|
|
||
Прошел 2009 год, который смело можно назвать последним годом для нового русского кино. На отечественные 73 картины, которые, вопреки финансовому кризису, смогли найти деньги и выпустить в прокат, был потрачен 281 миллион долларов, при этом сборы составили лишь 171,7 миллиона долларов. Ситуация сравнима с 2007 годом, когда на 221,8 миллиона вложений, вернулось лишь 148 миллионов долларов США. Но тогда вера в отечественный продукт переживала период возрождения, а ныне у зрителя желания посмотреть российский фильм в кино возникает все меньше. Похоже, что надежда на новое русское кино умерла. |
Прошел 2009 год, который смело можно назвать последним годом для нового русского кино. На отечественные 73 картины, которые, вопреки финансовому кризису, смогли найти деньги и выпустить в прокат, был потрачен 281 миллион долларов, при этом сборы составили лишь 171,7 миллиона долларов. Ситуация сравнима с 2007 годом, когда на 221,8 миллиона вложений, вернулось лишь 148 миллионов долларов США. Но тогда вера в отечественный продукт переживала период возрождения, а ныне у зрителя желания посмотреть российский фильм в кино возникает все меньше. Похоже, что надежда на новое русское кино умерла.
Столько лет все говорили о кризисе в отечественном кино, имея ввиду кризис творческий, что когда наступил кризис экономический, нашлись люди, которые этому даже обрадовались. Наконец-то прекратилась вакханалия с вдуванием бессчетных бюджетов в отечественные проекты, когда создатели фильмов брали штурмом кинозалы не уменьем, а числом, чем за недолгие годы возрождения российского кино ухитрились напрочь отбить охоту у зрителей смотреть локальный продукт. Прошедший 2009 год заставил инвесторов считать деньги, отказываться от непрофильных активов и выводить средства из заведомо убыточных производств. В результате этого сотни участников кинопроцесса остались без работы, многие кинопроекты, не успевшие начать производство до 2009 года, в итоге остались без государственного финансирования. Для тех, кто потерял работу это, несомненно, печально, но для рынка кино год оказал оздоравливающее воздействие. По крайней мере, у зрителей появилась надежда, что в грядущем году он не увидит многобюджетных фильмов ужасов, а это уже немало.
С другой стороны, год ознаменовался приходом в отечественное кинопроизводство голливудских студий, которые видят в отечественном рынке большой потенциал. Началось это еще в 2008 году, с картины "В ожидании чуда", но полноценное развитие можно было наблюдать только в 2009-м. Пока в их фильмах больше русского, чем голливудского, но не все сразу. Будет и на нашей улице праздник. Уже тот факт, что "Книга мастеров" вошла в десятку самых прибыльных проектов уходящего года, а "Каникулы строгого режима" и "Самый лучший фильм 2" окупили производство еще на этапе проката, имеет немалое значение для дальнейших шагов студий в сторону производства локального продукта.
? п.п. | фильм | дистрибьютор | количество копий на старте | Заявленный бюджет, млн. $ | Общий сбор, $ | сборы/бюджет |
1 | Обитаемый остров. Фильм 1 | Каропрокат | 916 | 18,3 | 21 836 900 | 119,33% |
2 | Любовь-морковь 2 | Каропрокат | 931 | 3,5 | 17 846 600 | 509,90% |
3 | Каникулы строгого режима | Двадцатый век Фокс СНГ | 1035 | 4 | 17 532 700 | 438,32% |
4 | Тарас Бульба | Централ Партнершип | 648 | 25 | 17 040 800 | 68,16% |
5 | Стиляги | Централ Партнершип | 893 | 15 | 16 806 500 | 112,04% |
6 | Самый лучший фильм 2 | BVSPR | 948 | 6,4 | 12 850 850 | 200,79% |
7 | Книга мастеров | BVSPR | 691 | 8 | 10 820 000 | 135,25% |
8 | Любовь в большом городе | Каропрокат | 673 | 3,5 | 9 119 700 | 260,56% |
9 | Обитаемый остров: Схватка | Каропрокат | 859 | 18,3 | 6 070 100 | 33,17% |
10 | Царь | Наше кино | 485 | 15 | 5 237 000 | 34,91% |
? п.п. | название фильма | дистрибьютор | количество копий на старте | заявленный бюджет, млн. $ | общий сбор, $ | сборы/бюджет | продюсеры |
2 | Любовь-морковь 2 | Каропрокат | 931 | 3,5 | 17 846 600 | 509,90% | Ренат Давлетьяров, Александр Котелевский |
3 | Каникулы строгого режима | Двадцатый век Фокс СНГ | 1035 | 4 | 17 532 700 | 438,32% | Анатолий Максимов, Джаник Файзиев, Дмитрий |
11 | Невеста любой ценой | Централ Партнершип | 588 | 1,5 | 4 202 400 | 280,16% | Рубен Дишдишян, Анна Меликян |
8 | Любовь в большом городе | Каропрокат | 673 | 3,5 | 9 119 700 | 260,56% | Сергей Ливнев, Лев Николау, Георгий Малков |
6 | Самый лучший фильм 2 | BVSPR | 948 | 6,4 | 12 850 850 | 200,79% | Михаэль Шлихт, Пол Хэт, Артак Гаспарян, Гарик Харламов |
17 | Укрощение строптивых | Каропрокат | 411 | 1,3 | 2 106 550 | 162,04% | Игорь Каленов, Родион Павлючик |
43 | Последний герой. 20 лет спустя | Невафильм Emotion | 33 | 0,05 | 74 500 | 149,00% | Вадим Донец, Валерий Савин, Вячеслав Цой |
12 | Лопухи | Парадиз | 531 | 3 | 4 133 500 | 137,78% | Юрий Шабайкин |
7 | Книга мастеров | BVSPR | 691 | 8 | 10 820 000 | 135,25% | Марина Жигалова-Озкан, Леонид Верещагин |
13 | Тариф Новогодний | Профит синема | 501 | 3,2 | 3 877 500 | 121,17% | Игорь Толстунов, Виктория Громик, Елена Гликман, Анна Кагарлицкая |
1 | Обитаемый остров. Фильм 1 | Каропрокат | 916 | 18,3 | 21 836 900 | 119,33% | Федор Бондарчук, Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский, Сергей Мелькумов, Евгений Северов |
5 | Стиляги | Централ Партнершип | 893 | 15 | 16 806 500 | 112,04% | Валерий Тодоровский, Вадим Горяинов, Леонид Ярмольник |
15 | Про Федота-стрельца, удалого молодца | Наше кино | 600 | 2,5 | 2 586 100 | 103,44% | Александр Боярский, Сергей Сельянов |
14 | Юленька | Каропрокат | 421 | 3 | 2 926 400 | 97,55% | Ренат Давлетьяров, Александр Котелевский, Андрей Новиков |
? п.п. | название фильма | дистрибьютор | количество копий на старте | заявленный бюджет, млн. $ | общий сбор, $ | сборы/бюджет | продюсеры |
60 | Сказка про темноту | Леопарт | 12 | 1,2 | 22 000 | 1,83% | Роман Борисевич, Александр Кушаев |
58 | Не думай про белых обезьян | Парадиз | 18 | 1,5 | 22 100 | 1,47% | Людмила Самохвалова |
57 | Чудо | CP Classic | 15 | 2,5 | 34 800 | 1,39% | Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз |
64 | Океан | Кино без границ | 5 | 1,1 | 14 100 | 1,28% | Михаил Косырев-Нестеров, А. Вульфов, Р. Рэй |
53 | Я | Аргумент кино | 37 | 3,8 | 48 700 | 1,28% | Анна Михалкова, Максим Королев |
62 | Двенадцатое лето | Панорама | 30 | 1,3 | 15 760 | 1,21% | Георгий Негашев, Ирина Снежинская |
59 | Петя по дороге в Царствие небесное | Профит синема | 11 | 1,9 | 22 100 | 1,16% | Федор Попов |
52 | Мальтийский крест | Каропрокат | 50 | 5 | 49 000 | 0,98% | Александр Иншаков |
63 | Миннесота | Аргумент кино | 29 | 1,9 | 14 800 | 0,78% | Рубен Дишдишян, Арам Мовсесян, Сергей Даниелян |
61 | Никто, кроме нас | Возвращение XX век | 10 | 2,5 | 18 800 | 0,75% | Сергей Говорухин |
65 | Подарок Сталину | Никола-фильм | 5 | 2 | 12 650 | 0,63% | Борис Чердабаев, Игорь Каленов, Алия Увальжанова, Мурат Нугманов |
67 | Заза | Гельварс | 10 | 1,3 | 7 700 | 0,59% | Василий Зверев, Михаил Линьков |
66 | Сумасшедшая помощь | CP Classic | 8 | 2,3 | 10 100 | 0,44% | Роман Борисевич |
68 | Этим вечером ангелы плакали | ФОФ Компани / Невафильм | 12 | 1,5 | 6 500 | 0,43% | Илья Захаров, Андрей Волгин |
69 | Вооруженое сопротивление | RUSCICO | 50 | 2 | 6 000 | 0,30% | Ефим Резников |
70 | Обреченные на войну | Кинопродвижение/Гельварс | 7 | 2,1 | 5 000 | 0,24% | Ольга Жулина |
72 | Сезон туманов | Киноглаз | 3 | 1 | 1 100 | 0,11% | Нил МакКартни, Евгения Тирдатова |
71 | Люди добрые | Парадиз | 8 | 1,7 | 1 200 | 0,07% | Алексей Голодницкий, Татьяна Яковенко, Александр Литвинов |
73 | Двойная пропажа | Парадиз | 3 | 1 | 500 | 0,05% | Александр Литвинов |
На создание этих картин было потрачено 37,6 миллионов долларов, собрать удалось лишь 312,9 тысяч.
Необходимо сказать и о тех, кто взял на себя ответственность за прокат картин в отечественных кинотеатрах. Дистрибьюторы, которые получают 15% от сборов фильма в кинотеатрах, по логике, должны обеспечить прибыль, чтобы и себя накормить, и продюсеров в накладе не оставить. Но, по опыту, получается совсем наоборот, волки-то сыты, а от овец не остается ни рожек, ни ножек.
Выпустив единственную отечественную картину, 'Двадцатый век Фокс СНГ' сам заработал и 'Дирекции кино' прибыль принес (оно и понятно, своя рубашка ближе к телу, ведь FOX взял на себя часть расходов на производство). То же и с BVSPR, которые выпустили три ленты. На один провал 'Первой любви' пришлось два прибыльных проекта 'Самый лучший фильм 2' (Comedy club production и Monumental pictures) и 'Книга мастеров' (Disney), что, в итоге, позволило занять BVSPR третье место в таблице. Второе же принадлежит компании Невафильм Emotions, дистрибуционному подразделению компании 'Нева фильм', занимающейся на рынке оснащением кинозалов проекционным оборудованием. Их документальный фильм 'Последний герой. XX лет спустя', выпускался в залах с цифровой проекцией (а потому не было затрат на печать копий), бюджет в 50 000 долларов ушел на восстановление фильма, который был снят еще в 1992 году, но до сих пор ни разу не демонстрировался в кинотеатрах, и каждый показ был своего рода событием. Его премьеру приурочили ко дню памяти Виктора Цоя 15 августа, фильм демонстрировался в кинозалах одним сеансом и собирал полные залы. Верно говорят, лучше меньше, да лучше!
Дистрибьютор | кол-во фильмов | Сборы | бюджет | сборы/бюджет, % |
Двадцатый век Фокс СНГ | 1 | 17 532 700 | 4 000 000 | 438,32% |
Невафильм Emotion | 1 | 74 500 | 50 000 | 149,00% |
BVSPR | 3 | 25 445 950 | 18 900 000 | 134,63% |
Каропрокат | 12 | 62 933 650 | 71 600 000 | 87,90% |
КП (собств. произв.) | 3 | 27 958 900 | 38 200 000 | 73,19% |
Централ Партнершип | 10 | 43 854 100 | 76 700 000 | 57,18% |
ЦПШ (собств. произв.) | 4 | 22 247 500 | 31 500 000 | 70,63% |
Профит синема | 3 | 4 525 500 | 6 600 000 | 68,57% |
Наше кино | 8 | 10 137 960 | 40 900 000 | 24,79% |
НК (собств. произв.) | 2 | 7 823 100 | 17 500 000 | 44,70% |
Парадиз | 10 | 5 140 950 | 17 600 000 | 29,21% |
Seaview Company | 1 | 343 500 | 1 800 000 | 19,08% |
Настроение кино | 1 | 670 200 | 4 000 000 | 16,76% |
Панорама | 4 | 467 660 | 4 900 000 | 9,54% |
Вольга | 1 | 164 800 | 3 500 000 | 4,71% |
Интерсинема | 2 | 106 700 | 2 400 000 | 4,45% |
Кино без границ | 2 | 52 600 | 1 400 000 | 3,76% |
Леопарт | 1 | 22 000 | 1 200 000 | 1,83% |
Аргумент кино | 3 | 117 500 | 6 700 000 | 1,75% |
CP Classic | 3 | 102 500 | 6 300 000 | 1,63% |
Возвращение XX век | 1 | 18 800 | 2 500 000 | 0,75% |
Никола-фильм | 1 | 12 650 | 2 000 000 | 0,63% |
Гельварс | 1 | 7 700 | 1 300 000 | 0,59% |
ФОФ Компани / Невафильм | 1 | 6 500 | 1 500 000 | 0,43% |
RUSCICO | 1 | 6 000 | 2 000 000 | 0,30% |
Кинопродвижение/Гельварс | 1 | 5 000 | 2 100 000 | 0,24% |
Киноглаз | 1 | 1 100 | 1 000 000 | 0,11% |
Среди тех, кто набрал в свой пакет отечественных фильмов, лидируют 'Каропрокат' (12 картин, из них три - собственного производства), ЦПШ (10, из которых 4 свои), 'Парадиз' (10), 'Наше кино' (8, из которых 2 произведены на студиях Профит и СТВ, входящих в состав кинокомпании 'Наше кино'). Ни одному из указанных дистрибуторов не удалось даже вернуть деньги, потраченные на производство собственных картин, что уж говорить о те, что были взяты на прокат. Это замечание немаловажно, поскольку сейчас только и разговоров, чтобы распределить государственные бюджеты между мейджорами, а где они - мейджоры? Какова их доля в национальном прокате?
О каком возвратном механизме может идти речь, когда они и свои родные картины донести до зрителя не в состоянии? Да и можно ли называть национальными мейджорами кого-либо из присутствующих сегодня на рынке игроков? В ситуации, когда производственными площадями и оборудованием владеют одни, а производством - другие? На рынке появляются новые дистрибьюторы, новые кинотеатры, а студий, которые бы объединили небольших игроков рынка, раздавали бы заказы, предлагали бы под производство имеющиеся в своем распоряжении площади, как не было, так и нет. Таким игроком мог бы стать сегодня киноконцерн 'Мосфильм', но, как видно, руководству выгоднее сдавать в аренду павильоны и офисы для студий, а для отчета производить один фильм бюджетом в 400 000 долларов и собирать им 115,2 тысяч. Это называется не бизнес, а как-то иначе.
Таблица очевидно делится на три части - в верхней части три дистрибьютора, которые остались в плюсе от выпуска российских фильмов, в нижней части компании, выпускавшие артовую продукцию, которая заведомо не предполагает прибыли, в той же нижней части списка находится компания 'Панорама', работающая с детским кино, а между ними те, кто борется за звание национального мейджора. Интересная получается картина.
Вот мы и подошли к финалу. Потери продюсеров исчисляются не процентами сборов от бюджета, а в абсолютных цифрах. Из сборов вычитается половина, которую забираю кинотеатры, и еще 10-15% уходят дистрибутору. Продюсер - это последний человек в цепочке, которому достаются деньги, если они остаются, конечно. Ниже у нас есть возможность пронаблюдать, кому и сколько предстоит еще заплатить за картины собственного производства. (в таблицу включены картины, продюсерские потери по которым, после выплаты доли кинотеатров, дистрибьюторских и печати копий, но без учета затрат на рекламу, составили более 4 миллионов долларов. Поскольку фильм 'Книга мастеров' был произведен и выпущен компанией Disney, мы считаем, что выплаты доли дистрибьютора не осуществлялось, поэтому потери по картине составили 3,28 миллиона долларов, в противном случае потери составили бы 4,1 миллион долларов США).
? п.п. | Фильм | дистрибьютор | количество копий на старте | Заявленный бюджет, млн. $ | Общий сбор, $ | сборы/бюджет, % | потери | продюсеры |
1+9 | Обитаемый остров (1+2) | Каропрокат | 1775 | 36,6 | 27 907 000 | 76,25% | - 26 514 525 | Федор Бондарчук, Александр Роднянский, Дмитрий Рудовский, Сергей Мелькумов, Евгений Северов |
4 | Тарас Бульба | Централ Партнершип | 648 | 25 | 17 040 800 | 68,16% | - 18 405 660 | Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам Мовсесян, Юрий Мороз |
10 | Царь | Наше кино | 485 | 15 | 5 237 000 | 34,91% | - 13 259 275 | Павел Лунгин, Ольга Васильева |
23 | Путь | Наше кино | 339 | 12 | 773 900 | 6,45% | - 12 010 093 | Искандер Галиев, Роман Комков |
18 | Запрещенная реальность | Централ Партнершип | 458 | 12 | 1 877 200 | 15,64% | - 11 660 190 | Василий Головачев, Юлия Орлова |
21 | Тайна Чингис-Хаана | Каропрокат | 273 | 10 | 1 193 800 | 11,94% | - 9 765 635 | Андрей Борисов, Владимир Иванов, Ичинхорлоо Нямгаваа |
5 | Стиляги | Централ Партнершип | 893 | 15 | 16 806 500 | 112,04% | - 8 750 238 | Валерий Тодоровский, Вадим Горяинов, Леонид Ярмольник |
36 | Пассажирка | Централ Партнершип | 100 | 7 | 164 400 | 2,35% | - 7 030 130 | Станислав Говорухин, Екатерина Маскина, Александр Просянов |
37 | Человек, который знал все | Централ Партнершип | 108 | 5 | 160 900 | 3,22% | - 5 039 618 | Тимур Вайнштейн, Олег Осипов |
52 | Мальтийский крест | Каропрокат | 50 | 5 | 49 000 | 0,98% | - 5 029 175 | Александр Иншаков |
16 | Возвращение мушкетеров | Централ Партнершип | 505 | 5 | 2 521 850 | 50,44% | - 4 433 214 | Олег Чамин |
19 | Первая любовь | BVSPR | 524 | 4,5 | 1 775 100 | 39,45% | - 4 269 583 | Михаэль Шлихт, Александр Роднянский, Пол Хэт |
25 | Горячие новости | Настроение кино | 338 | 4 | 670 200 | 16,76% | - 4 053 165 | Сэм Клебанов, Анна Качко, Петер Хильтунен |
Поскольку фильмы 'Обитаемый остров' и 'Обитаемый остров. Схватка' снимались одновременно и производственный бюджет их условно бел поделен пополам, мы объединили эти фильмы в один, посчитали общие затраты на печать копий и совокупные сборы двух картин, таким образом фильм занял первое место по абсолютным убыткам в отечественном прокате.
Какой из всего этого можно сделать вывод? Очевидно, чтобы зарабатывать на отечественном кино, нужно для начала построить достаточно кинотеатров, в которые бы зритель принес свои деньги, из них сколотить фонд поддержки национального кино и выделять из него деньги. Для этого необходимо снизить пошлины на проекционное оборудование, которое в нашей стране не производится, оказать поддержку компаниям, которые занимаются оборудованием кинозалов. Сейчас не идет речи о том, чтобы оснастить цифровым проектором каждый Дом Культуры или сельский клуб, но построить достаточное количество кинотеатров в каждом городе - без государственных дотаций бизнесу будет непросто.
Создатели фильмов еще на этапе написания сценария должны продумывать маркетинговую стратегию продвижения картины, прочитывать, какие рекламные ролики могут быть сняты в декорациях фильма, чтобы не приходилось после нарезать материал из того, что получилось, когда нет возможности дополнительно озвучить какие-то реплики персонажей, чтобы они хорошо звучали, вырванными из контекста. Без консультантов тут продюсерами никак не обойтись. Ну а о том, что фильм снимается сначала в голове, все остальное - это уже техника, говорить не приходится.
Владельцам производственных площадей полученные от аренды своих площадей деньги нужно тратить не на ремонт корпусов (хотя и это необходимо), а вкладывать эти деньги в кинопроизводство, тогда будет повод вернуть на экраны страны некогда прославленные логотипы 'Мосфильма', 'Ленфильма' и 'Киностудии им. Горького'. Только когда у руля киностудий будут находится не люди искусства, а бизнесмены, только тогда мы сможем говорить о возрождении отечественного кино, вместо того, чтобы слушать новости об очередном скандале в Союзе кинематографистов.
Данный материал перепечатывается с сайта FILMZ.ru
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"