Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Правильная страна (Наброски)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:





Александр Бурьяк

Правильная страна

(Наброски)

bouriac@yahoo.com
Во всякое время -- своё представление о правильно обустроенной стране. В начале XXI века пора уже тоже что-то предложить -- хотя бы для обсуждения. Итак, ПРАВИЛЬНАЯ СТРАНА -- какой она видится на первый, но ква- лифицированный взгляд. Не утопия, а набросок цели. Кстати, ошиба- ется не тот, кто "сочиняет утопии", а тот, кто считает, что можно успешно управлять обществом, не имея более-менее определённого представления о его (и своих) целях и ценностях или же имея о них такое представление, что его стыдно публиковать. (Действительно умные люди, имеющие хорошую научно-методологиче- скую подготовку, со словом "утопия" обращаются очень осторожно. В самом деле, не среднему образованцу с улицы решать, какие сложные вещи возможны, а какие -- нет. Практика -- критерий истины. Даже если что-то у кого-то не получилось, это ещё не значит, что данное что-то невозможно в принципе.) Почему "страна", а не "общество" и не "государство"? Потому что страна -- это и общество, и государство, и в придачу территория, с которой можно обходиться очень по-разному. Некоторые идеи, касающиеся обустройства страны, разумеется, нуждаются в серьёзном обосновании. Для надлежащей работы над те- мой требуется солидное научно-исследовательское учреждение: какой-нибудь Институт человеческого развития, к примеру. При всей кривости научной отрасли в теперешнем обществе, всё более увязаю- щем в проблемах, она в принципе способна отряжать небольшие команды действительно толковых людей, которые вполне в состоянии корректным научным методом вырабатывать ответы на разные сложные и важные вопросы, о которых в обществе обычно лишь треплются. Иное дело, что такие задачи научной отрасли не ставятся. А не ставятся они потому, что у тех, кто по должности имеют возмож- ность такие задачи ставить, есть предчувствие, что решения этих задач их постановщикам очень не понравятся. * * * Правильная страна -- это... - страна с обустроенным ландшафтом, с большой долей естествен- ного ландшафта, не изменённого деятельностью людей; - страна с компактными эстетичными городами и деревнями, мини- мально нуждающимися в транспорте и предоставляющими здоровые условия жизни всем; - страна с очень здоровым и вкусным питанием; - страна с очень чистым воздухом; - страна с очень интеллектуальным и очень культурным населением; - страна без абсурдных излишеств; - страна с высоким уровнем защищённости населения от неблагопри- ятных природных, техногенных и социальных факторов; - страна, в которой заботятся в первую очередь о сохранении и укреплении здоровья людей, а не о лечении больных; - страна, в которой в первую очередь делают всё возможное, чтобы люди рождались полноценными и потом не калечились, а не чтобы инвалидам было комфортно; - страна, в которой государство интересуется условиями жизни, физическим и психическим состоянием каждого гражданина непо- средственно и инициативно, помогает решать личные проблемы и стремится обеспечить ему гигиеничный и справедливый прожиточ- ный минимум; - страна, в которой дискомфорт бывает только намеренный, обес- печиваемый с целью сохранения и развития человеческих способ- ностей, а не получающийся вследствие дурного управления и взаимной вражды. * * * Концепция человека, на которую опирается проект "Правильная страна": 1. Люди в большинстве своём не умны и руководствуются в значи- тельной степени инстинктами. 2. Люди в большинстве своём стадны, подражательны, поддаются внушению, склонны следовать за лидерами и поклоняться им. 3. Люди в моральном отношении не делятся на непортящихся хороших и на неисправимых плохих: устойчивые крайности составляют небольшую долю населения, а поведение остальных индивидов существенно зависит от социальных условий. 4. Люди довольно развиваемы: при одних и тех же врождённых задатках можно получать -- в зависимости от воспитания и от условий жизни в целом -- очень разное по интеллектуальным и моральным качествам население. 5. Человеческие инстинкты не делятся на "хорошие" и плохие": они все были нужны человеку для выживания, иначе они у него не развились бы. 6. Каждый человеческий инстинкт требует, чтобы его удовлетворя- ли, а если его не удовлетворять, то человек страдает и ищет способ обеспечить удовлетворение или компенсировать неудовле- творённость. 7. В человеческих инстинктах выделяется группа разъединяющих и группа соединяющих инстинктов: они обеспечивают разделение людей на сплочённые группы и борьбу этих групп между собой. У людей есть, с одной стороны, эмоциональная потребность в оказании помощи, в самопожертвовании и т. п., с другой, -- эмоциональная потребность в конфликте, в агрессивности и т. п. 8. Конфликт -- это довольно затратный и рискованный способ добы- вания и защиты благ и установления нужных социальных отноше- ний. Чем выше интеллектуальность, тем меньше необходимость в конфликте. Социальный прогресс включает в себя смягчение конфликтов и замещение конфликтных отношений неконфликтными. 9. Условия жизни людей изменились, а инстинкты -- нет (они меня- ются очень медленно), поэтому некоторые инстинкты оказались не вполне адекватными этим условиям. 10. Нельзя объявлять какой-либо инстинкт устаревшим, ненужным: не известно, в каких условиях людям придётся жить в будущем. Неуместный инстинкт должен всего лишь получать какую-то без- вредную форму удовлетворения. 11. Человеческие желания избыточны, и полное удовлетворение их ведёт к вредным излишествам. 12. Избыточность человеческих желаний эволюционно обусловлена: люди существовали в основном в условиях дефицита благ, и большая сила влечения к благам требовалась для того, чтобы добыть хотя бы их минимум. 13. Самостоятельно подавлять в себе избыточные или неуместные желания способны только некоторые индивиды, а остальные нуждаются во внешних ограничителях. 14. Для длительного надёжного благополучия человеку нужен умерен- ный, упражняющий дискомфорт. Хорошо, если он определяется не чьими-то небрежностями в работе, а наоборот, тщательным расчётом требуемых индивидуальных доз неприятностей. 15. Средний индивид недостаточно умён, недостаточно осведомлён и не имеет достаточно времени, чтобы квалифицированно решать во многих сложных случаях, какая политика на пользу ему и общес- тву. (Поэтому опираться на его мнения посредством так называ- емых демократических процедур -- обычно занятие некорректное, привлекательное только для неумных людей и политических мошенников.) 16. Недостаток ума может частично компенсироваться культурой (воспитанием и образованием): если индивид не в состоянии принимать адекватные решения в некоторых сложных ситуациях самостоятельно, он может пользоваться чужими готовыми решениями, которые усвоил, но для этого требуется, чтобы адекватной была усваиваемая культура. * * * В теперешнем неоптимизированном обществе огромные силы тратятся на обман и на защиту от обмана, на воровство и на защиту от во- ровства, на внушение вредных псевдопотребностей, на их удовлетво- рение, на избавление от них и на лечение от последствий их удо- влетворения. Если оценить объём всяких таких видов деятельности, то получится, что устранение большей их части позволит сократить рабочую загрузку населения 40 до 30 часов в неделю без ущерба для качества жизни. Правда, не все способны с толком занять освобо- дившееся время, но оптимизированное государство сможет оказать в этом реальную помощь -- не хуже, чем неоптимизированное "помога- ет" подбрасыванием нам проблем. Вы хотите работать не 40, а 30 часов в неделю и жить не хуже, а лучше, чем теперь? В здоровой безопасной красивой среде? Не с личным транспортным средством у каждого, а с лёгкой возможностью обходиться без личного транспортного средства? Это возможно. Далее описываются устройство оптимизированного общества и образ жизни в нём. Мечтать полезно. * * * Основные цели обладателей власти -- обеспечение безопасности, здоровья и всестороннего развития граждан, включая в первую очередь развитие интеллектуальное. В Конституции записано, а в школах преподаётся на многочислен- ных примерах, что власть портит людей и что поэтому надо обнов- лять (а не переставлять) носителей высшей власти, а если они про- буют задержаться при власти сверх установленного срока и, может быть, даже берутся переделывать ради этого закон, они становятся вне закона, и всякий гражданин не только имеет право, но даже обязан сделать им что-то очень нехорошее при благоприятной воз- можности. В школах также преподаётся, что если правитель незаменим в сво- их выдающихся, сверхполезных для общества качествах, значит, он не принимает мер к тому, чтобы народ в стране массово развивался и чтобы из его среды выдвигались деятели, способные составить ему конуренцию. * * * Креативная мысль получает от государства всяческую поддержку. Основные области приложения её: - воспитание, образование; - сохранение и укрепление здоровья граждан; - обеспечение безопасности граждан; - разработка и производство эффективной одежды; - обустройство жилищ; - развитие интеллекта; - оптимизация государственного аппарата; - совершенствование социальной организации. Заметим: не исследования в области физики, химии, математики и т. п. и не прорывы в каких-нибудь нанотехнологиях. В первую оче- редь надо развивать то, что в наибольшей степени поспособствует развитию всего остального. Государство не видит угрозы в большом количестве умных и гипер- активных граждан: если их окажется больше, чем позволяют внутрен- ние возможности приложения интеллектуальных сил, оно будет экс- портировать не интеллектуалов, а продукты их деятельности. А своих интеллектуалов оно будет разве что командировать в помощь. * * * Масса народа усилиями государства защищается от деструктивных информационных воздействий и подвергается конструктивным. С теми, для кого основной понимаемый язык -- это язык манипуляций, оно разговаривает на языке манипуляций, предпринимая, однако, меры к тому, чтобы язык рациональности становился всё лучше воспринимае- мым в обществе. 1. Государство не лжёт. Официальная ложь жёстко преследуется по закону. 2. Научно-исследовательский Институт человеческого развития выра- батывает представление о том, как должен выглядеть, вести се- бя, одеваться, стричься, бриться, драться, ругаться, оформлять жилище, проводить свободное время и т. д. нормальный человек, и это представление потом преподаётся в школах и пропагандиру- ется -- через кино, литературу и т. д. 3. Деструктивное информационное воздействие на людей допускается лишь в дозах, требующихся для поддержания массового иммунитета к деструкции. Представление о том, что деструктивно, а что -- нет, и какие должны быть допускаемые дозы деструктивности, вырабатывается Институтом человеческого развития. 4. Специальные подразделения прокуратуры и полиции -- информаци- онная прокуратура, информационная полиция -- обеспечивают защиту общества от деструктивных информационных воздействий. * * * Самая оптимизированная область деятельности -- образовательная. Одна из наиболее высокооплачиваемых профессий -- учитель. В учи- теля идут лучшие люди. Одно из направлений внешнеэкономической деятельности страны -- предоставление воспитательных и образова- тельных услуг как на территории страны, так и за границей. * * * Как правило, здания строятся из монолитного железобетона или не менее прочными способами -- в расчёте на способность выдерживать сильные землетрясения и взрывы. По возможности реализуется концепция компактного города-здания: обеспечивается возможность пересечь весь город пешком в любом направлении, не выходя из-под крыши. Есть развитая сеть подземных особо защищённых помещений. * * * Одежда рассматривается как важный компонент образа жизни, зна- чительно влияющий на уровень защищённости, здоровья, активности граждан. Одежда граждан имеет повышенные защитные свойства и позволяет пребывать на открытом воздухе неограниченное время в любую погоду без ощущения значительного дискомфорта. * * * Территория государства делится на секторы A, B, C, D и E, раз- личающиеся социальным порядком. Избыток жилья во всех секторах делает смену местожительства несложной. При необходимости смещаются границы сектора. Основной, наибольший по площади и населению сектор -- А. Он деавтомобилизирован, деникотинизирован, деалкоголизирован, дерекламизирован, депедерастизирован, дехулиганизирован. В нём в полной мере реализуются идеи правильного общества. Потребность в медицинских учреждениях, в органах обеспечения правопорядка, в пожарной службе, в уборке улиц и т. п. здесь минимальная. Все, кого условия сектора A, не устраивают, живут в других секторах. Все, кто неоднократно нарушают общественный порядок в секторе A, выселяются в другие секторы принудительно. Переселиться из сектора A в сектор B можно и добровольно. Обратное переселение из сектора B в сектор A возможно после тщательной проверки желающего переселиться. Люди, проживающие в секторе B, могут отдавать своих детей в сектор A на воспитание и для получения образования. Образ жизни в секторе B совпадает с тем, что сегодня считается нормальным в так называемых развитых странах. В секторе B есть самоуправление, но основная власть в стране принадлежит обитате- лям сектора A. Сектор C -- для индивидов с существенными асоциальными наклон- ностями и особо небрежным отношением к собственному здоровью и собственной безопасности. Рожать детей в секторе C можно лишь при выполнении некоторых условий. В принципе это не рекомендуется. Стерилизация приветствуется. Сектор D -- тюремный лагерь общего режима. Сектор E -- тюремный лагерь строгого режима. Дети в секторах C, D и E не живут. Деление территории страны на секторы типа описанных не есть что-то очень новое, а есть обычная практика. Здесь она лишь под- вергнута некоторому улучшению. При обычной практике в привилеги- рованном секторе A поселяются не добропорядочные граждане, а те, кто сподобились пробиться в "верхушку". * * * Высокий уровень культуры в пенитенциарном деле может позволить экспортировать пенитенциарные услуги (= брать заключённых на со- держание), предоставлять образовательные услуги в области пени- тенциарного дела, строить образцовые пенитенциарные учреждения за границей. * * * Население увеличивать незачем. Можно даже позволить ему немного сократиться: надо брать не количеством, а качеством и надлежащим оснащением. * * * Территория страны должна быть засажена деревьями в максимальной возможной степени. Сельскохозяйственные земли должны сокращаться -- с параллельным улучшением качества их использования. * * * Зона A в правильной стране не может не быть в значительной сте- пени деавтомобилизированной, потому что наличие огромной массы автомобилей не совместимо со здоровым, безопасным, рациональным, экономным образом жизни. Никого не будут деавтомобилизировать на- сильно или через экономическое принуждение: те, кому не нравится автомобильство, смогут жить отдельно от автомобильщиков. Но будут приняты меры и для мягкой деавтомобилизации зоны B. Прежде всего, будет запрещено "впаривание" автомобилей через рекламу, СМИ, ис- кусство. Вместо "впаривания" автомобилей будет осуществляться "впаривание" пешеходства, здорового образа жизни, заботы о личной безопасности. Новая застройка будет вестись не под массовое приме- нение легковых автомобилей, а под пешеходство и общественный транспорт. Деавтомобилизации также будет способствовать массовая интеллектуализация. При таком подходе пострадают только те, кто "завязаны" на лег- ковой автомобиль профессионально: работают в сфере производства, продажи, эксплуатации, обслуживания, ремонта, утилизации автомо- билей, обеспечивают порядок на дорогах, лечат пострадавших в автомобильных авариях и хоронят погибших в них. Этим людям будет оказана помощь в освоении другой работы. Кстати, для общества выгоднее даже просто держать этих людей на солидном пособии по безработице, чем иметь дело с конечными результатами их деятель- ности. Если, скажем, курильщик, не получив очередной порции никотина, лезет на стенку, то с автомобильщиком другая ситуация: у него нет наркотической зависимости от автомобиля. Автомобиль -- скорее вроде галош. Люди раньше носили галоши, потом перестали. А ведь галоши тоже что-то там символизировали и обеспечивали некоторые удобства. Об электромобилях. Есть усугубляющаяся глобальная проблема до- бывания энергии -- на электромобили и вообще на всё. И, наверное, всё-таки правильнее будет развивать людям мозги и помогать избав- ляться от псевдопотребностей, а не выискивать менее вредные способы потакания глупостям. * * * К программе интеллектуализации правильного общества. Основные пункты программы (разумеется, могут быть и другие): 1. Разработка технологий теоретической работы и создание компьютерных средств, поддерживающих эти технологии. 2. Разработка технологий принятия сложных решений и создание компьютерных средств, поддерживающих эти технологии. 3. Разработка технологий проектирования сложных систем и создание компьютерных средств, поддерживающих эти технологии. 4. Разработка теорий, технологий и средств компьютерной поддержки коллективной интеллектуальной деятельности. 5. Социальное проектирование, в частности, разработка концепции эффективного государства. 6. Построение современного эффективного мировоззрения и разработ- ка учебного курса "Эффективное мировоззрение" для высших учебных заведений. 7. Разработка концепции школьного образования, ориентированного на интеллектуализацию. Разработка учебных курсов "Самоорганизация личности", "Знание, мышление, творчество". 8. Санация научной отрасли: разделение работ по уровням научной сложности, защита работников высших уровней от диктата работ- ников низших уровней, пересмотр приоритетов в пользу социаль- ного развития, борьба с псевдонаукой и т. д. 9. Выстраивание в стране системы концептуальной власти. ................................................................. .................................................................

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"