Аннотация: Как всегда, если вы хотели бы найти здесь несколько строк о своем рассказе, но не нашли - обращайтесь, пожалуйста, в комментарии.
Надо сказать, уровень текстов в этом году заметно вырос. Значительно вырос!
Даже худшие из худших конкурсных рассказов воспринимаются... скажем так, без особого напряжения сил.
И это, конечно же, хорошо.
Но! Это что касается собственно текстов.
Качества упаковки, так сказать.
С содержанием - все как всегда, увы.
Есть несколько произведений, у авторов которых хотелось бы осторожно так поинтересоваться: насколько всерьез они рассчитывают, что их продукт на кого-то произведет впечатление, отличное от отвращения?..
Имеется некоторое количество пустышек, к авторам которых и вопросов-то нет. Что рассказы почитал, что современную поп-музыку по радио послушал.
Разумеется, не обошлось и без шаблонных банальностей, "слезодавилок" и "песен о песне".
Кхм.
Граждане литераторы!
Если вам вдруг захотелось написать рассказ о художнице, картины которой оживают; или о писателе, с которым его персонажи ведут содержательные беседы; или о палаче, который влюбился в свою жертву и спас ее ценой собственной свободы и/или жизни; или о том, как таинственные помощники ненавязчиво, но настойчиво подталкивают людей к хорошему мимо плохого, потому как люди сами по себе - ну такие совершенно беспомощные глупыши; или о том, как ваш компьютер, заговорив человеческим голосом, попросил плеснуть пивасика...
Пожалуйста, подумайте еще раз. Может, не надо, а?!
И если вы задумали написать о том, что Любовь - превыше всего... Пожалуйста, остановитесь и задумайтесь: а что, собственно говоря, такое Любовь по-вашему? И что изменился, если написать это слово не с заглавной буквы?
Если Любовь для вас - это удобный способ придать тексту Значимость и/или сообщить видимость мотивации поступкам персонажей... пожалуйста, не надо.
Ну, или пеняйте на себя.
И еще один момент.
Каждый год я играю сам с собой в занятную игру: примечаю, о чем охотнее всего пишут авторы "БД" в этом сезоне, а затем пытаюсь как-то увязать эти тенденции с тем, что происходит в так называемой реальной жизни.
Ни разу еще не выиграл!
То ли из меня авгур хреновый, то ли... нет-нет, ну не может же так быть, чтобы авторы СИ творили совершенно очистив сознание от мирских забот и тревог?!
Но на сей раз - все иначе!
Смотрите сами: темы, которые более прочих интересуют авторов БД-13 - это, во-первых, межвидовые половые отношения. И, во-вторых - возмездие, воздаяние и просто месть.
И еще - в этом году среди прочих рассказов можно заметить несколько социальных утопий. Но робкие попытки авторов предложить свои рецепты от терзающих общество болячек настолько удручающе наивны, что "Рассказ о колоколе" классика российской сатиры Аркадия Аверченко по сравнению с ними - серьезный реалистичный проект.
Дальнейшие комментарии, полагаю, излишни.
А теперь - персональные дела!
Как обычно, пишу не о каждом прочитанном рассказе.
Как всегда, если вы хотели бы найти здесь несколько строк о своем рассказе, но не нашли - обращайтесь, пожалуйста, в комментарии.
Матейчик Н.В. Шестнадцать минут
Не то, чтобы я предвзято относился к попыткам пофантазировать на тему - кого, за что и какое именно ждет посмертное воздаяние.
Проблема в том, что правильной на поверку может оказаться любая версия - или же все они до единой могут оказаться неправильными. Соответственно, не вполне ясно - по какому принципу их можно сравнивать и оценивать здесь и сейчас?
Ну что ж. Придется импровизировать.
Слабое место вот этого конкретного рассказа, на мой взгляд, в том, что протагониста наказывают... чувствами.
Ничто не указывает на то, что он при жизни раскаивался о содеянном - но после смерти его заставляют переживать раскаяние снова и снова.
Но откуда взялось это раскаяние? Оно как-то мотивировано психологически? Можно ли вообще говорить о нем как о раскаянии протагониста?..
Нельзя.
Это не его раскаяние.
Раскаяние относится к этому грешнику так же, как в более традиционной модели ада к его седалищу относилась бы раскаленная сковородка.
Ну и каков же будет воспитательных эффект этой пытки?..
Судя по количеству пафоса - что-то очень важное, даже глобальное.
Но что именно? Ну хотя бы - о чем?!
Трансгуманизм - давно уже не настолько новая тема, чтобы простая мысль: эволюция, возможно, не остановилась на том, что сейчас принято называть "человеком", могла кого-то шокировать сама по себе.
Бабинцев С. Бд-13: Донгерзаки
Остроумно, но... не смешно.
Потому как неубедительно.
В утопическом обществе улыбка в качестве платежного средства, возможно, вполне могла бы иметь хождение. Но - только в таком обществе, которое уже забыло, что такое бюрократия и коррупция. Но "в качестве средства борьбы"?! Это настолько наивно, что, увы, не смешно.
Будь главный герой и в самом деле таким тертым калачом, как его описывает автор - мигом бы смекнул, что оговорка насчет "особо ценных товаров и услуг", для которых сохраняется оплата традиционной валютой - ничто иное, как лазейка, с помощью которой коррумпированные бюрократы и просто мошенники собираются за месяц приумножить свои капиталы... отнюдь не в донгерзаках, разумеется.
Лебедев А.О. Не верю
Фантастические допущения - допущениями, без них, по определению, фантастики нет. Но отрицание фундаментального закона "рыба гниет с головы" - это уже не фантастика, и даже не "утопия".
Это называется "маниловщина".
Причем - в лучшем случае "маниловщина".
В худшем - "верноподданечество".
Генеральная линия руководства нашей державы безусловно верная, и только на местах кто-то кое-где у нас порой... Но ребята из службы Контроля и Порядка (в народе - "кто надо") уже выехали!
М-да...
Капустин В. Бд-13: Кошки-мошки
Существа, питающиеся человеческими эмоциями... Сколь почтенный, заслуженный образ! Однако же и этого седобородого ветерана, оказывается, можно выучить кой-каким новым трюкам на потеху публике.
Идея отличная - жаль, сумбура в повествовании гораздо больше, чем требует сюжет. В результате не просто без ответа, - о нет, гораздо хуже! - не заданным остается принципиальный вопрос: так а чем, собственно, человечеству так дороги его страхи? Ради чего выставили "защитника", вместо того, чтобы продать кошмары за предложенную пришельцами выгодную цену? Ну и финал-то юморески - он, собственно, оптимистический или трагический?!
Морок М. Бд-13: Ягодные бусы
Ох, как мощно!
Разве что, еще над слогом поработать - ну хотя бы зачистить заусенцы типа "постаревшей старухи"...
Глебова У.В. Золотой скальпель
В не слишком отдаленном будущем пластическая хирургия превращается в спорт.
Отличная идея! Вроде бы гротескная, но, если вдуматься, отнюдь не абсурдная: в конце концов, проводятся же в наши дни международные соревнования по парикмахерскому искусству.
Из этого благодатнейшего материала можно было бы скроить... да что угодно: хоть остросоциальную сатиру, хоть философскую притчу.
К сожалению, автор выбрал, возможно, не худший из возможных - но определенно не один из лучших вариантов: детектив-нуар.
Не то, чтобы я не любил нуар, просто... зачем?! Есть же вид спорта, который традиционно хорошо сочетается с науром, и это - бокс. Мафия платит спортсмену, чтобы он лег в третьем раунде, а он берет деньги, но не ложится, а укладывает соперника, и бежит из города, но по дороге... ну, вы поняли.
Пластическая хирургия же, по определению - гламур!
В итоге получилось ни то, ни сё: и не мрачно, и не смешно...
Ну и, кстати - в будущем хирургические операции, проводимые с помощью скальпеля - это как бортовые компьютеры космических кораблей, пожирающие пачки перфокарт.
Медведева Е. Кларисса
Подозреваю, автора уже утомили комментаторы, поминающие фильм "Шестое чувство".
Что ж, идея рассказа, возможно, и в самом деле не слишком оригинальна. Но это ничего!
Зато оригинален жанр "оптимистического хоррора", в котором Екатерине Медведевой по-прежнему нет равных.
Эстерис Э. Бд-13: Пгс
Напоминает творчество Феликса Кривина.
Это комплимент! :-)
Диденко Ф.Е. Бд-13: Представитель
Все бы отлично, но многовато "нестреляющих ружей".
До самой последней точки ждал, ну как же автор обыграет "медведообразность" Алексея Николаевича? А он - никак не обыграл.
Зря.