Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

К причинам "холокоста": проблема лишних ртов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Александр Бурьяк

К причинам "холокоста": проблема лишних ртов.


Для массового уничтожения евреев на оккупированных "восточных" территориях не требовалось иррационального антисемитизма, а было достаточно уже одного лишь холодного расчёта в условиях тотальной войны, хотя "антисемитское чувство", конечно, тоже сыграло свою роль. Дело в том, что евреи были в основном городским населени- ем, а немецкое государство нуждалось на оккупированных восточных территориях главным образом в населении сельском -- способном по- ставлять продовольствие Германии и воюющей немецкой армии, тогда как для работы в городах было достаточно присутствия там лишь небольшого количества местных жителей, поскольку промышленность была частью эвакуирована (из западных областей СССР), частью раз- рушена, частью не нужна - в условиях военного времени. Евреев уничтожали хотя бы как лишние городские рты, объедавшие в конечном счёте немецкую армию. Если бы нацисты не уничтожали еврейского населения оккупированных территорий, оно вымирало бы так или иначе -- вследствие невостребованности трудовых навыков и вследствие слабых связей с деревней. Можно сказать, евреи стали жертвами собственной цивилизованности. Со стороны немцев имел место всего лишь варварски-утилитарный подход: или работай на Великую Германию, или умри. Уцелевшие на оккупированных территориях евреи -- это не только те, кому удавалось успешно скрываться или партизанить, но и те, кто оказался при деле, то есть успешно встроился в немецкую воен- но-хозяйственную машину. Нацисты уничтожали евреев больше за их обременительность в военных условиях, а не просто за то, что те -- евреи. Их ликвидировали отчасти потому же, почему ликвидирова- ли НЕМЕЦКИЙ бесполезный "человеческий материал" -- страдавших неизлечимыми тяжёлыми болезнями и т. п. Так что имел место не вполне геноцид. Если указанная причина массового уничтожения евреев не всегда четко проговаривалась, то потому лишь, что людям вообще не всегда легко дать себе отчёт в основаниях своих устремлений. Ненависть гоя к еврею -- это ненависть крестьянина к горожанину, пролетария к интеллигенту, клиента к торговцу, бедного к богатому, промыш- ленника к банкиру, человека без связей к человеку со связями, блондина к брюнету и т. д. Если организаторы и исполнители "акций" руководствовались различными антисемитскими мотивами, а не единственно стремлением избавиться от лишних ртов, это говорит лишь о том, что антисемитизм был уже настолько мощен и привычен, что в других аргументах не было необходимости. По поводу напряжённости ситуации с продовольствием на оккупиро- ванных территориях бывшая военная переводчица Елена Ржевская в повести "Февраль -- кривые дороги" приводит следующую выдержку из секретного немецкого документа 1942 года: "Германский народ ведёт самую ожесточённую оборонительную войну, какую когда-либо вели народы." "Немецкий солдат должен оставаться суровым по отношению к голо- дающим женщинам и детям. Если он этого не делает, он ставит под угрозу снабжение своего народа. Каждый солдат на Востоке в эту зиму должен понимать, что: а) войска в занятых областях, продвигаясь дальше, должны пи- таться из ресурсов этой страны, помня о далёком пути для подвоза; обеспечивать себя через ответствен. за то служеб. инстанции необ- ходимыми зимними товарами; б) каждый солдат должен стремиться, чтобы из занятых областей вывозилось определённое количество продуктов в Германию. РОДИНА НУЖДАЕТСЯ В ЭТОМ." ("Директивы для фронтовых газет", 06.02.1942) Популярный фильм о "холокосте" "Список Шиндлера", в котором немецкий предприниматель спасает евреев от уничтожения, устраивая их к себе на работу, иллюстрирует сказанное здесь: те из евреев, кто весомо участвовали в немецком "war effort", по преимуществу остались жить. Другой популярный фильм о "холокосте" -- "Пианист" -- показыва- ет, что делали на оккупированной территории евреи, не участвовав- шие ни в немецком "war effort", ни в партизанской борьбе: потреб- ляли дефицитные продукты питания, заработанные другими. Первые полтора года "нового порядка" в оккупированной немцами части Европы прошли для евреев без сколько-нибудь значительных жертв. Объясняется это не только тем, что моральный барьер перед массовым уничтожением невооружённых людей требовал постепенного преодоления, но и тем, что 1) ещё не накопилась озлобленность от войны, 2) ещё не обострился дефицит продовольствия и других средств жизнеобеспечения, 3) ещё не обозначилась проблема "лишних людей" -- не встраиваемых в военно-хозяйственную машину. Вдобавок обсуждался план депортации евреев куда-нибудь в Восточную Африку или на Мадагаскар. О том, что больший шанс выжить имели евреи, работавшие на немцев, говорят различные материалы. Из статьи Ефима Левертова "Юденраты в Белоруссии": "Вскоре после прихода немцев в Белосток там был создан юденрат. Его возглавил местный раввин Розенман, а его заместителем стал инженер Эфраим Бараш. Через некоторое время все евреи города были согнаны в гетто. Первый год оккупации прошел относительно спокой- но. Гетто превратилось в большой трудовой лагерь. Работали все в возрасте от 15 до 65 лет. Вскоре гетто стало важным производст- венным центром, работавшим на германскую армию. Бараш был убежден в необходимости производительного труда в гетто как способе спа- сения жизни евреев. Большинство в гетто поддерживало эту идею. В середине 1942 года в белостокском гетто была создана молодежная подпольная организация во главе с Моредехаем Тенебаумом-Тамаро- вым, целью которой было создание базы для дальнейшей вооруженной борьбы с немцами. Подпольщики, прибывшие главным образом из Литвы (Вильнюс), были уверены в готовящемся немцами поголовном уничто- жении евреев. Однако большинство еврейского населения гетто воз- ражало против вооруженной борьбы, поддержав идею Эфраима Бараша о 'спасении через труд'. После выборочной 'акции' в феврале 1943 года население все еще поддерживало Бараша." Там же о Минском гетто: "В июне-июле 1942 г. фашистами было принято решение ликвидиро- вать гетто Минска как место проживания жителей-евреев, оставив в живых лишь производительных работников-специалистов. 28 июля 1942 г. жителям гетто было приказано явиться на центральную площадь гетто. Когда на площадь приехали машины-'душегубки', замысел нем- цев стал ясен всем, разразилась паника. Евреи бросились врассып- ную, но спастись было нельзя, расправа продолжалась четыре дня, было убито 25 тысяч евреев, в том числе председатель юденрата Моше Иоффе. В гетто осталось в живых около десяти тысяч человек, преимущественно это были работники-специалисты, вывезенные из гетто в первый день 'акции' и возвращенные лишь по ее окончанию. После проведения 'акции' гетто было превращено в трудовой лагерь..." Избавление от лишних ртов -- это приниженно, это не вдохновля- ет, не способствует перешагиванию через "не хочется" и "не могу", а борьба с чудовищем -- в данном случае еврейским -- это уже под- виг. Антисемитизм был нужен хотя бы как идеологическое прикрытие хозяйственного расчёта. Если имело место уничтожение еврейского населения, для которого у немцев была необходимая в военное время работа, то лишь потому, что в обычной аппаратной борьбе между подразделениями, отвечавши- ми за трудовое использование евреев, и подразделениями, отвечав- шими за избавление от лишних ртов еврейской разновидности, боль- ший успех зачастую оказывался на стороне вторых. (Вообще, переко- сы в деятельности зачастую объясняются не позицией людей, руково- дящих этой деятельностью, а тем, что переусердствует служба, которой поручено какое-то направление работы, и недоусердствует служба, которой поручено альтернативное направление.) Несостоявшиеся спасители восточноевропейского еврейства во Второй Мировой войне -- те, кто пытались "посадить" евреев на землю, сделать их крестьянами. Для большей полноты жестокой картины следует сказать, что вто- рой по значимости причиной уничтожения нацистами на оккупирован- ных территориях преимущественно евреев было опасение диверсий. У немцев против евреев была как бы дополнительная война. Нацисты сражались против "жидобольшевизма", и это была не только пропа- гандистская уловка, но и мировоззренческая установка. Не важно, что к 1941 году еврейство в СССР уже было в значительной степени отодвинуто от власти: важно было, нацисты застряли в своей оценке Советской власти как власти еврейской. Они считали -- и не то чтобы совсем уж без оснований -- что еврейская среда в подрывном отношении для них более опасна. Вдобавок, если надо было запугать население казнями, выбор нацистов опять же останавливался в пер- вую очередь, разумеется, на евреях. К примеру, в Киеве, оккупиро- ванном 19 сентября 1941 года, массовые расстрелы евреев начались уже 27 сентября, но до этого, 24 сентября, на Крещатике случились взрывы зданий, в которых располагались представители оккупацион- ной администрации. Всего в Киеве от взрывов и пожаров пострадало в то время около 940 крупных домов, так что нацистам было из-за чего прибегать к массовым репрессиям (см Википедию, ст. "Бабий Яр"). Поскольку из-за этих взрывов и пожаров в Киеве остались без крова около 50 000 человек, то нацисты, получается, обустроили менее опасную часть населения путём ликвидации более опасной части. Напомним себе, что украинцев, согласных воевать против "жидобольшевизма", было немало. Чтобы сохранить европейских евреев в целости, НЕ НАДО БЫЛО ДОВОДИТЬ ДЕЛО ДО ВОЙНЫ в её тотальном варианте. Эта замечательная идея высказана здесь всего лишь к тому, что после того, как для национал-социалистов началась война на выживание, уничтожение большей части евреев на оккупированных территориях оказалось неизбежным -- так как стало средством увеличения шанса немцев на победу, а также, можно сказать, санитарной необходимостью (из-за угрозы эпидемий среди голодного населения в городах). То есть, евреи уничтожались не от хорошей жизни и не из одной лишь иррациональной антисемитской блажи, а из-за крайнего обострения проблемы выживания -- если не немецкой нации в целом, то хотя бы носителей национал-социалистического мировоззрения, которым тоже очень хотелось и жить, и оставаться при своих взглядах. Виноваты в этом те, кто обеспечили приход Гитлера к власти, Великую депрессию 1930-х, Версальский договор, Первую Мировую войну, верховенство иррационального над рациональным в обществе и т. д. Европейскую цивилизацию тогда сильно перекорёжило, евреи попали между шестерёнок, но правильные выводы из этого, очевидно, не были сделаны -- потому что если бы они были сделаны, не возникло бы культа "холокоста", дающего лицам с антисемитскими наклоннос- тями дополнительный повод для ненависти к евреям. А поскольку культ таки есть, надо полагать, что сегодняшнее европейское общество -- не умнее европейского общества 1930-х и вполне ещё возможно что-нибудь на том же уровне кровавости, что и в 1939-1945 гг. Люди, бойтесь пробуждения злобных зверей в других, а особенно в самих себе: сами ведь и пострадаете. Снисходительно относясь к ближним и дальним человекам, вы настраиваете их на такое же отно- шение к вам. А для удовлетворения своей непреодолимой естествен- ной потребности в конфликте выбирайте себе врагов очень тщатель- но: чтобы была не только радость борьбы, но и польза для челове- чества. Если у вас не хватает умишек для правильного выбора, спрашивайте.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"