Аннотация: Взял да и перечитал "Гарри Поттера" на 31-м году жизни. Делюсь впечатлениями и некоторыми мыслями.
В конце декабря 2017 года я прослушал аудиокнигу "Гарри Поттер и философский камень", а в начале января взялся за "Тайную комнату", решив прочесть всю серию. И вот сегодня я перевернул последнюю страницу "Даров смерти" и вернул томик на полку. Мои впечатления и собственная реакция удивили меня самого. Но обо всём по порядку.
На фотографии нет 1-й книги. В своё время поскупился, а теперь жалею. Мы ругали перевод издательства "Росмэн", ждали нового, но дождались бреда от "Азбука-Аттикус".
Я отношу себя к поколению, которое в полной мере переболело поттероманией. Думаю, вы все прекрасно помните, какое это было безумие. Наша любовь была (да и что таить - остаётся) бесконечна. История о юном волшебнике въелась в подкорку нашего мозга, встроилась в ДНК. Нет, мы не переодевались в волшебников и почти не размахивали воображаемыми палочками, хотя чуть-чуть и такое было. Мы обожали фильмы, они нас глубоко волновали, но всегда оставались на втором плане. Я и сейчас уверен: знать историю Гарри Поттера только по фильмам - это всё равно что знать Париж только по фотографиям. Ничто и никогда не заменит книг Джоан Роулинг. Экранизации - это всего лишь визуализация кусочков волшебного мира и не более того, особенно с таким бревном как Рэдклифф. И мне почти физически жалко людей, которые в юности не читали "ГП", а видели только фильмы: от них ушла целая вселенная.
Все книги серии я перечитывал два раза и более. "Узника Азкабана" около 4-х. Последний раз я перечитывал "Дары смерти" где-то лет 6-7 назад. Поэтому на 31-м году жизни я вдруг подумал: а почему бы не пройти путь Гарри вновь, заодно проверив, как теперь с высоты житейского опыта и через призму более зрелого ума понимаются и ощущаются книги для подростков? Что ж, результаты вот они.
Первые книги - "Философский камень" и "Тайная комната" - определённо детские. Они такие милые, тёплые, но совершенно беззубые, и кое-какие сюжетные конструкции можно подвергнуть сомнению. Однако именно с этих книг началась поттеромания, и я их люблю большой и прочной любовью. "Узник Азкабана" - возможно, самая изящная и безупречная книга серии с огромным финалом, начавшимся с посещения Хагрида перед казнью Клювокрыла и бегства Коросты и завершившимся в больничном крыле у мадам Помфри, когда Фадж и Снегг лютуют из-за исчезновения Сириуса.
* * *
Знаете ли Вы, что Роулинг не просто так давала названия книгам, а разбивала на категории по трилогиям? Смотрите:
Вещи: "Философский камень", "Кубок огня" и "Дары смерти",
Нечто вмещающее или объединяющее: "Тайная комната" и "Орден Феникса",
Люди: "Узник Азкабана" и "Принц-полукровка".
Таким образом, если бы вышла 8-я книга, она называлась бы чем-то вмещающим или объединяющим. Фанаты даже строили догадки, что Снегг - положительный герой по ассоциации с Сириусом, который оказался положительным. В итоге эта теория подтвердилась, кстати.
* * *
"Кубок огня" - уже 667-страничная книга с куда более мелким шрифтом, чем предыдущие, однако такая же захватывающая, с невероятными сюжетными кульбитами и припасёнными для развязки большими сюрпризами. Сами состязания в рамках Турнира Трёх Волшебников на этот раз меня впечатлили куда меньше, чем волнение Гарри перед ними. И я прекрасно помню свой шок после первого чтения глав с возрождением Тёмного Лорда, а вот о "Приори Инкантатем", то есть соединении двух палочек-двойников, от которого антагонист ни на шутку струхнул, я напрочь забыл, перед этим долго соображая, как же Гарри удалось выбраться из кладбища возле усадьбы Реддлов. P.S. Дополнительное издание 2007 года - отвратительного качества. Тёмная толстая бумага, разной плотности текст (иногда буквы так прижаты друг к другу, что тяжело читать) и такая прорва опечаток, что я принял это за членовредительство в издательстве. Какая-то зараза специально напакостила - не иначе: "минету" вместо "минуту", "от мени" вместо "от меня", "туг" вместо "тут", лишние красные строки и двоеточия, в общем, из вредности я читал с карандашом в руках.
"Орден Феникса", в которой 826 страниц, - книга уже другого плана. Гарри и его друзья стремительно взрослеют и явно переживают кризис переходного возраста. Они думают и говорят так, как не могли говорить и думать в предыдущих книгах. Это одновременно смущает и радует, потому что Роулинг явно отточила своё мастерство и выросла как автор. "ОФ" более суровая и детальная, с огромным количеством отличных сцен, поэтому я не считаю её самой слабой из серии, как и не думаю, что её надо было сократить (каждая страничка "ГП" - это счастье!). Роулинг начала поднимать очень серьёзные, взрослые вопросы. Смерть Сириуса, вся жизнь которого оказалась перемолота жерновами Тёмного Лорда, - тяжелейший удар для читателя. Мне и в этот раз вместе с Гарри было невыносимо больно.
"Принц-полукровка" - книга с очередной порцией сюрпризов, но чудовищным финалом, от которого разрывается сердце. Помню, мы с сестрой читали книгу по очереди, получалось, то она вырвется вперёд, то я, но мы строго-настрого запрещали друг другу говорить что-либо о книге. Это была та ещё мука, потому что нас буквально разрывало изнутри, как воздушный шар. Часть главы о крестражах сестра читала мне вслух, и мы потом долго обсуждали её, будучи шокированы открывшейся истиной о разделённой душе Волан-де-Морта. Мы были почти злы на Роулинг за убийство Дамблдора, а заклинание Принца-полукровки я до сих пор использую кое-где в качестве пароля, разумеется, смешивая с цифрами (только тс...).
"Дары смерти" - это Круциатус для читателя с капелькой "Феликса Фелициса". Радость от подведения итогов и боль утраты. Почему-то именно сейчас, в феврале 2018-го, финальная книга подействовала на меня чрезвычайно сильно. Я буквально болел ею, не мог выпустить из рук, читая и читая, захлёбываясь действом, пытаясь вспомнить все детали и ничего не упустить. Очень злая книга, жгучая, как слёзы, но такая же очищающая и умиротворяющая тем, что всё закончилось. Седьмой кирпичик в колоссальном здании волшебного мира и в самой захватывающей вселенной моей жизни.
Зацените тиражик. После Перестройки какие-либо книги в твёрдой обложке издавались такими объёмами? Говорю же, это была болезнь :))
Итоги и выводы. Знаете, история о Гарри Поттере изначально плохо на меня действовала. Как-то гипнотически что ли. Вызывала слишком бурные эмоции. Вот и сейчас так. Взгляд на серию вроде бы взрослый, а впечатления детские. Я задумался над тем, что чувствую после прочтения всех семи книг. Это не только ностальгия, воспоминания юности и мысли о сюжете. Нет, меня серия действительно будоражит ещё и по следующим причинам:
1. Вызов мне как творческому человеку и, прости за наглость, как писателю. Воображение Роулинг не знает границ, а успех и слава не дают покоя не только мне. Ведь мой творческий путь начался именно с пародирования "Гарри Поттера".
2. Мир на страницах интереснее мира, в котором я живу. Моя жизнь скучная, серая и однообразная. Эти книги - словно окошки во что-то яркое, солнечное, по-настоящему увлекательное. И когда закрываешь последнюю книгу, наступает ломка. Скоро пройдёт.
3. Серьёзные размышления о смерти. Вы всмотритесь: у Роулинг герои не просто умирают, их существование после смерти неоднозначно. Гарри беседует с Почти Безголовым Ником, который говорит, что не каждый хочет быть призраком, не живым и не мёртвый, и что Сириус наверняка пошёл дальше. В главе "Кингс-Кросс" ("Дары смерти") диалог Гарри и Дамблдора: "И куда он [поезд] меня повезёт?", "Вперёд, - просто сказал Дамблдор". И то, что в моих любимых книгах так много говорится о самом важном событии в нашей жизни - смерти - это чрезвычайно много для меня значит.
В общем, теперь мне нужно несколько дней, чтобы прийти в себя и перестать думать о книгах. Но не отнять тот поразительный факт, что вымышленная вселенная и её герои рождают в моём сердце реальные, причём, бушующие чувства. Пожалуй, в этом и заключается великая сила подлинного искусства. Да только почему семь подростковых книг о юном волшебнике до сих пор остаются самыми любимыми книгами моей жизни? Или первая любовь - это навсегда? Не знаю.