Косарь Юлия : другие произведения.

Клиника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что наша жизнь? Дурдомммммм.

  Педсовет.
  Действующие лица:
  
  Марина - бывший зам. директора ПТУ Љ2, ныне директор вымышленного ПТУ (колледжа) Љ9, 50 лет
  Альбина - бывший мастер на стройке, бывший мастер ПТУ Љ2, ныне зам. директора ПТУ (колледжа) Љ9 53 года.
  Лена (Петрова) - бывший учитель филологии, ныне преподаватель уборки территории, далее декан, 30 лет.
  Римма (Сидорова) - бывший преподаватель экономики, ныне учащаяся ПТУ (колледжа) Љ9, 60 лет.
  Наталья (Иванова) - бывший преподаватель физкультуры, ныне учащаяся, далее зам. директора ПТУ (колледжа) Љ9, 50 лет
  Катя (Репина) - бывший преподаватель живописи, ныне учащаяся, далее преподаватель ПТУ (колледжа) Љ9, 33 года
  Ася (Тургенева), 25 лет
  
  Педсовет. Часть 1. Отрицание.
  Вывеска - "клиника восстановления здоровья педагогических работников".
  Палата на 2 человек. Лена накладывает макияж. Любуется собой. Потом смотрит на часы и быстро стирает все, что только что нанесла. Входит Катя.
  Катя. Привет.
  Лена быстро подбегает к двери, открывает. Видит, что там никого нет.
  Лена. Николай тебя привел?
  Катя. Не знаю. Он не назвался.
  Лена. Немой. (Лена влюблено смотрит на дверь. Потом поворачивается к Кате.) Наконец-то! Так скучно одной. Лена.
  Катя. Катя.
  Лена (осматривает Катю). Педсовет не одобрит.
  Катя. Чего не одобрит?
  Лена. Ничего не одобрит.
  Катя. Какой педсовет?
  Лена (машет рукой). Да... не заморачивайся! Побудем пока собой. Садись, рассказывай. Как ты? Что ты? Почему здесь?
  Катя. Творческий кризис.
  Лена. Да? Расскажи, расскажи.
  Катя. Что рассказывать? Типичная ситуация. В один прекрасный день осознаешь, что ты - не Ван Гог. И никогда им не будешь.
  Лена. Это который с ухом?
  Катя. При чем тут?!
  Лена. Я спектакль смотрела. Кровища! Впечатляет.
  Катя (трет ухо). Впечатляет.
  Лена. Ты тоже?!
  Катя. Что?
  Лена. Резала ухо?
  Катя. А! Не помогло. Бездарность - это приговор. А ведь я вижу, вижу эти краски, эти картины, эту бездонность бытия, эту сложность и стройность творения, это смешение сти-лей, ритмов. В каждой капле, в каждом звуке.
  Лена. Ого!
  Катя. Я беру в руки кисть, намереваясь излить это безумие красок... И.... (Замирает.)
  Лена. Что?
  Катя. Тут же начинаю думать о беконе, макаронах, о юбке для Машки из СП.
  Лена. Это как раз нормально, все так живут.
  Катя. Мне так и сказали.
  Лена. Зачем тогда сюда?
  Катя (показывает на ухо). Но ведь это остается. Сказали, нужно скорректировать.
  Лена. Скорректируют. Еще как! Никаких "это" (показывает на ухо) не останется.
  Катя. Что? Зверские врачи?
  Лена (удивленно). Врачи?.. Ах, да. Врач сказал про меня, что все идет по плану. Что новая метода оправдывает себя. У большинства больных выявлен прогресс. Что у меня вообще все хорошо. Что я лечебоподатлива. Что у меня хорошие рекомендации. Еще чуть-чуть, и я буду здорова. Как только педсовет одобрит мою выписку, я сразу домой. Домой! О! Как я хочу домой. (Плачет.)
  Катя. Педсовет?
  Лена. А! Не обращай внимания.
  Катя. А ты здесь почему?
  Лена. Один раз сорвалась. Всего только раз! Но сильно. Не знаю, что нашло.... Так!... со-рвалась... И правильно, правильно. Такого не должно быть. Я сама всегда всем говорю....
  Входит Альбина.
  Альбина. Петрова! Время! Педсовет! Минус три балла!
  Лена. Простите! Заболталась. Не надо, пожалуйста, три балла! Новая соседка. Забыла о времени. Иду, иду. (Торопится, уходит.)
  Альбина (Кате). А ты что?
  Катя. Что я?
  Альбина. Педсовет!
  Катя. Какой педсовет?
  Альбина (надвигается на нее). Не "какой", а бегом! На педсовет! Минус три балла!
  Катя (отступая в сторону выхода). Простите. Я не понимаю.
  Комната отдыха. За центральным столом восседает Марина. Лена сидит за боковым маленьким столиком. Наталья и Римма в серых фартуках, напоминающих старую школьную форму, стоят. Альбина вталкивает Катю.
  Альбина. Вот, привела.
  Катя. Что происходит?
  Марина. Предупреждаю сразу. Вакансий у нас нет. Мы - приличное училище. У нас же-лающих за воротами очередь стоит.
  Катя. Ага.
  Марина. Но если уж вы очень себя проявите, может быть, когда-нибудь. Но надо очень, я повторяю, очень постараться. Беспрекословно подчиняться законам педсовета. Набрать минимум штрафных очков.
  Катя. А где мой врач?
  Марина. Минус три балла. Запишите.
  Альбина. Итого минус шесть. Похоже, у нас Сидорова номер два.
  Римма. А что я? Чуть что, сразу я. Вы меня просто не любите.
  Марина. Молчать!
  Римма сразу утихает.
  Альбина. Сидорова - минус десять баллов. Итого минус двести тридцать восемь только за этот месяц. При таком раскладе тебе вообще не закончить училище. Выйдешь со справ-кой.
  Римма. Нет, я просто...
  Марина. Нет. Ты не просто! Ты очень даже не просто! Руководитель группы. Перечислить минусы Сидоровой.
  Лена. Сейчас, сейчас, Марина Ивановна. Это возмутительно, скажу я вам! Наше училище готовит профессионалов домового хозяйства. Один из главных навыков, получаемых сту-дентами, - влажная уборка помещения. Вчера на первой паре - практикум по уборке - Сидорова убрала палату Љ 12. Получила твердую троечку. А вот вторую пару решила прогулять. И палату Љ 8 убрать не соизволила. Сказала - ах, у меня голова болит, пойду-ка я, полежу.
  Римма. Но у меня правда голова болела! Я - пенсионерка, между прочим.
  Лена. Молчать!
  Альбина. Минус 10 баллов. За пререкание с педагогическим советом.
  Катя. Что здесь происходит?
  Альбина. Продолжайте, Елена Викторовна.
  Лена. Это не профессионально, в конце концов. В любой ситуации мы не можем бросить работу. Тем более, такую ответственную. Палата номер 8 - палата всеми уважаемого ди-ректора училища.
  Марина. Нет! Это не важно, чья палата. Важно, что студентка забывается. Думаю, надо жестко отреагировать на ее поведение. Думаю, следует... привязать ее к кровати часа на 2.
  Катя. Что здесь происходит? Где врачи? Или кто-нибудь из медперсонала?
  Лена. Молчать!
  Марина. Новенькая. Подожди. Дойдем и разбора твоих полетов. Уже наслышаны. Что-нибудь еще, Елена Викторовна?
  Лена. Да. И самое ужасное, самое ужасное, Марина Ивановна, я даже не знаю, как озву-чить... она пришла в училище с макияжем на лице.
  Катя смеется.
  Марина. Признаешь, Сидорова?
  Римма (сдается). Признаю, Марина Ивановна.
  Марина. И что ты должна сказать?
  Римма. Марина Ивановна, вы такой замечательный директор. А это платье вам так к лицу. Оно так подходит к ваше сумочке, помните, которую вы иногда достаете из тумбочки. Вот я всегда думаю, почему вам любое платье к лицу?
  Марина. Ну, хватит-хватит, Сидорова! Елена Викторовна, а что скажете о студентке Ива-новой?
  Наталья стоит по стойке смирно и преданно смотрит на Марину.
  Лена. Студентка Иванова всегда исправно выполняет свои функции.
  Марина. Типа отличница?
  Лена. Нет, ну что вы?! Посмела бы она! Стабильная, твердая хорошистка.
  Марина. То-то же. А то медаль ей еще выбивай. И что, совсем даже не в чем ее упрек-нуть?
  Лена. Не в чем, Марина Ивановна. Она с утра до ночи убирает палаты, штопает носки и варит кашу.
  Катя. Где врач, в конце концов?
  Марина. Нарвалась! Переходим к пункту два нашей повестки. Поведение новой девушки, претендующей на звание студентки ПТУ Љ9, Репиной Кати. Елена Викторовна, доклады-вайте.
  Лена. Студентка Репина поступила в училище недавно. Посещает занятия нерегулярно, под нажимом. С ней ведется воспитательная работа. Отделяется от коллектива, считает себя талантливее других.
  Марина. В какой области?
  Лена. Что?
  Марина. Считает себя талантливее других?
  Лена. В области малярных работ.
  Катя (смеется).
  Марина. Ну, это - мы у нее быстро вылечим. Еще?
  Лена. Часто пререкается с руководителем группы. Не приступила еще к практикуму по влажной уборке.
  Альбина. А по доставке пищи?
  Лена. Тоже еще не приступила.
  Марина. А почему-у?
  Лена. М-м... Плохо усвоила теорию.
  Марина. Что надо сказать, Репина?
  Катя. Что тут скажешь?.. Вообще-то я не выражаюсь никогда, поэтому слова мне найти вряд ли удастся. Я не понимаю...
  Марина. Что ж, раз ей так все подробно объясняют, а она не может понять, усвоить мате-риал, может, надо думать о не зачислении? Да, Елена Викторовна? Что скажете, руково-дитель группы?
  Лена. Может быть, дадим ей шанс? Здесь есть и мои упущения. Я постараюсь. Возьму на поруки.
  Марина (Кате). Хорошо. Итак, поздравляю, Репина Катя. Ты зачислена студенткой пер-вого курса ПТУ Љ 9. И вся твоя дальнейшая жизнь, дорогая моя, будет зависеть от того, как ты его закончишь.
  Катя. Капец!
  Марина (с нажимом). Добро пожаловать в училище.
  Катя. Я буду жаловаться.
  Альбина. Жаловаться она будет! Ха! Минус пятнадцать баллов.
  Марина. В наше училище переводят тех, у кого сдвинуты ориентиры, вектор мышления направлен не в ту сторону, кто особенно нуждается в системе воспитания. И мы будем тебя воспитывать, чего бы нам это ни стоило. Дайте ей пилюли.
  Катя. Но я еще не видела врача!
  Альбина и Лена держат Катю за руки. Марина засовывает ей таблетку в рот и дает запить.
  Катя. Что вы мне даете? Я не буду это пить!
  Марина. Главное в этом деле дисциплина, детка. А какую таблетку выпить, какая разни-ца? (Альбине.) А теперь отпустим детей и воспитателей. Совещание.
  Остаются Альбина и Марина.
  Марина. У меня пренеприятнейшее известие. (Делает паузу, зловеще сверкая глазами.) Грядет гуманизация образования.
  Альбина. Не может быть!
  Марина. Я тоже вначале так сказала.
  Альбина. Откуда знаешь?
  Марина. Газеты читаю.
  Альбина. Газеты? И мне не даешь?
  Марина. Дай тебе! Язык-то без костей.
  Альбина. Но откуда? Откуда газеты?
  Марина. Не твое собачье дело!
  Альбина. Ты всегда говорила, что связи с волей нет.
  Марина. Связь односторонняя. В ящик бросают.
  Альбина. И хоть бы раз мне сказала!
  Марина. Будешь много знать, скоро состаришься! С тебя достаточно, что ты - мой зам. Быть замом директора - это ого-го! Я была. Столько лет ждала, когда освободится место, и я стану директором! Дождалась, наконец. (Истерично.) И я не потерплю, чтобы какая-то фря предъявляла мне претензии.
  Альбина. Я - не фря, а твоя родная сестра, между прочим!
  Марина. Вот именно! Если б не это, я взяла бы в замы Наталью.
  Альбина. Наталья тебя выдала б давно!
  Марина. Ничего бы не выдала.
  Альбина. Выдала бы, выдала!
  Марина. Посмотрим, выдаст или нет.
  Альбина. Что? Ты хочешь взять в замы Наталью!? (Плачет). Господи, за что же? За что?
  Марина. Ты дашь договорить мне или нет?! (Ударяет Альбину по щеке).
  Альбина (утирает слезы). Да, да, конечно, конечно, дорогая.
  Марина. В связи с новыми веяниями в образовании мы просто вынуждены будем отно-ситься к детям по-человечески.
  Альбина. Они что там, наверху, охренели вообще?
  Марина. Запомни, ты, дура! Они там не хренеют никогда. Это мы хренеем от их фанта-зий... Но! Если посмотреть на их фантазии с другой стороны. Спокойно, без эмоций, то... в результате обязательно найдешь в них много положительного для себя. Там умные люди сидят. А ведь мы их опора, проводники их идей, так? Значит, раз им это выгодно, то обязательно будет выгодно и нам. Не может быть, чтоб система работала иначе. Главное, надо быть в системе. И правильно угадать их образ мысли, найти нужный угол зрения. Вот, смотри. Закрой глаза. Теперь надо несколько раз произнести это непроизносимое "к детям по человечески", "к детям по человечески"...
  Альбина. К детям по человечески, к детям по человечески... (Отрывает глаза.) Как же тогда реализовывать воспитательный процесс? Воспитательный процесс - это ж!.. Это ж!..
  Марина. Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов. Тупица! Пора бы запомнить.
  Альбина. Я выучила, выучила. Просто не успела сказать. Реализации субъектов, то есть, нас, как воспитателей! А не гуманистов чертовых, однако! Как вообще гуманисты могут реализовываться?
  Марина. Хватит! Не на педсовете. Говори проще. Хочешь спросить - над кем мы будем издеваться? Это ты хотела сказать?
  Альбина. Ну-у,.... Я имела в виду, управление педагогическим коллективом предполага-ет...
  Марина. Дура, управление вообще предполагает.
  Альбина. Тебе виднее. Ты всегда была умнее меня.
  Марина. Это не трудно. Надо же было даже высшего образования не получить. Это ж ка-кой труд было тебя вытащить из мастера на стройке в зам. директора?! А твои закидоны о честности?! Или о том, что нас поймают и накажут. Ха! Если б я тебя слушала, мы бы тут жили, как идиотки вообще, на общих условиях. Всю еду, и вкусную тоже, поровну. При-бирались бы сами. И вообще никакого тебе уважения. А теперь?! Главное в жизни, запом-ни, - сказать, что ты главный, и все. Все поверят. Потому что большинство людей ждут главного. Это архетипический признак большинства.
  Альбина. Архитектурный чего?
  Марина. Архетипический, дура. Подсознательный, то есть. Не перебивай. Раз сама идеи не генерируешь, дай хоть мне. Так вот. Большинство людей ждут главного. А тех, кто не ждут, с ними надо работать. И не самостоятельно, а через тех, кто ждут. Я была на тре-нинге. "Исправление мышления". Говорят, китайцы придумали. Мы не китайцы, но принцип верный. Я и до этого применяла, а уж теперь!!!... Все официально, научно. Все-му тебя учить надо. Жестче надо быть, жестче!
  Альбина. А я о чем? Жестче надо быть. Не нужна нам эта гуманизация образования.
  Марина. Что ты сказала?
  Альбина. Я говорю, что мы будем делать, когда наступит гуманизация?
  Марина. Не наступит, а мы! Мы с тобой введем ее. Мы не можем не чувствовать и не сле-довать туда, куда ветер дует. Иначе прогорим. Даже не так. Еще раз повторяю: раз они там, наверху, решили, что гуманизация - выгодно, то это не просто так, совсем не просто Мы должны понять, в чем фишка. Мы всегда с тобой были в рядах инноваторов.
  Альбина. В рядах кого?
  Марина. Черт! Наверное, придется тебе давать газеты читать. А то отсталая ты у меня.
  Альбина. Правда будешь давать?
  Марина. Посмотрю на твое поведение. Но в принципе вопрос ты задала правильно. Что делать? Я думала над этим. Над тем, что делать. Много думала.
  Альбина. И?
  Марина. Я думала: лазейка обязательно найдется. И она нашлась! Все просто! Раз с детьми теперь надо гуманно, издеваться будем над учителями.
  Альбина. Ого!
  Марина. Какая нам разница?! Принцип тот же. Если раньше мы распределяли продоволь-ствие и обязанности просто потому, что мы с тобой так решили на свой страх и риск, то сейчас (трясет газетой), сейчас эти функции нам дали официально. Официально, пони-маешь!? Теперь директор официально распределяет все, будто бы это его все! Теперь ни-каких "поймают и накажут", потому что теперь это система! Понимаешь?
  Альбина. Да ну?
  Марина. Ну да! Феодализм - великая вещь! Великая! Преклоняюсь перед их замыслом!
  Комната Кати и Лены. Входит Лена, потом Катя. Лена начинает опять красить глаза и надевать драгоценности. Катя ложится на кровать, оторачивается к стене.
  Лена. Кать, ты что, спать? (Катя молчит.) Ну-у. Я так ждала соседку, а ты спать. Хочешь, я тебя тоже накрашу? У меня Эмвей. Все натуральное, никакой химии. (Катя молчит.) Кать, ты чего? Тебе плохо?
  Катя. Ты что, больная? Мне должно быть хорошо? В следующий раз, когда придет эта квазимода, ты сразу выскакивай, а я закрою дверь. Я в ваши игры играть не собираюсь. Что тут происходит вообще? Где врач?
  Лена (вздыхает). Врача нет.
  Катя. Как это нет?
  Лена. Нет, конечно, в глубине души мы верим, что врач существует. Что он сидит где-то там, высоко, за своим компьютером, и все время наблюдает за нами. Следит и записывает. И что все, что человек сделал хорошего, ему зачтется. Потом, когда все это ПТУ Љ9 за-кончится. А плохим поступкам будет соответствующее наказание. Очень верим. А иначе как можно терпеть это невыносимое бытие?! А-а! (Плачет.)
  Катя. Ага. Ага. Лен, сядь, пожалуйста, и успокойся.
  Лена садится.
  Катя. Посмотри на меня. Прямо в глаза. Вроде глаза нормального человека. Что ж ты не-сешь пургу? Мы - в государственной клинике восстановления здоровья. Здесь должен быть врач.
  Лена. Должен быть... Но,... я его ни разу не видела. Может быть, мне не дано его видеть? Может быть, я недостойна...
  Катя. Но ты же говорила, что он тебе сказал...
  Лена. Да, только не мне, а про меня. Мне передали его слова.
  Катя. Кто передал?
  Лена. Марина.
  Катя. Эта тетка, которая не в себе?
  Лена. Мы все тут в каком-то смысле... не в себе...
  Катя. Ну, та, что воображает себя директором!
  Лена. Она и есть директор.
  Катя. Директор чего?
  Лена. ПТУ Љ9.
  Катя. Еще раз. Мы в клинике восстановления здоровья педагогов. Никакого ПТУ здесь быть не может.
  Лена. Но оно есть. Только оно здесь и есть. Как ты не понимаешь?
  Катя. Если и есть, то не на самом деле, а лишь как игра отсутствия разума у чокнутой ба-бы, игра, в которую вы все включились! На самом же деле оно - не реально. То есть в лю-бой момент вы можете перестать в него играть. Нужно просто сказать - нет!
  Лена. Тише! Тут очень тонкие стены. (Шепотом.) Да, она сумасшедшая. Я ненавижу ее, ненавижу ее, ненавижу! (Громко). Но ты ошибаешься. ПТУ Љ9 - реально. Да, да. Ты ду-маешь, что его нет, но раз ты живешь по его законам, то есть тебе приходится жить по его законам, значит, оно реально. Только оно и реально.
  Катя. Это прямо не знаю что. Миф какой-то.
  Лена. Именно! Именно что миф! Правильно ты подобрала слово. А знаешь что такое миф?
  Катя. Миф - он и в Африке миф. Сказка.
  Лена. Не-не-не. Я не всегда преподавала уборку территории. Филологический факультет МГУ. Ого-го! Так вот, миф - не сказка, а реальная для определенного сообщества система окружающего мира. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями. Человечество всегда, поверь мне всегда, жило в условиях признания того или иного мифа. И миф про ПТУ Љ9 ничем не лучше и не хуже любого другого.
  Катя. Ну, знаешь что!
  Лена. (Шепотом.) И лишь здесь, в нашей комнате, мы можем хоть чуть-чуть, хоть нена-долго забыть о нем! Но забыть не так громко! А ты почему-то не хочешь забыть. Все вре-мя напоминаешь мне. Вот что тебе надо? Что ты хочешь от меня? Могу я хоть чуть-чуть отдохнуть от ПТУ Љ9? (Прислушивается. Другим тоном.) А знаешь что? Я верю, реально верю, что если бы с собой наедине я думала ровно то же, что и там, на педсовете, то я вы-здоровела бы быстрей. И я стараюсь, да, я стараюсь. Просто срываюсь иногда. Это ничего. Это - процесс лечения. Я лечебоподатлива. Не даром же я достигла известного положения в училище. Я молода, а уже преподаватель. Это ведь о чем-то... о многом говорит...
  Катя. Но это - бред.
  Лена. Почему сразу бред? Вот почему ты все время бред-бред? Позитивнее надо быть, по-зитивнее. Позитивнее надо смотреть на мир. Ты живешь в обществе, в котором сущест-вуют некие правила...
  Катя. Тш-ш-ш.
  Лена (испуганно оглядывается, прислушивается). Что?
  Катя. Просто тш-ш-ш. Успокойся. Давай начнем сначала. Ты сколько здесь?
  Лена. Почти полгода.
  Катя (ошарашена). Полгода!?
  Лена. Я позже всех сюда поступила, ну, кроме тебя, разумеется. И у меня блестящие успе-хи! Просто блестящие.
  Катя (решает поменять тактику, подыгрывать Лене). Позже всех сюда поступила и уже преподаватель?
  Лена. Да. Но ничего, не волнуйся. Увидишь, ты тоже сможешь. Надо только правильно себя настроить... Будешь краситься?
  Катя. А педсовет одобрит?
  Лена (прислушивается, открывает дверь, закрывает). Ну что ты, честное слово! Педсо-вет там, а мы здесь.
  Катя. Давай.
  Лена (красится). Убила бы этих старых, жирных баб. Им глазки свои узенькие уже беспо-лезно красить, вот они и другим не дают. (Шепотом.) Это Марина всех к Кольке ревнует
  Катя. К какому? К этому!?
  Лена. Тут других нет.
  Катя. Смеешься?
  Лена (обиженно). Нет, ты присмотрись. Он вообще-то ничего... Немой? И слава богу, ру-гаться не надо. Тупой? И хорошо, с советами лезть не будет. Но старая стерва... (Прислу-шивается, замолкает. Шепотом.) Полгода терплю эту старуху.
  Катя. Почему же так долго? Мне сказали, дней пятнадцать.
  Лена. Ну, щас, размечталась. В первое время штрафных баллов очень много. А потом счи-тают по средней за все время.. И снизить уровень очень-очень трудно. Вот мой уже скоро будет в норме. И тогда я попаду домой. Домой!
  Катя. Машке через месяц будет восемь. Я обещала ей вернуться к дню рождения.
  Лена. Мечтать не вредно. Вредно не мечтать.
  Катя. Ага. А что ты думала вначале, когда поступила сюда? Про ПТУ Љ9?
  Лена. Не помню. Думала, как ты. Что бред.
  Катя. Вот видишь!
  Лена. Но это совершенно, совершенно детский взгляд. И нужно постепенно, постепенно так взрослеть! Да, именно это слово - взрослеть! То есть отбросить ненужные, глупые со-мнения, приспособиться и жить, как все! Принять необходимые правила игры. Раз все состоят в ПТУ, то для чего возмущаться, выделяться? Гораздо лучше выполнять все требо-вания. (Меняет тон на агрессивный.) А что ты хочешь? Я свой язык прикусила, свои же-лания в задницу засунула и за полгода почти приблизилась к нужному рейтингу, а ты за месяц хочешь уйти, ничего вообще не соблюдая? Ишь ты, нашлась тоже!
  Катя. Тш-ш-ш.
  Лена (испуганно). Что?
  Катя. Неужели? Неужели тебе ни разу не хотелось сказать - идите туда-то и туда-то?
  Лена. Да! Хотелось! Конечно, хотелось! Господи, как мне порой хотелось разбить окно, и выскочить с четвертого этажа. Улететь отсюда, не важно, куда. (Опять меняет тон.) Но! Это не серьезный взгляд на вещи. Взрослеть надо, взрослеть.
  Катя. С четвертого этажа, говоришь? А кто живет на третьем?
  Лена. Не знаю.
  Катя. А зря. Можно спустить им на веревочке записку.
  Лена. Какую еще записку? Ты чего это? Ишь! Чего придумала!
  Катя. Записку типа - давайте дружить этажами, ходить друг к другу в гости.
  Лена. Дружить категорически не рекомендуется не то, что этажами, но и комнатами. Нам еще повезло, что поселили вдвоем. Так что не вздумай когда-нибудь заговорить с кем-нибудь в коридоре. Только на педсовете.
  Катя. А что такого?
  Лена. Ты хочешь, чтобы меня из преподавателей и воспитателей поперли? Этого ты хо-чешь?
  Катя. При чем тут ты?
  Лена. Я - твой воспитатель. Я за тебя отвечаю. И если ты хоть с кем-нибудь хоть когда-нибудь заговоришь вне педсовета, меня выгонят в студенты. Этого ты хочешь? Да? Да! Теперь я понимаю. Ты просто завидуешь. Завидуешь моему положению в ПТУ. Точно.
  Катя. Завидую?
  Лена. Да, да, завидуешь!
  Голос Альбины. Репина, Петрова, педсовет.
  Лена. Опять?
  Катя. Опять?
  Альбина. Опять? От Репиной-то можно было ждать. А ты-то Лена? Что за вопросы?
  Лена. Я в смысле радостно, неужто, педсовет? Опять? Какое счастье.
  Катя. Я - пас!
  Холл. Лена и Альбина втаскивают Катю. Там уже восседает Марина. Марина встает со стула, идет навстречу к Кате, улыбается ей, обнимает.
  Марина. Ну что вы, разве можно так обращаться с детьми? У них есть права и немалые, между прочим. Ничего не знают эти педагоги. Не повышают уровень своего образования. Не знают законы государства, в котором живут. С завтрашнего дня буду принимать отче-ты о прочитанных указах и статьях конституции.
  Альбина (с открытым от удивления ртом). Марина?! (Вспоминает о гуманизме.) Ива-новна. Вы совершенно правы.
  Марина (Кате). Деточка, тебе не больно? Присядь, моя дорогая.
  Лена (удивлена, ревниво смотрит на Катю). Марина Ивановна, у меня есть заявление.
  Марина (Лене - холодно.) Слушаю вас, Елена Викторовна.
  Лена. Марина Ивановна, вы так добры. А ведь вы ее не знаете. Это такой человек... опас-ный.
  Марина (равнодушно). Н-да?
  Лена. Она ненавидит этот дом, этот педсовет.
  Марина. Кто?
  Лена. Репина Катя. Вела себя отвратно. Сказала, не успокоится, пока не разрушит ПТУ и не вырвется на свободу.
  Марина. Наверное, ты неправильно ее поняла? Наверное, она совсем другое имела в виду. (Улыбается Кате.)
  Катя. Не собиралась я разрушить ПТУ!
  Марина. Вот! Видишь, Елена Викторовна.
  Катя. Собиралась, собиралась. Если б вы слышали, что она говорила про затхлый запах здешней педагогики. Про то, что мы не умеем учить детей, что мы...
  Марина. И она права.
  Лена. Что вы такое говорите, Марина Ивановна?
  Марина. Права. На дворе новое время, XXI век, нужно меняться. А у нас тут все по-старинке. Дети - это потребители учебных услуг, а, следовательно, наши клиенты. А кли-ент всегда прав. (Наталье.) Правильно я говорю?
  Наталья преданно кивает головой.
  Марина (Римме). Правильно я говорю?
  Римма. Наконец-то! Вразумительные речи. А ваше платье все-таки... Где вы его купили?
  Марина. Поняла, Елена Викторовна?
  Лена. Но...
  Марина. Все уже все поняли. А ты... Минус 50 баллов. Запиши, Альбина.
  Лена. Марина Ивановна! Это же снижает мой рейтинг. Отбрасывает его на два месяца назад.
  Марина. Именно. Думай, что говоришь-то иногда. Что скажете, Катя, как вам в нашем колледже?
  Альбина. Колледже?
  Марина. Никаких ПТУ давно нет. А мы все ПТУ, ПТУ. Правда, Катя, тут удобно и ком-фортно? А вы та еще штучка! Только пришли, а уже так верно подметили направление ветра. Пожалуй, через какое-то, очень малое время, я назначу вас преподавателем.
  Лена. Марина Ивановна!
  Марина. Что?
  Лена. Вы не можете этого сделать!
  Марина. Почему это не могу? Я что, не директор?
  Лена. Она еще не заслужила!
  Марина. Заслужила, заслужила. Умный, независимо мыслящий человек пришел к нам в ПТУ. В наше новое время (Подмигивает Альбине.) одним этим она заслуживает стать преподавателем.
  Лена. Нет!
  Марина. Елена Викторовна!
  Лена. Ну, хорошо! Я не хотела говорить... Она сказала, что вы старая чокнутая баба!
  Марина (равнодушно). Да ну?
  Лена. И смеялась, когда я сказала, что вас любит Николай.
  Марина. Что!?
  Катя (в шоке). Неправда!
  Лена. Правда! Еще она сказала...
  Марина. Елена Викторовна! Молчать! Минус 100 баллов!
  Лена. Не-е-ет! Это же не я, не я сказала!
  Марина. Все! Хватит! Я приняла решение, мое решение не обсуждается. То есть, обсуж-дайте, если вам вздумается, но, посмотрим, во что вам это обойдется!
  Все замерли, ждут.
  Марина. В связи с переходом системы образования на новые рельсы, в связи с необходи-мостью повышения качества образования, мы не можем отставать в вопросе инновацион-ных преобразований. И потому я, как директор Колледжа Домового хозяйства Љ9, прово-жу реструктуризацию учебного заведения.
  Все хлопают.
  Марина. Альбина остается зам. директора по хозяйственно-юридическим вопросам. Ната-лья Вадимовна отныне будет моим замом по учебно-воспитательному процессу.
  Наталья опускается перед Мариной на колени.
  Лена. Наталью - замом? Из учеников! А я?
  Марина. А вы Елена, увы, не заслужили. Ваши речи недостойны педагога.
  Лена. Мариночка Ивановна. Но это же не я все это говорила! (Плачет.) Ну, чем я, ну чем не заслужила?
  Марина. Заслужишь. Заслужишь еще то, что надо.
  Лена. Хотите, я вам свой Эмвей подарю?
  Марина. Я взяток не беру. У тебя есть Эмвей? И ты скрывала. Я просто вынуждена его конфисковать.
  Лена. Конечно, конечно, конфискуйте, Мариночка Ивановна.
  Марина. Хорошо. Уговорила. Назначаю тебя деканом хозяйственного факультета.
  Лена. А кто же будет преподавателем и руководителем группы?
  Марина. Репина Катя.
  Лена. Не-е-ет. Я же вам сказала!
  Марина. Ты меня за дуру держишь?
  Лена. Что вы, Мариночка Ивановна!
  Марина. Тогда я знаю, что делаю.
  Лена. А кто же остается в детях?
  Марина. Римма.
  Римма. Я? Одна? В детях? Я старше всех.
  Марина. Количество баллов говорит, что нет.
  Римма. Ну-у, Марина Ивановна, у вас такой приятный цвет лица. Как вам это удается?
  Марина (отводит Римму в сторону). Не шуми. Будешь еще благодарить меня...
  
  Педсовет. Часть 2. В игре.
  Спустя месяц. Педсовет в полном составе. Безобразно накрашенная Римма в короткой безвкусной юбке, странной прическе сидит, задрав ноги, жует жвачку и чистит ногти.
  
  Марина. Итак, подводим итоги нашей работы на учебно-инновационной площадке. Аль-бина Ивановна, пожалуйста!
  Альбина (читает по бумажке, спотыкаясь). Хозяйственно-юридический отдел провел огромную работу по приведению в порядок всех хозяйственно-юридических вопросов. Проведена полная реструктуризация всех подразделений колледжа. В соответствии с но-вой системой оплаты труда, мы выработали базовую минимальную ставку - 3 куска хлеба в день и полстакана молока. Все остальное - на усмотрение администрации по результа-там труда.
  Катя. Мне кажется, 3 куска хлеба в день и полстакана молока недостаточно для нормаль-ного образа жизни.
  Марина. Наталья Вадимовна, вы расписали корректирующие коэффициенты?
  Наталья. Конечно, Марина Ивановна. Нарушение трудовой дисциплины, распростране-ние заведомо ложной и непроверенной информации, конфликты с администрацией, пре-подавателями, студентами, ведут к снижению корректирующих коэффициентов.
  Катя. Не кажется ли вам, что Катя Репина только что понизила свой коррекционный ко-эффициент?
  Наталья. Кажется, еще как, Марина Ивановна! Мало того, что она распространила лож-ную информацию о том, что определенная вами базовая ставка в 3 куска хлеба - недоста-точна для нормального образа жизни, (что неверно, я вот например в нашем колледже и за 2 куска хлеба готова работать, с таким-то директором), так она еще и не постеснялась вы-сказать это публично, в лицо администрации. А это конфликт.
  Марина. Именно, Наталья Вадимовна!
  Катя. Но я...
  Марина. Молчать, я сказала! Елена Викторовна, что у вас, в воспитательном отделе?
  Лена. У нас все замечательно, Марина Ивановна! По воспитательной работе наш колледж вышел в последнее время на второе место в Москве. Наши студенты посещают после за-нятий творческие мастерские - дизайна одежды и прически, обратите внимание - какой изысканный вкус. Римма приподнимись, пожалуйста.
  Римма вздыхает, бросает на пол влажную салфетку, прилепляет жвачку к стулу, встает, медленно поворачивается вокруг себя.
  Марина. Замечательно. Потрясающе. Не думала, что в нашем колледже может такое быть. Какой вкус. Какая фантазия!
  Лена. У нас еще хор есть.
  Марина. Правда?
  Лена. Римма?
  Римма мычит что-то невразумительное хриплым голосом, похожее на современную песню.
  Марина. Блестяще!
  Лена. У нас есть также театральная студия.
  Марина. Надо же!
  Лена. Римма?
  Римма гримасничает, изображает то глупую улыбку, то агрессию. Кривляется, ходит по сцене. Кланяется.
  Марина. Как я люблю, когда дети занимаются чем-нибудь творческим.
  Лена. Альбина Ивановна, запишите: воспитательному отделу надо повысить корректи-рующие коэффициенты.
  Альбина вопросительно смотрит на Марину.
  Марина. Запишите, запишите. За две недели создать хор, театр и дизайнерскую мастер-скую! Это не в каждом учебном заведении... Что у нас с учебной деятельностью, Наталья Вадимовна?
  Наталья. Все прекрасно, Марина Ивановна. У нас отличные теоретические разработки. Я, как преподаватель физкультуры, написала учебник по развитию трапециевидной мышцы спины, как основы стабильности трудоспособности выпускников домохозяйственных специальностей. 348 страниц. Вот, это упражнение (Показывает упражнение, похожее на метение пола шваброй.) я взяла за основу и рассматриваю его со всех сторон. Смотрите, если мышечный корсет развит по всем правилам науки, то есть в соответствии с направлением движения руки с вложенным в нее производственным агрегатом в виде цилиндрического деревянного корпуса и насаженной на нее разветвленной частью, то субъект, суть обучающийся по специальности номер 16161616, то есть, домовое хозяйство, он же впоследствии выпускник хозяйственного направления, затрачивает на исполнение производственных обязанностей минимальные усилия. Эффект подобного образовательного новшества дополняется снижением в дальнейшем, в соответствии с требованиями социальных партнеров, больничных листов.
  Марина. Вот! Посмотрите, все-таки. До чего же талантливый у нас коллектив. За эту работу наша Наталья Николаевна удостоена грамоты департамента образования.
  Все хлопают. Марина берет у Альбины какой-то лист, отдаленно напоминающий грамоту. Смотрит на него, морщится.
  Марина (Альбине). Ты что, получше нарисовать не могла?
  Альбина. Я не художник! Надо было Катьке поручить.
  Марина. Ага! В следующий раз так и сделаю. И твою пироженку Катьке отдам.
  Альбина. Еще чего!
  Марина. Возьмите, Наталья Вадимовна. Какая красивая грамота.
  Наталья. Спасибо! О! Какая красивая грамота!
  Марина. Повесите ее над кроватью.
  Наталья. Спасибо, спасибо, Марина Ивановна!
  Марина. А теперь пилюля! (Грозно.) Наталья Вадимовна, почему показатели оценок у нас неважные?
  Наталья. Это вопрос не ко мне.
  Марина. Не к вам?! Вы - учебный отдел. Я вам корректирующие коэффициенты-то под-правлю. Я вас уволю, как не соответствующую важной административной должности. Я подняла вас из грязи в князи, так я же вас туда и запихаю, да еще и ножкой сверху посту-чу. Что? Что вы сделали для того, чтобы члены коллектива правильно выполняли свою работу?
  Наталья (хватается за сердце). Вы правы, Марина Ивановна! Простите, недоработали, извините. Пытаемся что-то исправить. Но Катерина Репина не думает о коллективе. Ста-вит и ставит неудовлетворительные оценки студентам.
  Марина. Репина? Как Вы можете ставить неудовлетворительные оценки нашим замеча-тельным, самым лучшим в мире студентам, которые и в театре, и на показе мод, и где только их нет!
  Катя. Но если она не делает ничего по своей специальности. То есть вообще ничего. Она даже швабру в руки не берет. Говорит, что ногти об нее обломает.
  Римма, которая уже сидит, задрав ноги, поворачивается, смотрит на Катю, как на дуру.
  Марина. Может быть, вы не все педагогические приемы использовали?
  Катя. Может быть, воспитательный и учебный отдел могли бы мне помочь оказать воз-действие на студентку, вместо того, чтобы во всем ей потакать? Может быть, эти отделы будут сначала выполнять прямые свои обязанности по обучению студентов, а потом уже дополнительные?
  Лена. Это возмутительно просто! После такой демонстрации моих достижений в области хорового пения и показа мод. Петрова, встань еще раз.
  Римма встает.
  Лена. Пройдись.
  Римма проходит, виляя задом.
  Лена. Спой.
  Римма хрипит.
  Лена (обиженно). Репина просто завидует моим профессиональным успехам.
  Наталья. Про учебную часть я вообще молчу. Какая работа по методическому обеспече-нию колледжа. С какой огромной отдачей мы составляем расписание, перемежая занятия физкультуры с занятиями домового хозяйства, чтобы нашим студентам было удобно.
  Катя. После вашей физкультуры она на домовое хозяйство не ходит вообще.
  Марина. Именно что! Не ходит! Вот так студенты оценивают качество вашей педагогиче-ской деятельности. Они просто игнорируют его, потому что вы недостаточно компетент-ны в своей области. Альбина Ивановна, запишите Репиной в минус.
  Катя. Да пишите, чего хотите! Главное, помогите, чтобы студентка ходила на мои заня-тия! А потом требуйте. Спросите ее, почему она не ходит!
  Римма. Я - пенсионерка, между прочим. После сгибания и разгибания трапециевидной мышцы на физкультуре по этой новой методике я швабру в руки брать не могу. Я - не робот, между прочим.
  Марина. Вот именно, Репина. Нежнее надо быть со студентами, вникать нужно в их про-блемы, а не требовать, чтобы они после уроков физкультуры работали вам на полную ка-тушку.
  Катя. В профессиональном образовании главное все-таки профессия, а не физкультура.
  Марина. Нет, это уникум какой-то. Что бы администрация ни сказала, она тут же пере-чить. С администрацией она не согласна. К студентам подход найти не может.
  Катя. Какой подход? Подход должен быть один. Не выполняет студент своих обязанно-стей, отчислять!
  Лена. Это не конструктивный разговор! Сколько еще нужно отчислить студентов, чтобы остальные стали бояться?
  Альбина. И вообще у нас только один студент.
  Марина. Молчать! Наш колледж выполняет план по набору студентов. Это в других кол-леджах недобор. А у нас один из лучших колледжей. У нас даже конкурс есть. Да я вас всех здесь посажу на хлеб и воду, не то, что на полстакана молока!
  Наталья (держась за сердце). Марина Ивановна, позвольте сказать.
  Марина. Скажи уж.
  Наталья. Мне кажется, Марина Ивановна, Репина не очень понимает тенденции совре-менной педагогики.
  Марина. Да...
  Наталья. Наверное, она не знает, а потому и не применяет современные образовательные технологии и методики.
  Марина. Именно!
  Катя. Да какие методики можно применять, если студентка знает, что ей ничего не будет за то, что она ничего не делает?! Зачем же ей что-то делать?
  Марина. Как зачем? Она должна понимать важность своего дела. Она должна уважать преподавателя, и тогда непременно будут положительные сдвиги.
  Наталья. А как уважать преподавателя, который так себя ведет?
  Катя. Как я себя веду?
  Наталья. Вечно чем-то недовольна.
  Катя. Зато вы всем довольны!
  Наталья. Да, я всем довольна. И именно потому я - зам. директора, а вы никто!
  Катя. Да уж! Трахают вас по полной в унизительной форме. А вы довольны. И все бы ни-чего, вы со всем смирились, только вот сердце не обманешь. Пошаливает!
   Наталья (с трудом вдыхая воздух). Запишите, Альбина Ивановна! Конфликт с админист-рацией!
  Марина. Вы должны понять, Катерина, что все ваши проблемы - это ваши проблемы. Они у вас в голове! Нужно поменять свое отношение к миру, и тогда мир поменяет свое отношение к вам! Посмотрите, сколько важных и нужных мероприятий провели все члены нашего педагогического коллектива...
  Катя. Это профанация деятельности!
  Марина. А вы? Что сделали вы?
  Лена. Это возмутительно, когда кто-то один тянет весь коллектив на дно. Все стараются выплыть, а он тянет и тянет.
  Марина. Думайте, как нам помочь коллеге.
  Наталья. Может, ее послать на курсы повышения квалификации?
  Марина. Вот! Наконец-то умное слово! Именно! Кто у нас отвечает за курсы?
  Альбина. Я.
  Марина. Проводи.
  Альбина. Я?
  Марина. Проводи, сказала.
  Альбина. Но...
  Марина. Я тебе за курсы премиальный хозпаек выписываю.
  Альбина. А кто об этом знает?
  Марина. Я сказала, проводи немедленно. А то и тебе в минус запишу.
  Альбина. Ладно. Курс будет называться...
  Марина. Актуальные вопросы психологии и педагогики.
  Альбина. Точно. Актуальные вопросы психологии и педагогики. Значит, к каждому ре-бенку, Репина, надо иметь индивидуальный психологический и педагогический подход. Запиши.
  Катя. Запомню.
  Альбина. Не "запомню", а запиши. Ребенку должно быть интересно. Заинтересовать его, то есть. Ну, как, например? Чтобы втянуть в коллектив. Он просто так не втянется, если ему не интересно. А вот на классном часе, например, можно поиграть в такую игру. Вот встаньте все, давайте. Стулья в кружок. Сидорова, иди сюда тоже.
  Римма. Да нафиг надо.
  Альбина хватает ее и тащит.
  Римма. Иду, иду. Что сразу хватать-то?
  Альбина. Я говорю, заинтересовать его надо. Он просто так не пойдет.
  Катя. А если б я ее схватила, она бы к вам жаловаться побежала. Это она вас, как сестру директора боится.
  Марина. Я что-то не поняла. При чем тут сестра директора и ваша некомпетентность? Кто сказал, что ребенка надо хватать? Кто его хватал?
  Катя. Да вот Альбина Ивановна только что.
  Марина. Кто видел, что Альбина хватала ребенка?
  Наталья. Ребенка? Никто не видел.
  Лена. Репина не в себе, вот ей и видится все.
  Марина. Так вот, Репина, хватит распускать заведомо ложные сведения об администра-ции! В минус запишите ей. Хватать студента! Придумает тоже! Для воспитания нужны тонкие современные педагогические методы. Продолжайте, Альбина Ивановна.
  Альбина. Вот смотри, Сидорова. Ты без стула, все со стульями. Будете ходить по кругу, а как я хлопну в ладоши, все садимся на стул. Кому не достанется, тот пролетел. Ну и так далее.
  Катя. А смысл?
  Альбина. Что-то, кажется, она опять пререкается?
  Марина. Не волнуйся, скоро и от базовой части отрезать начнем.
  Альбина. Ну, все, поехали. Ходим, ходим вокруг стульев. И-и. (Хлопает.)
  Все садятся на стулья кроме Кати.
  Альбина. Ну вот, все и выяснилось, кто самое слабое звено. Сидорова, тебе понравилось?
  Римма. Мы в детстве так играли.
  Альбина. Нормальные курсы, чо? (Наталье.) Запиши мне там в плюс в мою тетрадку.
  Наталья вопросительно смотрит на Марину.
  Марина. Да запишите, Наталья Вадимовна. Прекрасные курсы, просто прекрасные. Мало колледжей, в которых есть собственные курсы. Это повышает наш рейтинг.
  Наталья. Стараниями нашего директора!
  Марина. И педагогического коллектива. Так поняла, Репина, как с детьми надо?
  Катя. Нет.
  Альбина. Упирается.
  Наталья. Допрыгается.
  Марина. А теперь следующие курсы. Упражнение - исправление. Альбина?
  Альбина. М-м?
  Марина. Упражнение исправление, я тебя учила.
  Альбина. Хорошо. Все встаем по кругу. Репина в круг.
  Все ходят по кругу и говорят хором.
  Все. Кто плохой? (Пальцем на Репину.) Ты! Ты! Кто плохой? (Пальцем на Репину.) Ты! Ты! Кто плохой?
  Марина. Репина, твоя реплика.
  Катя. Пошли бы вы нафиг.
  Альбина. Продолжаем движение.
  Все. Кто плохой? (Пальцем на Репину.) Ты! Ты! Кто плохой? (Пальцем на Репину.) Ты! Ты! Кто плохой?
  Все ждут.
  Катя. Ладно, я. Оставьте меня в покое.
  Альбина. Не ладно, оставьте, а проникнуться надо, Репина! Продолжаем движение.
  Все. Кто плохой? (Пальцем на Репину.) Ты! Ты! Кто плохой? (Пальцем на Репину.) Ты! Ты! Кто плохой?
  Все ждут.
  Катя. Я! Я плохая!
  Альбина. И вывод какой?
  Катя. Я исправлюсь.
  Альбина. Вот!
  Катя. И пошли бы вы нафиг.
  Альбина. Продолжаем движение.
  Лена. Может, просто выгнать ее из преподавателей?
  Марина. Кто сказал?
  Лена. Я.
  Марина. Что-то не понимаю я воспитательный отдел.
  Лена. Ну, как же, Мариночка Ивановна!
  Марина. Или воспитательный отдел меня не понимает?
  Лена. Мы понимаем... Я же работаю.
  Марина. Работа работе рознь. Минус сто пятьдесят очков ей, Альбина Ивановна.
  Лена. Нет!
  Альбина. Продолжаем движение.
  Все. Кто плохой? (Пальцем на Репину.) Ты! Ты! Кто плохой? (Пальцем на Репину.. Ты! Ты!
  Комната Лены и Кати. Лена в возмущении ходит по комнате. Катя лежит, отвернувшись к стенке.
  Лена. Минус сто пятьдесят баллов. Нет, ты слышала? Ты слышала, как она меня мордой об стол? На ровном месте. Надо что-то делать. Надо что-то придумать. Надо что-то менять в этом колледже. Надо скинуть эту сумасшедшую бабу с должности директора. Так больше нельзя. Я так никогда не выйду отсюда. Что ты лежишь? Вот что ты лежишь? Тво-ей соседке плохо, а ты лежишь.
  Катя (иронично). А мне хорошо.
  Лена. Хорошо? От того, что мне плохо?
  Катя. Так мне же хорошо.
  Лена. Да, ты всегда завидовала мне. Всегда. Что я моложе тебя, а уже декан, а ты всего лишь преподаватель. Что мои коэффициенты всегда выше. Но я это заслужила. Завидова-ла, что я нравлюсь Николаю. Да, да. Что скромничать?
  Катя. Ха.
  Лена. Не веришь, что нравлюсь? Думаешь, ты ему нравишься?
  Катя. Господи!
  Лена. Ничего подобного. У меня есть доказательства. У нас с ним все было!
  Катя. Вот Марина не слышит!
  Лена. Тс-с-с!
  Катя. Пойти что ль, рассказать ей. И про Николая и про "сумасшедшую бабу в должности директора". А что? Это мысль.
  Лена. Ты ей донесешь? Ты сделаешь это?
  Катя. Ты же на меня доносишь.
  Лена. Я? Я не доношу! Я информирую. По должности. Я обязана это делать, чтобы климат в коллективе поддерживался на должном уровне.
  Катя. А-а. Большая разница!
  Лена. Большая!
  Катя. Тогда я не буду доносить. Я проинформирую. Надоело быть идиоткой! Интельские штучки. Все думаешь: вот-вот они опомнятся. И начнут относиться друг к другу нормаль-но. Где там. Дерьмо на дерьме. А я что, лысая? Хватит. Я перевоспиталась. Кто плохой? Я, я! Буду хорошей! Буду хорошей по вашим меркам. Буду, как все. Донесу Марине, премию получу.
  Лена. Ты не посмеешь!
  Катя (передразнивая директора). А почему-у-у?
  Лена. Нет, не посмеешь.
  Катя. Еще как посмею. Не сомневайся!
  Лена. Ну, Катечка, ты же такая добрая, милая, интеллигентная. Ты же убьешь меня! Ма-рина меня не простит.
  Катя. Не простит? И хорошо. Мне же лучше.
  Лена. Ты не сможешь так поступить.
  Катя. Да?
  Лена. Да. Это не в твоих правилах!
  Катя. Глупые правила. Я тоже хочу по выходным мороженое. Сколько можно сидеть на черном хлебе и полстакана молока? Вот скажи мне, почему я должна сидеть на черном хлебе и полстакана молока?
  Лена. Но... ты больше не заработала.
  Катя. Разве?
  Лена. А что ты сделала для того, чтобы получать больше? Римка как не убирала помеще-ния, так и не убирает.
  Катя. Зато я за нее убираю.
  Лена. Ну, раз ты не в состоянии заставить студента учиться, то сама выполняешь за нее ее работу.
  Катя. А что ты сделала, чтобы Римка убирала помещение?
  Лена. Это не входит в мои обязанности!
  Катя. Во-о-от!
  Лена. Что вот?
  Катя. Сделаем, чтобы входило.
  
  Педсовет. Часть 3. Совершенствование.
  Катя одна в своей комнате. Следов Лены в комнате нет. Катя накладывает макияж. Любуется собой. Потом смотрит на часы и быстро стирает все, что только что нанесла. Входит Ася.
  Ася. Привет.
  Катя быстро подбегает к двери, открывает. Видит, что там никого нет.
  Катя. Николай тебя привел?
  Ася. Не знаю. Он не назвался.
  Катя. Немой. (Катя влюблено смотрит на дверь. Потом поворачивается к Асе.) Наконец-то! Так скучно одной. Катя.
  Ася. Ася.
  Катя (осматривает Асю). Педсовет не одобрит.
  Ася. Чего не одобрит?
  Катя. Ничего не одобрит.
  Ася. Какой педсовет?
  Катя (машет рукой). Да... не заморачивайся! Побудем пока собой. Садись, рассказывай. Как ты? Что ты? Почему здесь?
  Катя. Творческий кризис.
  Катя. Да? Расскажи, расскажи.
  Ася. Что рассказывать? Типичная ситуация. В один прекрасный день осознаешь, что ты - не Чехов. И никогда им не будешь.
  Катя. Где-то я это уже слышала.
  Ася. Наверное, типичная история.
  Катя. Все истории, на самом деле, типичные. Нам только кажется, что мы уникальны. И довольно долго пытаемся бороться со средой, которая ежеминутно доказывает нам проти-воположное. В результате все равно все сводится к педсовету.
  Ася. Опять "педсовет". Что за педсовет?
  Катя. Скоро узнаешь. Ты что преподавала?
  Ася. Литературу.
  Катя. Преподаватель литературы у нас уже есть. Лена Петрова.
  Ася. Здорово! Коллега.
  Катя. Она раньше деканом была.
  Ася. Функционером, значит. Не люблю функционеров. Они выстраивают в своей голове систему ложных ценностей и следуют ей. Мало того, втягивают в нее остальных. И как только встретят человека, которому эта система по барабану, объявляют его больным. Надеюсь, ты не была деканом?
  Катя. Как сказать...
  Ася. О, извини! Забудь.
  Катя. Нет. Хорошие слова. Но они тебе не пригодятся.
  Ася. Надеюсь, что не пригодятся. Я бы вообще не хотела здесь слышать ни о каких долж-ностях, ни о каких учебных предметах. Я поняла, педагогика - не мое. Вылечусь и устро-юсь секретаршей в какую-нибудь фирму.
  Катя. Секретаршей? Смешная мечта.
  Ася. Плевать, что смешная.
  Катя. ...Лена преподает теперь домовое хозяйство. Это фигово. Ни премий, ничего, толь-ко работа, тяжелая работа. Я преподавала. Но вовремя поняла, что к чему, и поменяла так-тику. Чем я собственно хуже других? Ничем. Я умнее, талантливее, энергичнее. (Смеется. Говорит скорее с собой.) Надо было лишь всего одно: послать к черту интельские заморочки и поступать, как все. То есть врать, предавать, лицемерить, подличать, и будет тебе счастье. Я - лечебоподатлива! Всего одна подлость, и я уже декан. Еще пару подлостей, и я стану зам. директора. Наталья слишком прямоугольна, чтобы сопротивляться. Я уже предприняла кое-какие действия...
  Ася. Ужас!
  Катя. Что?
  Ася. То, что ты говоришь!
  Катя. А ты не прислушивайся. Я привыкла разговаривать с собой. Больше не с кем. С то-бой разговаривать пока бесполезно. Ты не в теме. А с другими запрещено.
  Ася. О чем ты?
  Катя. Ни о чем. Проповедуешь наивный идеализм?
  Ася. Почему наивный?
  Катя. Я тоже проповедовала. Вылечилась.
  Ася. Давно?
  Катя. Нет. Только что: пару-тройку месяцев назад. И тебя вылечат.
  Ася. Не успеют. Я здесь не надолго. Сказали, дней десять, максимум две недели.
  Катя. Ха!
  Ася. Я чего-то не знаю?
  Катя. Добро пожаловать в колледж Љ9.
  Альбина (кричит за дверью). Репина, Тургенева! Педсовет.
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"