менее успокоились, в ночь на 14 января 1878 г., на Батумском рейде снова появились русские катера. Лейтенанты Зацаренный и Щешинский, на "Чесме" и "Синопе", провели первую в военно-морской истории успешную торпедную атаку, двумя минами Уайтхеда, они потопили турецкую канонерскую лодку "Интибах".
Причем и сам "катероносец" "Великий князь Константин" под командованием лейтенанта Макарова, в свободное от минных рейдов время крейсировал вдоль турецких берегов и достаточно удачно. Не желая уступать в храбрости катерникам, 21 июля, Макаров нахально вывел "Великого князя Константина" прямо к Босфору и сжег две шхуны и два торговых брига. Разозленные тем что опоздали на помощь своим кораблям, капитаны подоспевших турецких броненосцев бросились в погоню и гнались за "Князем" чуть ли не до Одессы, но увидев в море несколько рыбачьих баркасов и проклиная коварных гяуров заманивших доблестных наследников Капудан-паши Саид-бея* в ловушку, турки бросились наутек. Они приняли рыбацкие баркасы за минные катера. Три дня одесские рыбаки праздновали свою победу и бесплатно поили всех военных моряков.
Таким образом, четырех маленьких русских катера держали в страхе весь турецкий флот и практически сорвали морскую блокаду Русского Черноморского побережья, объявленную турками.
Интересная информация к размышлениям... Во время Первой Мировой войны, в состав Черноморского флота были введены эскадренные миноносцы, названные в честь Макаровских героев Русско-Турецкой войны: "Лейтенант Пущин", "Лейтенант Шестаков" и "Лейтенант Зацаренный". Эсминец "Лейтенант Пущин", 16 октября 1914 г. повторил подвиг, совершенный в 1877-м самим лейтенантом Пущиным. Эсминец "Лейтенант Пущин" под командованием начальника дивизиона миноносцев капитана 1 ранга князя В.В. Трубецким, близ Севастополя, героически пошел в торпедную атаку на германский линейный крейсер "Гебен" и отвернул, только получив тяжелые повреждения от его главного калибра. И вот ирония судьбы. Корабль, названный в честь героя, освобождавшего Болгарию от турецкого ига, погиб 9 марта 1916 г., подорвавшись на болгарской мине, Братушки блин.
*Адмирал Саид-бей, был разбит и пленен адмиралом Федором Ушаковым при Тендре, вместе с капитаном флагмана Мехметом и всем штабом.
У русского адмирала было 10 линкоров и 6 фрегатов, при 830-ти пушках.
У турок в эскадре было 45 кораблей, в том числе 14 линкоров и 8 фрегатов, при 1400-х пушках.
В результаты турки были разбиты и обращены в бегство, потеряв два линкора потопленными,
один захваченным, плюс несколько вспомогательных судов. Потери в личном составе составили более 2000 убитых.
Русская эскадра потеряла по личному составу 21 убитыми и 25 ранеными. В кораблях потерь не было