Аннотация: Мысли по поводу некоторых примеров Бодрийяра
Повапленность
Мысли по поводу некоторых примеров Бодрийяра
Бодрийяр надавал миру звонких оплеух в попытке как-то взбодрить мир. Нет желания давать оценку его творчеству и как-то с ним полемизировать - это дело специалистов в области философии, тех, у кого есть соответствующие корочки и время посидеть за столом и поразмыслить над судьбами мира. Построения Бодрийяра живенькие, бодрые, полезные, как что-то вроде нашатыря, но во многом жидковаты, во многом небезусловны, да и не лечат, собственно.
Коснусь только женщин из его примеров. Они, на мой взгляд, нежизненные. Мне, к примеру, сложно представить женщину, которая вырвет себе глаз, сложно представить и такую досужую дуру, которая будет преследовать неделями кого-то просто так. Понятно, что это какие-то литературные общие места европейской культуры, но я, как варвар и азиат, их знать не знаю, а потому свежим взглядом вижу их как вполне себе абсурдные.
В общем и целом Бодрийяр прав, но примеры его не подкрепляют его правоту, примеры его слабы.
Женщины - это физиология и бегство от нее, даже не столько отталкивание, а, скорее, попытки скрыть. Это мужчина живет в идеальном и, выныривая в реальное, вполне способен, как Сцевола сжечь себе руку или там глаз вырвать, как та дама в бодрийяровском нежизненном примере, - поскольку он обитатель идеального, физиология для него вторична. В природе мужчины жертвовать собой и тело для него только средство.
Из идеального - удел женщины - защита детей, здесь она может достичь уровня мужчины. Впрочем, и от этого инстинкта современные женщины избавляются.
А в остальном - не верю.
В целом по Бодрийяру - да, мир меняется, многие изменения абсурдны, но многое из того, что было и ушло, абсурдно не меньше.
Вообще, женщина - это власть и суд. Она судит мужчину, рассматривая его поступки, его вид, его мысли, и выдает свой вердикт, - годится ли он, или обойти его стороной. Посредством судьи-женщины мир судит мужчину, достоин ли тот быть допущен в будущее (не только в виде генов, но и сам этот конкретный человек, будет ли он иметь будущее с этой конкретной женщиной), или он будет списан в расход как неудачная проба.
То, что Бодрийяр описывает как "соблазн", это не столько вызов конкретной женщины конкретному мужчине, сколько зов мира, напряжение, тяга будущего.
С другой стороны часто отталкивает в женщинах фальшь, повапленность, поверхностная украшенность, да и некоторые не хотят ни судить, ни быть судимыми, но, наверное, это те, кто отказывается от будущего, не дожидаясь, пока будущее откажется от них.
Мужчина - обитатель прошлого, будущее для него менее важно. Женщина же - обитатель будущего, его представитель. Прошлое идеально, будущее физиологично.
Роль женщины как приманки будущего можно увидеть в "Мартине Идене", ее роль - побудить двигаться. Когда же Мартин попал в будущее, приманка оказалась не нужна. Впрочем как и будущее.