Сотрудники секретной службы только улыбаются, когда
смотрят фильмы или читают о работе своего учреждения,
которое изображается как какой-то супермеханизм. Непо-
священные охотно верят этим сказкам, потому что они
окрыляют их фантазию. Однако эти надуманные картины
совершенно не соответствуют действительности."
Х. Фельфе. "Мемуары разведчика"
(гл. "Шпионаж БНД ...").
В материалах, с которыми работает служба АР, различаются:
данные из (от) источников;
разрабатываемые разведывательные документы;
организационно-распорядительные документы;
справочники, досье, архивы.
Соответственно выделяются технологии ...
работы с данными источников;
разработки документов;
делопроизводства;
информационного обеспечения.
Возможные режимы работы аналитика:
1) решение конкретных задач:
в нормальном темпе;
в ускоренном, экстремальном темпе;
2) поддержание интеллектуальных навыков и общее слежение за
ситуацией: чтение книг и периодики, думание, разговоры с
различными людьми;
3) формирование обобщенных представлений и развитие профессио-
нальных технологий.
В процессе разведывательного анализа выявляются ...
состояния различных феноменов;
представления различных субъектов об этих феноменах;
намерения различных субъектов;
имитации различными субъектами состояний, представлений,
намерений.
Хант Ч. и Зартарьян В. ("Разведка...", стр. 23) предлагают
разделять совокупность исследуемых разведкой феноменов по степени
важности на следующие три сферы:
+------------------+
|+----------------+|
||+--------------+||
|||сфера действий||| <- феномены, имеющие непосредственное
||| ||| отношение к деятельности
||+--------------+||
|| сфера влияния || <- феномены, влияющие на сферу действий
|+----------------+|
| сфера интересов | <- феномены, не оказывающие в текущий
+------------------+ момент существенного влияния на сферу
действий, но в принципе могущие войти
в сферу влияния или сферу действий
Работа АР включает в себя следующие компоненты:
1. Добывание:
разовое изучение различных феноменов;
мониторинг текущих состояний различных феноменов.
2. Анализ: выяснение ...
1) текущих быстро изменяющихся характеристик субъектов,
объектов;
базовых (= медленно изменяющихся) характеристик
субъектов, объектов;
2) устройства и состояния субъектов, объектов;
приемов деятельности субъектов;
процессов, имеющих место в объектах или вовлекающих в
себя объекты;
обобщенных представлений субъектов;
стратегий, прогнозов, планов субъектов;
возможностей (= мощностей, резервов, запасов,
потенциалов) субъектов;
способов приведения субъектов, объектов к тому или
иному состоянию.
3. Реконструирование:
выяснение причин того или иного процесса, события,
качества;
расследование и объяснение прошлых событий.
4. Прогнозирование: оперативное; стратегическое.
5. Оценивание субъекта, объекта, события, процесса: выяснение
степени полезности, вредности, опасности, важности.
6. Планирование: оперативное; стратегическое.
7. Теоретизирование: разработка теорий, идеологий, доктрин,
стратегий.
Исследование, анализ, прогнозирование и т. п. могут быть
формальными и неформальными. Формальные -- осуществляемые
посредством действий с данными. Они более или менее легко
алгоритмизируются, то есть выражаются в виде исчерпывающе
описанных процедур. Неформальные -- осуществляемые посредством
действий с мысленными представлениями. Детальное регулирование
их посредством предписывания четких процедур мешает достижению
высококачественных результатов.
Формальные процедуры работы с данными становятся применимыми
после формализации сведений, то есть после представления их в
виде данных на некотором простом языке.
Возможное содержание формального анализа:
выявление наибольших, наименьших, средних значений; ранжиро-
вание (по одному признаку или по нескольким взвешенным
признакам).
выявление сходства, различия;
фильтрование (= отбор по некоторым критериям);
классифицирование;
выявление степени корреляции;
проверка статистических гипотез.
Чтобы правильно задать вопрос, надо
знать большую часть ответа.
Р. Шекли. "Верный вопрос".
Выделяются задачи ...
1) внешние (разработка документов для внешних потребителей);
внутренние (разработка документов для внутреннего
использования);
2) решаемые наверняка; имеющие сомнительную решаемость;
3) правильность решения которых может быть легко проверена;
правильность решения которых практически не может быть
проверена.
Постановка задачи требует ответов на следующие вопросы:
1. Каких целей предполагается достигнуть решением этой задачи?
2. Надо ли браться за решение задачи? Что будет, если задача
останется нерешенной? Не лучше ли решить вместо этой задачи
другую?
3. Какие более общие цели преследуются решением этой задачи?
Надо ли реализовывать эти цели? Какие есть способы их
реализации?
4. С какими другими задачами связана рассматриваемая задача?
Какие другие задачи следует решить перед тем, как за нее
браться?
5. Какого рода сведения нужны для решения задачи?
6. Какие априорные сведения имеются? На что следует обратить
внимание?
7. Какие сущности надо исследовать для получения дополнительных
сведений?
8. Какими источниками можно воспользоваться?
9. Кто наилучшим образом справится с задачей?
10. С кем и каким образом можно или следует взаимодействовать
в процессе работы?
11. Каковы требования к секретности при выполнении работы?
12. Какие ресурсы можно затратить для решения?
13. К какому сроку следует завершить работу или каков ее
приоритет?
14. Каковы требования к решению?
15. Как оформить результаты работы?
16. Как достигнуть наибольшего эффекта от решения, если оно будет
получено?
По мере сбора и анализа сведений для решения некоторой задачи
может выясниться, что задача поставлена неоптимально, или что
даже неправильно выделяется более общая проблема, в связи с
решением которой эта задача была поставлена.
Нечеткая постановка задачи -- это нормальная ситуация, в общем
случае не свидетельствующая о слабости ее постановщика. Скорее,
слабым является постановщик, не способный признать нечеткость или
затрудняющий неуместной четкостью работу исполнителя, а также
исполнитель, который не способен справиться с нечеткостью.
Доводы в пользу нечеткости:
во-первых, исполнитель может помочь в уточнении задачи или
уточнить ее по своему усмотрению и без согласования с
постановщиком;
во-вторых, решение некоторых задач можно начинать до того,
как эти задачи будут уточнены;
в-третьих, иногда нечеткость можно устранить только после
первых попыток решения;
в-четвертых, при решении нечетко поставленной задачи можно
получить нечеткое, но не бесполезное решение.
Корректно представленная неопределенность предпочтительнее
псевдоконкретности. Способность работать с неопределенностями --
важное качество аналитика.
Возможные причины неопределенности в постановке задачи:
неопределенность ситуации;
неспособность руководителя конкретизировать поручение;
намерение переложить ответственность на подчиненного;
намерение завалить дело;
стремление затруднить подчиненному работу;
высокая оценка способностей подчиненного.
... Держать нос по ветру, чтобы заранее позабо-
титься о знании таких вещей, которые могут стать
актуальными только спустя недели или месяцы, с тем
чтобы, когда эти сведения потребуются начальству,
они уже были в наличии.
Х. Фельфе. "Мемуары разведчика" (гл. 2).
Служба АР должна прогнозировать информационные потребности
своих заказчиков и по возможности начинать подготовку материалов
до того, как будут выданы соответствующие задания.
Службой АР могут инициативно готовиться и предъявляться неко-
торые не требующие срочного реагирования материалы с целью
подталкивания потребителей этих материалов к решениям, представ-
ляющимся службе уместными, в частности, к выдаче службе АР неко-
торых заданий.
Если служба АР работает энергично и качественно, она может
формировать информационные потребности у обслуживаемых ею лиц,
а не подстраиваться под них. Это удобно хотя бы тем, что избавля-
ет от необходимости выполнять непосильные, ненужные, некорректно
сформулированные задания и дискутировать с заказчиками по поводу
этих заданий.
Д. Маклахан ("Тайны английской разведки", стр. 339):
"Когда офицер разведки составит оценку намерений противника или
численности его сил, гордость может помешать ему признаться само-
му себе и командиру в том, что новые факты ставят под сомнение
или даже опровергают составленную ранее оценку."
Чтобы самолюбие и карьеристские соображения не препятствовали
исправлению и предупреждению ошибок, должно быть признано следу-
ющее:
- Невозможно добиться, чтобы люди не ошибались. Не ошибается
тот, кто ничего не делает.
- Больше ошибается тот, кто делает что-то необычное и сложное.
- В некоторых видах деятельности ошибки -- средство накопления
сведений, нужных для достижения успеха, или неизбежный
побочный продукт.
- Чрезмерное преследование за ошибки приводит к тому, что люди
избегают браться за деятельность, чреватую ошибками, а также
скрывают их.
- Неумеренное опасение ошибок ведет к психическому перенапряже-
нию и дополнительным ошибкам.
- То, что представляется ошибочным, может впоследствии оказаться
правильным, и наоборот.
Надо различать ...
- ошибки восприятия, суждения, вспоминания, интуиции;
- ошибки в рамках мыслительной парадигмы;
- слабости мыслительной парадигмы.
Чем более срочными являются разведывательные сообщения, тем
выше вероятность наличия в них ошибок.
А. Даллес "Искусство разведки" (стр. 156):
"Деятелей, разрабатывающих политику и получающих подробную
разведывательную информацию в виде периодически выпускаемых
разведывательных бюллетеней, предупреждают, чтобы они не при-
нимали решений на основании 'сырого' разведывательного матери-
ала."
Помимо ошибок, неизбежных во всякой сложной деятельности (даже
очень важной и осуществляемой особенно тщательно), в результатах
работы АР обычно присутствует более или менее значительная неоп-
ределенность, порождаемая сутью разведывательной деятельности,
состоящей в разгадывании и предсказывании.
Если служба АР перестраховывается в отношении неопределеннос-
тей, то ее сообщения теряют значимость. А если она переоценивает
свою проницательность, на основании ее данных могут быть приняты
неверные решения, ведущие к тяжелым последствиям.
В отношении неопределенности возможны ошибки следующих типов:
- неверное понимание ситуации, в отношении которой выявляются
варианты событий и действий;
- составление неполного списка возможных вариантов событий или
действий;
- неверное определение возможностей реализации вариантов событий
или действий;
- неверное предсказание следствий реализации вариантов событий
или действий, неверное определение затрат на осуществление
действий.
Минимизации ошибок способствуют:
здравое отношение к ошибкам;
благоприятные условия для интеллектуальной деятельности;
проверка планов, проектов, правил, результатов деятельности;
расследование причин ошибок и последующая корректировка
технологий работы.
Исследование истории военных и политических катастроф показыва-
ет, что в большинстве случаев главной их причиной (или одной из
главных причин) были какие-нибудь ошибки в определении возможнос-
тей и намерений противника или даже неадекватные представления о
состоянии "своих".
Могут быть выделены следующие типичные ошибки в сфере деятель-
ности АР:
1. Принятие верных разведывательных сведений за дезинформацию.
2. Принятие дезинформации за верные разведывательные сведения.
3. Раскрытие истинных намерений своей стороны неудачной попыткой
ввода противника в заблуждение.
4. Пренебрежение некоторыми источниками сведений.
5. Пренебрежение некоторыми разведывательными сообщениями.
6. Неправильная интерпретация достоверных сведений.
7. Недостаточно убедительное или не привлекающее внимания пред-
ставление разведывательных данных потребителю.
8. Чрезмерно доверительное отношение к экспертам: пренебрежение
проверкой предоставленных ими сведений, сопоставлением мнений.
9. Непринятие мер к корректировке технологий работы потребителя
разведывательных данных в случае проявления у него склонности
к решениям, которые представляются неправильными.
Если в процессе подготовки и переподготовки разведывательных
кадров обращать значительное внимание на причины тех или иных
стратегических просчетов, вероятность их повторения наверняка
несколько уменьшится.
Отличие стратегических ошибок от нестратегических в том, что их
почти невозможно компенсировать в дальнейшем. Поскольку полная
определенность в понимании ситуации и ее перспектив недостижима,
то при риске совершения стратегической ошибки выбор должен
делаться не в пользу варианта, представляющегося наиболее
возможным, а в пользу варианта, в наибольшей степени защищающего
от потерь при любом развитии событий.
Самый известный и яркий пример стратегической ошибки -- отказ
Сталина от непосредственной подготовки к отражению нападения
Германии 22 июня 1941 г. Ошибка Сталина состояла не в том, что он
не допускал возможности нападения и предполагал лишь провокации
на границе: у него были факты как в пользу такого прогноза, так
и против него. Ошибка Сталина состояла в том, что он не предпри-
нял достаточных действий, которые обеспечивали бы приемлемый ре-
зультат при ЛЮБОМ развитии событий. А ошибка военных, убеждавших
Сталина в намерении Германии напасть, -- в том, что они склоняли
его к варианту действий, предполагавшему только войну, вместо
того чтобы потратить свои силы на выработку и скорейшую реализа-
цию универсального варианта. В конце концов этот универсальный
вариант все-таки появился, но в ограниченном виде, и его к тому
же не успели довести до исполнителей.