"И сейчас этот бой за то, чтобы из мира не уходило божественное, чтобы Бог не умирал, этот бой сейчас ведут только поэты, мало понятые, а церковь уже этот бой не ведет, или ведет, но уже заранее смирившись с тем, что Бог съежится и будет ютиться только внутри церковных стен, а из мира уйдет и мир останется на стуже. И хуже того, Церковь вроде боится, разучилась, не умеет уже или почти уже не умеет так воинствовать.
...
Главное - чтобы церковные стены прочно стояли. Внутри церковных стен присутствует Бог. Интересно, можно спросить, замечает ли вообще Бог церковные стены? Разве Его присутствие ограничено? Разве Он Своими именами присутствует не всегда и не везде? Он присутствует всегда и везде. Человек поднимается до этого присутствия и дает ему слово не всегда и не везде. Войну за присутствие божественных имен в мире ведут уже почти только поэзия и философия, церковь почти уже не ведет"
Церковь сдалась и сдулась при внешнем процветании. Впрочем, поэзия с философией, они ведь тоже того... они ведь разве что в лице маргинальных единиц всерьез что-то делают, а остальные представители тоже заняты процветанием. Внешним.
Впрочем, если присмотреться, - а что же такое философия как не умение присмотреться, увидеть в обычном не замечаемое, - если сменить масштаб, - а что же такое философия, как не умение сменить масштаб, - то, игнорируя даже тот план, на котором церковники, те маргиналы, что всерьез что-то делают, так же и с тем же правом могут упрекать философов и поэтов за их процветание/прозябание в тени деспота, когда они реанимируют Бога, - если присмотреться, то все действительно значимое, - труд и дар маргинальных единиц, неважно к какой области их причисляют.