Аннотация: Краткие обзоры 11-ти художественных полнометражных фильмов Джузеппе Торнаторе. А какие фильмы любите вы?
Сам задаюсь вопросом: почему именно Торнаторе? Но тут же отвечаю: а почему трава зелёная? Почему небо голубое? Не хочу ничего объяснять. Пусть этот итальянский режиссёр станет первым, чью фильмографию я изучу в рамках новой серии постов.
При всей серьёзности подхода к выбранной теме и впечатляющей изобретательности Торнаторе, не оставляет ощущение вторичности постановки по отношению, прежде всего, к такому титану, как "Крёстный отец". Возможно, Коппола сказал о мафии всё, что можно было сказать, и добавить просто нечего. Фильм сам по себе хороший, но лишён всякого открытия в данном жанре.
Новый кинотеатр "Парадизо" (1988) - 10
До слёз трогательная поэма о скоротечности нашей жизни и прекрасное в своей откровенности и талантливости признание в любви к маленькому итальянскому городку и кинематографу в целом. Правда, финал чуть затянут, а режиссёрская версия, говорят, и вовсе утомляет. Но простим? Конечно, простим, ведь это, как ни крути, безусловный шедевр.
У них всё хорошо (1990) - 7
Картина о наивности старости, безмерной родительской любви и о том, как страшно далека невыносимо сложная жизнь от наших детских надежд. Ждёшь весь фильм катарсиса, душевного переворота, а он не приходит. Почему? Наверное, потому что Торнаторе не хочет быть манипулятором по-голливудски, не расставляет для зрителей ловушек и рассказывает историю в своём стиле и ритме. Воспитанный на штампах, я остался наполовину глух к поэтике картины, но ухватил, кажется, главную мысль: иногда иллюзии, созданные из любви и ради неё, более истинны, чем истина, и человечнее горькой правды.
Простая формальность (1993) - 9
Совершенно напрасно обделённая зрительским вниманием, эта гипнотически атмосферная драма наделена одним из самых непредсказуемых финалов, которые я видел в своей жизни. Убедительный в своей роли холодного чиновника Роман Полански и Жерар Депардье, буквально шокирующий мощью актёрского таланта. Довольно нехарактерный фильм в творчестве Торнаторе, но от этого, пожалуй, ещё более прекрасный. Гениальная картина.
Фабрика звёзд (1994) - 8
А вот типичное итальянское кино от Торнаторе: фактурный колорит провинции, море солнца, разудалые и бесшабашные характеры, обжигающе откровенные любовные сцены, а главное - смешное и трагичное плечом к плечу, как в нашей жизни: весёлые нелепости в одну секунду сменяются драматизмом, хватающим за горло. История о наших мечтах и любви до умопомешательства, а также о том, что жизнь не прощает ошибок.
Легенда о пианисте (1998) - 7
Бывает так, что почитаемый миллионами фильм, который является визитной карточкой режиссёра, не находит ключ к нашему сердцу. Это случилось и с "Легендой". Ни в коем случае не отрицая великолепную игру Тима Рота и отличное музыкальное сопровождение, фильм можно, с одной стороны, назвать слишком "американистым" для европейского фильма, но и слишком европейским для американского. Подобно герою, фильм завис меж двух берегов, не подходя ни под какие стандарты, но и не являясь шедевром, который мог бы открыть собой новый жанр. Итог: странный, затянутый и откровенно скучный фильм.
Малена (2000) - 8
Трагедия красоты и невинности в ужасном мире похоти, зависти и желания обладать всем и вся. Замечательная операторская работа и великолепная итальянская музыка. Моника Белуччи потрясающа. Прекрасная и возвышенно-трагичная картина, которая меня потрясла.
Незнакомка (2006) - 8
Не люблю я это народное выражение "тяжёлый фильм", но тут оно звучит как влитое. Страшная история об испытаниях иммигрантки из Украины и её попытке вырваться из лап современных работорговцев действительно хватает зрителя за горло. Но не только. Отважно раскрывая нелёгкую тему, Торнаторе не забывает о деталях, великолепно создаёт атмосферу, безошибочно следует своему авторскому чутью, а в итоге получается гармоничная, завораживающая, точная и почти безупречная картина. "Незнакомка" и волнует, и пронимает, и восхищает как работами режиссёра и композитора, так и неожиданно сильной актёрской игрой Ксении Раппопорт.
Баария (2009) - 7
Почти 3-часовая драма о 3-х поколениях семьи из городка самого Торнаторе. Несмотря на попытку режиссёра замкнуть историю в кольцо вступительной и заключительной сценами и тем придать единство, фильм не ощущается чем-то целым, а рассыпается на куски. Рискну предположить, что "Баария" не покоряет из-за недостающей художественной ценности, которая нужна для картины, охватывающей едва ли не 70 лет. Возможно, фильм получился слишком личным, чтобы пробудить волнение в других.
Лучшее предложение (2012) - 8
Благодаря умелому кастингу, эта картина взбудоражила все слои нашего общества и мгновенно стала эталоном европейского кино для масс. Тот, кто остался глух к точно выверенной и филигранной режиссуре Торнаторе и не внял эстетическому наполнению каждого кадра, был изумлён образом, созданным Джеффри Рашем ("Тот самым из "Пиратов"!"), и сражён почти детективной стороной фильма и его неумолимым финалом. Собственно, именно с "Лучшего предложения" началась моя любовь к Торнаторе. Жаль, что у большинства она на нём и закончилась.
Двое во вселенной (2015) - 6
Толи Айронс эмоционально закрыт, толи Куриленко не похожа на студентку, изучающую теорию струн, толи избыточны сцены с телефоном и ноутбуком, из-за которых зритель чувствует себя лишним, но фильм не задался. Эта в общем-то неплохая и глубокая история о большой любви и о том, что люди уходят от нас, а жизнь неумолимо продолжается, оставляет равнодушным и эмоционально не цепляет. Сокращённый на четверть, фильм стал бы только лучше, а так перед нами первый за много лет явный промах Торнаторе как режиссёра и сценариста. Но повода для грусти я не вижу.
Спасибо, что прочитали! Ждём новых картин от мастера, да? :))