О работе С. Н. Булгакова "Расизм и христианство", написанной
зимой 1941-42 г. по поводу книги Альфреда Розенберга "Миф XX
века".
В каждом произведении философского или псевдонаучного типа
должна быть "соль": какая-то оригинальная и вроде бы значимая
идея, оправдывающая появление этой работы на свет. Если "соль"
обеспечена, дальше можно пересказывать своими словами приглянув-
шиеся чужие идеи, смаковать всякие цитаты и вообще расслабляться.
"Соль" у Булгакова -- в представлении расизма как новой религии
("Розенберговский расизм есть философия истории, но, прежде
всего, это есть религиозное мироощущение, которое должно быть
понято в отношении к христианству.") Религиозное сознание --
разновидность сознания мифологического, а именно такая, которая
ОСНОВЫВАЕТСЯ на признании наличия сверхъестественных сущностей,
выстраивается вокруг него, а не просто воспринимает эти сущности
как имеющие место. Поэтому, к примеру, миф о Геракле -- не
религиозный, хотя в нём упоминаются боги. Конечно, это дело
автора -- устанавливать смысл используемых им слов, и Булгаков
вправе приравнять мифологическое к религиозному, но это есть
огрубление понятий, потеря нюансов.
* * *
Булгаков о большевизме и интеллигентщине:
"Возвращаясь к русскому безбожию, в образе даже не человекобо-
жия, но скорее зверобожия, в скотстве этом следует видеть, прежде
всего, варварство, пугачевщину, бессмысленный бунт против святы-
ни, хамство, отсутствие культурного воспитания вместе со стихий-
ным безудержем. Эта стихия 'бунта бессмысленного и беспощадного'
приняла в себя дрожжи духовного отравления, под давлением жесто-
чайшего рабства, под игом, удушающим и обескровливающим нацию
устрашением, нуждой, гонением, всяческим истреблением. И в этом
смысле история не знает равного большевизму порабощения ни по
размеру, ни по последовательности и его, так сказать, технике.
Духовное отравление безбожием шло при этом двумя путями. Во-пер-
вых, роковое значение здесь получило влияние 'интеллигентщины'
(борьбу с ней, как только я сам преодолел для себя ее соблазн, я
сделал делом жизни своей). Интеллигентщина представляет собой --
в преломлении русской души -- некоторую равнодействующую разных
не- или антирелигиозных течений европейской истории. Здесь и
папизм, конечно, так сказать, с минусом, в виде протестантского
его отрицания, но вместе и с высокомерным презрением к правосла-
вию, им обоим равно свойственным (правду сказать, сюда надо при-
соединить еще и справедливое борение против рабского его образа в
качестве государственной церкви, вместе с примирительным клери-
кализмом, папизмом второго разряда). Интеллигентщина впитала
в себя все духовные яды западного безбожия, начиная с энциклопе-
дизма и гуманизма, материализма и человекобожия, наконец, социа-
лизма в образе марксизма и вообще экономического материализма.
Вообще не было такого яда в европейской лаборатории, которого бы
не прививала себе русская интеллигентщина. Вообще весь пестрый
спектр европейского безбожия был здесь воспринят в смешении, и
только по особой милости Божией сохранилась духовно русская мысль
свободной именно от расизма."
По поводу этого блестящего выпада можно сказать так:
1. Большевистское сознание -- в основном псевдорациональное,
мифологическое, то есть в терминах Булгакова -- религиозное,
хотя и без Бога (но зато с культом некоторых личностей).
2. Булгаков сам -- интеллигент и путаник, только в отличии от
многих других интеллигентов, не стремится к рациональности,
а пытается опереться на собственную версию старого христиан-
ского мифа, выстраиваемую в основном на интуитивных основа-
ниях, то есть, как говорится, высасываемую из пальца.
* * *
Булгаков о крови:
"Субстратом расы, как многоединства, для расизма является кровь.
Основное учение именно Ветхого Завета о том, что в крови душа
животных (почему и возбраняется ее вкушение), в известном смысле
созвучно идее расизма. Раса мыслится не просто как коллектив, но
как некая биологическая сущность, имманентная роду."
На это можно заметить следующее:
1. Кровь -- не субстрат расы, а символ. Арийца от негра отличают
по цвету кожи, а не по анализу крови.
2. В каком месте Ветхого Завета сказано, что у животных есть
душа?
3. Расистами раса мыслится не просто как биологическая сущность,
которую надо сохранить ради разнообразия биосферы, но скорее
как коллектив, имеющий общие интересы.
* * *
Булгаков о всечеловечности Христа:
"Ветхозаветный религиозный национализм единственного избранни-
чества истаевает в лучах солнца Христова: хотя и остается место
для много- и разноплеменности, но вся она, по крайней мере потен-
циально, является равноценной перед лицом Христова вочеловечения.
И во всяком случае, вопрос о народах и народности хотя не
упраздняется, но получает новое значение и в него должно быть
вложено совсем новое содержание."
Он же:
"Библейской антропологии, как ветхо- так и новозаветной
неустранимо свойственна эта идея многообразия человечества, не
только как факт, но и как принцип. Не скудость, но богатство, не
схематическое однообразие, но многокрасочность свойственны всему
творению Божию, также и человечеству."
На самом же деле в Евангелии о Матфея (15:22-27) можно прочесть
следующее: "И вот женщина хананеянка, выйдя из тех мест, кричала
Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко бесну-
ется. Но он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив,
просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал
в ответ: я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она,
подойдя, кланялась ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же
сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам."
Правда, в конце концов Христос всё-таки снизошёл до этой сучки,
но -- СНИЗОШЁЛ.
* * *
Булгаков об исключительности русских людей:
"Сатана, который входил поочередно то в души ближайших ко
Христу апостолов, Иуды, Петра, то вождей иудейства и в лице их в
душу всего отпавшего еврейского народа, ныне еще раз пытается
умертвить удел Христа на земле, святую Русь."
"Очевидно, ни один из исторических народов не призван в такой
мере к религиозному творчеству, как русский, и, конечно, нет
иного избранного самим Богом народа, как Израиль, которому даны
были 'закон и пророки'."
С такой глубокой верой в исключительность своей нации очень
трудно разглядеть в ней какие-то серьёзные недостатки, а значит,
не доведётся помочь ей сделать хотя бы шаг вперёд в части интел-
лектуального и нравственного развития.
Нет, Булгаков, конечно, не расист: для него все нации равны,
просто некоторые -- равнее.
* * *
Любимые булгаковские цитаты из Розенберга:
"Жизнь расы, народа не есть логически развивающаяся философия,
и не развивающийся закономерно факт, но образование мистического
синтеза." (117).
"Ценности характера, линии духовной жизни, красочность символов
совокупляются, взаимопоглощаются и дают в общем одного человека.
Но только тогда лишь в цветущей полноте, когда они сами суть по-
следствия, порожденные из одного центра, который лежит по ту сто-
рону доступного эмпирическому восприятию. Эта неуловимая совокуп-
ность всех направлений я, народа, вообще общества, образует его
миф." (459)
"Миф есть новое пробуждение образующего клетки душевного
центра." (699)
Это муть. Что до меня, то я предпочитаю цитаты из Гитлера: они
конкретнее и по существу.
Общее впечатление от книги Булгакова: трёп по поводу трёпа.
Иначе говоря, трёп второго порядка. Я смело пишу по этому поводу
свой трёп третьего порядка в уверенности, что до трёпа четвёртого
порядка уже вряд ли кто опустится. Впрочем, пусть только попро-
бует!