К чему увековечивать мой опыт учёбы в школе Гурджиева? Ведь уже написано столько сотен замечательных книг на эту тему.
На одной из встреч в группе, в которой я учусь последнее десятилетие, встал этот вопрос. И я спросил моего наставника А. зачем писать, и разве кто нибудь способен написать лучше, чем Жанна де Зальцманн?
- Да. - ответил мой наставник - Ты можешь!
И вот, не прошло и года, а эти несколько слов, брошенные в мою душу дали результат.
Я начал учиться в школе Гурджиева в 2003 году. Нашёл я школу случайно. Сначала один из сослуживцев, психолог по образованию, порекомендовал прочесть мне книгу Успенского. Через год после этого другой работник моего отдела, случайно заметив у меня на столе книгу на русском языке, что, вероятно, удивило его, ибо моё поведение в первые годы на новом рабочем месте в новой стране ничем не выдавало мою наполовину интеллигентную натуру, поинтересовался, о чём она.
Возможно, ему было интересно узнать, чем интересуется по жизни новый сотрудник.
- Успенский? - с ноткой удивления в голосе спросил он - Я не слышал о таком авторе.
На это я, в свою очередь, сдержанно заявил, что человек совершенно не знающий русского языка не может знать всех русских авторов.
- Почему же? - возразил он - Если книга по психологии, я должен о нём знать. К какому течению он относится, кто его учителя?
- Гурджиев - ответил я.
- А! Гурджиев! - радостно воскликнул мой сослуживец - Сам я не знаком с его идеями, но одна из моих знакомых, с которой я занимаюсь йогой, помешана на этом. Она учится в школе, организованной Гурджиевым. Я лично знаю многих, занимающихся в школе. Это очень удачное направление, и все там занимающиеся очень интеллигентные люди.
Для меня этих рекомендаций было достаточно. Неожиданно найти школу, образованную 100 лет назад в России в Израиле? Я был удивлён. Книгу Успенского, как и все другие до этого прочитанные, я считал интересным рассказом из прошлого.
То, что организация может существовать 100 лет и перемещаться из страны в страну было для меня чем-то новым. И я попросил телефон его знакомой.
Опускаю описание первого года моей учёбы и ничего не скажу о моём первом учителе Й. Скажу только, что мне было тогда 35 а ему 65. Через пол года после начала занятий в его группе Й. серьёзно заболел и не мог уже преподавать.
Он передал группу своему другу З., который и стал моим первым Учителем на этом пути.
Название рассказа относится к событиям, произошедшим через год после начала учёбы.
В течение первого года мы встречались раз в неделю и общались в течение часа. Каждый раз З. давал нам задание на неделю, и на следующей встрече мы делились опытом, полученным в процессе выполнения задания.
В конце учебного года была организована встреча на 24 часа. Приехала женщина, достаточно пожилая, из Англии. Смутно помню её по прошествии 12 лет.
Мы сами должны были найти место, где проведём встречу и купить всё необходимое - в первую очередь еду на 15 человек на сутки.
Один из учеников, Р., предложил провести встречу в его доме в Цфате. Он сказал, что в наследство ему достался большой дом, в котором сейчас никто не живёт. После того, как З. съездил с ним туда и проверил на месте, что дом подходит для наших целей, был выбран день и назначено время встречи.
Из центра страны до Цфата несколько часов езды. Ученик - хозяин дома - не мог приехать к началу встречи из-за проблем на работе. Поэтому он взял своего друга - другого ученика из нашей группы - и в 6 часов утра они поехали в Цфат, чтобы подготовить дом к нашему приезду во второй половине дня.
По пути они заехали в не кошерный супермаркет, и накупили для нас всяких деликатесов. И правда, разве может хозяин пригласить в дом друзей и ничем их не угостить?
Когда хозяин дома показал где что в доме находится, он отдал ключи и уехал на работу. Он должен был вернуться и присоединиться к нам поздно вечером.
Когда я приехал к 15 часам в Цфат на своей машине, З. встретил меня у въезда в город и показал дорогу к дому.
В доме был большой зал. В нём комфортно размещалось не только 15, но и 30 человек.
Единственным неудобством был подход к дому. Цфат - город на горах. Пришлось оставить машины в нескольких сотнях метров от дома и поднимать необходимые нам вещи - продукты, столы, стулья, и т.п. на себе по крутому подъёму.
После поездки и продолжительной работы было приятно видеть накрытый для ужина стол. Мы разнесли личные вещи по комнатам, и начали готовить ужин.
В этот момент приехала мать Р. Она истеричным голосом начала кричать, чтобы мы убирались из её дома. И как это вообще мерзавцы, которые сбивают её сына с пути истинного, осмелились прийти в ЕЁ дом?!
Позже я узнал, что женщина специально выбрала момент, и не поленилась проехать 100 километров, чтобы получше проучить мерзавцев.
Решение в сложившейся ситуации мы принимали вместе. Время клонилось к вечеру, мы все устали. Одна из женщин сказала, что если что-то начали - надо его закончить и не отступать. Женщины, как правило, мудрей мужчин.
У двух учеников - молодой бездетной пары - была свободная 3-х комнатная квартира в центре страны. Мы забрали вещи, загрузили машины, и после нескольких часов гонки по пустым ночным дорогам и заново проделанной работы в полночь уже сидели за празднично накрытым нашими руками столом. Человек со стороны, посмотрев на часы, мог бы принять нас за Воланда и его свиту.
Меня поразило поведение моего учителя З. во время этого мелкого недоразумения с домом. Пока мы возвращали вещи в машины, он вёл дружелюбную, насколько это было возможно, беседу с выгонявшей нас матерью "хозяина" дома. Я быстро понял, что он всеми силами старается уменьшить вред, который эта "милая" женщина нанесла сама себе, успокоить её, даёт ей ненавязчивые дельные советы, как выйти из ситуации.
Пока я внутри молча проклинал эту ..., он помогал ей и заботился о ней!
Самым важным для меня в тот день был разговор с учителем, произошедший после ужина глубокой ночью. Мы разговаривали вдвоём на тему: что мне мешает в людях, особенно, в моих родственниках.
Я, не в первый уже за год раз, начал плакаться ему, что самое тяжёлое для меня то, что когда я летом еду в отпуск навестить родственников и друзей, я нахожу их такими же как и год назад. Ничего не меняется у них. Они говорят те же глупости. И вопросы, которые необходимо было решить уже в прошлом году, они не собираются решать и год спустя... Болото. Всё стоит на месте. Никаких изменений...
- Чего же ты хочешь, Юрий? - ответил мне З. - Я тоже знаю тебя почти год. И за это время ничто в тебе не изменилось. И вообще не понятно, возможно ли хоть какое-то изменение в этом "симпатяге" Юрие.
Слово "симпатяга" он произнёс без злобы, но я почувствовал, что он обозначил им не только мои достоинства.
Мы беседовали на балконе многоэтажного дома ночью. Спустя 12 лет я помню этот момент как будто это происходило вчера, или, даже, час назад. Что-то в его словах задело меня за живое, прочная скорлупа, покрывающая мою душу, на секунду дала брешь.
Вероятно, именно тогда появился шанс, что что-то во мне может со временем измениться.