Костя, Константин Сергеевич Рыжков, режиссер, он же Петр Аполлонович, детектив, от 45 до 50лет
Тома, Тамара Львовна Рыжкова, жена режиссера, под 40
Валя, Валентина Юрьевна Синичкина, бывшая жена режиссера, под 40 лет
Валера, Валерий Петрович Синичкин, муж бывшей жены режиссера, 38 лет
Белла, Изабелла Васильевна, директор театра, 30-35 лет
Маша, начинающая актриса, родственница Беллы, 23 года
Саша, Александр Александрович Птеродактилев, актер, неопределенного возраста
Катя, молодая девушка, уборщица
Сцена 1.Маленький провинциальный частный театрик. Сцена. На сцене поставлены стулья для собрания. Кто-то сидит, кто-то ходит вокруг. На сцене Валя, Валера, Маша и Саша. Ждут. По сцене ходит туда-сюда Катя со шваброй. Подметает. Входит Тома. Запинается о приступочку.
Тома. Черт. Ну, можно уже за столько лет это спилить?
Валя. Можно уже за столько лет обходить ее на автопилоте.
Тома. Обычно я обхожу. Но сегодня...
Валя. А помнишь, помнишь, Том, как Гарик до сцены не дошел? Споткнулся об нее, упал и тут же заснул.
Тома. Еще бы не помнить!
Валя. А у меня так все хорошо шло. Монолог так проникновенно читаю и думаю, ай да я, ай да Сара Бернар. Жду, что на пике моей патетики он войдет, и я еще круче заиграю. А он лежит, ему хорошо, так, сяк повернется. Блиииин. Такую отсебятину пришлось нести.
Тома. Пургу, хочешь сказать.
Валя. Да, ты на меня смотришь, как на дуру. А что делать? Костя ругался после спектакля.... Как будто я виновата.
Валера. Ругаться он умеет. А приходить вовремя, это нет, это не для него. Двадцать минут уже сидим, а барина все нет.
Саша. В первый раз, что ли? Что так нервничать? Время идет, зарплата капает.
Валера. Это зарплата? Я б за такую зарплату повесился. Где вот он?
Валя. Да ладно, Валер, что ты, Костю не знаешь? Он шел, шел. Честно, к сроку. Но по дороге прилетела к нему какая-нибудь гениальная идея. И стоит он теперь посреди проезжей части и любуется ею.
Валера. Так это к доктору! К доктору!
Валя. Валер!
Валера. Том, что там? Вы из дома не вместе, что ли, вышли?
Тома. Отстань!
Валера. Чего? Поссорились?
Тома. Отстань!
Влетает Костя.
Костя. Уф. Все на месте! Привет! Присаживайтесь, присаживайтесь. Итак, господа! Я собрал вас, чтобы сообщить вам,.... что я - гений!
Валера. Кто бы сомневался!
Валя. Валер!
Тома. Перед премьерой?!
Маша. Вы - самый гениальный режиссер из тех, что я видела!
Валера. Да кого ты там видела-то?
Костя. И сегодня ночью ко мне пришла гениальнейшая идея!
Тома. Ты ради этого нас созвал?
Костя. Именно!
Тома. Сегодня же премьера!
Костя. Да! И сразу после премьеры, а, может, и раньше, мы приступаем к новому проекту. Он не совсем обычен. Есть, конечно, риск, что наш провинциальный зритель ничего не поймет.
Валера. Да где уж ему!
Костя. Но! Не убивать же из-за этого искусство, что просится наружу! Да, у нас маленький зал, маленькие сборы. И даже та редкая публика, что изволит посещать наш храм искусств, не может оценить глубину и качество того, что она видит. Но! Мы - слуги Мельпомены. Не ради хлеба насущего и рукоплескания недостойных мы несем свою миссию. Я прав?
Валера. Хлеба насущего тоже иногда охота.
Саша. Иногда да, охота!
Костя. Я не услышал ответа.
Валя. Вы правы, Константин Сергеевич. Правы, как всегда!
Валера. А если не прав, то смотри пункт первый!
Тома. Боже мой. Премьера же сегодня....
Валера. Да ему по..ать!
Костя. Все! С меня хватит! Театр - это группа единомышленников! А когда невесть кто имеет наглость не уважать режиссера! Режиссера, который проходил стажировку во МХАТе! Еще в том, настоящем, МХАТе! Эту руку пожимал сам Смоктуновский! Он говорил мне: "Костя! Тебя ждет большое будущее!" Если б не перестройка! Ах, если б не девяностые! Где бы я был?! Но театр лежал! В нищете и игноре! Мне пришлось покинуть Москву. Но ничего! Еще не все потеряно! Еще мое имя будет греметь по всей России! Но! Работать в труппе, где кто-то не уважает режиссера, это просто потеря времени и сил! Достаточно! Пусть Валерий Петрович руководит театром. Я снимаю свою кандидатуру.
Костя садится на стул, закрывает лицо руками.
Маша. Да что вы, Константин Сергеевич?! Не обращайте на него внимания!
Костя. Я лучше пойду работать офисным работником, буду корпеть над тупыми, ничего не значащими бумажками! Я! Художник! Чем терпеть неуважение! Неуважение не ко мне! Что я?! Лишь проводник! А неуважение к нашему театру, к нашему дружному, сплоченному коллективу! Я летел к вам! Хотел рассказать гениальную идею. Но вижу: никому это не надо!
Валя. Как никому? Нам всем это надо!
Маша. Мы очень, очень хотим услышать вашу гениальную идею!
Тома. Костя, ну, брось уже! Перестань!
Костя. Перестать?! То, что кто-то мешает нам работать, перестать?! Вы все так считаете: ничего страшного, наплевать!? В таком случае: мне больше нечего здесь делать! Я ухожу!
Маша. Пожалуйста, Константин Сергеевич, только не надо уходить!
Тома. Да ладно, Кость, не наплевать нам...
Саша. Думаю, кто-то просто должен извиниться.
Валя. Да, Валера, я тебя очень прошу, извинись!
Валера. Да за что?!
Валя. Ну, что ты там ляпнул-то? Я даже не запомнила.
Костя. Вот!
Валя. Что вот?
Костя. Вы даже не запомнили, Валентина Юрьевна, что ляпнул ваш муж. Вы вообще не обращаете внимания, что и каким тоном он каждый раз ляпает.
Валя. Я больше не могу! Нервотрепка какая-то. Перед премьерой. Извинись, Валера. Пожалуйста. Ради меня.
Костя. Нет! Этого не достаточно! Извинений в данном случае недостаточно! Выбирайте! Или он или я! Кто-то из нас должен просто уйти!
Валера. Ну, понеслось...
Костя. Опять! Все это слышали?
Валера. Ладно-ладно. Я ухожу. Все. Адью.
Валя. Постой, Валера!
Тома. Да ты что, Костя?! Как премьеру без него отыграем?
Костя. Я подменю.
Тома. У нас же мужчин вообще нет!
Костя. И не надо! Не надо нам таких мужчин. Мы будем играть женские пьесы! Ничего. Все равно семьдесят процентов зрителей - женщины! И это хорошо! Это правильно!.. Женщины более тонко чувствуют истинное искусство.
Саша. Да! Это правда.
Валера. Ты-то чего?.. А?!
Костя. Мы подобрали его из... Кем он там был-то? Электриком!? Сантехником?! Одна хрень! Дали ему шанс стать актером! Вопреки всему - трудовому кодексу, творческому кодексу! Да кому когда так везло?! Без образования приобщиться к величайшей профессии! А он? Каждый раз это сопротивление, недовольство! Не желаю больше терпеть!
Тома. Кость, ну, брось. Прекратите уже ссориться на ровном месте! Валера очень талантлив. Без Валеры у нас в театре не останется мужчин.
Саша. Как?! А я?
Тома. Ну да...
Костя. Когда мы осуществим... если осуществим...теперь я уже в этом глубоко сомневаюсь, потому что никакой поддержки труппы я не вижу... мою гениальную идею, о нас заговорят! О, как заговорят! Нам дадут другое помещение, другой бюджет. Мы сможем нанять профессиональных актеров, а не это убожество!
Валера. Следи за словами, урод!
Костя. Я урод?! На себя посмотри!
Валера. Ты на себя посмотри!
Костя бросается на Валеру. Валера на него. Женщины пытаются растащить их,держат одного и другого за руки.
Тома (Кате). Девушка! Беги за администратором!
Катя убегает. Еще какое-то время идет возня.
Костя. Все-все! Брейк! Отпустите меня. Отпустите, говорю! Я пошутил.
Женщины отпускают Костю и Валеру.
Костя. Пошутил, чо? Пошутить нельзя? А вы купились! Как всегда. Как я вас? Просто хотел немного взбодрить. Сами виноваты! Я влетаю с гениальнейшей идеей, и что я вижу? Одни сонные рожи! Такое ощущение, что я попал не в театр, а в избу-читальню. Все сидят и умирают со скуки. И вроде уйти хочется, и вроде читать надо! Вы должны приходить сюда в эйфории, как в первый раз, открыв рты и распахнув глаза. Это наша профессия!
Маша. Вы правы, Константин Сергеевич! Ах, как вы правы!
Костя. Спасибо, Маш! А какой я актер, а? Классный актер, правда? Как бы я играл на большой столичной сцене?! Да какой-нибудь Хабенский мне в подметки не годится! Но! Мое призвание - режиссура! Ради призвания я готов на все. Вот пространство мне маловато! Разгуляться мне негде. Эта тесная клетка ум и душу теснит! И событий мало! Чувств мало! А без чувств - не жизнь, а анабиоз! Большинство людей так и живут, не просыпаясь, так и не осознав, что такое настоящая жизнь. Нам с вами так нельзя! Хотя бы иногда, хотя бы искусственные потрясения! Так что, извини, Валер. Сегодня ты под руку попался.
Валера. Не хрена себе! То есть, мне увольняться не надо?
Костя. Садись, садись, дорогой. Какое там увольняться.... У меня на тебя планы. Большие планы. Я всю эту бучу затеял, знаете, почему?
Все молчат.
Костя. Потому что, как только я упомянул новую идею, вы должны были вскочить и закричать: "Костя! Какая? Какая идея?! Хотим новую идею! Давай ее сюда!" А вы?
Тома. Но можно же было все это перенести на завтра, например. Мы бы точно вскочили и закричали. А тащиться сюда в день премьеры, на 4 часа раньше....
Костя. Идея пришла мне сегодня ночью. Я что, должен был скрывать ее от вас целые сутки? Перенести это на другой день?! Театр - наш дом! Мы все здесь родные! Я принес домой, родным людям, свою новорожденную идею! Вы должны были бежать, нет, лететь сюда со скоростью света! С радостью! С ожиданием чуда!
Костя. А вот и нет. Неверная постановка вопроса! Закончим, когда закончится. Сейчас я озвучу идею, а вы до вечера должны будете ее обдумать и предложить к ней дополнения и расширения!
Тома. Обалдел, что ли? В день премьеры?
Костя. Не знаю, замечали ли вы, но... когда во время ответственного дела думаешь о чем-то постороннем, то оно проходит легче, чем если бы вы сосредоточились только на нем.
Вбегают взмыленные Белла с Катей.
Белла. Что?! Что случилось?!
Костя. А что случилось?
Белла. Ничего не случилось?!
Костя. Конечно, нет. Должно было что-то случиться?
Белла. Эта девушка ворвалась ко мне, извиняюсь за выражение, в интимную комнату и закричала, чтобы я быстро бежала сюда. Что тут ЧП. С моим телом бежать быстро очень сложно! У меня одышка! А, оказывается, вообще ничего не случилось!
Костя. Девушка, ты зачем пугаешь нашего директора? Так нельзя. Изабелла Васильевна - женщина серьезная, солидная.
Катя. Так вы же сами же...
Костя. Я?! Девушка, как не стыдно наговаривать на режиссера?!
Катя. Или вы? (Смотрит на Тому.)
Костя. Вот именно! Даже не помнишь, кто и что?! А берешься пугать директора! Бери метлу и дуй отсюда.
Катя. Да пошел ты! (Уходит.)
Костя. Ну вот! В этом театре даже уборщица - персонаж главнее режиссера. Да кто такой, этот режиссер? Болтается тут под ногами, мешает мести.
Тома. Костя, хватит уже.
Костя. Ты права, Тома. Не будем отвлекаться на мелочи. Сегодня знаменательный день, и я вас всех прощаю. Временно. А дальше будем посмотреть на ваше поведение. Присаживайтесь, Бэллочка Васильевна. Извините, что эта... девушка неправильно все поняла и вас всполошила. Я хочу рассказать о планах театра на будущее.
Белла. Очень хорошо, Константин Сергеевич. Извините, я сейчас отдышусь.
Костя. Итак! Барабанная дробь! Мы будем ставить спектакль под названием "Этель"! (Обводит всех многозначительным взглядом. Но народ никак не реагирует.) По Вильяму нашему Шекспиру.
Саша. Что-то я не читал такой пьесы у Шекспира...
Костя. Читал! Много раз. Сейчас поймешь. Это пьеса о президенте крупной компьютерной фирмы, мулатке, по имени Этель. В результате злодейских происков конкурентов она из ревности убивает своего юного бойфренда.
Валера. Епта.
Костя. Вот именно!
Валя. Отелло, что ли, будем ставить?
Костя. Да! Но... не Отелло, а Этель. Молодой любовник Этель работает в этой же компьютерной фирме, ну, не знаю, клерком обычным, что ли.... Назовем его.... не Дездемон, конечно,... нет. Как-то слух режет. А просто сокращенно Дэн. Дэн Зимин, например. Или что-то в этом роде.
Маша. Гениально, Константин Сергеевич! Так современно.
Тома. Не слишком ли современно? Как-то уж все с ног на голову.
Саша. Ну и что?! В современном мире все границы стираются.
Валера (иронично глядя на него). Это уж да!
Валя. А с Яго что?
Валера. Очевидно, что? Яго - вице-президентша фирмы по имени Баб-Яга.
Валя. Валера!
Костя. Валентина Юрьевна, спокойно! Вы недооцениваете своего мужа. Иногда он попадает прямо в точку. Конечно, после того, как я озвучил главную идею, догадаться было нетрудно. Да, Яго - женщина, вице-президент, финансовый директор, или кто там? Я не очень разбираюсь в современных иерархических лестницах. Потом уточним. Не это главное. Главное, что Яго метит на место Этель. Вот с именем я пока думаю.... Не подходит пока ничего....
Валера. Загвоздочка, однозначно!
Валя. Валера!
Саша. Может, Ягодова?
Тома (смеется). Или Ягодкина?
Валера. Или баба - ягодка опять?
Саша. А что? Могут же они друг друга по фамилии называть...
Костя. Как рабочий вариант, хорошо, пусть пока будет Ягодова. Но думать надо. Остались Кассио и Эмилия. Как раз все роли ложатся на наших пятерых актеров.
Маша. А как же вы? Не будете играть?
Костя. Ну, Валеру выгоним, и мне роль перепадет.... Шутка, шутка. Да, я буду выступать лишь в качестве драматурга и режиссера-постановщика. Это будет мой лучший спектакль!
Валера. Каждый раз так говоришь.
Валя. Валера!
Костя. В этот раз это будет просто бомба, Валер! Не сомневайся.
Маша. А кто кого будет играть?
Костя. Дойдем еще и до этого, Машунечка.
Тома (Вале). Ха. Машунечка!
Валя (Томе). Машунечка?
Костя. Кассио - так и просится обозвать его, вернее, ее, конечно, Касева. Но это тоже фамилия, и как-то не очень звучит. Будем думать. Касева - молодая красотка, развратнейшая особа, этакая Кармен-сюита, рядовая сотрудница фирмы, к которой Этель из-за козней Ягодовой, естественно, приревнует Дэна.
Маша. Ах! Гениально! Надеюсь, это буду я?
Костя. Я же сказал - не все сразу. Наша пьеса - перевертыш, так что... все сюрпризы впереди! (Многозначительно глядя на Машу.) Все-таки, главная роль - это Этель, и это очень, очень много значит.
Маша. Да!?
Костя. Эмилия, по нашей инверсии, - мужчина, естественно. Можно тупо назвать его Эмиль, но очень как-то женственно звучит.
Саша. Ну и что? Нормально, по-моему.
Валера. Можно, я схожу покурить? А то меня стошнит.
Костя. С чего бы это?
Валера. Плохо похмелился.
Костя. Нельзя! Будет перерыв, сходишь.
Саша. А можно я предложу маленькую идею, ну, так, в рамках проекта? Но если нет, так нет, я не претендую. Просто подумалось...
Костя. Ну?
Саша. Раз пьеса - перевертыш, то Дэн может быть женщиной.
Валя. Так Этель же - женщина.
Саша. И что?
Валера. Не, точно надо покурить.
Костя. Я подумаю, Саша, над твоей идеей. Наверное, она прекрасна. Если бы мы были в Москве или Питере.... Но местный контингент.... Если настолько сильно все перевернуть, зритель может... не понять гениальности замысла.
Валера. Может сблевать, одним словом.
Костя. Может запутаться. Ты ж понимаешь, Саша, в какой глуши мы живем...
Саша. Да. В глуши, это точно. Никакой утонченности, интеллигентности, чувства красоты. Но вы же хотели выйти на всероссийский уровень.
Костя. Если наша пьеса провалится здесь, как мы выйдем на всероссийский уровень? А вот когда выйдем!.. Тогда твоя идея точно сработает. Я тебе обещаю.
Саша. Спасибо, Константин Сергеевич.
Костя. Итак, Эмиль помогает Ягодовой провернуть аферу в надежде на повышение, когда та станет президентом. Основная канва ясна?
Тома. В общем и целом.
Костя. Изабелла Васильевна, как вам идея? Правда, гениальная?
Белла. Все, что вы делаете, Константин Сергеевич, я считаю идеальным. Когда в первый раз я вас увидела... вашу постановку, я имею в виду, то решила бросить все, все свои планы, дом престарелых, а это такое доходное место. Плевать, подумала я, сколько мне будут здесь платить, я должна работать в этом театре! Рядом с вами. Вы - гений!
Костя. Это понятно. Но я спрашиваю конкретно: правда ведь, моя последняя идея гениальнее других?
Белла. Я мало что в этом понимаю. Но на мой дилетантский взгляд, очень продвинутая и прогрессивная идея.
Костя. Директор театра одобряет! Значит, решено. Будем ставить.
Валера. Еще бы не будем...
Тома. Так кто кого играет?
Костя. А вот это я скажу вам после нескольких квестов.
Валя. Что еще за квесты?
Маша. О, это круто, очень современно! Во всех фирмах сейчас очень модно. Мне рассказывали. Всякие командные тренинги, квесты, ролевые игры. Чтобы выяснить, кто - лидер, кто - лузер. Я - за!
Костя. Ага! Молодое поколение меня понимает. Не то, что вы, старперы! (Смеется.)
Валя. Я вообще-то себя старперкой не считаю. Вполне еще молодая дама, в полном рассвете сил! Да, Валер?
Валера. Нууу....
Валя. Что?!
Валера. В полном расцвете.
Валя. Знаешь, что?!
Костя. На этом наше заседание временно объявляю закрытым. Идею я вам кинул. Все сидим и думаем о ее развитии. О ролях.
Тома. Так как же думать о ролях, если мы не знаем, кто кого играет?
Костя. А мы думаем обо всех ролях. Не так уж их и много. Главную тему я вам сейчас озвучу, хотя она и так очевидна. Сосредоточились! Этель - женщина неординарная, страстная. Она, в наше бесчувственное, оцифрованное время, умеет любить! И может убить из-за любви. Осознали?
Тома. Да я сто раз играла тех, кто умеет любить и может убить.
Валя. И я играла.
Маша. А я могу сыграть!
Костя. Вот и посмотрим, кто на что способен. Вы все услышали! Все свободны.
Валя. Правда? По домам?
Костя. Нет, дома вы заляжете на диван и будете телик смотреть. А вы должны сидеть в гримерке и ненавидеть друг друга. В том числе и меня. Задание ясно?
Валя. Ясно.
Валера. Это не сложно.
Костя. Да, не сказал вам еще.... Сегодня, в день премьеры, мэр, наконец, соизволит посетить наш храм. И если мы ему понравимся...
Тома. Костя, ты что?! И перед таким ответственным мероприятием ты грузишь нас своей фи... новой ошеломляющей идеей?
Валя. Надеюсь, хоть квест не сегодня?
Костя (многозначительно поднимает вверх указательный палец). Эммм.... По гримеркам! Живо!
Сцена 2. Все актеры и Белла расходятся. Костя остается, потирает руки и начинает безмолвно изображать сцены из Отелло. Играет он очень артистично. Входит Катя со шваброй. Наблюдает за ним. Костя оборачивается, видит ее, вздрагивает.
Костя. Что пугаешь меня, мелюзга?
Катя. Чем это я вас пугаю?
Костя. Стоишь тут, как тень отца Гамлета.
Катя. Это кто это?
Костя. Кто кто? Гамлет или отец?
Катя. Не, Гамлета я, кажись, знаю. Это ворона из кино, где невесту воруют.... Кавказская пленница.
Костя. Точно! (Смеется.)
Катя. То есть, вы меня отцом вороны обозвали?
Костя. Получается, так.
Катя. А вы - вообще тогда осел.
Костя. Я?!
Катя. Я б вас и похуже обозвала, но вспомнить ничего не могу. У меня с памятью не очень. Так врач сказал.
Костя. А! Так ты - олигофорен.
Катя. Сами вы - офига... ну вот это слово. Я знаю, что оно значит. Я - умная, только памяти нету.
Костя. Понятно. Ты - не олигофен, а просто больная на голову.
Катя. Это вы - больной! Я таких больных еще не видела!
Костя. О! Это - комплимент!
Катя. Я б на месте актеров вас убила б давно.
Костя. Ты как разговариваешь с главным режиссером театра?
Катя. А тут еще и не главные есть? Театр-то на три стула.
Костя. Да я ж тебя уволю, чудо в перьях!
Катя. Увольняйте, чо? Я и так у вас не работаю.
Костя. Не работаешь? Что тогда здесь делаешь? Идеи воруешь?
Катя. Я - не вор!
Костя. Откуда тогда здесь взялась? Кто тебя подослал!? Ну-ка?! (Делает вид, что собирается ее душить.)
Катя. Э-э! Меня Наталья подослала. Попросила.
Костя. Какая еще Наталья?
Катя. Уборщица ваша. Вы что, не знаете, как вашу уборщицу зовут?
Костя. Ну, знаешь, она в таком возрасте, что ее имя меня как-то никогда не интересовало.
Катя. Теперь знаете. А я вместо нее. Без оформления. Ваша эта толстая разрешила. Ей пофиг, кто будет мести. Главное, чтобы мели.
Костя. Изабелла?
Катя. Ну да. Изабеля.
Костя. А ведь она не права. Изабелла. Что значит, пофиг, кто будет мести в храме искусств? Ты вот мне гораздо больше нравишься, чем Татьяна твоя.
Катя. Какая Татьяна?
Костя. Ну, вместо кого ты тут метешь.
Катя. Наталья. Трудно запомнить, что ли? У меня с памятью проблемы, так доктор сказал, я и то помню. Это вы, наверное, олига...хрен.
Костя. Тебе сколько лет?
Катя. Семнадцать. Скоро будет. Зачем вам?
Костя. Тебя папа с мамой не учили, что со взрослыми надо разговаривать вежливо?