Во всякое время -- своё представление о правильно обустроенной
стране. В начале XXI века пора уже тоже что-то предложить -- хотя
бы для обсуждения.
Итак, ПРАВИЛЬНАЯ СТРАНА -- какой она видится на первый, но ква-
лифицированный взгляд. Не утопия, а набросок цели. Кстати, ошиба-
ется не тот, кто "сочиняет утопии", а тот, кто считает, что можно
успешно управлять обществом, не имея более-менее определённого
представления о его (и своих) целях и ценностях или же имея о них
такое представление, что его стыдно публиковать.
(Действительно умные люди, имеющие хорошую научно-методологиче-
скую подготовку, со словом "утопия" обращаются очень осторожно. В
самом деле, не среднему образованцу с улицы решать, какие сложные
вещи возможны, а какие -- нет. Практика -- критерий истины. Даже
если что-то у кого-то не получилось, это ещё не значит, что
данное что-то невозможно в принципе.)
Почему "страна", а не "общество" и не "государство"? Потому что
страна -- это и общество, и государство, и в придачу территория,
с которой можно обходиться очень по-разному.
Некоторые идеи, касающиеся обустройства страны, разумеется,
нуждаются в серьёзном обосновании. Для надлежащей работы над те-
мой требуется солидное научно-исследовательское учреждение:
какой-нибудь Институт человеческого развития, к примеру. При всей
кривости научной отрасли в теперешнем обществе, всё более увязаю-
щем в проблемах, она в принципе способна отряжать небольшие
команды действительно толковых людей, которые вполне в состоянии
корректным научным методом вырабатывать ответы на разные сложные
и важные вопросы, о которых в обществе обычно лишь треплются.
Иное дело, что такие задачи научной отрасли не ставятся. А не
ставятся они потому, что у тех, кто по должности имеют возмож-
ность такие задачи ставить, есть предчувствие, что решения этих
задач их постановщикам очень не понравятся.
* * *
Правильная страна -- это...
- страна с обустроенным ландшафтом, с большой долей естествен-
ного ландшафта, не изменённого деятельностью людей;
- страна с компактными эстетичными городами и деревнями, мини-
мально нуждающимися в транспорте и предоставляющими здоровые
условия жизни всем;
- страна с очень здоровым и вкусным питанием;
- страна с очень чистым воздухом;
- страна с очень интеллектуальным и очень культурным населением;
- страна без абсурдных излишеств;
- страна с высоким уровнем защищённости населения от неблагопри-
ятных природных, техногенных и социальных факторов;
- страна, в которой заботятся в первую очередь о сохранении и
укреплении здоровья людей, а не о лечении больных;
- страна, в которой в первую очередь делают всё возможное,
чтобы люди рождались полноценными и потом не калечились,
а не чтобы инвалидам было комфортно;
- страна, в которой государство интересуется условиями жизни,
физическим и психическим состоянием каждого гражданина непо-
средственно и инициативно, помогает решать личные проблемы и
стремится обеспечить ему гигиеничный и справедливый прожиточ-
ный минимум;
- страна, в которой дискомфорт бывает только намеренный, обес-
печиваемый с целью сохранения и развития человеческих способ-
ностей, а не получающийся вследствие дурного управления и
взаимной вражды.
* * *
Концепция человека, на которую опирается проект "Правильная
страна":
1. Люди в большинстве своём не умны и руководствуются в значи-
тельной степени инстинктами.
2. Люди в большинстве своём стадны, подражательны, поддаются
внушению, склонны следовать за лидерами и поклоняться им.
3. Люди в моральном отношении не делятся на непортящихся хороших
и на неисправимых плохих: устойчивые крайности составляют
небольшую долю населения, а поведение остальных индивидов
существенно зависит от социальных условий.
4. Люди довольно развиваемы: при одних и тех же врождённых
задатках можно получать -- в зависимости от воспитания и от
условий жизни в целом -- очень разное по интеллектуальным и
моральным качествам население.
5. Человеческие инстинкты не делятся на "хорошие" и плохие": они
все были нужны человеку для выживания, иначе они у него не
развились бы.
6. Каждый человеческий инстинкт требует, чтобы его удовлетворя-
ли, а если его не удовлетворять, то человек страдает и ищет
способ обеспечить удовлетворение или компенсировать неудовле-
творённость.
7. В человеческих инстинктах выделяется группа разъединяющих и
группа соединяющих инстинктов: они обеспечивают разделение
людей на сплочённые группы и борьбу этих групп между собой.
У людей есть, с одной стороны, эмоциональная потребность в
оказании помощи, в самопожертвовании и т. п., с другой, --
эмоциональная потребность в конфликте, в агрессивности
и т. п.
8. Конфликт -- это довольно затратный и рискованный способ добы-
вания и защиты благ и установления нужных социальных отноше-
ний. Чем выше интеллектуальность, тем меньше необходимость в
конфликте. Социальный прогресс включает в себя смягчение
конфликтов и замещение конфликтных отношений неконфликтными.
9. Условия жизни людей изменились, а инстинкты -- нет (они меня-
ются очень медленно), поэтому некоторые инстинкты оказались
не вполне адекватными этим условиям.
10. Нельзя объявлять какой-либо инстинкт устаревшим, ненужным:
не известно, в каких условиях людям придётся жить в будущем.
Неуместный инстинкт должен всего лишь получать какую-то без-
вредную форму удовлетворения.
11. Человеческие желания избыточны, и полное удовлетворение их
ведёт к вредным излишествам.
12. Избыточность человеческих желаний эволюционно обусловлена:
люди существовали в основном в условиях дефицита благ, и
большая сила влечения к благам требовалась для того, чтобы
добыть хотя бы их минимум.
13. Самостоятельно подавлять в себе избыточные или неуместные
желания способны только некоторые индивиды, а остальные
нуждаются во внешних ограничителях.
14. Для длительного надёжного благополучия человеку нужен умерен-
ный, упражняющий дискомфорт. Хорошо, если он определяется не
чьими-то небрежностями в работе, а наоборот, тщательным
расчётом требуемых индивидуальных доз неприятностей.
15. Средний индивид недостаточно умён, недостаточно осведомлён и
не имеет достаточно времени, чтобы квалифицированно решать во
многих сложных случаях, какая политика на пользу ему и общес-
тву. (Поэтому опираться на его мнения посредством так называ-
емых демократических процедур -- обычно занятие некорректное,
привлекательное только для неумных людей и политических
мошенников.)
16. Недостаток ума может частично компенсироваться культурой
(воспитанием и образованием): если индивид не в состоянии
принимать адекватные решения в некоторых сложных ситуациях
самостоятельно, он может пользоваться чужими готовыми
решениями, которые усвоил, но для этого требуется, чтобы
адекватной была усваиваемая культура.
* * *
В теперешнем неоптимизированном обществе огромные силы тратятся
на обман и на защиту от обмана, на воровство и на защиту от во-
ровства, на внушение вредных псевдопотребностей, на их удовлетво-
рение, на избавление от них и на лечение от последствий их удо-
влетворения. Если оценить объём всяких таких видов деятельности,
то получится, что устранение большей их части позволит сократить
рабочую загрузку населения 40 до 30 часов в неделю без ущерба для
качества жизни. Правда, не все способны с толком занять освобо-
дившееся время, но оптимизированное государство сможет оказать в
этом реальную помощь -- не хуже, чем неоптимизированное "помога-
ет" подбрасыванием нам проблем.
Вы хотите работать не 40, а 30 часов в неделю и жить не хуже,
а лучше, чем теперь? В здоровой безопасной красивой среде? Не с
личным транспортным средством у каждого, а с лёгкой возможностью
обходиться без личного транспортного средства?
Это возможно.
Далее описываются устройство оптимизированного общества и образ
жизни в нём.
Мечтать полезно.
* * *
Основные цели обладателей власти -- обеспечение безопасности,
здоровья и всестороннего развития граждан, включая в первую
очередь развитие интеллектуальное.
В Конституции записано, а в школах преподаётся на многочислен-
ных примерах, что власть портит людей и что поэтому надо обнов-
лять (а не переставлять) носителей высшей власти, а если они про-
буют задержаться при власти сверх установленного срока и, может
быть, даже берутся переделывать ради этого закон, они становятся
вне закона, и всякий гражданин не только имеет право, но даже
обязан сделать им что-то очень нехорошее при благоприятной воз-
можности.
В школах также преподаётся, что если правитель незаменим в сво-
их выдающихся, сверхполезных для общества качествах, значит, он
не принимает мер к тому, чтобы народ в стране массово развивался
и чтобы из его среды выдвигались деятели, способные составить ему
конуренцию.
* * *
Креативная мысль получает от государства всяческую поддержку.
Основные области приложения её:
- воспитание, образование;
- сохранение и укрепление здоровья граждан;
- обеспечение безопасности граждан;
- разработка и производство эффективной одежды;
- обустройство жилищ;
- развитие интеллекта;
- оптимизация государственного аппарата;
- совершенствование социальной организации.
Заметим: не исследования в области физики, химии, математики и
т. п. и не прорывы в каких-нибудь нанотехнологиях. В первую оче-
редь надо развивать то, что в наибольшей степени поспособствует
развитию всего остального.
Государство не видит угрозы в большом количестве умных и гипер-
активных граждан: если их окажется больше, чем позволяют внутрен-
ние возможности приложения интеллектуальных сил, оно будет экс-
портировать не интеллектуалов, а продукты их деятельности. А
своих интеллектуалов оно будет разве что командировать в помощь.
* * *
Масса народа усилиями государства защищается от деструктивных
информационных воздействий и подвергается конструктивным. С теми,
для кого основной понимаемый язык -- это язык манипуляций, оно
разговаривает на языке манипуляций, предпринимая, однако, меры к
тому, чтобы язык рациональности становился всё лучше воспринимае-
мым в обществе.
1. Государство не лжёт. Официальная ложь жёстко преследуется по
закону.
2. Научно-исследовательский Институт человеческого развития выра-
батывает представление о том, как должен выглядеть, вести се-
бя, одеваться, стричься, бриться, драться, ругаться, оформлять
жилище, проводить свободное время и т. д. нормальный человек,
и это представление потом преподаётся в школах и пропагандиру-
ется -- через кино, литературу и т. д.
3. Деструктивное информационное воздействие на людей допускается
лишь в дозах, требующихся для поддержания массового иммунитета
к деструкции. Представление о том, что деструктивно, а что --
нет, и какие должны быть допускаемые дозы деструктивности,
вырабатывается Институтом человеческого развития.
4. Специальные подразделения прокуратуры и полиции -- информаци-
онная прокуратура, информационная полиция -- обеспечивают
защиту общества от деструктивных информационных воздействий.
* * *
Самая оптимизированная область деятельности -- образовательная.
Одна из наиболее высокооплачиваемых профессий -- учитель. В учи-
теля идут лучшие люди. Одно из направлений внешнеэкономической
деятельности страны -- предоставление воспитательных и образова-
тельных услуг как на территории страны, так и за границей.
* * *
Как правило, здания строятся из монолитного железобетона или не
менее прочными способами -- в расчёте на способность выдерживать
сильные землетрясения и взрывы.
По возможности реализуется концепция компактного города-здания:
обеспечивается возможность пересечь весь город пешком в любом
направлении, не выходя из-под крыши.
Есть развитая сеть подземных особо защищённых помещений.
* * *
Одежда рассматривается как важный компонент образа жизни, зна-
чительно влияющий на уровень защищённости, здоровья, активности
граждан.
Одежда граждан имеет повышенные защитные свойства и позволяет
пребывать на открытом воздухе неограниченное время в любую погоду
без ощущения значительного дискомфорта.
* * *
Территория государства делится на секторы A, B, C, D и E, раз-
личающиеся социальным порядком.
Избыток жилья во всех секторах делает смену местожительства
несложной. При необходимости смещаются границы сектора.
Основной, наибольший по площади и населению сектор -- А. Он
деавтомобилизирован, деникотинизирован, деалкоголизирован,
дерекламизирован, депедерастизирован, дехулиганизирован. В нём
в полной мере реализуются идеи правильного общества. Потребность
в медицинских учреждениях, в органах обеспечения правопорядка, в
пожарной службе, в уборке улиц и т. п. здесь минимальная. Все,
кого условия сектора A, не устраивают, живут в других секторах.
Все, кто неоднократно нарушают общественный порядок в секторе A,
выселяются в другие секторы принудительно. Переселиться из
сектора A в сектор B можно и добровольно. Обратное переселение из
сектора B в сектор A возможно после тщательной проверки желающего
переселиться. Люди, проживающие в секторе B, могут отдавать своих
детей в сектор A на воспитание и для получения образования.
Образ жизни в секторе B совпадает с тем, что сегодня считается
нормальным в так называемых развитых странах. В секторе B есть
самоуправление, но основная власть в стране принадлежит обитате-
лям сектора A.
Сектор C -- для индивидов с существенными асоциальными наклон-
ностями и особо небрежным отношением к собственному здоровью и
собственной безопасности. Рожать детей в секторе C можно лишь при
выполнении некоторых условий. В принципе это не рекомендуется.
Стерилизация приветствуется.
Сектор D -- тюремный лагерь общего режима.
Сектор E -- тюремный лагерь строгого режима.
Дети в секторах C, D и E не живут.
Деление территории страны на секторы типа описанных не есть
что-то очень новое, а есть обычная практика. Здесь она лишь под-
вергнута некоторому улучшению. При обычной практике в привилеги-
рованном секторе A поселяются не добропорядочные граждане, а те,
кто сподобились пробиться в "верхушку".
* * *
Высокий уровень культуры в пенитенциарном деле может позволить
экспортировать пенитенциарные услуги (= брать заключённых на со-
держание), предоставлять образовательные услуги в области пени-
тенциарного дела, строить образцовые пенитенциарные учреждения за
границей.
* * *
Население увеличивать незачем. Можно даже позволить ему немного
сократиться: надо брать не количеством, а качеством и надлежащим
оснащением.
* * *
Территория страны должна быть засажена деревьями в максимальной
возможной степени. Сельскохозяйственные земли должны сокращаться --
с параллельным улучшением качества их использования.
* * *
Зона A в правильной стране не может не быть в значительной сте-
пени деавтомобилизированной, потому что наличие огромной массы
автомобилей не совместимо со здоровым, безопасным, рациональным,
экономным образом жизни. Никого не будут деавтомобилизировать на-
сильно или через экономическое принуждение: те, кому не нравится
автомобильство, смогут жить отдельно от автомобильщиков. Но будут
приняты меры и для мягкой деавтомобилизации зоны B. Прежде всего,
будет запрещено "впаривание" автомобилей через рекламу, СМИ, ис-
кусство. Вместо "впаривания" автомобилей будет осуществляться
"впаривание" пешеходства, здорового образа жизни, заботы о личной
безопасности. Новая застройка будет вестись не под массовое приме-
нение легковых автомобилей, а под пешеходство и общественный
транспорт. Деавтомобилизации также будет способствовать массовая
интеллектуализация.
При таком подходе пострадают только те, кто "завязаны" на лег-
ковой автомобиль профессионально: работают в сфере производства,
продажи, эксплуатации, обслуживания, ремонта, утилизации автомо-
билей, обеспечивают порядок на дорогах, лечат пострадавших в
автомобильных авариях и хоронят погибших в них. Этим людям будет
оказана помощь в освоении другой работы. Кстати, для общества
выгоднее даже просто держать этих людей на солидном пособии по
безработице, чем иметь дело с конечными результатами их деятель-
ности.
Если, скажем, курильщик, не получив очередной порции никотина,
лезет на стенку, то с автомобильщиком другая ситуация: у него нет
наркотической зависимости от автомобиля. Автомобиль -- скорее
вроде галош. Люди раньше носили галоши, потом перестали. А ведь
галоши тоже что-то там символизировали и обеспечивали некоторые
удобства.
Об электромобилях. Есть усугубляющаяся глобальная проблема до-
бывания энергии -- на электромобили и вообще на всё. И, наверное,
всё-таки правильнее будет развивать людям мозги и помогать избав-
ляться от псевдопотребностей, а не выискивать менее вредные
способы потакания глупостям.
* * *
К программе интеллектуализации правильного общества. Основные
пункты программы (разумеется, могут быть и другие):
1. Разработка технологий теоретической работы и создание
компьютерных средств, поддерживающих эти технологии.
2. Разработка технологий принятия сложных решений и создание
компьютерных средств, поддерживающих эти технологии.
3. Разработка технологий проектирования сложных систем и
создание компьютерных средств, поддерживающих эти
технологии.
4. Разработка теорий, технологий и средств компьютерной поддержки
коллективной интеллектуальной деятельности.
5. Социальное проектирование, в частности, разработка концепции
эффективного государства.
6. Построение современного эффективного мировоззрения и разработ-
ка учебного курса "Эффективное мировоззрение" для высших
учебных заведений.
7. Разработка концепции школьного образования, ориентированного
на интеллектуализацию. Разработка учебных курсов
"Самоорганизация личности", "Знание, мышление, творчество".
8. Санация научной отрасли: разделение работ по уровням научной
сложности, защита работников высших уровней от диктата работ-
ников низших уровней, пересмотр приоритетов в пользу социаль-
ного развития, борьба с псевдонаукой и т. д.
9. Выстраивание в стране системы концептуальной власти.
.................................................................
.................................................................