|
|
||
А что, если рассмотреть " Сказку о царе Салтане " в качестве послания из параллельного мира? Например, в результате какого-либо катаклизма (удар молнии) стена между мирами на мгновение открылась, и в неё прошёл "рассказчик". Конечно, его историям про "сказочный мир" никто не поверил, но они нашли признание в качестве сказок, и передавались таким образом из поколения в поколение. Пока грамотный "собиратель народного творчества" Пушкин А.С. их не записал. Итак, попробуем прикинуть, что это за мир.
Во-первых, привязка по "временной шкале". Тут-то всё довольно просто. Одна из характеристик славного парня Гвидона - знатный стрелок из лука, одним выстрелом уложивший знаменитого корсара Кречета (по описанию того, что "кречет вился над волнами" похоже, что выстрел был по движущемуся кораблю, но это уже чистая спекуляция). Т.е. ручного огнестрела либо нет совсем, либо он пребывает во младенческой стадии. С другой стороны, тяжёлый огнестрел есть, популярен и довольно развит ("Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят").
То есть это примерно конец пятнадцатого - первая половина шестнадцатого века реала, если вести речь о Восточной Европе. На Восточную Европу указывает вооружение "тридцати трёх богатырей". Они ходят "в чешуе, как жар горя". Т.е. речь не о западных крупноблочных латах, а о наборных доспехах Польши/России/Турции/Ирана. Впрочем, тут возможны варианты, ибо "богатыри" - явная "судовая рать". Абордажники, которым подвижность и вес доспеха важнее его защитных свойств против всаднического копья. Но в первом приближении, подобная привязка непротиворечива.
Далее, царство Салтана экспортирует "донских жеребцов". Если это те самые, что и в реале, то это кони драгунские и легкокавалерийские, никак не для латной конницы. То есть лёгкая конница играет большую роль в армиях тех времён. Раз Салтан торгует драгунскими конями с Западом (купчишки-то возвращаются "прямо на восток, в царство славного Салтана") - времена рыцарской конницы на исходе. Приходит время массовых армий с драгунами и прочими гусарами.
Итак, время - 1500-й год реала. Есть, правда, некий анахронизм - рассказ упоминает подзорные трубы, пусть и в единичных экземплярах и в руках наиболее важных персонажей (Салтана и Гвидона) Это конец XVI века в лучшем случае. Так что год, возможно, не 1500-й, а 1600-й. Или развитие оптики в том мире шло чуть быстрее...
Если предположить, что в параллельном мире - примерно те же времена, это даёт примерно 200-300 лет от даты появления в нашем мире "рассказчика" до даты записи (1830 - 1600 = 230). Подобный срок передачи легенды в устной традиции поможет объяснить явно фантастические моменты.
Во-вторых, географическая привязка. Тут "рассказчик" набрасывает просто кучу подробностей, но вот с их привязкой к контурной карте у меня возникли проблемы. Итак, столица "царя Салтана" находится у моря, потому что "бояре, Потужив о государе И царице молодой, В спальню к ней пришли толпой... Прочитали вслух указ И царицу в тот же час В бочку с сыном посадили, Засмолили, покатили И пустили в Окиян".
Корабельщики, которых впоследствии перехватывает "князь Гвидон", плывут "прямо на восток, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана". Топоним "Буян", видимо, придется проигнорировать. Это Авалон древних славян, мистический "центр земли", явно сказочная территория. Любая привязка его к существующим топонимам - подгонка задачи под ответ.
А вот то, что торговцы из царства Салтана плывут домой "прямо на восток", интересно. То есть к западу от царства Салтана есть богатые густонаселённые земли, с которыми ведётся обширная торговля, а само царство выходит на восточный берег "моря-окияна", где и стоит его столица. Уже очень много оснований для идентификации "Салтании" с Центральной и Восточной Европой.
Далее, заслуживают внимание экспортные товары царства. Первая группа купцов "торговала соболями, чёрнобурыми лисАми" (т.е. типичный элемент списка товаров для экспорта Восточноевропейской равнины в Западную Европу). Вторая "Торговала конями, Все донскими жеребцами". Третья - "булатом, Чистым серебром и златом" (т.е. реэкспортное восточное оружие и ювелирка). Четвёртая - самая странная, торгует "недаром Неуказанным товаром", но об этом речь впереди.
Итак, пушнина, кони, восточный транзит. Плюс, у царства явно неслабые сельхозугодья, ибо оно в состоянии приготовить пир на весь крещёный мир. Да и населения много, потому что оно одно в состоянии "наткать полотна" на весь мир ("крещёный" и иной). И то, и другое достижимо только в результате максимальной концентрации ???????? ?? ????? цели, но об этом ниже.
Итак, густонаселённая страна Центральной или Восточной Европы, к западу от которой есть остров (архипелаг), который может попасть под контроль удачливого авантюриста. Что имеем? Либо Прибалтика (как вариант - Новгород), либо восточное Причерноморье (тогда Гвидон сидит не на острове, а в одной из труднодоступных с суши и моря бухт Южного берега Крыма), либо (внимание) Константинополь.
В случае Константинополя есть одно крупное противоречие. Посредническая торговля мехами подразумевает широко открытые и безопасные (хоть и не выдающиеся по пропускной способности, товар не очень-то массовый и довольно легкий) пути с Русского Севера и из-за Урала, а донские кони (если Дон - тот самый) подразумевают нужду в лёгкой кавалерии. T.е. разборки между Лесом и Степью идут "в полный рост". И, соответственно, полуперекрытое нижнее течение Дона и Днепра.Тут, правда, можно предположить, что обе стороны разборок не трогают торговые караваны из "Салтании".
В то же время версия с идентификации Салтании с Восточным Причерноморьем не проходит из-за Проливов. Торговые гости ехали бы из-за Чёрного Моря домой с "царьградского торга", а не "из дальних стран", торговать в Средиземноморье их бы не пустили владельцы Царьграда.
Салтания - страна, несомненно, христианская. Сама конкуренция между группировками, чья протеже станет женой Салтана, указывает на моногамию. Ну кого волнует, какую группировку будет представлять 1001-я наложница в гареме? А вот вопрос, кого будет лоббировать единственная супруга самодержца, важен необычайно. При этом и жена, и сын Салтана (Гвидон) явные христиане. В их городе "Блещут маковки церквей И святых монастырей". При всём внимании, уделяемом "рассказчиком" религии, нигде не упомянута смена вероисповедания матерью Гвидона. То есть можно достаточно уверенно заявить, что и сам Салтан - христианин.
Любопытна привязка "к временам года". Салтан женится на девице и говорит "роди богатыря мне к исходу сентября". В то же время "в те поры война была". То есть разговор происходит либо поздней осенью, либо к началу зимы, что опять-таки подтверждает версию ЦВЕ, где войны носят сильно сезонный характер. Салтан уходит на войну, когда жена уже в положении, "на добра коня садяся". Т.е. не просто "отбыл к войску", а "ускакал". То есть у Салтана армия с сильным уклоном в конницу и мобильность, раз состоятельность предводителя в качестве кавалериста упомянута отдельно. Да и расстояния, видимо, в ходе кампании, покрывают немалые, ибо в противном случае Салтан мог бы и взять молодую супругу с собой, а не оставлять в змеином гнезде интриг, в которое превращается столица с отбытием монарха.
При этом (внимание, флотофилы) у Салтании есть и сильный флот. Потому что когда он, наконец, решает разобраться, что за безродный наглец "шлёт ему поклоны" (а в те времена это выглядит такой же октровенной насмешкой, как "передайте привет Ельцину" из уст Басаева), то "По равнинам Окияна Едет флот царя Салтана". Кстати, "добрый конь" порождает изрядные сомнения в "северной" привязки "Салтании". Государь "Словении" (Господин Великий Новгород тож) уплывал бы на войну в ладье, а не уезжал бы верхом.
Что ещё можно почерпнуть из текста о "Салтании" и укладе жизни? Ооо, много. Рассказ просто-таки насыщен подробностями и подсказками. Немолодой правитель вынужден балансировать между могучими олигархическими партиями, представляющими земельную аристократию и торгово-промышленное сословие. Одна группа утверждает, что при государственной поддержке их программы "Салтания" превратится в крупнейшего (как бы не мажоритарного) игрока на рынке сельхозпродукции христианского мира.
Другая группа заявляет, что если правитель поддержит её, то "Салтания" сможет монополизировать рынок текстиля не только в христианских странах (Европа от Атлантики до Урала), но и в остальном известном мире. Одно из средств, к которому прибегают обе группы - попытка женить вдовца на своей ставленнице. Однако ему хватает ума балансировать между кланами путём женитьбы на молоденькой "аутсайдерше", не принадлежащей ни к одному клану.
Почему "немолодой вдовец"? Немолодой - потому что впоследствии так и не собрался жениться после исчезновения матери Гвидона (хотя, может быть, был женат и опять овдовел? Нередкая ситуация в те времена, за пару десятилетий-то). Если бы у него "играл гормон", быстро взял бы следующую жену. Да и его уверенность, что "роди богатыря мне к исходу сентября" - признак уверенного в своей потенции зрелого мужчины, отца нескольких детей. Кстати, уверенности оправданной, потому что молодая жена "Дела вдаль не отлагая, С первой ночи понесла." Но, в любом случае, Салтан вдовец (брак с матерью Гвидона не первый), потому что никто не рискнул бы на такую интригу (изгнание с использованием подложных документов) по отношению к наследнику престола.
Салтан, хоть и довольно слабовольный правитель, всё-таки имеет немалую власть. Когда интрига выходит наружу, главы противоборствующих кланов вынуждены публично молить о его милости "Тут во всем они признались, Повинились, разрыдались" (Но вот сделать им секим башка он или не имеет возможности из соображений внутренней политики, или характер слабоват "Царь для радости такой Отпустил всех трех домой"). Но, тем не менее, при похищении перворожденного наследника, кровишша по улицам столицы текла бы, скорее всего, потоками. Уж слишком много (мастерски подделанные документы и печати, да и само "легковерие" глав группировок в странный приказ) указывает на прикосновенность партий ко всей этой афёре.
Но, как мы знаем из пушконской записи, кланы никуда не деваются, а сидят в ближайшем окружении Салтана десятилетия, до "чудесного обретения" царицы и "царёнка". Вот Н-ый сын царя от молоденькой тёлки, не принадлежащей ни к одному из крупных кланов (да ещё пока жив наследник престола) - вполне подходящий объект подобной интриги. На ум невольно приходят Наталья Кирилловна Нарышкина и малолетний Петруша, которого всё царство держало за полное чмо.
Кстати, царица - "безродная", только по отношению к крупным кланам. Сама история изгнания - тому подтверждение. Указ вполне недвусмысленно требовал "и царицу, и приплод тайно бросить в бездну вод". Утопить то бишь. Вместо этого их сажают в огромную бочку и "запускают в океан", где в то время (у нас же "исход сентября" на дворе, если кто забыл) бушуют осенние штормы. Готов биться об заклад, бочка не проплавала в море и получаса до того, как какой-нибудь неприметный баркас взял её на буксир и не утащил "от греха подальше". Подобная операция подразумевает пусть и небольшую, но хорошо организованную группировку, располагающую и деньгами, и людьми. ???????????? ?????? ??? ????????????? ??????? ? ???????? ? ?????, ?? ????????????? ?????? ???????????? ?????????, ????? ???????? ? ?????? "????". ????? ???? ?????????? ??????????? ????? ???? ??????????.
Все рассказы про "чудесно выросшего за одну ночь" царевича - явный результат народного творчества, любой хороший роман описывает только интересные моменты из жизни героя. То есть царевич с матерью исчезают на какое-то время из поля зрения. Насколько - минимум на пару десятилетий, потому что царевич успел получить неплохое образование (упоминание о том, что он знается с потусторонними силами типа волшебниц и магов - типичное восприятие неграмотной солдатней необычно хорошо образованного однополчанина или командира) и собрать достаточный отряд для того, чтобы выступить против морского разбойника по кличке Кречет.
То есть перед нами - окружённый покровом тайны молодой образованный авантюрист, командир пиратской флотилии (слишком много в рассказе упоминаний о море). При этом командир достаточно наглый, чтобы основать постоянную базу на одном из полубесхозных островов невдалеке от торговых путей (рассказы о чудесном появлении города мы гневно отметаем, город явно прозябал ранее и расцвёл под скипетром Гвидона). Командир даёт всем знать о том, что "князь Гвидон" - это не его настоящее имя, а погоняло, избранное для того, чтобы избежать мести могучих недругов. Что только увеличивает его привлекательность в глазах подчинённых ему авантюристов. По крайней мере, пока ему способствует удача.
А капризная леди удача Гвидону (кстати, что это за имя? Уж не итальянское "Гвидо" ли, искажённое при передаче?) таки способствует. Захват в заложники "царевны лебеди" даёт ему могучее орудие для шантажа некоей "третьей силы" (скорее всего, отца царевны, правителя некоей удалённой, но процветающей страны). И наш пайзан Гвидо данное орудие использует на полную катушку.
Первый шаг - привлечение некоей "волшебной белочки", которая вроде ничем особым не занимается, сидит себе в свооём гнезде, но регулярно приносит хозяину в лапках изрядное богатство. И пользуется особым покровительством владыки ("слуги белку стерегут"). Как хотите, но мне это страшно напоминает организацию финансово-кредитного центра, при этом организацию "нелюдьми", рабами княжеской казны (камер-кнехтами), описанную полуграмотным средневековым воякой, крестьянином или ремесленником.
Сидят себе иноверцы (вот слово и произнесено) в своём домике, как грызуны, и магическим образом собирают огромные богатства, часть которых забирает князь. Видимо, организация переселения "белочек" была первой частью оплаты безопасности царевны. При этом оплаты не столько в виде каких-то огромных денег, сколько услугами. Что заставляет нас отдать должное уму либо Гвидона, либо его советников (скорее всего, членов того же клана, который организовал его спасение из бочки).
Итак, удача по-прежнему на стороне Гвидона, богатство его растёт благодаря "сбору налогов" на морских дорогах и операциям "белочек", город ширится и расцветает. Но! Намечается структурный кризис в его вооружённых силах. Банда авантюристов может захватить город, а вот с обороной не очень, не та публика. И Гвидон требует у покровителей принцессы военной помощи. Скорее даже не помощи войсками, а содействия в организации его собственной армии, рядовых абордажников ему должно хватать с избытком.
И "папа король" делает ему поистине королевский подарок. Тридцать три капитана регулярного флота, проведшие всю жизнь в морских сражениях, которым "тяжек воздух земли"! Они организуют регулярные ВМС из Гвидоновых банд и начинают попарно "остров тот хранить И дозором обходить".
Кстати, "попарно" - очень интересная оговорка рассказчика и дополнительное подтверждение верности привязки событий к позднему средневековью. Главное оружие гвидоновских кораблей - явно абордаж, потому что артиллерийский бой ведут не попарно, можно попасть в своего. А вот навалиться на противника с двух сторон и взять его в абордажные топоры - самое милое дело. И служат капитаны (и их командующий, старый адмирал Черномор) не за страх, а за совесть. "И той стражи нет надежней, Ни храбрее, ни прилежней."
Далее, все годы игнания Гвидон явно поддерживает связи с "Салтанией". Его осведомлённость о тамошних событиях настолько велика, что порождает среди его подданных слухи о том, что он превращается в насекомое и летает в Салтанию выведывать новости. Или это опять-таки преломление рассказов о неких неприметных "пчёлках", которые вьются по салтании и приносят по капельке полезной информации.
При этом "шершни" Гвидона ведут не только пассивно-разведывательные, но и активно-диверсионные действия. По мелочи, но чувствительно. Изуродованы обе соперницы его матери (и ближайшие приближённые Салтана, не забываем), одна из организаторш приведшего к изгнанию заговора получает тяжкие телесные повреждения. ??? ???????, "??????" ?????? ?????????? ????? ? ?????????? ??????????, ?????????? ??????????, ?????????, ?????? ??????. ? ??? ??????? "???? ????????" ? ??????? ?? ????? ??????? "????????" ?????? ? ?????? ? "????????" ???-?? ?? ??????????? :)
При этом такое впечатление, что донесения разведки из Салтании скоординированы с требованиями к "папе-королю", выдвигаемыми в обмен на безопасность Лебеди. Рассказчик всячески подчеркивает, что каждое следующее требование к Лебеди - результат информации, пришедшей из Салтании. В общем, за спиной Гвидона - всё тот же теневой, но могущественный клан из Салтании.
Не исключаю, что женитьба Гвидона на Лебеди - прямой результат такой информации. Престарелый Салтан заинтересовался молодой дочкой влиятельного соседа и Гвидон срочно женится на ней. Чтобы с полным правом заявить тестюшке, что-де ему нет теперь смысла жаловаться Салтану на дерзкого пирата, жениться на "порченой девке с чужим ублюдком" царь не будет. Кстати, это лишний аргумент в пользу предположения о могуществе ВМС Салтана. Отец Лебеди не рискнул освобождать дочку силой, а вот Салтан, видимо, это сделать в состоянии.
При этом похоже, что интерес Гвидона и Салтании - взаимный. Конечно, Гвидон сам провоцирует интерес к своей персоне, передавая поклоны царю Салтану. Но четвёртая группа "гостей" из Салтании, как мне кажется - явные "купцы в штатском". Обратите внимание на их ответ на вопрос "чем торгуете, рабы Б-жьи?". Представьте себе, ваш корабль захватили пираты морского короля Гвидона, о котором ходят легенды по всем окрестным морям. Вас приводят к главарю и вы ему говорите, что-де не твоё дело, чем мы торговали. "Неуказанным товаром", мля (и растопыренные пальцы с золотыми "гайками"). Как-то не похоже на смиренных купцов.
Воля ваша, но мне кажется, что это спецслужбы Салтании заслали казачков проверить реакцию Гвидона. И не обманулись. Он не бросил "гостей" на корм рыбам и не обобрал их до нитки. А отпустил с миром и пожелал (дословно) "Добрый путь вам, господа, По морю по Окияну К славному царю Салтану; Да напомните ему, Государю своему: К нам он в гости обещался, А доселе не собрался - Шлю ему я свой поклон". Вот тут-то Салтан и собрался в плаванье со своим флотом, разобраться, что это за непонятная фигня творится в соседних водах.
Итак, в каком мире, где и когда происходил данный суперблокбастер? Я бы поставил на мир сохранившейся Византии (или появления некоей "Нововизантии" после низведения османов в ничтожество). Я бы предположил, что эта Супервизантия каким-то образом контролирует по меньшей мере южную часть Восточной Европы, которая густо заселена и освоена. Столица Салтана - Константинополь, город Гвидона - где-то в Архипелаге. Тогда всё, чем торгуют купцы из Салтании - реэкспорт (кони из Великой Степи, меха, доставленные по Волге-Днепру, изделия восточных ремесленников), что вполне реально.
Конфликт ?? между "аграриями" и "промышленниками" в окружении Салтана - вокруг подхода к освоению Степи, которая каким-то образом попала под контроль "Нововизантии". Одна группа агитирует за пахотное земледелие, другая - за полукочевое овцеводство с организацией текстильного производства на основе овечьей шерсти.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"