Это я один такой непозитивный, да? Нехорошие поступки, предпринятые по отношению к cебе родимому вспоминаются сами, а добрые - надо напрягаться.
Родные-близкие и когда за деньги - не в счет. А вот когда чужие и бескорыстно?
Однажды напрягся и вспомнил, как 30 лет назад меня крепко выручил один противный с виду мент.
Я вдруг забыл номер своей ячейки в камере хранения, а до этого засунул туда все самое важное, без чего хоть и не езжай.
Я вез команду школьников на Республиканскую олимпиаду. Все билеты и документы, собранные по просьбе родителей, я положил с утра в ячейку, чтобы не таскаться с этим по городу, мало ли, у меня в городе еще дела были - и забыл, в какую. Как говорят на Украине, геть, то есть начисто. Камера хранения зияет, времени нет, а я не запомнил, где?...боже!..амнезия...тогда еще симптомы были...помню только код и ряд, а всего-то три ряда по полкилометра каждый, ну, казалось мне тогда там, что по полкилометра.
Еще когда я часа три до того в ячейку все это плюс свой багаж запихивал и оплачивал, там стоял противный мент.
Село полное. И выражение такое, знаете, неласковое, как обычно у ментов. Хотя нет, тогда мент было скорее лагерной феней, в народе говорили: мусор.
Понимая, что шансов чуть, а поезд уйдет через 15 минут, дети без билетов ни на какую олимпиаду не поедут, родители провожают, а где я, не знают, в общем, настоящая трагедия, драма на охоте, - я выбрал наугад место для старта, ну, пусть справа, и погнал набирать код на одной ячейке, другой, третьей...
Мусор, естественно, поинтересовался, шо это я кручу код на одной ячейке, другой, третьей...Поинтересовался грубым голосом, а где другой взять. Ну, я ему ответил, прохрипел код...не то чтобы очень грубо, но с прохладцей, а по совести - уничижительно. Дескать, фуль, не видишь, забыл ячейку. То есть мне в голову не пришло его попросить даже. А он с противоположного конца сам как припустит мне навстречу по второму, нужному ряду.
И нашел! успел! тютелька в тютельку успел. А без него беда бы. Нашел-то он на своей половине. И двигался куда быстрее, наверное, потому что руки не дрожали, как у меня, от предчувствия катастрофы.
Выражение лица, однако, не изменил. Наверное, их там учили так смотреть.
Помог мне этот человек. Буквально спас от позора.
Все всплыло в подробностях. И что "спасибо" не крикнул тогда, тоже. Пулей вылетел и на подножку в последний момент вскочил.
***
Намедни блочок памяти снова скрипнул и выдал эпизод посвежее.
Италия, тосканский городок Монтекатини. Возвращаемся из Рима к полуночи. Автобус полагается поставить возле местного стадиона; рядом с отелем негде. Никаких проблем, 10 минут пешком. И все 5 дней так ходили.
Назавтра выезд с вещами.
Утром выкатываем-выносим багаж, берем курс на автобус - и где автобус?! Вместо просторной парковки - вещевой рынок. Бесконечные павильоны и ларьки с разным барахлом.
Пробравшись кое-как извилистыми закоулками, наш водитель высматривает свое транспортное средство в этой многоцветной гуще.
Да, было объявление, мол, с раннего утра откроется большая-пребольшая барахолка. Но кто ж мог его в полуночной тьме заметить? А написать крупными буквами и повесить в освещенном месте, да хоть и под знаком на въезде, или написать не накануне вечером, а раньше - ну, наверное, это значит требовать от дорожной службы Монтекатиновки невозможного.
Теперь-то что делать?
Любой вопрос имеет цену. Пересадка на другой транспорт и чтобы при этом обещанное туристам было выполнено - навскидку 2 тысячи евров. И этот другой транспорт еще найти надо.
Конфуз и попадалово.
Но тут происходит следующее.
Нам. Освобождают. Выезд.
Каждый павильон на пути при этом должен закрыться. Для этого снимают уже вывешенное в невероятных количествах тряпье. К счастью, ширины дорожки как раз хватает, водителю только нужно cвинтить зеркала.
На отрезке в 200 метров с обеих сторон - с полсотни торговых точек, сотни людей.
Они это делают без нажима, да нам и в голову не приходило просить.
Полиции вообще не было.
Они это делают, и никто не выставил средний палец, никто не развонялся и не состроил недовольную рожу. Наоборот, с отдельных мест раздаются поощрительные возгласы, за нас рады.
2-этажный караван-сарай медленно выплывает на свет божий. Протяжный сигнал - наше милле грацие. Павильоны и киоски за кормой с деловитым лязгом раскладываются снова.
А давайте такой вселенский флэш-моб проведем: все и каждый, желательно одновременно тоже вспомним хороший поступок по отношению к нам. Ух, как в мире позитива прибавится.
Разом напряжемся и вспомним. А то всё - проблемы, мировой коллапс, что-то будет. Позитив давай!
Как меня сделали в Копенгагене
Не обманешь - не продашь.
Например: а тебе что, в письменном виде это обещали? Ах, сказали, что постараются (забронировать номер с видом, дать скидку за раннюю покупку и т.п.) ну, они и старались. Написали: лучшее вино Тосканы - но не написали в какой категории лучшее. Взяли coperto - пару евро доплаты "за скатерть", а не предупредили? Как же, это как раз написано вот внизу в меню ма-а-ленькими буковками.
Недодать, недосказать, взять больше, чем вроде договаривались - совсем без этого в нашем деле никак.
Но на то и лукавство, чтобы нельзя было толком уесть.
Вот вам случай, где, может, и можно уесть. Хотя не собираюсь, конечно, тратить время и нервы на такую ерунду.
Иду я, значит, по Копенгагену. Желаю подкрепиться. На улице вижу объявление: китайский буфет, 79 крон. Это где-то за 10 евро, не так уж дешево для китайского буфета, даже в Копенгагене.
Устремляюсь по очень высокой и крутой лестнице. И вижу:
Забыли свой англо-датский? Ничего:
Если посетители берут только еду и не покупают напитки, дополнительная плата - 15 крон.
Это полный. Я попятился, бормоча "чур меня, чур". Еще бы полметра и рухнул с лестницы.
Вам не предлагают доплатить за напитки против объявленной цены. Это было бы нормальное лукавство. И что заманили при этом на самый верх, еле заполз, а жрать охота - ладно. Тут другое. Вам предлагают платить за то, чего вы НЕ покупаете, за то, что вы чего-то не покупаете.
А если покупаете? Самое дешевое - это ice water, т.е. вода из крана, охлажденная в холодильнике и разлитая в графинчик такой, 19 крон. А можно и пиво, и колу, но цена уже лезет вверх сопоставимо с якобы 79 за буфет. Расчет, что вы не станете скандалить за 19-15=4 кроны всего (раз уж вы такой бедный, что не колу-пиво, а сырую воду берете).
Вы мне верите, что не денег мне жалко было, но как-то вдруг пронзило ощущение, что ты объект поганой манипуляции.
Ел так. Да я пивка лучше нормального попью, когда уйду от вас, Туборга-свежака, а не из дурацкой баночки вашей.
А 15 крон, т.е. еще 2 евро с копейками, заплатил. А что делать. Мне показалось, что уход вниз не пожрамши был бы еще большей потерей лица.
Не скандалил, китайских предупреждений не делал, но объявленице сфотографировал.
Все держались индиффирентно-вежливо.
Какой мудак это придумал? Зачем?
Вот это, я думаю, не лукавство, а наглое надувательство, и обратись я к датским защитникам прав потребителя (чего, как я уже сказал, я делать не собираюсь), полагаю, вернул бы себе эти 15 крон. Плюс моральный ущерб какой-никакой.
Век живи, однако. В моем опыте равно поставщика и потребителя всяких сервисов такой кунштюк - впервые.
Три нормандских разочарования
Занесло под конец года в Нормандию, и было это замечательно.
Надо еще дать отлежаться, самому отлежаться.
Кальвадос, да. И много кислорода-адреналина в Этрета.
Но - три разочарования.
Первое.
В Андели больше нет музея "Нормандия-Неман". Поцеловал замок. Теперь-то уж я пошуровал в сети. Музей был закрыт полтора года назад, я опять отстал от жизни.
Cудя по всему, здание осталось никем не востребованным. Вроде и часть экспозиции просматривается за давно не мытым стеклом. Вот эта невостребованность в течение полутора лет делает ссылку на нехватку денег (когда закрывали) неубедительной.
Какие-то экспонаты переехали в большой Музей авиации в Ле Бурже. Не то. Музея нет больше.
Второе меньше садануло, а все же. Cперли Муму в горсаду Онфлера - бронзовую поделку режиссера Грымова ("поделка" в данном случае не плохое слово). Он ее года три назад привез туда, типа инсталляция к фестивалю российского кино.
Фото, понятно, ретроспективно-заимствованное.
Cперли гады. Узнать бы, кто...
Третье.
И собор, и церковь Сен-Маклу в Руане усиленно реставрируются. Не пускают. Тут уж. Но как-то огорчительно. Нельзя было постепенно, что ли, а не разом, когда мы пожаловали?
Были радости и открытия даже. Но почему-то захотелось поведать об огорчениях сперва.
Нормандия - Вестфалия, ноябрь 2011 г.
Одесса без одесситов?
Всяк кулик, известное дело.
Но правда же. Одесса - это:
Один. Из красивейших. Городов. Мира.
Намедни вернулся оттуда. Неделю на родине побыл.
Море. И город вознесся над ним. Город-вид. Взять записных красавицу и красавца Барселону с Неаполем: там горки кругом, красотища, но исторический центр внизу и немножко не то.
Под знаменитой лестницей поставили большой сарай под названием Одесский морвокзал. В чашу гавани забили многоэтажный кол гостиницы. Чаша треснула, но не раскололась. Все равно красиво.
Улицы и площади. Деволан, расспланировавший их, несомненно, гений. Зимой зелень деревьев не мешает оценить изящество и ширь.
Застройка. Такую коллекцию модерна еще поискать в иной европейской столице. Нижние этажи где-то недавно изуродовали несоразмерно большими окнами. Этим подпортили, но не испортили город.
Но я скажу вам, чего в Одессе нет.
В Одессе нет одесситов.
Понятно, я имею в виду тех одесситов.
Это как в Риме. Тех римлян давно тоже нет, родство нынешних с тогдашними очень отдаленное. Седьмая вода на киселе. Жители Вечного города именуют себя римлянами, но они не те.
В Одессе потеряны все три культурно-этнических слоя.
Во-первых, евреи. Я уж не говорю о посиделках в Горсаду, где ветхозаветные старцы гомонили на идиш. Просто еврейских физиономий стало непривычно мало.
Во-вторых, ителлигентные русские лица. Куда они все подевались?
В-третьих, те, кого недоброжелатели называли одесскими жлобами. Тип вообще-то многонациональный, вычленяемый по характерному говорку.
Где говорок? Нету.
Молодежь, в том числе явно продвинутая, говорит на орфоэпическом суржике. Языки не так давно сталкивали здесь лбами. В Одессе как будто русский выжил, но звукоряд не русский и не украинский. Безударный гласный звук произносится как "ы": "кыда пыйдем", какое-то искривление рта при разговоре...
На улицах и в сервисе преобладает другой тип - хорошо кормленный, по-деревенски крепко сбитый шатен.
Это и есть деревенские.
Высказывание Маркса насчет идиотизма деревенской жизни, оно-то как раз полный бред и идиотизм. Я это понял уже в другой стране. Эти люди в массе своей не хуже и не глупее тех. Просто старая цивилизация вымерла и/или выехала. Город заселили другие, новые люди.
Город-реликт.
Реликтовость будет реально ощущаться не так уж долго - пока есть кому ощутить.
Не обобщай, да не обобщен будешь
Что должен думать чернокожий христианин о вине за муки Христа, если следовать логике пресловутого обобщения?
Что Христа распяли белые.
Либо индивидуальная вменяемость, но тогда надо напрягаться, вникать - либо так.
Как-то в автобусе по дороге в Венецию рассказываю экскурсантам о том, как венецианцы совместно с крестоносцами напали на Константинополь в 1204 году.
Европа безмолвствовала. Венецианцев не любили за республиканство, Византию знамо за что. Какого-то императора там еще свергли, глаза выкололи. Свергнутый обижался. Так что ограниченным контингентом, выполняя свой интернациональный долг и т.д. Всегда умели обставлять такие вещи.
Самый богатый в Европе город был разграблен, изнасилован и убит.
Позорная страница в истории христианства, сказал я. Одни христиане убивали других христиан.
В автобусе был мой коллега и товарищ А., практикующий православный. Его группа прилетала в аэропорт, и нам было по дороге.
Остановились перекурить-оправиться. А. подходит и ставит мне на вид:
- Юра, ты неправильно сказал. Позорная страница в истории западного христианства. Католики убивали православных.
Что ж, он прав, конечно. Позорная страница в истории западного христианства.
Я после перерыва поправился прилюдно. Как-то ввернул, не с бухты-барахты, но - поправился. Надо выражаться точнее. Хотя на самом деле позорная страница в истории человечества. Люди убивали людей. И таких позорных страниц там каждая первая.
О гендерных стереотипах
Обозвали сексистом. Меня, который:
- В Вероне напоминает туристам, что Джульетта сильнее любит, глубже чувствует и просто умнее, чем Ромео, на что имеются ясные указания в тексте;
- Искренне считает, что мужской шовинизм, как и всякий изм, есть зло, ибо основан на стадной, дочеловеческой, иррациональной и, если по-крупному, мнимой инакости;
- В то же время полагает, что среднестатистическая женщина лучше готова к интуитивному постижению мира, чем ср.-стат. мужчина (банально, знаю), каковое постижение куда важнее для сохранения оного, чем "мужское", логическое.
Говорю об этом на экскурсиях - не для того, чтобы подлизаться к женщинам в группе, хотя и для этого тоже, но прежде всего потому что это правда. Я так думаю. Это мое мнение на самом деле.
Каково же было мое удивление, когда я недавно обнаружил себя в списках женоненавистников. Имел, понимаешь, неосторожность тепло отозваться о замечательной женщине Матильде Каносской. Я и сейчас неосторожно называю ее женщиной, гендерно стереотипизируя.
Бужор Юрий. "Тени Лукки. Бабье царство" ru-history.livejournal.com/2957019.html#cutid1
Протагонист исторического повествования изначально позиционируется не как человек, а только как женщина: "Что за женщина была!" Это позволяет позиционировать ее и других героинь как нетипичных женщин: "Замуж выходила исключительно по политическим соображениям, потомства не оставила."; "Можно было распорядиться этим родством иначе. Промотать, профукать на балы и бриллианты. Не промотала".
Такие высказывания позволяют рассматривать этих исторических лиц как исключения, которые только подтверждают правило, т.е. гендерный стереотип.
Конец цитаты.
Во как. Надо было Матильде нарожать кучу детей и профукать к лешему свое герцогство, тогда
она не стала бы исключением, которое подтверждает правило, а я не попал бы к непримиримым феминам в их черный список.
Хорошо, однако, что дурко и чмо - нейтральные в гендерном отношении слова, да?
Италия: две поучительные истории
История 1. Венеция. Мост Риальто. Мораль: Не зарекайся; не делай пессимистических прогнозов.
Когда венецианцы затеяли строить мост через Большой канал, сразу обнаружились скептики.
Бравый усач, доблестный ополченец, беседуя с девушкой, сказал: