Брандер ( По буржуински Fire ship, Brulote, Brander)- корабль, нагруженный как правило горючими (иногда взрывчатыми) веществами, используемый для поджога и уничтожения судов противника. Управлялся экипажем, подгонявшим и прицеплявшим брандер к кораблю противника, покидавшим брандер до огневого контакта. Иногда просто сплавляться по течению или по ветру в сторону вражеских кораблей, особенно если они стояли на якоре.
Первое упоминание о боевое применение брандеров, есть в фундаментальном труде греческого историка Фукидида "История Пелопоннесской войны". В 413 году Д.Н.Э под Сиракузами, против Афинского флота был применен брандер, это был торговый корабль, набитый вязанками хвороста политого маслом и лесом. Его подожгли и пустили дрейфовать в сторону Афинского флота, но Афиняне уклонились от странного корабля и на этом первое боевое применение, а вернее его попытка закончилась.
Потом Брандеры более удачно, использовал Александр Македонский, во время осады Тира, в 332 году до н. э. По приказу Александра, было начато строительство дамбы, должной соединить берег с городом и именно для защиты строителей македонцы установили на насыпи две боевых деревянные башни. Тирийцы построили брандер и подвели его к башням, и коварно подожгли его, ну а потом занялись и башни. Брандеры поддерживали несколько триер, с которых вели огонь лучники, не давая македонцам тушить пожар, а затем и вовсе высадили десант и молодецкой атакой выбили македонцев с насыпи, которую затем и разрушили. Месяцы работы македонских инженеров и саперов пропали напрасно. Александр говорят, был настолько недоволен, что последовали оргвыводы по наказанию невиновных, и поощрению непричастных. Но тем не менее, брандеры "выстрелили" первый раз.
Очередное зафиксированное историками применение брандеров, имело место быть в Поднебесной, в 208 году уже Нашей эры, во время Битвы при Чиби на реке Янцзы( Сражение у Красных утесов). Во время войны Царства У и полководца Лю Бэя, против Царства Вэй, под командованием генерала Цао Цао.
Там уже применялись штатные брандеры, то есть целенаправленно созданные специально для огненного боя. Они представляли собой суда, заполненные связками тростника, пропитанного нефтью и кувшинами с нефтью. На носу этих судов были устроены специальные шипы-захваты, для надежного сцепления с кораблями противника. Сунь Цюань, командующий флотом Царства У, с помощью массированной атаки этих брандеров, одержал победу над Цао Цао. Как писали летописцы, Янцзы была красной, от огня и крови.
Потом в применении брандеров настал долгий перерыв, Византийцы изобрели 'Греческий огонь' и стали применять нечто вроде огнеметов и ампулометов. Этим жутким зельем, они пытались отогнать от Царьграда русские дружинники, во время их походов в 951 и 953 г.г. Н.Э. Но это всё-таки были не столько брандеры, в прямом смысле этого слова, сколько корабли вооруженные огненным боем.
В XVII и IXX веках, брандеры штатно присутствовали во всех флотах мира, уже как официальная корабельная боевая единица. В стандартном брандере, была как правило пороховая и нефтяная начинка. Плюс команда головорезов, с абордажными крючьями, прообраз морской пехоты. В идеале все выглядело следующим образом... Брандер врезался во вражеский корабль, команда прикреплялась к судну-жертве абордажными крючьями, поджигала фитили и по возможности уходила на шлюпках или на подручных средствах. Ну а изобретение пороха еще более существенно усилило мощь брандеров. Итальянский инженер Фредерико Джамболли одним из первых применил пороховые брандеры, при осаде испанцами Антверпена в 1585 году.
Поучаствовали брандеры и в "разгроме" знаменитой "Непобедимой армады". В ночь с 7 на 8 августа 1588 года, англичане пустили в сторону испанского флота восемь брандеров. Испанцы, помнящие еще страшные голландские брандеры, начиненные порохом, впали в панику и стали рубить якорные канаты. Не одно из пылающих утлых суденышек, груженых хворостом, соломой и смолой, так и не достигло цели. Но боевой порядок испанцев был нарушен и многие испанские суда столкнулись друг с другом.
Что самое забавное, это то, что гордые Бритты не смогли нанести какого бы ни, было урона Испанцам, а своему ужасающему разгрому, Испанцы обязаны провидению и страшному шторму, потопившему 55 из 130 судов Испанского флота. Но после этого случая, в британском флоте брандеры присутствовали уже, тоже штатно. Команда брандера состояла из командира, пяти унтер-офицеров и двадцати пяти матросов - абордажников.
Не гнушались брандерами и джентльмены удачи. В 1669 году легендарный, но тем не менее существующий пират Генри Морган, попал в ловушку в городе Маракайбо, где их заблокировала испанская эскадра, адмирала Алонсо дель Кампо-и-Эспиноса. Хитрый пират Морган, вступает в переговоры с Эспиносой, а пираты тем временем готовят брандер. Ночью брандер поджигают и сцепляют с испанским флагманом, и вскоре испанский корабль превращаются в гигантский костёр. Вам это история что-то смутно напоминает ?... Не буду испытывать ваше любопытство... Эту сцену позаимствовал из жизни Саббатини, и разместил в своей "Одиссее капитана Блада".
7 июня 1672 года, состоялось Сражение при Солебее. Голландский флот адмирала де Рюйтера, дал бой Англо-Французскому флоту Герцога Йоркского, Лорда Монтегю и графа д"Эстре. Во время этой битвы, голландским брандером был уничтожен флагман лорда Монтегю стопушечный линкор "Роял Джеймс". Именно Голландцы считают, что они первые придумали начинять брандеры порохом. Гезы потом потопили не мало и Британских и Испанских кораблей, именно с помощью своих новых брандеров.
Но и самим Голландцам тоже пришлось испытать бумерангом на своей шкуре огонь брандеров. 29 апреля 1676 года французская эскадра адмирала де Вивонна атаковала лишившуюся своего великого командующего, адмирала де Рюйтера, испано-голландскую эскадру под командованием дона Диего Харры и Ден Хаена. Де Вивонн начал это сражение в основном ради поддержания личного престижа перед Людовиком XIV, выразившим недовольство его пассивностью в предыдущих боях. Удачно применив брандеры, он сжег семь из двадцати семи кораблей союзников. Оба их командующих погибли.
1 ноября 1693 года, Коммодор Британского флота славный адмирал Бенбоу, спланировал нападение на французский порт Сен-Мало, именно опираясь на мощные брандеры. Четыре судна-бомбы: "Серпент", "Мортар", "Файрдрейк" и "Гренада", помимо пороха в трюмах несли еще и мортиры, но они лишь отвлекали противника. Ибо звездой адской флотилии, был 300-тонный галиот, со знаковым именем "Инфернал". Этот корабль был плодом идеи молодого француза Рено, который уже двенадцать лет носился с идеей супер-брандера. Судно в 33 фута в длину и с осадкой в 9 футов, было от мачт до клотика, забито взрывчатыми материалами. Нижняя палуба была заполнена боченками, с 20 000 фунтов пороха, на второй палубе было сложено 600 корабельных зажигательных бомб, а на третьей - пятьдесят бочек, наполненных всем что французы смогли найти взрывающегося, от гранат до пиротехники. Верхняя палуба была густо завалена старинными пушками, набитыми порохом и всяким ненужным железом. Командир, никому не доверивший эту честь, будучи единственным человеком на судне, подвел брандер, на расстояние пистолетного выстрела от цели. После чего, он поджег фитили и покинул судно. Взрыв потрясший город был ужасен. Крыши снесло примерно с 300 домов, обрушилась крепостная стена, обращенная к морю, и разбились все стекла, фарфор и прочая керамика в радиусе трех лье. Причем само судно-камикадзе, что интересно, не было полностью уничтожено.
Следующий весьма интересный случай, атаки брандера, состоялся во время Первой Берберийской войны (1801-1805) (также известной как Триполитанская война). 14 июля 1804 года, лихой американский капитан Ричард Сомерс, набил трофейный кеч взрывчаткой, назвал его "Неустрашимый", решил пробраться на нем в гавань Триполи, забитую пиратскими кораблями и поднять там все на воздух. Но Берберийские были народом опытным, были на чеку и пустили на дно этот брандер, вместе с капитаном и командой.
В 1809 году Британцы применили брандеры против французов. В феврале французский флот численностью до 14 вымпелов, стоял на рейде у берегов Басконии на якорях. Командующий Британскими силами Лорд Кокрэн пустил в дело брандеры, которые вызвали у противника такую панику и всеобщее смятение, что большинство французских судов, просто выбросились на берег.
Использовались брандеры и в Греческой войне за независимость 1821 - 1832 годов. Там они попортили много крови турецким адмиралам. Быстро и не слышно, греческие фелюги-брандеры, сцеплялись с турецкими кораблями, команда спускалась в шлюпки и только тогда капитан поджигал фитили. Известна атака турецкого флагмана, греческим брандером у острова Лесбос. Командовал брандером капитан Папаниколис, ставший признанным героем Греции.
Был еще и такой вариант, Сумрачного Тевтонского гения, как "'Прибрежный поджигатель' " ( 'Kustenbrander') отставного прусского капрала Бауэра, который до этого предлага чсвой проект британцам, австрийцам и даже русским. Шла датско-прусская война, датские корабли блокировали немецкое побережье, а серьезного флота немцы в те времена не имели. И тогда отставной капрал баварской артиллерии, Вильгельм Бауэр из городка Диллинген и предложил свой проект ныряющего брандера. Лодка имела длину 25 футов (7,62 м), ширину 6 футов (1,83 м), высоту 9 футов (2,74 м) и водоизмещение 37 тонн. По бортам и в носовой части были расположены иллюминаторы из толстого стекла. Для погружения вода принималась в балластную цистерну, расположенную в трюме, для всплытия требовалось выкачать ее из цистерны за борт ручным насосом. Двигалась лодка посредством мускульной силы, двух членов экипажа, они, работая ногами, вращали четырехлопастной гребной винт. У германцев он числился как 'Ныряющий брандер', хотя был вооружен минами. С 'Kustenbrander была вообще весьма мутная история, но по легенде,в декабре 1850 года капрал Бауэр на своем "Ныряющем брандере" вышел из Кильской гавани, намереваясь атаковать датский флот. Увидев необычное судно, датские корабли сломали строй и бросились врассыпную. Это была первая и последняя победа подводного-брандера.
Последними массовыми пользователями брандеров были Японцы. Сначала во время осады Порт-Артура в 1904 году, они трижды, группами по 5, 9 и 12 брандеров, проводили атаки на бухту крепости. Была ли у них задача только закупорить вход в бухту или атаковать заодно и русские корабли, так и не выяснили, но в истории этой обороны, они остались как брандеры.
А потом, уже во время Второй Мировой войны, в 1944 - 1945 годах. применялись созданные для "надводных" камикадзе скоростные катера-брандеры, начиненными взрывчаткой. Символическое катеров этого типа - "Синъе" (сотрясение океана). Отсюда пошло наименование катерников - самоубийц - "синъе токкотай". "Синъе" изготавливались из дерева, снабжались двигателем в 67 л.с., развивали скорость до 18 узлов. Дальность их действия была до 250 км. Оснащались либо 120 килограммовой авиабомбой, либо глубинной бомбой в 300 кг. Атаки "синъе токкотай".были весьма эффективны и американцы их очень боялись. А данные об их атаках засекречивались. Всего их выпустили 1000 штук.
Но самое удачное и эффективное применение брандеров, связано со словом - ЧЕСМА.
Западная историография сквозь зубы, упоминает о том, что дикие Московиты оказывается тоже применяли брандеры, и тем более не принято громко говорить о Чесменском сражении, и вот как это было...
Шел XVIII век, годы правления Екатерины Великой. Россия вела войну на своих Южных границах, с напавшей на неё Османской империей и агрессору, как это было принято у Екатерины Сэконд, вельми обломилось. Под Ларгой и Кагулом победно гремели пушки Суворова и Русский флаг развевался над Крымом, ставшим вассалом России. В это же время была организована Архипелагская экспедиция, имеющая целью, нарушит коммуникации турок в Эгейском море и обозначить присутствие Русского флота в Средиземноморье.
Утром 24 июня 1770 года, русская эскадра встретила в Хиосском проливе флот капудан-паши Хасан-бея. Силы были неравными и не в пользу русских. Против 9 линейных кораблей, 3 фрегатов и бомбардирского корабля графа Орлова, (при730 орудиях), было 16 турецких линкоров, 6 фрегатов, 6 шебек и 13 галер, и нес турецкий флот 1430 орудий. Против 6500 русских моряков, 15000 турок.
Но русские корабли начали атаку первыми. Адмиральский линкор "Евстафий" прорвался к кораблю капудан-паши "Реал-Мустафа", разрядил в него в упор орудия правого борта и пошел на абордаж. Бой был ожесточенный, палуба переходила из рук в руки, но героизм российских моряков побеждал отчаянную оборону турок. Один из русских матросов, имя которого увы осталось неизвестным, овладел турецким флагом, но был ранен в правую руку. Тогда он схватил флаг левой рукой, когда же подбежавший турок ударом сабли ранил ему и левую руку, матрос вцепился в полотнище флага зубами и не выпускал его до последнего вздоха. Пылающий "Реал-Мустафа" сдался, но огонь добрался до крюйт-камеры и оба линкора и турецкий и русский, скрылись в огненном вихре. Такова была прелюдия боя.
Граф Орлов так описал это в письме Императрице: "Все корабли с великой храбростью атаковали неприятеля, все с великим тщанием исполняли свою должность, но корабль адмиральский "Евстафий" превзошел все прочие. Англичане, французы, венецианцы и мальтийцы, живые свидетели всем действиям, признались, что они тогда не представляли себе, чтоб можно было атаковать неприятеля с таким терпением и неустрашимостью". И далее Орлов добавляет: "Свист ядер летающих, и разные опасности представляющиеся, и самая смерть, смертных ужасающая, не были довольно сильны произвести робости в сердцах сражавшихся с врагом россиян, испытанных сынов отечества..."
На "Евстафии" погибло при взрыве 636 человек.
Гибель флагмана ввела турок в смятение и нарушила управление неприятельским флотом. В 13 часов пополудни турки, начали в панике рубить якорные канаты и неорганизовано отступили в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где их преимущество над русской эскадрой, стало еще больше. Помимо береговых батарей и кораблей поддержки, против 8 русских линкоров, были 15 турецких. Но русские моряки не собирались отступать. На военном совете адмирал Спиридонов, граф Орлов и контр-адмирал Эльфинстон решили блокировать турецкие корабли в Чесменской бухте и дать им бой, правда для утверждения именно этого решения, графу Орлову пришлось предъявить секретный именной рескрипт Императрицы, о своих полномочиях, Главнокомандующего Русскими силами на Средиземноморье.
Хронология битвы была такая...
С раннего утра 6 июля российские суда, начали артиллерийскую блокаду турецкого флота и береговых укреплений, чем нанесли им определенный урон, но это было сделано для отвлечения внимания турок. Все это время, из четырёх вспомогательных судов срочно изготавливались брандеры. К 17-00 все было готово.
Начал операцию бомбардирский корабль Гром, который стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту и начал нахально обстреливать турецкие суда в бухте. Главным калибром "Грома", были две мортиры, стреляющих шестипудовыми бомбами (мортиры были установлены на свинцовых поддонах, чтобы не проседала палуба при выстрелах). В 00:30 к нему присоединился линкор 'Европа', еще через пол часа - линкор 'Ростислав', в кильватере которого в темноте Средиземноморской ночи, крались брандеры, замыкаемые линкором "Не тронь меня".
Линкоры начали с турецкими кораблями артиллерийскую дуэль, под ее прикрытием 'Гром' и фрегат 'Африка'" атаковали береговые батареи на западном берегу бухты. В 01:30 подожженный огнем с 'Не тронь меня', взорвался один из турецких линейных кораблей, горящие обломки стали падать на другие турецкие корабли, стоящие в бухте, что вызвало панику.
Через пол часа русские корабли прекратили огонь и настало время брандеров.
Но и турки увы не дремали, брандеры капитанов Гагарина и Дагдейла были расстреляны корабельной артиллерией, брандер под командованием Маккензи, сцепился с уже горевшим турецким кораблем, а вот брандер лейтенанта Д. Ильина, прорвался к 84-пушечному линкору, стоявшему в центре турецкого флота, полетели абордажные крючья, задымились фитили, и Ильин вместе с командой покинул подожженный брандер на шлюпке. Турецкий линкор взорвался и поджёг большинство оставшихся турецких кораблей. В течении получаса, взорвались ещё три турецких линейных корабля. Русская призовая партия, дерзко проникла в пылающую гавань и прямо из-под носа у турок увели шестидесяти-пушечный линкор "Родос". А взрывы в Чесменской бухте, продолжали греметь. С 4:00 до 5:30, каждые пять минут взрывался еще один турецкий корабль, а в 6 утра полыхнули прощальными взрывами одновременно 4 турецких линкора. К 8:00 утра, бой в Чесменской бухте, был закончен полным разгромом турецкого флота. Турки потеряли 15 линейных кораблей, 6 фрегатов и десятки мелких судов.
Их людские потери составили около 11 тысяч человек. Русская эскадра захватила 1 линейный корабль и 5 галер. Потери русской стороны при операции в Чесменской битве составили 25 человек убитыми. Даже если прибавить к ним погибших накануне на "Евстафии", победа была абсолютной. Никогда больше, ни до, ни после Чесмы, в практике Морской войны, не было такого эффективного использования брандеров.
Граф Орлов получил к фамилии почетную приставку "Чесменский", он и другие адмиралы и офицеры были осыпаны дождем наград и подарков, но самое главное на мой взгляд, этот Указ...
23 сентября 1770 г. вышел указ императрицы о наградах для нижних чинов, участвовавших в сражении при Чесме. В указе говорилось:
-" ... жалуются всем находившимся на оном во время сего счастливого происшествия, как морским, так и сухопутным нижним чинам серебряные, на сей случай сделанные медали" на голубой ленте в петлицу..."-
На серебряной "матросской" медали за Чесму на оборотной стороне изображены русские военные суда, а за ними - объятые пламенем турецкие корабли. Внизу в обрезе надпись: "Чесме", дата, А вверху помещено всего одно слово "Был", поясняющее, что был-де турецкий флот и нет уже его после Чесменского разгрома, по другой версии, мол был я при этом сражении. На мой взгляд, хороши обе версии.