Аннотация: Меня всегда интересовало, с кем женщины борются за свои права и кто им эти права будет гарантировать, если они победят?
О положении женщин в обществе.
Феминизм, конечно, придуман мужчинами. Причем хитрыми и ленивыми. Которым не хотелось работать, и они стали подбивать женщину на "борьбу за равные права".
Хотя, если вдуматься, с кем бороться за свои права?
И кто эти права будет обеспечивать?
Возможно, я слишком часто обращаюсь к этой мысли Ефремова - что общество человеческое складывалось вокруг заботы о детях - но само наблюдение за нашими, совершенно неприспособленными к жизни по крайней мере лет до десяти-двенадцати (даже у самых невзыскательных народов), детьми постоянно меня в этом убеждает.
В условиях племенного строя, чтобы племя вообще существовало, необходимо было детей растить, оберегать и как-то устраивать так, чтобы они-таки доживали до зрелого (аж до 12-14 лет!) возраста и приходили на смену предыдущему поколению. Многие, несмотря на всю заботу, умирали в младенчестве, или чуть постарше - дети всегда были любопытны и бесстрашны, и не всегда их успевали вытащить изо всех дыр и оттащить от всех ядовитых гадов...
Но кроме заботы о детях, воспитания, надо было еще и защищаться - от хищников, от врагов, - и добывать хотя бы мамонта, и разведывать новые места поселений, и много чего еще, требующее отсутствия в племени.
И тогда складывается разделение обязанностей. Мужчины ходят на охоту, встают на защиту, первыми входят в пещеру (кто пустил эту байку, что обычай пропускать женщину вперед восходит к пещерным временам? В те времена пещеру мужчина находил в гордом одиночестве, и сам входил в нее, не зная, кого встретит внутри - пока женщины сидели с детьми. И тогда женщин вперед никто не пропускал - это куда более древняя традиция), первыми пробуют новую еду, и много чего еще - именно в те "архетипические" времена складывается нынешний архетип мужчины - добытчика, защитника. Тогда же складывается и образ женщины - заботливой, обеспечивающей домашний уют, воспитание детей.
Позднее, когда племя распалось на отдельные рода и семьи, распределение обязанностей сохранилось - мужчины осуществляли "внешний интерфейс", взаимодействие с внешней средой (иногда довольно агрессивной), женщины - внутреннее обустройство. Как пишет Герберштейн о Руси, "если в доме нет мужчины, женщина не может сама даже зарезать курицу - тогда она выходит к дороге с курицей и ножом и просит проходящих мужчин сделать это".
Забелин пишет, что "женщина содержалась на своей половине, куда доступ был открыт лишь немногим родственникам и самым близким слугам". Это он полагает унижением и ограничением прав. Но если подумать - а чьи права это ограничивает? Скорее, это ограничение прав "посторонних", которым запрещено вторгаться во внутренний мир дома...
Времени прошло много, но суть остается - мир действительно создается мужчинами. Они продолжают отвечать за "внешний интерфейс". И хотя есть и женщины-космонавты, и женщины-подводники, и женщины-военные, но это тем не менее "не очень женские профессии". И не вполне понятно стремление женщин разрешить им это. Ибо, во-первых, особо никто не запрещает - просто смотрят косо. Во-вторых, "смешанные отряды" создают большие проблемы чисто физиологического свойства, ибо физиология все-таки разная. Хотя, конечно, сделаны большие шаги по научению мужчин рожать, но смысла полного "равенства" я понять не могу. Ведь по-прежнему кто-то должен смотреть внутрь - а кто-то смотреть наружу. И если общество сильно выросло от размеров племени до размеров по крайней мере страны, все равно в нем есть "внутренний круг" - дети, те, о ком оно все равно должно заботиться (в связи с ростом продолжительности жизни, туда еще попадают и старики), средний круг - женщины, обеспечивающие обустройство мира для "внутреннего" и для "внешнего" круга - и круг внешний, взаимодействующий со всем, еще не прирученным миром, еще представляющим угрозу.
Если мы рассматриваем только противостояние мужчин и женщин - то можно говорить о каком-то "ущемлении прав". Но если мы понимаем, что существуем все вместе - то права не просто связаны с обязанностями, они из них напрямую следуют. С течением времени в самом деле о некоем "высшем существе" - племени, семье, роде - начинают забывать, как бы получается, что "женщина принадлежит мужчине" - ибо понятие принадлежности, собственности - тоже создано "внешним интерфейсом", - но если вспомнить, что и те, и другие в итоге едины - то требование "равных прав" получается просто бредовым. Вернее, равные права требуют и равных обязанностей.
Если до разрешения разводов муж был обязан содержать жену (не все это делали, но вопрос не о частных случаях, а об общей практике), то теперь - не обязан. Она имеет право работать - значит, может содержать себя сама. Ответственность с мужчины за свою семью снимается - и семья начинает пропадать.
Когда говорят о "насилии в семье", о том, как мужчина бьет женщину - вообще говоря, непонятно, причем тут "неравные права"? Тут явно - неравные возможности! Браки, в которых мужчина - забитый и робкий, а жена - наоборот, "бой-баба" - часто отмечены обратным насилием. Дело исключительно в физике. И если люди воспитаны нормально - то "нормальный мужчина" всегда не даст женщину в обиду насильнику. А если "принять специальный закон" - какой в нем смысл и кто его будет выполнять? Маньяку закон не указ, а остальные и так понимают, что это "нехорошо".
Правда, если внедрять мысль, что это "не так уж и нехорошо" - то да, защитой остаются только органы власти. Которые, правда, тоже подвержены рекламе и воздействию "антикультуры", и т.д. Но в любом случае, проблема идет не от устройства общества, где "зажимаются женские права" - а от мозгов, как тех, так и других.
Подводя итог, можно сказать, что лучше бороться не за права женщин - а за то, чтобы мужчины выполняли свои обязанности