Марина - бывший зам. директора ПТУ Љ2, ныне директор вымышленного ПТУ (колледжа) Љ9, 50 лет
Альбина - бывший мастер на стройке, бывший мастер ПТУ Љ2, ныне зам. директора ПТУ (колледжа) Љ9 53 года.
Лена (Петрова) - бывший учитель филологии, ныне преподаватель уборки территории, далее декан, 30 лет.
Римма (Сидорова) - бывший преподаватель экономики, ныне учащаяся ПТУ (колледжа) Љ9, 60 лет.
Наталья (Иванова) - бывший преподаватель физкультуры, ныне учащаяся, далее зам. директора ПТУ (колледжа) Љ9, 50 лет
Катя (Репина) - бывший преподаватель живописи, ныне учащаяся, далее преподаватель ПТУ (колледжа) Љ9, 33 года
Ася (Тургенева), 25 лет
Педсовет. Часть 1. Отрицание.
Вывеска - "клиника восстановления здоровья педагогических работников".
Палата на 2 человек. Лена накладывает макияж. Любуется собой. Потом смотрит на часы и быстро стирает все, что только что нанесла. Входит Катя.
Катя. Привет.
Лена быстро подбегает к двери, открывает. Видит, что там никого нет.
Лена. Николай тебя привел?
Катя. Не знаю. Он не назвался.
Лена. Немой. (Лена влюблено смотрит на дверь. Потом поворачивается к Кате.) Наконец-то! Так скучно одной. Лена.
Катя. Катя.
Лена (осматривает Катю). Педсовет не одобрит.
Катя. Чего не одобрит?
Лена. Ничего не одобрит.
Катя. Какой педсовет?
Лена (машет рукой). Да... не заморачивайся! Побудем пока собой. Садись, рассказывай. Как ты? Что ты? Почему здесь?
Катя. Творческий кризис.
Лена. Да? Расскажи, расскажи.
Катя. Что рассказывать? Типичная ситуация. В один прекрасный день осознаешь, что ты - не Ван Гог. И никогда им не будешь.
Лена. Это который с ухом?
Катя. При чем тут?!
Лена. Я спектакль смотрела. Кровища! Впечатляет.
Катя (трет ухо). Впечатляет.
Лена. Ты тоже?!
Катя. Что?
Лена. Резала ухо?
Катя. А! Не помогло. Бездарность - это приговор. А ведь я вижу, вижу эти краски, эти картины, эту бездонность бытия, эту сложность и стройность творения, это смешение сти-лей, ритмов. В каждой капле, в каждом звуке.
Лена. Ого!
Катя. Я беру в руки кисть, намереваясь излить это безумие красок... И.... (Замирает.)
Лена. Что?
Катя. Тут же начинаю думать о беконе, макаронах, о юбке для Машки из СП.
Лена. Это как раз нормально, все так живут.
Катя. Мне так и сказали.
Лена. Зачем тогда сюда?
Катя (показывает на ухо). Но ведь это остается. Сказали, нужно скорректировать.
Лена. Скорректируют. Еще как! Никаких "это" (показывает на ухо) не останется.
Катя. Что? Зверские врачи?
Лена (удивленно). Врачи?.. Ах, да. Врач сказал про меня, что все идет по плану. Что новая метода оправдывает себя. У большинства больных выявлен прогресс. Что у меня вообще все хорошо. Что я лечебоподатлива. Что у меня хорошие рекомендации. Еще чуть-чуть, и я буду здорова. Как только педсовет одобрит мою выписку, я сразу домой. Домой! О! Как я хочу домой. (Плачет.)
Катя. Педсовет?
Лена. А! Не обращай внимания.
Катя. А ты здесь почему?
Лена. Один раз сорвалась. Всего только раз! Но сильно. Не знаю, что нашло.... Так!... со-рвалась... И правильно, правильно. Такого не должно быть. Я сама всегда всем говорю....
Входит Альбина.
Альбина. Петрова! Время! Педсовет! Минус три балла!
Лена. Простите! Заболталась. Не надо, пожалуйста, три балла! Новая соседка. Забыла о времени. Иду, иду. (Торопится, уходит.)
Альбина (Кате). А ты что?
Катя. Что я?
Альбина. Педсовет!
Катя. Какой педсовет?
Альбина (надвигается на нее). Не "какой", а бегом! На педсовет! Минус три балла!
Катя (отступая в сторону выхода). Простите. Я не понимаю.
Комната отдыха. За центральным столом восседает Марина. Лена сидит за боковым маленьким столиком. Наталья и Римма в серых фартуках, напоминающих старую школьную форму, стоят. Альбина вталкивает Катю.
Альбина. Вот, привела.
Катя. Что происходит?
Марина. Предупреждаю сразу. Вакансий у нас нет. Мы - приличное училище. У нас же-лающих за воротами очередь стоит.
Катя. Ага.
Марина. Но если уж вы очень себя проявите, может быть, когда-нибудь. Но надо очень, я повторяю, очень постараться. Беспрекословно подчиняться законам педсовета. Набрать минимум штрафных очков.
Катя. А где мой врач?
Марина. Минус три балла. Запишите.
Альбина. Итого минус шесть. Похоже, у нас Сидорова номер два.
Римма. А что я? Чуть что, сразу я. Вы меня просто не любите.
Марина. Молчать!
Римма сразу утихает.
Альбина. Сидорова - минус десять баллов. Итого минус двести тридцать восемь только за этот месяц. При таком раскладе тебе вообще не закончить училище. Выйдешь со справ-кой.
Римма. Нет, я просто...
Марина. Нет. Ты не просто! Ты очень даже не просто! Руководитель группы. Перечислить минусы Сидоровой.
Лена. Сейчас, сейчас, Марина Ивановна. Это возмутительно, скажу я вам! Наше училище готовит профессионалов домового хозяйства. Один из главных навыков, получаемых сту-дентами, - влажная уборка помещения. Вчера на первой паре - практикум по уборке - Сидорова убрала палату Љ 12. Получила твердую троечку. А вот вторую пару решила прогулять. И палату Љ 8 убрать не соизволила. Сказала - ах, у меня голова болит, пойду-ка я, полежу.
Римма. Но у меня правда голова болела! Я - пенсионерка, между прочим.
Лена. Молчать!
Альбина. Минус 10 баллов. За пререкание с педагогическим советом.
Катя. Что здесь происходит?
Альбина. Продолжайте, Елена Викторовна.
Лена. Это не профессионально, в конце концов. В любой ситуации мы не можем бросить работу. Тем более, такую ответственную. Палата номер 8 - палата всеми уважаемого ди-ректора училища.
Марина. Нет! Это не важно, чья палата. Важно, что студентка забывается. Думаю, надо жестко отреагировать на ее поведение. Думаю, следует... привязать ее к кровати часа на 2.
Катя. Что здесь происходит? Где врачи? Или кто-нибудь из медперсонала?
Лена. Молчать!
Марина. Новенькая. Подожди. Дойдем и разбора твоих полетов. Уже наслышаны. Что-нибудь еще, Елена Викторовна?
Лена. Да. И самое ужасное, самое ужасное, Марина Ивановна, я даже не знаю, как озву-чить... она пришла в училище с макияжем на лице.
Катя смеется.
Марина. Признаешь, Сидорова?
Римма (сдается). Признаю, Марина Ивановна.
Марина. И что ты должна сказать?
Римма. Марина Ивановна, вы такой замечательный директор. А это платье вам так к лицу. Оно так подходит к ваше сумочке, помните, которую вы иногда достаете из тумбочки. Вот я всегда думаю, почему вам любое платье к лицу?
Марина. Ну, хватит-хватит, Сидорова! Елена Викторовна, а что скажете о студентке Ива-новой?
Наталья стоит по стойке смирно и преданно смотрит на Марину.
Лена. Студентка Иванова всегда исправно выполняет свои функции.
Марина. Типа отличница?
Лена. Нет, ну что вы?! Посмела бы она! Стабильная, твердая хорошистка.
Марина. То-то же. А то медаль ей еще выбивай. И что, совсем даже не в чем ее упрек-нуть?
Лена. Не в чем, Марина Ивановна. Она с утра до ночи убирает палаты, штопает носки и варит кашу.
Катя. Где врач, в конце концов?
Марина. Нарвалась! Переходим к пункту два нашей повестки. Поведение новой девушки, претендующей на звание студентки ПТУ Љ9, Репиной Кати. Елена Викторовна, доклады-вайте.
Лена. Студентка Репина поступила в училище недавно. Посещает занятия нерегулярно, под нажимом. С ней ведется воспитательная работа. Отделяется от коллектива, считает себя талантливее других.
Марина. В какой области?
Лена. Что?
Марина. Считает себя талантливее других?
Лена. В области малярных работ.
Катя (смеется).
Марина. Ну, это - мы у нее быстро вылечим. Еще?
Лена. Часто пререкается с руководителем группы. Не приступила еще к практикуму по влажной уборке.
Альбина. А по доставке пищи?
Лена. Тоже еще не приступила.
Марина. А почему-у?
Лена. М-м... Плохо усвоила теорию.
Марина. Что надо сказать, Репина?
Катя. Что тут скажешь?.. Вообще-то я не выражаюсь никогда, поэтому слова мне найти вряд ли удастся. Я не понимаю...
Марина. Что ж, раз ей так все подробно объясняют, а она не может понять, усвоить мате-риал, может, надо думать о не зачислении? Да, Елена Викторовна? Что скажете, руково-дитель группы?
Лена. Может быть, дадим ей шанс? Здесь есть и мои упущения. Я постараюсь. Возьму на поруки.
Марина (Кате). Хорошо. Итак, поздравляю, Репина Катя. Ты зачислена студенткой пер-вого курса ПТУ Љ 9. И вся твоя дальнейшая жизнь, дорогая моя, будет зависеть от того, как ты его закончишь.
Катя. Капец!
Марина (с нажимом). Добро пожаловать в училище.
Катя. Я буду жаловаться.
Альбина. Жаловаться она будет! Ха! Минус пятнадцать баллов.
Марина. В наше училище переводят тех, у кого сдвинуты ориентиры, вектор мышления направлен не в ту сторону, кто особенно нуждается в системе воспитания. И мы будем тебя воспитывать, чего бы нам это ни стоило. Дайте ей пилюли.
Катя. Но я еще не видела врача!
Альбина и Лена держат Катю за руки. Марина засовывает ей таблетку в рот и дает запить.
Катя. Что вы мне даете? Я не буду это пить!
Марина. Главное в этом деле дисциплина, детка. А какую таблетку выпить, какая разни-ца? (Альбине.) А теперь отпустим детей и воспитателей. Совещание.
Остаются Альбина и Марина.
Марина. У меня пренеприятнейшее известие. (Делает паузу, зловеще сверкая глазами.) Грядет гуманизация образования.
Альбина. Не может быть!
Марина. Я тоже вначале так сказала.
Альбина. Откуда знаешь?
Марина. Газеты читаю.
Альбина. Газеты? И мне не даешь?
Марина. Дай тебе! Язык-то без костей.
Альбина. Но откуда? Откуда газеты?
Марина. Не твое собачье дело!
Альбина. Ты всегда говорила, что связи с волей нет.
Марина. Связь односторонняя. В ящик бросают.
Альбина. И хоть бы раз мне сказала!
Марина. Будешь много знать, скоро состаришься! С тебя достаточно, что ты - мой зам. Быть замом директора - это ого-го! Я была. Столько лет ждала, когда освободится место, и я стану директором! Дождалась, наконец. (Истерично.) И я не потерплю, чтобы какая-то фря предъявляла мне претензии.
Альбина. Я - не фря, а твоя родная сестра, между прочим!
Марина. Вот именно! Если б не это, я взяла бы в замы Наталью.
Альбина. Наталья тебя выдала б давно!
Марина. Ничего бы не выдала.
Альбина. Выдала бы, выдала!
Марина. Посмотрим, выдаст или нет.
Альбина. Что? Ты хочешь взять в замы Наталью!? (Плачет). Господи, за что же? За что?
Марина. Ты дашь договорить мне или нет?! (Ударяет Альбину по щеке).
Альбина (утирает слезы). Да, да, конечно, конечно, дорогая.
Марина. В связи с новыми веяниями в образовании мы просто вынуждены будем отно-ситься к детям по-человечески.
Альбина. Они что там, наверху, охренели вообще?
Марина. Запомни, ты, дура! Они там не хренеют никогда. Это мы хренеем от их фанта-зий... Но! Если посмотреть на их фантазии с другой стороны. Спокойно, без эмоций, то... в результате обязательно найдешь в них много положительного для себя. Там умные люди сидят. А ведь мы их опора, проводники их идей, так? Значит, раз им это выгодно, то обязательно будет выгодно и нам. Не может быть, чтоб система работала иначе. Главное, надо быть в системе. И правильно угадать их образ мысли, найти нужный угол зрения. Вот, смотри. Закрой глаза. Теперь надо несколько раз произнести это непроизносимое "к детям по человечески", "к детям по человечески"...
Альбина. К детям по человечески, к детям по человечески... (Отрывает глаза.) Как же тогда реализовывать воспитательный процесс? Воспитательный процесс - это ж!.. Это ж!..
Марина. Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов. Тупица! Пора бы запомнить.
Альбина. Я выучила, выучила. Просто не успела сказать. Реализации субъектов, то есть, нас, как воспитателей! А не гуманистов чертовых, однако! Как вообще гуманисты могут реализовываться?
Марина. Хватит! Не на педсовете. Говори проще. Хочешь спросить - над кем мы будем издеваться? Это ты хотела сказать?
Альбина. Ну-у,.... Я имела в виду, управление педагогическим коллективом предполага-ет...
Марина. Дура, управление вообще предполагает.
Альбина. Тебе виднее. Ты всегда была умнее меня.
Марина. Это не трудно. Надо же было даже высшего образования не получить. Это ж ка-кой труд было тебя вытащить из мастера на стройке в зам. директора?! А твои закидоны о честности?! Или о том, что нас поймают и накажут. Ха! Если б я тебя слушала, мы бы тут жили, как идиотки вообще, на общих условиях. Всю еду, и вкусную тоже, поровну. При-бирались бы сами. И вообще никакого тебе уважения. А теперь?! Главное в жизни, запом-ни, - сказать, что ты главный, и все. Все поверят. Потому что большинство людей ждут главного. Это архетипический признак большинства.
Альбина. Архитектурный чего?
Марина. Архетипический, дура. Подсознательный, то есть. Не перебивай. Раз сама идеи не генерируешь, дай хоть мне. Так вот. Большинство людей ждут главного. А тех, кто не ждут, с ними надо работать. И не самостоятельно, а через тех, кто ждут. Я была на тре-нинге. "Исправление мышления". Говорят, китайцы придумали. Мы не китайцы, но принцип верный. Я и до этого применяла, а уж теперь!!!... Все официально, научно. Все-му тебя учить надо. Жестче надо быть, жестче!
Альбина. А я о чем? Жестче надо быть. Не нужна нам эта гуманизация образования.
Марина. Что ты сказала?
Альбина. Я говорю, что мы будем делать, когда наступит гуманизация?
Марина. Не наступит, а мы! Мы с тобой введем ее. Мы не можем не чувствовать и не сле-довать туда, куда ветер дует. Иначе прогорим. Даже не так. Еще раз повторяю: раз они там, наверху, решили, что гуманизация - выгодно, то это не просто так, совсем не просто Мы должны понять, в чем фишка. Мы всегда с тобой были в рядах инноваторов.
Альбина. В рядах кого?
Марина. Черт! Наверное, придется тебе давать газеты читать. А то отсталая ты у меня.
Альбина. Правда будешь давать?
Марина. Посмотрю на твое поведение. Но в принципе вопрос ты задала правильно. Что делать? Я думала над этим. Над тем, что делать. Много думала.
Альбина. И?
Марина. Я думала: лазейка обязательно найдется. И она нашлась! Все просто! Раз с детьми теперь надо гуманно, издеваться будем над учителями.
Альбина. Ого!
Марина. Какая нам разница?! Принцип тот же. Если раньше мы распределяли продоволь-ствие и обязанности просто потому, что мы с тобой так решили на свой страх и риск, то сейчас (трясет газетой), сейчас эти функции нам дали официально. Официально, пони-маешь!? Теперь директор официально распределяет все, будто бы это его все! Теперь ни-каких "поймают и накажут", потому что теперь это система! Понимаешь?
Альбина. Да ну?
Марина. Ну да! Феодализм - великая вещь! Великая! Преклоняюсь перед их замыслом!
Комната Кати и Лены. Входит Лена, потом Катя. Лена начинает опять красить глаза и надевать драгоценности. Катя ложится на кровать, оторачивается к стене.
Лена. Кать, ты что, спать? (Катя молчит.) Ну-у. Я так ждала соседку, а ты спать. Хочешь, я тебя тоже накрашу? У меня Эмвей. Все натуральное, никакой химии. (Катя молчит.) Кать, ты чего? Тебе плохо?
Катя. Ты что, больная? Мне должно быть хорошо? В следующий раз, когда придет эта квазимода, ты сразу выскакивай, а я закрою дверь. Я в ваши игры играть не собираюсь. Что тут происходит вообще? Где врач?
Лена (вздыхает). Врача нет.
Катя. Как это нет?
Лена. Нет, конечно, в глубине души мы верим, что врач существует. Что он сидит где-то там, высоко, за своим компьютером, и все время наблюдает за нами. Следит и записывает. И что все, что человек сделал хорошего, ему зачтется. Потом, когда все это ПТУ Љ9 за-кончится. А плохим поступкам будет соответствующее наказание. Очень верим. А иначе как можно терпеть это невыносимое бытие?! А-а! (Плачет.)
Катя. Ага. Ага. Лен, сядь, пожалуйста, и успокойся.
Лена садится.
Катя. Посмотри на меня. Прямо в глаза. Вроде глаза нормального человека. Что ж ты не-сешь пургу? Мы - в государственной клинике восстановления здоровья. Здесь должен быть врач.
Лена. Должен быть... Но,... я его ни разу не видела. Может быть, мне не дано его видеть? Может быть, я недостойна...
Катя. Но ты же говорила, что он тебе сказал...
Лена. Да, только не мне, а про меня. Мне передали его слова.
Катя. Кто передал?
Лена. Марина.
Катя. Эта тетка, которая не в себе?
Лена. Мы все тут в каком-то смысле... не в себе...
Катя. Ну, та, что воображает себя директором!
Лена. Она и есть директор.
Катя. Директор чего?
Лена. ПТУ Љ9.
Катя. Еще раз. Мы в клинике восстановления здоровья педагогов. Никакого ПТУ здесь быть не может.
Лена. Но оно есть. Только оно здесь и есть. Как ты не понимаешь?
Катя. Если и есть, то не на самом деле, а лишь как игра отсутствия разума у чокнутой ба-бы, игра, в которую вы все включились! На самом же деле оно - не реально. То есть в лю-бой момент вы можете перестать в него играть. Нужно просто сказать - нет!
Лена. Тише! Тут очень тонкие стены. (Шепотом.) Да, она сумасшедшая. Я ненавижу ее, ненавижу ее, ненавижу! (Громко). Но ты ошибаешься. ПТУ Љ9 - реально. Да, да. Ты ду-маешь, что его нет, но раз ты живешь по его законам, то есть тебе приходится жить по его законам, значит, оно реально. Только оно и реально.
Катя. Это прямо не знаю что. Миф какой-то.
Лена. Именно! Именно что миф! Правильно ты подобрала слово. А знаешь что такое миф?
Катя. Миф - он и в Африке миф. Сказка.
Лена. Не-не-не. Я не всегда преподавала уборку территории. Филологический факультет МГУ. Ого-го! Так вот, миф - не сказка, а реальная для определенного сообщества система окружающего мира. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями. Человечество всегда, поверь мне всегда, жило в условиях признания того или иного мифа. И миф про ПТУ Љ9 ничем не лучше и не хуже любого другого.
Катя. Ну, знаешь что!
Лена. (Шепотом.) И лишь здесь, в нашей комнате, мы можем хоть чуть-чуть, хоть нена-долго забыть о нем! Но забыть не так громко! А ты почему-то не хочешь забыть. Все вре-мя напоминаешь мне. Вот что тебе надо? Что ты хочешь от меня? Могу я хоть чуть-чуть отдохнуть от ПТУ Љ9? (Прислушивается. Другим тоном.) А знаешь что? Я верю, реально верю, что если бы с собой наедине я думала ровно то же, что и там, на педсовете, то я вы-здоровела бы быстрей. И я стараюсь, да, я стараюсь. Просто срываюсь иногда. Это ничего. Это - процесс лечения. Я лечебоподатлива. Не даром же я достигла известного положения в училище. Я молода, а уже преподаватель. Это ведь о чем-то... о многом говорит...
Катя. Но это - бред.
Лена. Почему сразу бред? Вот почему ты все время бред-бред? Позитивнее надо быть, по-зитивнее. Позитивнее надо смотреть на мир. Ты живешь в обществе, в котором сущест-вуют некие правила...
Катя. Просто тш-ш-ш. Успокойся. Давай начнем сначала. Ты сколько здесь?
Лена. Почти полгода.
Катя (ошарашена). Полгода!?
Лена. Я позже всех сюда поступила, ну, кроме тебя, разумеется. И у меня блестящие успе-хи! Просто блестящие.
Катя (решает поменять тактику, подыгрывать Лене). Позже всех сюда поступила и уже преподаватель?
Лена. Да. Но ничего, не волнуйся. Увидишь, ты тоже сможешь. Надо только правильно себя настроить... Будешь краситься?
Катя. А педсовет одобрит?
Лена (прислушивается, открывает дверь, закрывает). Ну что ты, честное слово! Педсо-вет там, а мы здесь.
Катя. Давай.
Лена (красится). Убила бы этих старых, жирных баб. Им глазки свои узенькие уже беспо-лезно красить, вот они и другим не дают. (Шепотом.) Это Марина всех к Кольке ревнует
Катя. К какому? К этому!?
Лена. Тут других нет.
Катя. Смеешься?
Лена (обиженно). Нет, ты присмотрись. Он вообще-то ничего... Немой? И слава богу, ру-гаться не надо. Тупой? И хорошо, с советами лезть не будет. Но старая стерва... (Прислу-шивается, замолкает. Шепотом.) Полгода терплю эту старуху.
Катя. Почему же так долго? Мне сказали, дней пятнадцать.
Лена. Ну, щас, размечталась. В первое время штрафных баллов очень много. А потом счи-тают по средней за все время.. И снизить уровень очень-очень трудно. Вот мой уже скоро будет в норме. И тогда я попаду домой. Домой!
Катя. Машке через месяц будет восемь. Я обещала ей вернуться к дню рождения.
Лена. Мечтать не вредно. Вредно не мечтать.
Катя. Ага. А что ты думала вначале, когда поступила сюда? Про ПТУ Љ9?
Лена. Не помню. Думала, как ты. Что бред.
Катя. Вот видишь!
Лена. Но это совершенно, совершенно детский взгляд. И нужно постепенно, постепенно так взрослеть! Да, именно это слово - взрослеть! То есть отбросить ненужные, глупые со-мнения, приспособиться и жить, как все! Принять необходимые правила игры. Раз все состоят в ПТУ, то для чего возмущаться, выделяться? Гораздо лучше выполнять все требо-вания. (Меняет тон на агрессивный.) А что ты хочешь? Я свой язык прикусила, свои же-лания в задницу засунула и за полгода почти приблизилась к нужному рейтингу, а ты за месяц хочешь уйти, ничего вообще не соблюдая? Ишь ты, нашлась тоже!
Катя. Тш-ш-ш.
Лена (испуганно). Что?
Катя. Неужели? Неужели тебе ни разу не хотелось сказать - идите туда-то и туда-то?
Лена. Да! Хотелось! Конечно, хотелось! Господи, как мне порой хотелось разбить окно, и выскочить с четвертого этажа. Улететь отсюда, не важно, куда. (Опять меняет тон.) Но! Это не серьезный взгляд на вещи. Взрослеть надо, взрослеть.
Катя. С четвертого этажа, говоришь? А кто живет на третьем?
Лена. Не знаю.
Катя. А зря. Можно спустить им на веревочке записку.
Лена. Какую еще записку? Ты чего это? Ишь! Чего придумала!
Катя. Записку типа - давайте дружить этажами, ходить друг к другу в гости.
Лена. Дружить категорически не рекомендуется не то, что этажами, но и комнатами. Нам еще повезло, что поселили вдвоем. Так что не вздумай когда-нибудь заговорить с кем-нибудь в коридоре. Только на педсовете.
Катя. А что такого?
Лена. Ты хочешь, чтобы меня из преподавателей и воспитателей поперли? Этого ты хо-чешь?
Катя. При чем тут ты?
Лена. Я - твой воспитатель. Я за тебя отвечаю. И если ты хоть с кем-нибудь хоть когда-нибудь заговоришь вне педсовета, меня выгонят в студенты. Этого ты хочешь? Да? Да! Теперь я понимаю. Ты просто завидуешь. Завидуешь моему положению в ПТУ. Точно.
Катя. Завидую?
Лена. Да, да, завидуешь!
Голос Альбины. Репина, Петрова, педсовет.
Лена. Опять?
Катя. Опять?
Альбина. Опять? От Репиной-то можно было ждать. А ты-то Лена? Что за вопросы?
Лена. Я в смысле радостно, неужто, педсовет? Опять? Какое счастье.