Бурьяк Александр Владимирович : другие произведения.

Сергей Булгаков как расист и христианин

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Александр Бурьяк

Сергей Булгаков как расист и христианин

bouriac@yahoo.com
Сергей Булгаков
Сергей Булгаков
О работе С. Н. Булгакова "Расизм и христианство", написанной зимой 1941-42 г. по поводу книги Альфреда Розенберга "Миф XX века". В каждом произведении философского или псевдонаучного типа должна быть "соль": какая-то оригинальная и вроде бы значимая идея, оправдывающая появление этой работы на свет. Если "соль" обеспечена, дальше можно пересказывать своими словами приглянув- шиеся чужие идеи, смаковать всякие цитаты и вообще расслабляться. "Соль" у Булгакова -- в представлении расизма как новой религии ("Розенберговский расизм есть философия истории, но, прежде всего, это есть религиозное мироощущение, которое должно быть понято в отношении к христианству.") Религиозное сознание -- разновидность сознания мифологического, а именно такая, которая ОСНОВЫВАЕТСЯ на признании наличия сверхъестественных сущностей, выстраивается вокруг него, а не просто воспринимает эти сущности как имеющие место. Поэтому, к примеру, миф о Геракле -- не религиозный, хотя в нём упоминаются боги. Конечно, это дело автора -- устанавливать смысл используемых им слов, и Булгаков вправе приравнять мифологическое к религиозному, но это есть огрубление понятий, потеря нюансов. * * * Булгаков о большевизме и интеллигентщине: "Возвращаясь к русскому безбожию, в образе даже не человекобо- жия, но скорее зверобожия, в скотстве этом следует видеть, прежде всего, варварство, пугачевщину, бессмысленный бунт против святы- ни, хамство, отсутствие культурного воспитания вместе со стихий- ным безудержем. Эта стихия 'бунта бессмысленного и беспощадного' приняла в себя дрожжи духовного отравления, под давлением жесто- чайшего рабства, под игом, удушающим и обескровливающим нацию устрашением, нуждой, гонением, всяческим истреблением. И в этом смысле история не знает равного большевизму порабощения ни по размеру, ни по последовательности и его, так сказать, технике. Духовное отравление безбожием шло при этом двумя путями. Во-пер- вых, роковое значение здесь получило влияние 'интеллигентщины' (борьбу с ней, как только я сам преодолел для себя ее соблазн, я сделал делом жизни своей). Интеллигентщина представляет собой -- в преломлении русской души -- некоторую равнодействующую разных не- или антирелигиозных течений европейской истории. Здесь и папизм, конечно, так сказать, с минусом, в виде протестантского его отрицания, но вместе и с высокомерным презрением к правосла- вию, им обоим равно свойственным (правду сказать, сюда надо при- соединить еще и справедливое борение против рабского его образа в качестве государственной церкви, вместе с примирительным клери- кализмом, папизмом второго разряда). Интеллигентщина впитала в себя все духовные яды западного безбожия, начиная с энциклопе- дизма и гуманизма, материализма и человекобожия, наконец, социа- лизма в образе марксизма и вообще экономического материализма. Вообще не было такого яда в европейской лаборатории, которого бы не прививала себе русская интеллигентщина. Вообще весь пестрый спектр европейского безбожия был здесь воспринят в смешении, и только по особой милости Божией сохранилась духовно русская мысль свободной именно от расизма." По поводу этого блестящего выпада можно сказать так: 1. Большевистское сознание -- в основном псевдорациональное, мифологическое, то есть в терминах Булгакова -- религиозное, хотя и без Бога (но зато с культом некоторых личностей). 2. Булгаков сам -- интеллигент и путаник, только в отличии от многих других интеллигентов, не стремится к рациональности, а пытается опереться на собственную версию старого христиан- ского мифа, выстраиваемую в основном на интуитивных основа- ниях, то есть, как говорится, высасываемую из пальца. * * * Булгаков о крови: "Субстратом расы, как многоединства, для расизма является кровь. Основное учение именно Ветхого Завета о том, что в крови душа животных (почему и возбраняется ее вкушение), в известном смысле созвучно идее расизма. Раса мыслится не просто как коллектив, но как некая биологическая сущность, имманентная роду." На это можно заметить следующее: 1. Кровь -- не субстрат расы, а символ. Арийца от негра отличают по цвету кожи, а не по анализу крови. 2. В каком месте Ветхого Завета сказано, что у животных есть душа? 3. Расистами раса мыслится не просто как биологическая сущность, которую надо сохранить ради разнообразия биосферы, но скорее как коллектив, имеющий общие интересы. * * * Булгаков о всечеловечности Христа: "Ветхозаветный религиозный национализм единственного избранни- чества истаевает в лучах солнца Христова: хотя и остается место для много- и разноплеменности, но вся она, по крайней мере потен- циально, является равноценной перед лицом Христова вочеловечения. И во всяком случае, вопрос о народах и народности хотя не упраздняется, но получает новое значение и в него должно быть вложено совсем новое содержание." Он же: "Библейской антропологии, как ветхо- так и новозаветной неустранимо свойственна эта идея многообразия человечества, не только как факт, но и как принцип. Не скудость, но богатство, не схематическое однообразие, но многокрасочность свойственны всему творению Божию, также и человечеству." На самом же деле в Евангелии о Матфея (15:22-27) можно прочесть следующее: "И вот женщина хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко бесну- ется. Но он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти её, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам." Правда, в конце концов Христос всё-таки снизошёл до этой сучки, но -- СНИЗОШЁЛ. * * * Булгаков об исключительности русских людей: "Сатана, который входил поочередно то в души ближайших ко Христу апостолов, Иуды, Петра, то вождей иудейства и в лице их в душу всего отпавшего еврейского народа, ныне еще раз пытается умертвить удел Христа на земле, святую Русь." "Очевидно, ни один из исторических народов не призван в такой мере к религиозному творчеству, как русский, и, конечно, нет иного избранного самим Богом народа, как Израиль, которому даны были 'закон и пророки'." С такой глубокой верой в исключительность своей нации очень трудно разглядеть в ней какие-то серьёзные недостатки, а значит, не доведётся помочь ей сделать хотя бы шаг вперёд в части интел- лектуального и нравственного развития. Нет, Булгаков, конечно, не расист: для него все нации равны, просто некоторые -- равнее. * * * Любимые булгаковские цитаты из Розенберга: "Жизнь расы, народа не есть логически развивающаяся философия, и не развивающийся закономерно факт, но образование мистического синтеза." (117). "Ценности характера, линии духовной жизни, красочность символов совокупляются, взаимопоглощаются и дают в общем одного человека. Но только тогда лишь в цветущей полноте, когда они сами суть по- следствия, порожденные из одного центра, который лежит по ту сто- рону доступного эмпирическому восприятию. Эта неуловимая совокуп- ность всех направлений я, народа, вообще общества, образует его миф." (459) "Миф есть новое пробуждение образующего клетки душевного центра." (699) Это муть. Что до меня, то я предпочитаю цитаты из Гитлера: они конкретнее и по существу. Общее впечатление от книги Булгакова: трёп по поводу трёпа. Иначе говоря, трёп второго порядка. Я смело пишу по этому поводу свой трёп третьего порядка в уверенности, что до трёпа четвёртого порядка уже вряд ли кто опустится. Впрочем, пусть только попро- бует!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"