Прочитал книгу Мотрошиловой с названием, сходным с вынесенным в заголовок. Парадокс подобных книг в том, что читают их те, кто уже заранее имеет представление о написанном в них. Но речь не о том.
Мотрошилова удивляется тому, что мы вот, де, знаем западную философию, а Запад о нас понятия не имеет. Ей это кажется несправедливым, хотя, как она это доказывает, многие из наших мыслителей, как прошлого, так и недавнего прошлого, достигали "мирового уровня".
Этот вопрос показался мне интересным, особенно в контексте упомянутого ею эффекта Матфея.
Вот, скажем, наука имеет свой внутренний центр, в котором пребывают самые ссылаемые и цитируемые, но пусть наука начнет игнорировать ученых некоей мощной страны, которые используют этот цитируемый и ссылаемый центр и на его основе создают свои конструкции. Игнорировать науку этой страны можно будет лишь до тех пор, пока технологические приложения, получаемые этой наукой не начнут превосходить общий уровень. Когда, скажем, ракеты игнорируемой страны повисли над головами, всякая игноранция становится слишком уж искусственной.
А что с философией? Здесь все оказывается сложнее. Да, ракеты и бомбы помогают и здесь, и Запад считался с нами и приглашал наших ученых от философии на свои конгрессы, но философия вовсе не только лишь академическая дисциплина, она более сложна, чем наука. Эффект Матфея и нобелевские страсти здесь не работают, в отличие от науки. Пусть философы всего мира хоть перецитируют вдоль и поперек писания Фрейда, пусть как угодно задним числом придают смысл его писаниям, домысливая его бред и так и этак, но это его философское использование не сделает его философом, не поднимет его тексты на философский уровень. Оно только опускает все те тексты, что цитируют его, вниз.
Это касается вовсе не одного лишь Фрейда, но, скажем, экзистенциализма, постмодернизма и так далее, т.е. исследуя западную философию детально, мы придем к том, что там больше пустая видимость или, как говорил Питирим Сорокин об одном американском авторе - "ну прочитал я одну его книгу, другую, третью... Но там нет ничего такого!"
Что толку в цитациях, грантах, премиях и научной тусовочной жизни, если за ней "нет ничего такого"?
Знать западную науку, значит принимать ее и использовать ее, но знать западную философию - значит лишь отталкиваться от нее.