Есть у меня тяга к анархизму, есть, хотя я и не против государства, если оно ведет себя тихо и из своего угла сильно не высовывается. Государство должно быть полезным людям и в этом виде оно имеет право на существование, или, иначе, его пусть бы и вовсе не было б. Прочитанный мною недавно Бибихин ("Пора") в отвлечении от основной темы высказался в том плане, что петровские законы были направлены не столько на решение конкретных каких-то задач, но скорее должны были как бы внести молнию в общество, заставить людей мыслить государственно, от созерцательной богобоязненности перевести их к деятельной государствобоязненности. Бибихин пишет:
"Главное новшество Петра в секуляризации. Предельной реальностью, которую цари до Петра указывали в церкви, он сделал государство, его требование характера молнии"
Разовьем эту его идею. После Петра в России появились как государственники профессиональные - разнообразные бюрократы, чиновники и прочая власть, так и люди, которые чинов не имея, болели за все общество и мыслили в государственных масштабах. Молния была привнесена в общество и молния там худо-бедно, но прижилась. При этом оказалось, что те, кто профессионально вроде бы должны были болеть за государственные интересы, весьма значительно успевали порадеть и на себя, а те, кто вроде бы к общественным делам напрямую подключены не были, клали за общественные интересы здоровье и жизни. Так потихоньку стало государство от общества отделяться, а молния Петра принялась от лица тех, что за государство лупить тех, кто за общество, поелику те не всегда при этом соблюдали государственные общепринятости.
В определенном смысле молния выступила как внесенный извне паразит, который выкосив часть народу, усложнил жизнь выжившим. Но паразит прижился и стал полезным симбионтом для некоторых. Для некоторых, но не для всех, и молния государства по-прежнему время от времени сжигает тех, кого назначают врагами.
Петр ввел страх в обыденную жизнь обычных людей. Эта висящая над головой молния создает напряжение, которое время от времени срабатывает и страх заставляет людей что-то делать полезное для общества, но очень часто напряжение не срабатывает, как в приведенном Бибихиным примере, когда по повелению Петра конскую сбрую для похода свезли в помещение, где она все и сгнила, поскольку царь про нее забыл, а остальным было все равно. То же произошло в другом примере и с запасами дубового леса, да, наверное, много с чем еще происходило.
Против ли я государства? Нет, если оно внутри, и да, когда оно внешняя сила. Молния внутри человека дает ему силы для невозможных дел, но молния вовне смертельно опасное явление.