РОССИЯ
***
Баскунчак
Матушке Юлии
I
Пустынно, солено и горько.
Тоскливые взгляды собак.
Раскинул средь степи привольно
Озера свои Баскунчак.
Гора Богдо высится рядом.
Зачем она здесь и о ком?
Лишь голая степь ей отрадой,
И мне душу травит притом.
Натужно гудят земснаряды,
Качая из вод этих соль.
Граница России. И надо
Перетерпеть эту боль.
Потери, развала, обновы -
Пред временем что устоит?
Гора Богдо смотрит сурово
И ничего не говорит,
Хоть птицы приносят ей вести
Из чуждых и дальних ей стран,
А ночью поют ей созвездья-
Казах перенес к югу стан.
Теперь это русского местность.
Лишь снится горе Казахстан.
2
И кошки, облезлые твари,
Скитались меж газовых труб.
Страна помешалась на газе,
А тут соль по-прежнему чтут.
Такие святые понятья:
Хлеб, соль и пустыня, вода,
Не просто так - люди как братья
И сестры друг другу тогда.
И "Здравствуйте" слышал везде я
От здешних раскосых людей,
Как издревле в русских селеньях
Приветствовать любят гостей.
3
И все было чисто и ясно,
Серьезно и не впопыхах,
И только на здании власти
Отсутствовал дерзостно флаг.
Но видно и то, не случайно
Забыли повесить его -
Здесь правили вечность и тайна,
А не брани века сего.
4
Кому-то, быть может, чуть страшно:
Кристаллы, Богдо, Баскунчак...
Но жизнь тут была не напрасна,
Как утром грай птиц в камышах.
Вблизи было сладко и жутко
Смотреть на их взлет снизу вверх,
И всплеск взбудораженных уток
.Во мне ощущал каждый нерв.
И тени в загадочном небе
Скользили в полуночный час
Не призраком или химерой -
Как боги - и здесь, и сейчас.
Нет, все это было прекрасно,
Неведомый, новый мне мир.
И нежность просоленной расы
Была приглашеньем на пир.
5
И моря уже нет
Апокалипсис
И солнце, конечно, Востока
Вставало как глаз над водой,
Пугая присутствием рока,
Смягчая тот страх теплотой.
И чудилось, все совершилось.
Окончен истории бег.
И люд со зверьем подружились,
И моря теперь уже нет.
И небо свернулось как свиток,
И звезды упали с небес.
И там, где пустынные плиты,
Разросся вдруг в будущем лес.
6
Время собирать камни
Библия. Экклезиаст
Един Бог. Един народ Божий.
Ему начинать средь камней.
И я средь него - не прохожий,
А просто - один из людей.
И что значит слово без соли?-
Евангелие говорит,-
Как жизнь человека без боли,
Без Бога, да и без любви.
7
...А женщина, кто в местном храме
Церковное пенье вела,
Была не какая-то дама-
Директором Клуба была.
Священнику, как оказалось,
К тому же супруга она.
Да, все у нас перемешалось.
Великая все же страна.
***
Разговор с Луной между Европой и Азией
Ах, человек. Ужель готов
Вселенной чувствовать утраты?
Народ живет не для зарплаты.
Он - Божий. Он - Его престол.
Он есть. Он будет. Твой всегда,
Луна, светильник ему светит,
И загорается над степью
Для всех единая звезда.
Европе с Азией скажи
Ты светом слово нам, Селена:
Нет ни границы, ни межи.
Россия - это часть Вселенной,
Наследья Божьего Удел
Нам неизвестных еще высей.
И человеческою мыслью
Нам не постигнуть тот предел.
Причастьем к высшей той судьбе
В нас сердце радостно ликует -
Россия, Вера, Литургия
Сошлись в едином торжестве.
***
Тайна вод, Творенья и Мессии,
Китежа костры на дне видны...
Вот опять и снова о России,
О судьбе народа и страны.
Водолей с небес на нас льет воду,
Проливает Божью благодать.
А у нас здесь снова непогода,
И ни зги, ни избы не видать.
Одиноко бьется звездный Лебедь,
Северный на небе, значит, Крест.
Не взлететь ему, как видно, в небо
И не может даже, видно, сесть.
Но не век межзвездному пространству
Лебедя и нас держать в цепях.
Вспомнит Бог и наше окаянство,
Водолеем оживит наш прах.
Будем жить, и радуга Завета
Будет осенять наш мирный круг.
Кто сказал, что стоит ли об этом?
Ну конечно, стоит, добрый друг.
***
Обновится как у орла юность твоя
Библия. Псалмы
Ах, юность, о, пора мечтанья.
Перехлест любовных стрел,
Полнота очарованья -
Гордой юности удел.
Что ей блеск, что искус злата?
Что ей страх полночной тьмы?
Были б чувствами как братья,
Были б тайнами полны.
Были б клятвами богаты
Да друг другу бы верны.
Были б за Христа распяты
За любовь и честь страны.
За великое наследство -
Быть пред Родиной в долгу,
За прекрасное соседство -
С Богом жить в одном Саду.
Юность. О пора дерзанья,
Жажда подвигов и дел-
Это Божий дар созданью,
Чтобы ты любил и пел.
***
К событиям октября 93г.
Порой убийственна картина бытия,
Где зло тогда господствует витийно,
Витиевато сеть тебе плетя.
Не выразить его жестоковыйность
Подвластной слову верною строкой,
Хоть слову, вроде ясно, все подвластно,
И слабой человеческой стезей
Не охватить всю необъятность
И часто ужас мира. Но, постой.
Останови перо пред Божьим страхом.
Что знаешь ты о самой малой птахе,
Летящей на погибель на костер?
***
Бедные - пастбища богатых
Библия
Развал. Распад. Развод. Чечня. Цхинвали.
В стране, как и в семье, поруха и разор.
Как с этих пор с катушек мир сорвали,
Так не восстановили сих пор
Нет, не безумные, но те, кто понимали
корысть свою как благо всей страны,
Кто бедных пастбища, смеясь, опустошали,
Лишив насущного - и хлеба, и травы.
И кроткие доверчиво внимали.
Но жены их так все переиграли,
Мужьям вручая посохи, сумы
Вместо молитв, отправив на вокзалы
Искать работу мужиков несчастных
Неважно где, в Починках иль в Цхинвалах,
Что свет теперь не отличить от тьмы.
Но видит Бог незлобие народа.
Потом ты на суровость не пеняй.
Ты - Человек. Тебе дана свобода.
Вот ты и выбирай:
Ад или Рай.
***
Инок Григорий Отрепьев
О, Русская земля. Ты уже за холмом.
Слово о полку Игореве
О жизнь. Уже ты за холмом.
На месте Дона - Стикс холодный,
В душе все глуше глас народный,
Чей вопль нам не понять умом.
И нет отчаянию меры,
И ты забыл, что значит вера,
Россия, родина, народ.
Но кто-то песнь тебе поет,
И кто-то за тебя живет.
И понимает этот кто-то,
Что ждет тебя за поворотом
Никто иной тебе как Бог.
Ну что ж, настал и твой черед.
Значенье слов теперь в ином:
О жизнь. Ты рядом, за холмом.
И что-то ты еще лепечешь,
В безумье раскрывая рот,
Тебе уже готовит встречу
Россия, Родина, народ.
И солнце за бугром встает,
И херувимов хор ревет.
***
Дым в Москве
Как нам уйти от этой хмари,
Где тянет дымом, пахнет гарью,
Как будто кто-то дом поджег?
Но Он Россию не оставит.
Огонь погаснет, дым растает,
И новый кров подаст нам Бог.
И нас, конечно, не ославит,
А приголубит, приласкает,
Пусть у него премного дел.
Себя бы ты не проглядел.
***
Двадцатый век нам был вроде как школой.
Мы для того прошли тот Крестный путь,
Чтоб поумнев, не враждовали боле,
Сходя с ума от ржавых медных труб.
Ужасный век. Так и останься в прошлом.
И более в наш дом не возвратись,
Чтоб Чудом Божьим, а не средством грозным,
Не в наказанье Бог дарил нам жизнь.
***
Свечку ставить. Такая забава.
Я не свечку - Свечу водружу
За тебя и родную державу,
И Бог даст, ей еще послужу.
За истерзанность этих просторов,
Вековой безнадеги мотив,
За печалей библейские горы,
За присутствие ангельских сил
Я воздвигну свечу в Воскресенье,
Возожгу огонь жертвой во мгле.
Будет вера и будет спасенье,
Пока дождик идет на земле,
Пока воды, небес что превыше,
Окропляют сухие поля.
И становится чище и тише
На душе после капель дождя.
И свеча будет теплиться долго.
И звенеть за окном будет дождь.
И святым осознанием долга
Вызревать будут слово и гроздь.
Свечку ставить - святого обряда
Низким слогом невежд не унизь.
Нет, не свечку - Свечу Богу ставишь
Перед Ликом российских Святых.
***
Белые Горы
Белые дороги, ослепляющие глаз.
Родники среди меловых холмов
и хранящии их змеи.
Взорванные пещерные храмы христиан.
БЕЛОГОРЬЕ.
Молодая монахиня,
случайно столкнувшаяся с тобой,
прыскает от смущения.
Совсем как девчонка.
Но ты видишь, Ангел за ней несет
бремя мира.
Старец священник возложит
крест на голову, не тебе ли?
Приветливая схимонахиня подарит
огромную просфору и даст
святой воды, не тебе ли?
Она показывает отверстия
от пуль - своих ли, чужих-
на иконе Божьей Матери.
Дети, спеша по своим делам,
Поприветствуют тебя:
"Здравствуйте".
Девушки из скита улыбнутся.
Монахиня поздравит с праздником.
Не все кончено.
Мария называет стол великим престолом.
Ставит тарелку творога в молоке.
Вторую неделю таскаешь в рюкзаке початую
бутылку водки. Нет желания.
Молочные реки в кисельных берегах.
Костомарово.
Красота необыкновенная.
Кругом зеленые холмы в цветах.
Здесь расстреливали монахов,-
Спокойно скажет экскурсовод.
Выцветшие указатели Дивногорья.
Изогнутость Пространства.
Вогнутая по горизонту чаша.
Внутри - белый монастырь.
За оградой - железная дорога.
Ночь. Спит монастырь и мир.
Проходит поезд и встряхивает
Келью, трясет постель.
Ящерицей ползет вдалеке товарняк.
Идешь по дну этой вогнутой
Чаши Вселенной.
Странное ощущение
Нереальности происходящего.
Центр земли.
Русская Палестина. Земля обетованная.
Рассвет.
Видишь, как к Кресту на Голгофе
поднимаются первые паломники.
Перед глазами - Троя, Египет, Тибет,
Россия, Палестина.
Порушенный, затерянный, но
вечный, живой мир.
Царствие Небесное, пятой своею
ступившее на землю.
Святая Русь. Так вот где Ты.
Слава Богу, что Ты есть.
И ты падаешь ниц.
Елец.
Родина Ивана Алексеевича Бунина,
в юности мечтавшего быть подвижником.
Монастырь.
Красивые сильные монахини, настоящие
бунинские женщины. Русская стать.
Несет ведро с краской, княгиня или царица.
В храме строгая, в полном одеянии, монахиня,
проходя мимо, бросает тебе под колени
коврик. Она регент, ведет службу на клиросе.
На работе подходит к тебе в обычном платье,
улыбается, выбирает из твоих волос стружку,
ласково называет по имени.
Очень грустно.
Уходите,- устало говорит старик священник
на исповеди,- не искушайте.
Как можно было не любить
этих женщин в миру?
Что мы за люди?
Ночью снятся. В коротких, выше колена
светлых платьях. И сами какие-то
светлые. Крепкие античные ноги.
"Что, красивые? Нравится?"- смеются
веселым чудесным смехом.
И уходят
Шумной девической гурьбой.
В дождливый вечер в сельском кабачке странник
пьет портвейн. Застенчивые лица. Вспоминается
фильм "Христос остановился в Эболи".
Конечно, "и ты, Вифлеем, не хуже других земель
Израильских". Но как они трогательны и доверчивы,
беззащитны и ранимы. Простые русские люди. Россияне.
***
Рифмы, двойные гармоничные, сладостные
для слуха созвучия - не более, чем ножницы,
сокращающие шагреневую кожу судьбы
по мере ее чистосердечного погружения
в реальность.
Отсюда короткая жизнь раннего таланта.
Зрелый талант более осмотрителен, что,
впрочем, не делает ему чести, но делает
его жизнь более длинной.
Есть за что просить прощения у Бога.
И ценить рано ушедших гениев,
своеобразных мучеников
искренности и чистоты.
И правды.
А кто ее любит? (Св.Феофан Затворник)
И их соответственно.
Любовь к поэзии - дань,
образ покаяния детей
за пренебрежение к прекрасному
со стороны отцов.
Вспомним трагические судьбы поэтов прошлого века.
Поэты - святые? Конечно же нет, но как
мученики вполне возможно,
исповедники всего самого лучшего и достойного
в людях и бытии.
За одно это им надо быть благодарными,
особенно в наше обесценивающее
мысли и чувства время.
Не зря женщины любят поэтов.
Ахматова и Цветаева говорили-
единственно, кто вообще способен любить -
это поэты.
Кстати, Писания святых весьма
поэтичны и эмоциональны.
Несомненно, поэты близки к святым,
И может быть более, чем мы думаем.
Во всяком случае, без сомнения
Бог на их стороне,
прежде всего тех поэтов,
которые удостоились народного почитания.
Ясно, что это - знак Божий.
Блаженны алчущие и жаждущие правды.
Поэт и царь.
Не равновеликие ли фигуры истории?
Этим все сказано.
Пути разные.
Суть - одна.
Служение.
***
Я иду с головой как керосиновая лампа
в потемках ... освещать.
С. Есенин
У поэта тоже есть свои святцы.
Я не к тому, что он и они вне Церкви.
Неканонезированные праматери и праотцы,
Они тоже для него эталон любви и чести.
Ну, может, не эталон, а живые примеры,
Достойные обожания и подражания,
Хлебнувшие горюшка полною мерой,
Но не зарывшие в землю талант, Богом данный,
Дорогу в потемках указывать звуком,
Когда света, казалось бы, больше нет.
И Бог весть, какими платили муками
За возможность в себе иметь этот свет.
Исторгаемый звуком свет со словом едины,
Кроме бессвязного вопля, что ни к чему.
И нет мертвых поэтов. Все они живы,
Славя Бога тем словом, что и наяву.
И можно бы их перечислить, не так уж их много,
Но, пожалуй, делать не стану, чтоб не забыть мне кого.
И ты, друг мой любезный, возьми хоть любого,
Несчастного нет среди них тем не менее,
(Честь - в поле один на один биться с Временем)
Как и счастливого, ни одного.
А поле-то русское. Вот где источник-то.
Страна-то к ним мачехой. Но - Третий Рим.
И надо из горла исторгнуть пророчество,
Следуя сердцу сквозь сладостный дым.
Веревки для шеи поэта, конечно же, здесь не найдется -
Проклят висящий на древе. Это - прерогатива Творца.
Но в остальных средствах недругам ох как неймется,
Всем тем, кто стреляет по небу в Лик Бога Отца.
И потому у Бога поэты - ближайшее окруженье,
Собою прикрывающее Истину от лжи.
И как солдат, прорывающийся из окруженья,
Подобно князьям святым не сдается, идя на вы.
Поэты и вы, поэтессы, великие вечные судьбы,
Вы - знак Божий, что человека нельзя заставить молчать,
Что б он, славя Бога, не прославлял свои узы,
Но желал быть свободным и умел побеждать.
Не прикажешь ведь сердцу. Оно у Небес на ладони.
Пой же, флейта, вливаясь в ансамблевый туш.
Это чудо - что как бы нам не было горько и больно,
Петь в невидимом хоре богоспасаемых душ.
***
К столетию беды русских революций
А действительно, чтобы
Я сказал человечеству?
Не рождаются смоквы
На бесплодных ветвях.
Нет пророка в Отечестве -
И пусты небеса
Над бессильною в вере
И надежде страной.
Какой мерою мерить
И какой головой
Надо быть, чтоб безмерность
Этой дольней глуши
И чуть-чуть эфемерность,
Но бессмертность души,
И державного мира
Абсолютный покой,
И нужду в братском пире,
И желанье быть лучше
Никого уж не муча,-
Что ж еще, Боже мой,
В этой юдоли бренной
Есть - все, все, чем мог быть
И любя отдавать,
И пахать, и творить
Мог народ в смысле жить
Совершенно -
Переврать да и переломать.
***
О Боже, суть широты русского характера-
преодолеть узость 6I3-ти ограничений
и вырваться на свободу сердца,
и спеть свою единственную неповторимую песнь?
О музыка Кирие Элейсон.
Что еще нужно человеку, кроме этих двух слов?
Все звуки мира, все слова всех языков и наречий
вмещает в себя это словосочетание.
Разве еще что-то нужно знать? Зачем?
Язык Лестницы Иакова, нисходящей с Неба, вместо речи
строителей Вавилонской башни, штурмующей его.
Ты есть,
Вот я, Кирие Элейсон, Господи помилуй.
Вот и весь, в присутствие Святого Духа,
Наш разговор.
И нет слов прекраснее.
***
Откуда мне сие...
Песнь Елизаветы
Еванг.
Ты знаешь лучше, Боже, что мне надо.
Моя свобода нынче ни к чему.
Уж осень подступает рада
Вручить дары мне - посох и суму.
Да, мне с Тобою ничего не надо.
Что есть - тем счастлив, милостью - богат.
Приветливость ценю дороже злата,
Превыше сует - яблоневый сад.
Пусть правят бал упадок и разруха-
Не превозмочь божественных щедрот.
Душа всегда у Бога на поруках,
Она иначе просто не живет.
Высокий слог из горла снова рвется
О Родине, России, о Судьбе.
Откуда мне, отколь сие берется?
Из сердца снова песня льется -
Мать Господа идет ко мне.
***
Взойдя на Ноев ковчег,
Новая поросль, младость
Заполнит собой этот хаос,
Чтоб не погиб Божий Свет.
И только тебя уже нет.
Но будут другие люди,
Улыбки, глаза и губы
На этом небесном блюде
Сквозь сине-зеленый цвет.
Он тоже с ними пребудет,
Как радуга иль благовест,
Как горняя чудная весть.
И ты, верно, тоже пребудешь,
Но это другая уж песнь
О том, что ты есть, был и будешь
Как золотая трава,
Как эта пурпурная осень
И как морошковые острова,
Упрятанные среди сосен.
На все и про все знать ответ
Не надо, быть может, стараться.
Есть люди. Желание счастья.
Есть Бог. Есть Любовь. И привет.
И гордость, что все-таки жил
На этой прекрасной земле ты,
Где сердце и плачет, и млеет,
Которую Бог посетил.
Достоинства, чести Своей
Явил Он и цену, и меру.
Мы ж пыльной дорогой химеры
Бредем за тридевять земель.
***
Дочери
Как живешь ты, девочка моя,
Не страшна ль тебе твоя дорога?
Ну, а если на сердце тревога,
Что ж, мужайся, чаша, знать, твоя.
Общий людям на земле удел.
Жить, любить, трудясь и вдохновляясь,
К времени до времени влюбляясь.
Как без этих человечьих дел?
Как-то надо эту жизнь прожить,
И ее не перейти как поле.
Каждому своя судьба и роли,
Как-то надо душеньку спасти
*
Как живешь ты, доченька моя,
Что печалит и о чем поется?
Вообще, на свете как живется,
Как твоя учеба и друзья?
Как твой брат? Он первый тебе друг.
Постарайся сохранить с ним дружбу.
В жизни это вам обоим нужно,
Мало ли что приключится вдруг.
С нами Бог. И если будет тьма,
То впадать в отчаянье не надо.
Ты - Его возлюбленное чадо.
Знаешь ты об этом и сама.
Человеку много ли дано?
Так купи себе поярче платьев.
Как сказал поэт, жизнь эту кстати
Проживем с другими заодно.
*.
За окном пускай метелит вьюга,
Есть для сердца нежного привет:
Быть любимой для детей и друга,
В этом счастья женского секрет.
Ну, а слезы - это тоже доля
И прекрасных женщин, и детей,
Как и рыцарей желанная неволя
Полоняться в плен сестрой своей.
Боль порой, мой друг, утешить нечем.
Надо что-то сделать и самой.
Может быть, набросить шаль на плечи
И побыть немножечко одной.
Ну, а если очень уж придется -
Не ропщи. И Божья благодать
Обязательно к тебе вернется,
Будет новой радостью сиять.
Оставайся юной и красивой,
Сколько б не бежало мимо лет,
И, конечно, чуточку счастливой,
Даже если счастья в мире нет.
A la gerre comme a la gerre, дружочек.
Что ж ты хочешь, на земле живем,
Где за каждой душеньки росточек
Бой с утра до полночи ведем.