(Кажется, это были тезисы к какой-то конференции, на которую я
почему-то не попал, о чём не жалею, потому что всё равно бы не
поняли.)
В масштабе тысячелетий цивилизация -- это больше траектория,
чем набор неизменных признаков. Чтобы цивилизация оставалась
собой в изменяющемся мире, а не растворялась в других цивилиза-
циях, она должна изменяться. Цивилизационные элементы, имевшие
место в разные эпохи, определяются как относящиеся к одной и той
же цивилизации, скорее, на основании их преемственности, чем на
основании сохранения в них каких-то черт (хотя такие черты тоже
имеют значение).
Чтобы сохранить русскую цивилизацию (а это в интересах челове-
чества, потому что его сила -- в многообразии), надо вносить в
неё что-то новое и от чего-то избавляться. Обновление цивилизаций
идёт по большей части стихийно (то есть, без чётко обозначенной
цели), но стихийность иногда приводит к утрате ими своеобразия,
утрате собственной траектории, то есть к исчезновению. История
человечества -- это не только кладбище народов и государств: на
этом кладбище есть и немало цивилизаций.
О том, что по сути представляет собой Русский Мир и как он в
настоящее время страдает, сказано очень немало. Гораздо меньше и
гораздо менее убедительно сказано о том, в какую сторону надо
выгибать русскую цивилизационную траекторию, чтобы она не прерва-
лась.
Мы должны концептуально готовить очередной пассионарный взрыв
восточного славянства. Для этого надо в первую очередь перестра-
ивать собственную психику: начать думать так, как это положено
для пассионариев. Надо не подстраиваться под глобальные тенден-
ции, а задавать их. Надо стремиться не к выживанию, а к господ-
ству: идеологическому в первую очередь. Нужны масштабные идеи,
потому что не масштабные не привлекательны для активных и
самоотверженных людей (а только таким людям удаются большие
проекты).
Идеологическая основа славянского возрождения (а именно о воз-
рождении уже приходится вести речь) -- это русская миссия, рус-
ский диагноз человечеству и русский рецепт спасения человечества
от угрозы глобальной катастрофы.
Отправная точка для выработки эффективного русского рецепта --
это признание тупиковости траектории Западной цивилизации. Отри-
цать загрязнение среды обитания, истощение природных ресурсов,
вымирание коренных народов Запада невозможно. Поборники западного
пути уповают лишь на науку: на то, что эта отрасль человеческой
деятельности, которая до сих под не столько решала проблемы об-
щества, сколько заменяла одни проблемы другими, наконец всё-таки
изменит свою суть и в последний момент успеет предложить надёжные
и на этот раз безвредные средства предотвращения глобальной ката-
строфы.
Социальная система Запада обладает очень большой инерцией, и,
хотя множество людей в Европе, США и т. д. признаёт губительность
существующих тенденций и возможность альтернативного развития,
остановить изнутри движение западного общества к самоуничтожению,
наверное, невозможно. В отличие от НИХ, МЫ ещё в состоянии
ВЫБИРАТЬ свой путь.
Альтернатива западному пути -- это путь, на котором "экономи-
ческий рост" не является главным критерием эффективности политики
и основное внимание уделяется рациональности использования ресур-
сов и развитию умения общества работать со сложностями, которые
оно само себе создало.
Основные причины тяготения к западному пути две:
1) потребительские слабости (недостаточная способность к
самоограничению);
2) недостаточная пассионарность (убеждённость в собственной
культурной неполноценности в сравнении с народами Запада).
Для успеха русского проекта нужны пассионарии, то есть люди,
которые убеждены в том, что мир будет таким, каким они его
сделают, и что лучшие живут для того, чтобы выразить себя в
чём-то новом и значительном, а не подстраиваться под чужие
заблуждения.
Чтобы ковались русские пассионарии, надо пропагандировать геро-
ический стиль как альтернативу стилю потребительскому. Лучший
человек -- это воин по духу: склонный к агрессии, самосдержива-
нию, самоотверженности. Если он служит государству, то лишь в
пределах, в которых его способности не используются для реализа-
ции дурных намерений загнившей "верхушки" этого государства.
Итак, чтобы русская цивилизационная траектория продолжалась,
её сегодня должны отмечать три особенности:
1) культ геройства вместо культа потребительства;
2) нацеленность на достижение равновесных отношений со средой
обитания (а не на "экономический рост"), на обеспечение опти-
мума потребления (а не на "всё более полное удовлетворение
потербностей трудящихся");
3) настроенность предъявить остальному человечеству пример
должного образа жизни, сделать восточное славянство моральным
лидером среди народов.
Через умеренность -- к превосходству. Мир будет таким, каким
мы его сделаем.
---------------------------------------------------------------
05.05.2007