Эти странные картинки ярко светились в темноте, переливаясь разными красками. Никто не знал об их создателях, об этом не принято было говорить вслух. Картинки привозили Купцы, обменивая их на продукты и лошадей, картинки передавали из рук в руки, хранили на дне самых крепких сундуков в самых темных кладовых.
Кин с детства любил перебирать их в руках и то, что было на них нарисовано, волновало его сильнее, чем других, но никто не мог дать ответа на его вопросы.
Однажды в округу, где жил Кин, приехал караван Купцов. Купцы расположились табором на краю селения и вся малышня сбежалась к ним глазеть на чужестранцев и слушать небылицы. Конечно же, пришел и Кин. Старшим среди Купцов был Гринхайм, бородатый мужчина с внимательными глазами в расписном кафтане.
Кин обратился к нему:
- Скажите, уважаемый, у кого я могу спросить про те картинки, которые привозят достопочтенные купцы?
- Зачем тебе это нужно знать? - поднял брови Гринхайм
- Просто я хотел бы узнать, уважаемый, просто потому что я очень хотел побольше узнать про тех, кто их сделал, - ответил Кин.
- Чтобы много знать, нужно многое уметь, - нахмурил брови Гринхайм, - однако, я вижу, что ты, о, отрок, весьма многое можешь постичь. Но не сегодня. Подожди со своим вопросом, пока не будешь готов принять ответ.
- Когда же я буду готов, о уважаемый, - спросил Кин, - да простит уважаемый мою назойливость?
- Может быть, завтра - уклончиво ответил Гринхайм, - или послезавтра. Приходи к нам еще. Попозже.
Караван собрался в путь через несколько дней. Купцы навьючили свой груз на лошадей, собрали палатки и выступили в дорогу поздним вечером, когда все жители в округе уже спали.
Один Кин не спал. Он, вооружившись биноклем ночного видения, спрятался в кустах и наблюдал за сборами, а потом следовал неотступно за караваном, скачками перебираясь от одной кучки кустов к другой.
Через некоторое время купцы остановились передохнуть и развели костер. Кин сидел в кустах, стараясь не дышать, и наблюдал. Тут-то он и попался: послышался голос Гринхайма: "А что мы будем делать с этим молодым человеком, который спрятался вон в тех кустах", - и указал рукой прямо на Кина.
- Возьмем его с собой, - раздались голоса купцов, - он уже давно за нами ходит.
- Ну что ж, - улыбнувшись, сказал Гринхайм, - выходи.
Кин вылез из кустов и направился к костру. Гринхайм обернулся и махнул рукой. Костер чудесным образом потух, и даже не было видно ни дымка. Все купцы незаметным образом встали и были собраны в дорогу.
- Пойдем с нами, - сказал Гринхайм и еще раз махнул рукой. Где-то в десяти шагах вдруг появилось странное золотое свечение в виде прямоугольника в рост всадника, внутри которого зияла черная Пустота.
- Это Дверь, - иди за мной, - сказал Гринхайм Кину и нырнул в Пустоту. За ним потянулись и остальные купцы с лошадями, навьюченными поклажей.
Кин, зажмурив глаза, шагнул в золотой прямоугольник...
Моя певица
Неподвижный кадр. На черном фоне видно, как падает снег. Камера поднимается выше и видно панораму - это некая пустынная местность, поросшая редкой травяной растительностью. Время года - поздняя осень. Играет тихая музыка, вероятно фортепьяно. Нарастает тревога (низкочастотный гул). На экране появляются титры, здесь и далее выделенные крупным шрифтом. Одновременно с титрами слышно женский голос, который произносить нижеприведенный монолог.
СЫПАЛ СНЕГ НЕСЛУЧАЙНО*
У тебя усталый вид. Ты уже не так юн, как раньше. Хотя и не сказать, что особенно стар, напротив. Даже и не совсем чтобы зрел.
Наверное, тебе не хватает меня.
Женской половинки.
ЭТО Я ЗАМЕТАЛ СЛЕДЫ
Тебе всегда не хватало этого. Признанный факт, не так ли.
О, нет, я вовсе не жестокосердна, и даже стараюсь не язвить. Ничего подобного.
Включи радио (Слышен звук включаемого радиоприемника. Треск, помехи, морзянка).
Почему ничего не слышно?
Один шорох.
Пустота.
Радиостанция молчит, обесточена.
ОН ТАКОЙ НЕСЛАДКИЙ
В треске радиоэфира слышны чьи-то позывные, какие-то далекие голоса. Морзянка. Точки, тире, точка. Снова тире.
Эфир - это такая идея. Мы сами мало в чем от него отличны. Эдакие сгустки мыслящего тумана, питающие иллюзию существования.
СОВСЕМ НЕ КРАСНЫЙ
В пустоте совсем нет одиночества. Это так просто. Нет боли. Нет грусти. Нет печали.
Нет радости?
Но что есть радость, как не оборотная сторона печали?
НАВЕРНО, КАК ТЫ
В эфире нет молчания. Есть чьи-то голоса.
Когда-то те, кто отправил свои голоса в далекое путешествие, умрут, и след их исчезнет на земле. Но голоса будут продолжать лететь миллионы и миллионы световых лет, распадаясь в пути на все более мелкие частицы.
ЗАМАНИЛИ В АФИШИ
И самая маленькая из них когда-нибудь достигнет абсолюта.
Хотя, я думаю, не бывает неделимых частиц. Все - пустота.
Однако не находишь ли ты странным, что ты пока еще есть? Пока еще здесь...
Вдалеке на горизонте появляется яркая точка. Она приближается. Слышен стук колес об рельсы. Это поезд. Паровоз издает гудок, видно клубы пара, поезд виден откуда-то сбоку, ракурс в три четверти.
ПРИСТРЕЛЯЛИСЬ, И В ТЕМНОТЕ
И я с тобой здесь. Твоя экс-половинка. Почему экс? А потому. Потому что кончается на у.
Ты мне изменил с другой.
Ты так давно со мной не говорил.
Ты вечно занят собой, самодовольный сноб.
И ты все еще осмеливаешься надеяться, что все впереди?
МЫ ПОЕДЕМ В ГОРОД
Мы видим двух молодых людей - мужчину и женщину. Они стоят в тамбуре поезда. Начиная с этого места, то, что в кадре соответствует тексту.
Ты еще думаешь, что у нас все впереди?
Милый, но ведь ты уже спрыгнул с подножки.
Поезд ушел.
И ты в степи один.
Только степь да степь кругом.
БУДЕТ ВСЕ СЕРЬЕЗНО
И ветер. Он швыряет в лицо крупинки мокрого снега.
Как ни странно, следы.
Не автомобиля.
Это следы лошади и длинными полосами - саней.
Это санный путь, милый.
Это твоя дорога.
ТЫ ЕСЛИ СДАШЬСЯ, ТО МНЕ
Нет. Кажется, я пошутила.
Почудилось?
Мы стоим в тамбуре и курим.
За окном тамбура вагона проносятся снежные пейзажи. Вагон сотрясает стук колес о стыки рельсов. Вагон качает, потому что рельсы уложены неровно.
СЫПАЛ СНЕГ НЕ СЛУЧАЙНО
Вот тебя качнуло, и ты, не удержавшись, шагнул ко мне.
Наши глаза встретились.
Вот она, долгожданная встреча.
ЭТО Я ЗАМЕТАЛ СЛЕДЫ
Невинный поцелуйчик. Ничего особенного. Чего это я? Ничего подобного.
ЭТО Я
Ехать еще долго. Нам с тобой.
ЭТО Я
Но ты... Ты не думай, что я всю дорогу буду молчать.
Я тебе еще надоем.
ЭТО Я
Ладно. Давай сюда рукопись.
ЗАМЕТАЛ СЛЕДЫ
Что-нибудь придумаем...
(* отдельное спасибо Илье Лагутенко и группе "Мумий Тролль". Остальные стихоподобные тексты - автора)
Сеть.
"И тень сомнения лишь коснулась Меня когда я утром ранним Герой из неизвестной сказки Шагнул за призрачную стену И в той степи стоял я долго Привыкнуть к странному виденью не мог Но спутник мой любезный Купец Гринхайм меня утешил Словами буднично простыми Идем сказал он Кин за караваном Купцов друзей моих надежных И путь далекий был мне странен И наяву там довелось мне Увидеть яркие картинки О чем мне даже не мечталось..."
А потом был долгий процесс обучения. Чтобы стать купцом, необходимо обладать так называемыми сиддхами - феноменальными способностями, которые необходимы для успешного Перехода. Всегда нужно держать ситуацию под контролем - объяснил мне Гринхайм. Кроме того, нужно постоянно держать связь с собственным подсознанием, - как выяснилось, у каждого живого существа есть так называемые связи, и если одна из таких связей прорвется из подсознания в момент перехода, то он станет неконтролируемым, что может привести к непредсказуемым последствиям.
Искусство купца - это искусство контролируемого перехода из одного мира в другой. Никто уже не помнит, кто создал эту Сеть подпространственных туннелей между мирами, какая древняя цивилизация сподобилась создать подобное, но эта система действовала и по сей день, причем безотказно. Для того, чтобы возбудить вибрацию в цепи и войти в туннель, необходим катализатор, - какой-либо специально изготовленный для этих целей предмет, а также набор волновых колебаний определенной частоты. Гринхайм научил меня делать такие амулеты и научил читать заклятья, чтобы открывалась Дверь.
И система работала почти целую вечность, пока в одном из самых темных и непонятных уголков Вселенной не появилось Нечто, которое со временем стало разрастаться и разрушать Сеть... Как выяснили купцы, это была примитивная техногенная цивилизация гуманоидов, которые передвигались между мирами с помощью грубых сооружений и потребляли при этом громадное количество энергии, и это стало нарушить структуру Сети. Мало того, они оказались весьма воинственны, и начали завоевывать всё большие пространства.
На Совете купеческой гильдии было решено основать Миссию. Миссия купцов должна была способствовать стабильности Сети и поддерживать стабильность переходов.
Когда я встретился с Гринхаймом, Миссия уже начала свою работу во многих мирах метагалактики. И наша встреча, как оказалось, была не случайной.
Мой мир был пограничным в системе миров Сети, и Экспансия техногенных варваров была уже в нескольких световых годах от нашего мира. Купцы засекли передвижения разведывательных кораблей Экспансии близ нашей солнечной системы, что побудило Гринхайма и его спутников прибыть на место.
И я был рядом с ним в одном из окраинных миров Сети, когда пришло сообщение: вторжение началось!
"И тени странные коснулись земли Зловещим громовым раскатом Повозки дьявола летели Над небом синим Альтаира Лучи смертельные метая... И смерть и плачь там воцарились Куда пришла орда внеземцев И небо серым стало темным От войн и пламени пожаров..."
Сны садовника
Она жила в домике на берегу реки. Одноэтажном, с милым садиком, в котором росли среди прочих злаков и насаждений красные розы в цементных клумбах, очерченных плавными линиями черных асфальтовых дорожек.
Я работал садовником, а заодно шофером и управляющим всего этого маленького хозяйства. Я приходил по утрам и работал до вечера, жалованье было скромное, но работа мне нравилась.
До войны это еще было.
Парень был у нее, красавчик, почтальоном работал. Приезжал на велосипеде с почтой и все на нее заглядывался. Вечерами она учила его игре на фортепьяно, когда я уже сматывал поливочные шланги, загонял авто в гараж и ехал на велосипеде домой, где меня ждали моя жена с детишками.
Война потом началась, я получил расчет и перебрался семьей подальше на юг, благополучно все обошлось для меня. А для них - нет. Согнала их с места война. Я слышал, уехали они далеко к белым горам и там сгинули.
Потом я вернулся назад, дом ее с садом оставался пуст, я выкупил права на него. И теперь в нем все как тогда, до войны. Решил я ничего не менять здесь, детишки мои выросли и давно разъехались кто куда, ну а мы с моей старухой живем вполне благополучно здесь, чему и рады. Лишь бы войны больше не было, а чего нам желать еще?
Говорят, история повторяется, - поселилась у нас постоялица, как две капли воды прежняя хозяйка дома, и парень-студент, почтальоном подрабатывает, бывает, приезжает к ней на велосипеде с почтой, глянет на нее и на нас каким-то странным взглядом и едет дальше.
А за цветами я слежу. Они растут все лето, мы со старухой их не срываем, нет. Осенью лепестки опадают и если я не успеваю прибраться, их уносят ветер и дождь.
Иногда ночью мне снятся сны про войну, про какие-то поезда, пустыни, корабли, полные плененных людей, и меч. Тот парень держит меч и он блестит в лучах закатного солнца.
Потом снится она - какой-то медальон, лицо ее. И тогда я просыпаюсь, иду на кухню, сижу и долго курю там, или завариваю себе чай. Моя старуха все говорит мне, чтоб я сходил к врачу или священнику. А я не иду, зачем все это, мне даже нравится, наверное дом, в котором мы живем, какой-то особенный. Все в нем дышит той, довоенной жизнью. А мы со старухой как будто его хранители.
И еще розы. Замечательные цветы растут здесь каждым летом. Я их выращиваю, я всегда смотрю на них - они как будто глядят на меня. Настоящие живые красные цветы на фоне черного асфальта садовой дорожки. Лепестки роз на асфальте.
Дебри
Она жила в домике на берегу реки, одноэтажном, с милым садиком.
Дом был где-то в одном из чудесных окраинных миров Сети, и мне довелось там побывать, - меня послала Миссия нарочным передать секретные донесения. Это был мир, в котором трава росла выше домов, и каждую весну клевер давал урожай меда, - местные жители просто подставляли бочонки, и крупные капли меда сами падали с листьев клевера в прохладную терпкую глубину деревянных бочонков. И мед славился во всех уголках галактики, - как любовный нектар и как напиток долгожителей.
В форме почтальона, на велосипеде я проехал по черной асфальтовой дорожке мимо чудесных красных цветов в белых бетонных бадейках. Подле дома никого не было, из открытого окна доносились чудесная мелодия, казалось, какие-то маленькие молоточки стучат по натянутой проволоке, - такие звонкие звуки раздавались в прохладе дома.
Поставив велосипед у крыльца, я зашел в гостиную.
У окна стоял черный продолговатый ящик неправильной волнистой формы на ножках, с открытой крышкой. У ящика на одноногом табурете сидела чудесная девушка с золотистыми волосами, в белом одеянии, и пальцами рук нажимала на белые и черные полоски, закрепленные сбоку ящика. Именно из него доносились звуки.
- Здравствуйте, - сказал я, - я привез вам почту.
Девушка перестала играть и повернулась ко мне. На фоне окна ее силуэт был темным, и я не мог разглядеть ее лица, я лишь видел ее золотые волосы и белое одеяние.
- Здравствуйте, - сказала девушка, - меня зовут Дебри. А вас?
- Как называется это? - спросил я, указав на музыкальный ящик.
- Это фортепьяно, - сказала Дебри, - вам понравилась музыка?
- Очень, - едва проговорил я, потому что она подошла ближе и взяла у меня из рук почту.
Странным образом я не мог взглянуть ей в глаза, и смотрел только на ее руки.
Они были прекрасны.
Выйдя из дома, я обратил внимание на окаменевшие следы в одной из клумб.
- Что это? - спросил я.
- Не знаю, - ответила Дебри, - я недавно здесь живу. Хозяева этого дома давно умерли, говорят, они погибли на войне несколько веков назад. А дом арендовала Миссия.
Я взглянул на Дебри и подумал, что уже где-то ее видел.
Мне показалось, что это уже было, и я пожал плечами.
- До свидания, - сказал я.
- Счастливо, - ответила мне Дебри, когда я уже крутил педали своего велосипеда.
Когда я прошел сквозь Переход, сильное сожаление охватило меня. Я подумал, что теперь это одна из тех самых Романтических Связей, о которых мне говорил Гринхайм.
И это в самом деле было так.
Дебри. Апокриф.
"Она была такой... Ну как бы вам это сказать? Необыкновенной...
Я поджидал ее у входа в ее офис после работы и мы выбирались с ней за город, чтобы провести там минуты счастливых встреч.
Или не очень счастливых встреч.
Как-то сломался автомобиль, пришлось толкать, вечер незаметно превратился в ночь, и мы сидели, прижавшись друг к другу на заднем сиденье, и ждали, пока мелькнет лучик света фар приближающейся технички.
И был свет, яркий ослепительный свет, Нечто, огромное и ослепительное нависло над нами, и неведомая сила вытащила ее из моих объятий и улетела.
О, моя Дебри.
Только ее сумочка и снятые туфли на полу кабины авто - вот и все, что от нее осталось.
И воспоминания. Как она играла на фортепьяно.
Как она улыбалась...
Миссия Купцов, черт бы ее побрал.
Позже она прислала видеооткрытку, в которой сказала, что ее мобилизовали на войну с Экспансией.
Черта с два.
Она сама написала заявление. Я нашел черновик в ее сумочке.
Она никогда меня не любила.
И вот я сижу здесь каждый вечер, в этом пабе, пью пиво и слушаю радио.
Эй, приятель, ты куда?
А. Черт с тобой.
Еще кружку, парень.
Были ли у меня еще? О, да, конечно. Я ведь женат, я об этом не говорил? Женушка каждый день ворчит по поводу моих отлучек в паб, но она к этому уже привыкла.
Я выхожу из паба, когда уже темно и смотрю на звездное небо.
Иногда там пролетают огоньки.
И мне кажется, что в одном из них - Она.
Моя Дебри..."
(Свидетельство первого парня Дебри, записанное журналистом газеты одного из центральных миров Сети. Не было опубликовано по причине секретности изложенных сведений. Запрет штаба Миссии.)
Слон
Я познакомился с ним в одном из Переходов. Он внезапно возник в сером туннеле Сети, - сначала как странный белый сгусток, потом все более явственно. "Меня зовут Слон", - услышал я в своей голове и он протянул мне руку. "Кин", - ответил я и мы пожали друг другу руки. Он прошел Переход вместе со мной, мы немного поболтали и он ушел куда-то в другой мир по своим делам.
Слон похож на человека всем, кроме головы. Голова у него с длинным хоботом и большими ушами, словом, настоящая слоновья голова, и кожа белая, а на ощупь он какой-то рыхлый и почти нереальный. Тем не менее он очень реален, хотя и несколько мистичен. Говорят, встретить Белого Слона - к большой удаче.
Слон - не купец. То есть он не входит в гильдию Купцов, поскольку все купцы - гуманоиды. Слоны - это отдельная дружественная гуманоидам раса, но гораздо более древняя и могущественная.
У слонов нет имен, но они различают друг друга, а мы зовем каждого из них просто Слон.
Бывало, они дарили купцам некие странные вещи, которые позже волшебным образом меняли строение Переходов, преображали те самые Романтические Связи, о которых говорил Гринхайм. Получить вещь из рук Слона - немыслимый дар, он неслучаен и ко многому обязывает.
Слон практически неуязвим, потому что он может растворяться в пространстве и появляться в совсем другом месте. Он читает мысли любых существ и может с ними общаться без помощи органов речи.
Но когда началась Экспансия, и слонам пришлось туго. Техногенные варвары сильно подорвали могущество слонов, и однажды их делегация пришла в Миссию купцов. На совместном совете было решено, что отныне слоны и купцы действуют сообща.
Мой слон был одним из них.
И я странным образом знал, что мы встретимся еще не раз...
Молния. Хрустальный шар.
Я ХОЧУ УВИДЕТЬ
Кин ехал по разбитому шоссе на подержанном автомобиле под свет фар и звуки дворников. Шел дождь и стояла ночь.
Кин вытащил белую палочку из картонной коробочки, в которой лежали точно такие же палочки и вставил ее одним концом в губы. Поднес прикуриватель. Едкий дым проник в горло и Кин закашлялся. Он открыл стекло в двери и выбросил сигарету в окно.
- Ты стал совсем как абориген, - сказала Дебри.
Кин взглянул на нее. Кажется, она улыбнулась.
- Ты стал совсем как абориген. Зачем ты взял в рот эту сигарету?
- Вживаюсь в образ, - ответил Кин. За поворотом блеснули огни и появился рекламный щит закусочной.
- Явка в мотеле. В половине третьего утра откроется Дверь и мы уйдем, - сказала Дебри. - Ты помнишь?
- Безусловно.
Они замолчали.
Где-то совсем рядом сверкнула молния и загрохотал гром.
В ГОРОДЕ ДАЛЕКОМ
Автомобиль подъехал к закусочной, освещенной уличными фонарями и гирляндой рекламных огней. Двое вышли из машины и направились ко входной двери.