У Тоффлера в концепции имеют место волны, каковые, соответственно, Первая, Вторая и Третья (четвертому, же, как водится, не бывать). Напомню в трех словах о чем речь - Первая Волна - сельскохозяйственное производство, которое опирается на слабенькие города и начатки промышленности. Во Второй волне народные усилия переносятся на промышленность, возникает то, что автор именует "экономика фабричных труб", сельское хозяйство становится вторичным и теперь им занимается меньше людей, чем задействовано в промышленности. Ну и, - та-дам! - пришла она, Третья Волна, когда все перебрались в сферу услуг и в размышления о сути (утрирую, конечно же, лишь инфосреду (но для них-то, впрочем, это и есть суть)).
Смысл Третьей Волны в росте качества жизни, росте роли знаний, росте инфообмена, росте профессионализма и ресурсного замещения (это уже мой старый концепт, но оный, кстати, здесь кстати).
Перейдем к замечаниям на полях сей концепции. Автор не отмечает, но это следует из его концепции (а может пониматься неправильно, потому акцентирую на этом внимание), что сельское хозяйство не перечеркивается Второй Волной, не удаляется вовсе из жизни народов, не отставляется в сторону на обочину истории, но тоже меняется внутренне. Людям также надо кушать, как раньше, и то, что сельским хозяйством занимается меньше народу, не значит, что оно вычеркнуто. Оно тоже меняется, фабрика, конвейер не только поддерживают его извне, но и проникают внутрь, меняя его.
Автор не отмечает, но это следует из его концепции (а может пониматься неправильно, потому акцентирую на этом внимание), что промышленность не перечеркивается Третьей Волной, не удаляется вовсе из жизни народов, не отставляется в сторону на обочину истории, но также меняется внутренне. Людям также надо одеваться и перемещаться (и многое другое прочее, что дает промышленность), как раньше, и то, что промышленным производством занимается меньше народу, не значит, что оно вычеркнуто. Оно тоже меняется, в промышленность проникают большая информативность, большая обеспеченность знанием, большая изменчивость, она более нуждается в знаниях и профессионализме.
Кто-нибудь скажет, что не стоило и говорить об этом, поелику все это самопонятно и с неизбежностью выводимо из концепции автора. А потому отмечу следующий аспект, менее очевидный, - Вторая Волна пришла как введение повсюду механизма, как победа и торжество механичности. В то время механизм был вершиной интеллектуализма, и сам интеллект был механичен. Третья Волна аннулирует эту победу, механистичность уже не воспринимается как интеллектуализм, наоборот, в наше время механистичность воспринимается как косность, как недостаток интеллектуальности. То, что Хайдеггер писал о исчисляющем мышлении и его победе над разумом, в определенном (достаточно, впрочем, уродливом, как водится) виде, проникло-таки какими-то окольными путями в жизнь и механизм, алгоритм, конвейер потеснены,
Третья Волна смывает их. Но чем? Машины мысли теснятся мыслительными машинами, во главе революции компьютер, то бишь снова мыслительная машина. И да, философ сразу начинает искать недостатки уже в новом уродстве, не успело оно сменить старое. Насколько интеллектуальны общества Третьей Волны, не поверхностен ли их интеллектуализм, не будет ли горе от этого ума большим, чем от прошлой глупости, насколько механичен уже этот общий ум?
Ну и другое замечание. Есть люди, по складу своему неспособные к тому или иному виду труда, в силу тупости этих персонажей их работу надо регламентировать, их надо принуждать. Вторая Волна дала таким людям места приложения, поскольку массовый труд во времена "фабричных труб" был описываем простым алгоритмом и не требовал ни творчества, ни умственных усилий. Казалось бы они потеряются сейчас во времена сверхумной и сверхтворческой Третьей Волны,
но нет - все они стали блоггерами...
* По поводу ресурсного замещения более подробно в 7. 1. Технологии. Принцип ресурсного замещения "Восстания человека".
** Многие хотят избавиться от труда, но, пожалуй, что и труд не прочь избавиться от бесполезного балласта.