У Бенда (который в целом произвел благоприятное впечатление, хотя он и более все же публицист) была оригинальная мысль. Бенда пишет, что функция интеллектуалов состоит, - в идеале, - в призыве к идеальному, в связи с трансцендентным. Но при этом функция государства состоит в том, чтобы карать таких "идеалистов". И он оригинален в том, что поддерживает государство в этой его функции, вопреки всем тем, что привычно выпрашивают от общества снисхождения и подаяний за свои труды.
В этой его позиции есть своя "сермяжная правда". Человек "вышедший из ряда вон", взявший на себя труд понимания, должен рискнуть всем, - это своего рода фильтр, который отсеивает софистов и псевдобунтарей, которые делают из протеста бизнес. Идеалист говорит обществу нелицеприятные вещи, за которые его, возможно, ждет чаша с цикутой (и уж точно не ждут награды и премии). Это делает акт такого разговора с обществом ответственным.
Сократ не сопротивлялся обществу, потому что оно было ВПРАВЕ казнить его, но не мог уклониться и от своего пути, хотя был предупрежден, поскольку говорить с обществом он также был вправе. Своим приятием казни он показал, что готов поставить за сказанное свою жизнь, в отличие от пустых болтунов, которые говорят что-то лишь ради награды, - что сказанное им стоит жизни. И он поставил свою решимость как печать под сказанным.