"Всё к лучшему в этом лучшем из миров."
Вольтер ("Кандид").
"Спокойствие! Только спокойствие!"
Астрид Линдгрен ("Малыш и Карлсон").
Разработаны ВСЯКИЕ гигиенические системы. В одних системах
акцент делается на одном, в других -- на другом. Акцент ведь не
может делаться на всём сразу: не в этом суть акцента.
Каждому индивиду надо подбирать для себя гигиеническую систему,
которая отвечает потребностям и возможностям его организма и аде-
кватна внешней ситуации, в которой этот индивид находится. А ещё
гигиеническая система индивида должна ему ДАВАТЬСЯ: быть для него
приятной и посильной (работа над собой должна быть в радость).
Пофигизм -- гигиеническая система, в которой акцент делается на
сохранении внутреннего спокойствия, что, конечно, не исключает
таких мероприятий, как чистка зубов, промывание носоглотки и т.
п. Но если приходится выбирать между, скажем, чисткой зубов и
сохранением спокойствия, то профигист выбирает спокойствие: он
считает, что для его организма, для его психики это важнее. Бла-
годаря в основном спокойствию пофигистом достигаются такие вещи,
как...
- нормальное кровяное давление;
- здоровое сердце;
- хорошая работа желудка;
- полноценный сон.
Признаки (и достижения) пофигиста:
- внешнее спокойствие;
- довольный вид;
- неторопливость;
- малоконфликтность, компромиссность;
- малообщительность (люди -- источник беспокойств);
- малонинициативность.
Любимые пословицы пофигиста:
- тише едешь -- дальше будешь;
- семь раз отмерь, один раз отрежь;
- работа -- не волк, в лес не убежит;
- нет худа без добра (на самом деле бывает, но редко).
Своих конкурентов пофигист в основном не душит, и не "подстав-
ляет", а ПЕРЕСИЖИВАЕТ и ПЕРЕЖИВАЕТ: они мрут от перенапряжения,
взаимно убиваются (на престижных автомобилях или просто так) и т.
д., а он только посмеивается и смазывает себе физиономию и руки
[пофигистским] гигеническим кремом.
Пофигизм -- это звучит гордо. По сути пофигизм -- это прорыв на
следующую ступень самоорганизации личности: на ту, где индивид
уже в состоянии управлять своими напряжениями и успешно избегать
внешних беспокоящих факторов. Если ты многовато беспокоишься,
значит, ты не доразвился, не доработал над собой.
Как пофигист достигает благотворного пофигистского спокойствия.
Он...
- напоминает себе, насколько спокойствие важно для здоровья,
долголетия, хорошего соображения, выживания;
- избегает неприятностей (устраивается так, чтобы их было
поменьше), уклоняется от всего, что может перенапрячь без
крайней необходимости;
- относительно легко решает возникающие проблемы, пользуясь
развитой технологией решения проблем (см. тему "Проблемо-
логия");
- сосредоточивается на приятно-полезном;
- просто отвлекается на что-то небеспокоящее (или беспокоя-
щее значительно меньше);
- саморефлексирует: изучает ситуации, в которых "срывался",
и принимает меры для того, чтобы избегать повторения "сры-
вов";
- мониторит себя: если что-то становится не совсем хорошо с
кровяным давлением, сердцем, желудком, сном и/или настрое-
нием (может быть, не со всем сразу!), значит, где-то пошёл
перенапряг и надо принимать против него срочные меры;
- не лечится от чего-нибудь там, возникающего из-за перена-
прягов, а меняет образ жизни так, чтобы "само прошло" и
больше не повторялось.
Пофигист напрягается лишь настолько, насколько это требуется
для решения проблем, от которых не получается уклониться. И он
предпочитает недонапрячься, чем перенапрячься.
Надо стараться не путать пофигизм с безответственностью и жлоб-
ством.
Пофигист бережёт себя не просто так, но, среди прочего, и для
Родины: мало ли что; может, и он пригодится -- даже такой (или
ИМЕННО такой), какой есть.
* * *
Спокойствие -- необходимое (но, увы, не достаточное) условие
здравости (= адекватности) рассуждений. То есть, это обязательный
компонент мудрости. Так называемый мудрец -- всегда пофигист. Но
пофигист -- не всегда мудрец (зато он наверняка на пути к мудрос-
ти -- или не очень далеко от неё).
* * *
Пофигизм и страхи.
Если оценивать поведение пофигиста по проявлениям его пофигиз-
ма, то оказывается, что в общепринятых понятиях пофигист выглядит
как довольно большой трус и перестраховщик (не рвётся ведь в
бой!), но ему всякие такие оценки, разумеется, пофиг. И если всё
же уточнять, то пофигист как раз НЕ БОИТСЯ или хотя бы боится не
сильно, потому что именно страх -- одна из тех вещей, от которых
пофигизм должен избавлять -- и таки избавляет. И если пофигист
не стремится [умереть] рисковать за Родину, это у него не от тру-
сости, и даже не от пофигизма, а от неуважительного отношения к
плохо организованному обществу и к его любителям (как правило,
хорошо устроившимся за чужой счёт), от бережного отношения к
себе, такому умному и внутренне гармоничному, и от любви к жизни
в её лучших проявлениях. Где много пофигистов, там мир, порядок,
дружба народов, подлинный прогресс и вообще благодать.
Пофигизм как гигиеническая система есть мощнейшее средство
обеспечения своего здоровья и выживания, а не боевых и трудовых
подвигов. А главное, это средство -- доступное. Скажем, умником
стать очень трудно, тогда как пофигизм посилен почти каждому. Но,
разумеется, пофигизм РАЗНОГО качества: у умников он всё же по-
адекватнее будет.
Всегда будут желающие попользоваться вами (а то и израсходовать
вас подчистую) посредством ваших эмоций. Так вот, с пофигистами
такой номер не проходит: пофигистам их эмоции почти пофиг (и по-
фиг изощрённо-проникновенные доводы манипуляторов), а на первом
месте -- спокойствие и расчёт ради сохранения своего организма.
Работа со страхами -- основное в пофигизме, поскольку, как пра-
вило, именно они -- основной источник беспокойств.
Отношение к страхам в пофигизме дифференцированное и тонкое:
ведь, с одной стороны, надо использовать мобилизующую силу стра-
хов в целях активизации и эффективизации поведения, а с другой
стороны, страхи не должны быть избыточными, разрушающими психику
и организм.
Пофигист лелеет [поливает, окучивает и пропалывает] свои стра-
хи, но он же их и подстригает, чтобы не разрастались.
Выделяются следующие уровни страха:
- признание наличия некоторой опасности;
- лёгкое опасение;
- серьёзное опасение;
- панический страх.
Пофигист позволяет себе только первые два уровня, преимущест-
венно первый, да и то не на ночь глядя.
Основные области действия страхов:
- личное здоровье;
- дети, семейство вообще;
- работа;
- агрессивные индивиды, психически ненормальные,
лица с преступными наклонностями;
- репрессивная деятельность государства;
- стихийные бедствия, глобальная катастрофа;
- опасные и вредные техногенные факторы окружающей среды.
Как пофигист справляется со страхами:
- выделяет им оптимальное время: не перед сном, а где-нибудь
в первой половине дня (чтобы до вечера успеть блистательно
преодолеть их);
- относится к ним внимательно: разбирается с их подсказками
до того, как возможные опасности усугубятся;
- защищает себя и свою семью: много работает над обеспечением
здоровья и безопасности, но без излишеств; отвлекается от
страхов на деятеьность, к которой они должны побуждать;
- ценит и защищает своё спокойствие как ключевой фактор в
достижении качественной работы интеллекта над вопросами
выживания;
- оптимистичает: если уж ОН, пофигист, с какой-то угрозой не
справится, то с ней не справится никто (кстати, если с ка-
кой-то угрозой справиться невозможно, то нет смысла эмоцио-
нально реагировать на неё, поскольку эмоции -- это мобили-
зующий фактор, а тут мобилизовываться, получается, не на
что);
- верит в свою везучесть, в основном обеспеченную соответст-
вующей настройкой психики, а не какими-то таинственными со-
впадениями событий.
Деятельность, на которую пофигист отвлекается от своих страхов:
- создание всяких "стратегических запасов";
- выстраивание "линий обороны" (положил верёвочку, складной
ножик и дежурную туалетную бумажку в карман куртки -- вот
уже и ЧТО-ТО на нехороший случай, организму становится чуть
спокойнее);
- развитие и укрпление своего дражайшего незаменимого органи-
зма;
- воспитание своего семейства в правильном духе;
- смотрение специфического кино: "боевиков", "детективов",
"про войну" и т. п. (там зачастую художественная "правда
жизни", а не только надуманная чепуха).
Альтернатива страху -- досада на существование угрозы. В этом
случае угроза устраняется не потому, что она вызывает страх, а
потому что она отвлекает, вынуждает тратиться. Избавляться от из-
лишних страхов можно переформатированием их в досады. Досада
(раздражение) -- правда, тоже не способствует хорошему сну и пра-
вильному пищеварению, но она хотя бы являет собой что-то другое,
не страх.
* * *
Пофигизм и ненависть.
Пофигист вполне сознаёт, что [большинство] значительная часть
попадающихся ему на глаза человечков заслуживает того, чтобы их
... эээ... элиминировали как разрушителей биосферы и источник не-
нужных беспокойств для пофигиста, но ему пофиг и это. Пусть эли-
минируют друг дружку сами (чем они нередко и занимаются), а он уж
как-нибудь потерпит в блаженной безопасной лени.
Пофигист и избегает стычек, и не стремится выйти победителем в
каждой из них, если они всё же случаются (а без них ведь никак).
Точнее, он стремится, конечно, но не очень сильно: не считает за-
зорным отступить -- по примеру ряда блистательных полководцев.
У пофигиста -- реально установка [на "мёртвые пусть сами хоро-
нят своих мертвецов"] на то, чтобы подлецы квасили друг дружку
сами, а он только будет сидеть на берегу реки и замечать краем
глаза их трупы, эпизодически проплывающие мимо. Потому что смот-
реть он будет в общем-то не на них, а на прекрасные пейзажи.
В этом проявляется не только лень (кстати, отличное пофигистс-
кое качество), но также расчёт: как ни старайся, всенепременно
хоть где-то однажды ошибёшься, а в случае, скажем, драки это
означает, что либо выбьют тебе зуб и т. д., либо выбьешь кому-то
зуб ты -- и хорошо, если твой успех ограничится выбитым зубом,
иначе отправишься ты, такой превосходный, в бега или в тюрьму, а
радоваться спокойной жизни уже будут за тебя другие.
Сломать какой-нибудь мрази челюсть внезапным ударом -- это, ко-
нечно же, приятно и почётно, но вдруг её сломают тебе?! Пофигисту
такое уже не пофиг (не всё ведь пофиг даже пофигистам).
Пофигизм -- это не только гигиеническая система, но и в некото-
ром смысле система самообороны без оружия, рядом с которой любое
карате -- низший уровень и жалкие потуги начинающих.
Пофигист не вытирает на себе чужих плевков (ну, фигуральных:
реальных можно не выдержать: [впасть в ярость и т. д.] заплакать
от досады, что при свидетелях пырять ножиком нельзя): он под
плевки не подставляется. А если они всё же иногда до него долета-
ют, то таки да, вытирается, но это военная хитрость: пусть плевун
увлечётся плеваниями, нарвётся на такого же плевуна, и они пока-
лечат один другого. Или в автомобилях побьются: их менталитетик к
этому очень даже располагает.
* * *
Пофигизм и совесть.
Путь пофигиста -- это путь уклонения от страданий. В данном
смысле пофигист противоположен мазохисту. Пофигизм -- это, можно
сказать, гигиеническое обеспечение гедонизма.
Нет у тебя совести -- и прекрасно: одним источником неприятнос-
тей меньше. Совесть у тебя есть, но шевелится слабо -- это тоже
неплохо: всё равно она зачастую ошибается. Или сегодня ты дума-
ешь, что она права, а лет через десять у тебя меняется мнение, но
что-то изменить уже невозможно.
Пофигист попрекает кого-то отсутствием совести разве что в по-
лемически-издевательских целях. Потому что на самом деле люди ни-
как не виноваты в том, что родились без чего-то там.
Если совесть у пофигиста имеется, то с этим приходится жить,
никуда не денешься. А чтобы она лишний раз не тревожила, пофигист
уклоняется от совершения сомнительных поступков и иногда даже де-
лает небольшие вроде бы добрые дела в общепринятом смысле.
Пофигист живёт не по совести, а по радости. Если его радует
делание добра другим людям, а радоваться больше нечему, то он это
добро делает. Правда, он, будучи человеком неглупым, понимает,
что отличение добра от зла -- дело нередко сложное, так что
усердствовать в добрых делах -- это опасно и для тебя, и для тех,
на кого ты эти дела обрушиваешь.
* * *
Пофигизм и неудачи.
Пофигист уверен в том, что благодаря своему пофигизму и своему
вышесреднему общему психическому развитию (которому он этим пофи-
гизмом и обязан) ...
- он так или иначе в целом заведомо успешнее подавляющего
большинства других людей (кроме пофигистов, конечно: эти --
мощные конкуренты);
- он, может быть, даже успешнее тех непофигистов, которые счи-
таются у них наиболее успешными; точно замерять успешность
ведь всё равно не получается;
- он становится от неудач только крепче, в частности пофигис-
тее;
- он так или иначе вряд ли сможет уверенно разобраться, неуда-
ча ли это на самом деле (почти не бывает худа без добра).
* * *
О различии между пофигистом и жлобом: жлобу чихать на ЧУЖИЕ
интересы, а пофигист не позволяет чихать на СВОИ. Ему пофиг, что
кому-то это позарез надо или кто-то просто непрочь на них мимо-
ходом чихнуть. Пофигист -- по сути борец со жлобством. У других.
Но и у себя тоже: если ты считаешься с разумными интересами дру-
гих людей, то у тебя меньше конфликтов с этими людьми и соответ-
ственно меньше беспокойства от них. Как говаривал Бенито Хуарес,
уважение к чужому праву -- это мир.
* * *
Пофигизм и трудовые усилия.
Пофигист не горит на работе, но и за чужие спины не прячется
(кроме разве что трудогольских спин: почему не оказывать людям
любезности, особенно если они намекают, чтобы ты поделился?).
Причин негорения на работе, как правило, много:
- сгоришь сегодня -- не сможешь работать завтра;
- сгоришь -- элементарно и без жалости выбросят: заменят
кем-то другим, свеженьким, ещё способным к горению;
- начнёшь гореть -- станут подбрасывать тебе дровишек (трудо-
вых заданий);
- будешь гореть -- ослабишь способность видеть лес за деревь-
ями, нахомутаешь со стратегией и в итоге скорее напортишь;
- отдых (перерывы в работе) -- существенная часть технологи-
ческого процесса: время прихода идей, время восстановления
сил для работы; меньше делаешь -- больше возможностей для
думания о том, что и как делать и зачем;
- даже если ты не работаешь, работает твоё подсознание (ну и
пусть себе работает: оно, как правило не мешает);
- зачастую надо ещё выяснять, та ли это работа, которая дейст-
вительно нужна: возможно, лучше бы делать какую-то другую
работу или и вовсе не делать ничего: само утрясётся и т.
д.;
- природная среда и без того сильно страдает от трудовых уси-
лий человеков, а человеки вдобавок избыточно -- и во вред
своему здоровью -- употребляют избыточные результаты своего
избыточного труда;
- меньше делаешь -- больше возможностей для поиска другого,
менее напряжного и более денежного места работы;
- выгонят -- не катастрофа: лучше быть безработным, но здоро-
вым, чем работать на медицину (но пофигиста, как правило,
не выгоняют, потому что его результаты -- в среднем не на-
много худшие, а то и лучшие, чем у трудоголиков, потому что
даже яму копать можно с умом);
- выгонят -- настрадаются: придётся брать менее опытного, ме-
нее сообразительного (пофигизм ведь -- в основном от сооб-
разительности), а может, напорются на ещё большего пофигис-
та (а то ещё на карьериста, интригана, склочника и вора);
да и приём на работу -- это лишние хлопоты, а любителей
трудностей не очень много и среди начальства.
Пофигист -- по сути борец за права трудящихся, за более ком-
фортные условия работы, тогда как трудоголик -- эквивалент
штрейкбрехера.
ПОнятное дело, у "работодателей" -- своя трактовка пофигизма
(но реальным пофигистам она, разумеется, пофиг): у них пофигист
-- тот, кому плевать на жёсткость рабочего графика, обилие свер-
хурочных, плохое кормление трудящихся и т. п.
Щас, разогнались...
* * *
Пофигисту пофиг не совсем уж всё подряд, а только то, что не-
возможно изменить в его пользу без чрезмерных усилий. Такое он
спокойнейше принимает, как силу тяжести на планете Земля. Но если
что-то В ПРИНЦИПЕ ИЗМЕНИМО в его пользу, причём пользу существен-
ную, пофигист мимо такого не проскочит. Несущественная польза --
это ещё ладно: ею можно и пожертвовать -- ради спокойствия, по-
скольку потери и компромиссы так или иначе неизбежны, а спокойст-
вие -- для пофигиста ценность огромная. Пофигист СПОКОЙНО (или
почти спокойно) берёт на заметку всё, что, по его мнению, мешает
ему быть спокойным и вообще благополучным. И потом он СПОКОЙНО
работает над устранением выявленных помех.
* * *
Пофигист не убивается из-за проблем своих родственников, дру-
зей, коллег, страны, человечества и т. п. не потому, что ему всё
равно, что там с ними будет, а потому что он не видит смысла при-
бавлять к этим проблемам ещё и проблемы со своим сном, своим же-
лудком и т. п. Если он будет здоровым, высыпающимся, бодрым, то у
него будет больше шанс успешно решать проблемы своих родственни-
ков, друзей и т. п. И самому не оказаться для кого-то бременем.
Только и всего.
* * *
Беспокойство -- то, чего пофигист тщательно (но, конечно же, не
всегда удачно) избегает. Но беспокойство -- это, вообще говоря,
стимул: то, что побуждает к деятельности. Не будет стимулов -- не
будет и деятельности. А значит, не будет напряжения, требуемого
организму для здоровья, для сохранения и расширения способностей
этого организма. И не будет добывания благ, требуемых для поддер-
жания жизнедеятельности пофигистского организма. То есть, какой-
то минимум беспокойства необходим хотя бы для поддержания навыков
работы с беспокойством.
Поэтому пофигист спокоен зачастую не абсолютно, а оптимально.
Свою скромную норму допустимого беспокойства пофигист старается
распределить так, чтобы их хватило для обеспечения ему всего, что
действительно необходимо. Если беспокойства уже для чего-то не
хватает, значит, это что-то игнорируется, иначе пофигист, по его
мнению, так или иначе "сгорит" в беспокойстве и не сможет пополь-
зоваться благами, ради которых беспокоился. Ради своих детей ино-
гда есть смысл и "сгореть", конечно, но надо всё же стараться
как-то разруливаться без "сгорания". "Сгорать" же ради общества,
как правило, нет смысла, потому что оно либо проигнорирует резуль-
таты твоих усилий, либо применит их во зло. А ещё оно, может,
[разопнёт] прибьёт или уморит тебя, потому что неправильно поймёт
твои намерения (или поймёт их очень правильно -- и именно потому
не примет).
Нет смысла перенапрягаться ради того, чтобы другие жили хорошо,
если они сами перенапрягаются ради того, чтобы жить плохо, а гла-
вное -- чтобы жил плохо и ты. Если ты, в отличие от других, хоро-
ший (ну, по самовосприятию), так и береги себя: пусть каждый бе-
режёт в первую очередь ту хорошесть, которая есть в нём самом.
Не делаешь другим людям гадостей -- и хватит для них. А если
они вдобавок хотят, чтобы ты ради них самопожертвовался (может,
не полностью, а частично: потратил на них своё время (= кусочек
жизни, а не всю её целиком)), то им придётся обходиться без это-
го.
Пробовать ИЗМЕНИТЬ других (и их мир), чтобы они стали менее га-
достными (и менее страдающими от собственных глупостей), -- в
этом смысл есть. Даже большой смысл (иначе они угробят и себя, и
мир, и пофигистов). А просто расходоваться ради других -- это для
разумных людей абсурдно. Безвредно помочь кому-то получается
очень редко: как правило, ты лишь косвенно множишь проблемы и
несчастья (и хорошо ещё, если только чужие). Нам не дано предуга-
дать, как отзовётся то или иное наше действие. Так что пофиг бес-
полезные сомнения.
Сколько-нибудь серьёзно помогай лишь тем, кого хорошо знаешь и
в ком более-менее уверен. Ну, хотя бы в том, что и они помогут
тебе (кстати, будь готов к своим разочарованиям). А для остальных
хватит того, что ты всего лишь будешь, к примеру, пропускать их
вперёд себя в двери магазина.
Умей говорить НЕТ: не поддавайся "моральному давлению", не под-
чиняйся стадному инстинкту, души "прекрасные порывы", пока они
тебя не убили, не покалечили, не довели до тюрьмы, не сделали
неимущим.
Подавляй муки совести и чувство солидарности опасениями непри-
ятностей, ленью и скаредностью: натравливай одни инстинкты на
другие (все инстинкты равноправны!), они взаимно уравновесятся,
и ты сможешь сохранять блаженное спокойствие.
Думай о том, что на совесть и солидарность напирают если не ду-
раки, то МАНИПУЛЯТОРЫ, которые стремятся тебя израсходовать, а
сами будут пользоваться результатами расходования тебя.
* * *
Чтобы избегать чрезмерного беспокойства, пофигист разбирается
со своими потребностями: избавляется от псевдопотребностей, ми-
нимизирует реальные потребности, оптимизирует способы их удовле-
творения. В результате пофигист сокращает объём деятельности,
требуемой для обеспечения его потребностей, и ему соответственно
требуется меньше стимулов для этой деятельности, меньше беспокой-
ства.
.................................................................
.................................................................
Литература:
Возврат на главную страницу Александр Бурьяк / Пофигизм как гигиеническая система