Аннотация: Краткие мнения об одиннадцати фильмах Никиты Сергеевича Михалкова. Всё-таки в молодости, вне сомнений, он был большим режиссёром с тонким художественным чутьём. А какие его картины любите вы?
Михалков - персона крайне противоречивая. До недавнего времени он являлся эдаким "крёстным отцом" российского кино. Заправлял кинофестивалями, проталкивал своих и распоряжался бюджетными деньгами. Участие в политической жизни страны в 90-е отрицательно отразилось на мнении людей о Никите Сергеевиче.
Впрочем, сами 90-е отразились на Михалкове ещё сильнее. А между тем, его большой режиссёрский талант неоспорим.
"Золотой век" Михалкова - 70-е годы. Едва ли не каждый год выходил очередной его фильм, причём, это были сильнейшие в художественном плане работы. Картины, снятые по мотивам классических произведений, заслуживают высочайшей оценки. Я мало знаком с советским кинематографом и до Михалкова не видел столь полного и изящного использования декораций: помещения домов и усадеб объединяются перемещением камер с садами и парками в единое пространство. Истории захватывающие, многогранные, глубокие и поэтичные.
В 80-е годы тоже есть хорошие фильмы. В этот период у Михалкова начинается сотрудничество с зарубежными студиями, но на творчестве это положительно не сказывается.
В 90-е у Михалкова выходит 4 фильма, но все они получают неоднозначные оценки. Приглашаются зарубежные актёры, фильмам свойственны масштабность и пафос, а вот с режиссёрской точки зрения эти фильмы слабее ранних. Это же касается единственной картины "нулевых" - "Двенадцать".
Свой среди чужих, чужой среди своих (1974) - 8
Идеальный дебют для режиссёра и увлекательный, яркий, самобытный советский приключенческий боевик для нас любимых.
* * *
Раба любви (1975) - 7
Судьбы людей кинематографа на фоне исторической катастрофы. Хорошая драма, которая по какой-то причине не тронула моё сердце.
* * *
Неоконченная пьеса для механического пианино (1976) - 9
Во всех смыслах гениальная постановка. Единство места и времени действия доводят градус драмы до предела и дарят зрителю бурю эмоций.
* * *
Пять вечеров (1978) - 8
Чёрно-белая картина о потерявших себя и нашедших, о разлучившихся с любимыми и вновь их обретших. Яркие характеры, интересный для нашего времени советский быт и много, очень много любимого мной подтекста, когда молчанием говорят больше, чем словами.
* * *
Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979) - 9
Безупречный режиссёрский вкус и гениальные актёрские работы вдохнули жизнь в знаменитый роман и сделали из него шедевр кинематографического искусства. Хочется смотреть не моргая.
* * *
Родня (1981) - 7
Нетипичная для Михалкова тема. Фильм поставлен с безусловным талантом, но не даёт покоя ощущение, что где-то когда-то это всё мы видели и подобные персонажи нам успели надоесть. Не моё кино.
* * *
Без свидетелей (1983) - 7
Два героя в одной квартире. Ирина Купченко великолепна, а для Михаила Ульянова это, пожалуй, ключевая и лучшая роль в карьере. Разбор на атомы отношений двух бывших супругов, но смотреть на это тяжело.
* * *
Урга: Территория любви (1991) - 8
Медиативная драма о торжестве и правде простой жизни, о наступающей на права и свободу человека цивилизации. Фильм с редкой силы посылом, оставляющим зрителя в большой задумчивости.
* * *
Утомленные солнцем (1994) - 7
Оскароносный фильм, с которым у меня отношения совершенно не сложились. Беспредельную скуку чувствовал я, пока в 4 приёма одолевал картину. Финал впечатлил трагичностью, но и только: чрезмерно детальный звук, слишком много экранного времени у дочери, какая-то совсем ненужная драма из прошлого - всё раздражает.
* * *
Сибирский цирюльник (1998) - 7
Размашистая постановка, демонстрирующая способность Михалкова... договориться. Грубейшие исторические ошибки, Михалков в роли императора и тонна пафоса. Ничего выдающегося с художественной точки зрения.
* * *
Двенадцать (2007) - 7
Беспощадное препарирование российской действительности восхищает так же, как и монологи. Но что делать с многочисленными сценами, на которых герои ведут себя так безумно и неестественно, что хочется закрыться руками? При повторном и более зрелом просмотре картина распадается на части. Да, это не ремейк, а глубокое переосмысление оригинала, но многое оставляет в глубочайшем недоумении.