Аннотация: Отзыв на трилогию (по другой версии - тетралогию) Анатолия Наумовича Рыбакова "Дети Арбата".
Давайте сразу договоримся: в 1988 году вышел роман "Тридцать пятый и другие годы", а в 1990-м - "Страх", и после этого роман 1988-го года стал печататься как первая часть большого романа "Страх", поэтому я считаю серию "Дети Арбата" трилогией, а не тетралогией.
Анатолий Наумович Рыбаков (настоящая фамилия - Аронов) написал такие произведения, как "Кортик", "Бронзовая птица", "Водители", "Тяжёлый песок". Как-нибудь и их надо будет прочесть, но пока хочу поделиться впечатлением о главном труде Рыбакова - трилогии "Дети Арбата", которая произвела огромный общественный резонанс. Роман "Дети Арбата" - одно из первых произведений о тяжёлой судьбе поколения 30-х годов, а ещё это попытка провести анализ таких феноменов, как сталинизм и "культ личности".
Перед глазами читателя открывается Москва начала 30-х годов, живая, молодая, мечтающая о светлом будущем и служении коммунизму. Мы видим юношей и девушек, которые верят в справедливость, закон и собственные силы. Их желание отдать свои таланты на благо Родины абсолютно искреннее. Но этому не суждено сбыться. Мечты уничтожаются, а вера разбивается, и это происходит не в Великую Отечественную войну, как показывают нам авторы книг и режиссёры фильмов, а раньше. Тоталитарный режим набирает силу и начинает крушить судьбы. Всюду доносы и разбирательства. Главного героя обвиняют в антикоммунистической пропаганде и отправляют на каторгу. Сын портного становится НКВД-шником, а молодого журналиста и критика принуждают к доносительству. Люди гибнут в застенках. Рыбаков показывает нам то, что происходит в Кремле, и пытается представить ход мыслей Сталина. Главы, посвящённые внутреннему миру вождя народов, особенно тяжело читать, но не менее тревожат и сцены допросов героев. Несправедливость берёт читателя за горло.
Первую книгу, которая дала название всей трилогии, я прочитал в кратчайшие сроки, потому что от неё просто невозможно оторваться. Она захватывает и не отпускает. Она волнует до глубины души. Вторая часть уже не такая бодрая, но всё равно берёт за живое. Из минусов могу отметить художественную выразительность трилогии, сухость и некоторую схематичность. Возникает ощущение, что Рыбаков устал от собственного произведения. "Дети Арбата" в этом отношении наиболее сильная часть, в "Страхе" автор более скуп на эмоции, а вот "Прах и пепел" - это художественное фиаско. Существует последняя часть трилогии лишь из-за похвального желания автора довести до логического конца судьбы некоторых (не всех) героев истории, но буквально в каждой строчке чувствуется усталость. Я даже удивлён тем, насколько всё плохо. Мы не знаем, что случится с теми или иными важными героями трилогии, да заключительные сцены с Сашей и Варей написаны словно наспех, лишь бы отделаться. И это печально.
В "Прахе и пепле" особенно хороши главы о Сталине и читаются с огромным интересом. Здесь показан его проигрыш в политической игре с Гитлером, отсутствие серьёзной подготовки к неизбежной войне, неповоротливость и топорность в решениях в начале войны. Сталин внушал всем такой страх, что только Жуков осмеливался выдвигать предложения, и именно Жуков выглядит реальным героем и сильным стратегом. В таком свете становятся ясны и мотивы нового витка репрессий после войны - желание Сталина оставить за собой славу победителя. Рыбаков явно считает Сталина монстром, и я почти полностью согласен с такой оценкой.
Итак, трилогию "Дети Арбата" надо прочесть хотя бы для того, чтобы познакомиться с интересным взглядом на важнейшие события XX века и проследить судьбы людей, живших в то жестокое время. Пусть многое является художественным вымыслом, но разве наш взгляд даже на исторически достоверные факты может быть абсолютно объективным и разве он лишён влияния нашего собственного воображения? После прочтения трилогии мне кажется, что Рыбаков нарисовал в целом правдивую картину, а это перекрывает недостатки художественной выразительности.