Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Государство Само

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кажется, я нашел "предка торговых республик" - Новгорода, Рюгена, Волина и других славянских городов на Балтике.


   Довольно во многих работах:
   http://samlib.ru/b/burlankow_nikolaj_dmitriewich/rusold.shtml
   http://samlib.ru/b/burlankow_nikolaj_dmitriewich/prehistory_rus.shtml
   http://samlib.ru/comment/b/burlankow_nikolaj_dmitriewich/slavyane
   у меня возникает впечатление, что Новгород, Ладога, Волин и многие другие "торговые города Балтики" есть наследники "древнего государства славян на Балтике". Но при этом никаких сведений об этом государстве вроде бы нет.
   Однако внезапно прочтение давно известных источников подсказало ответ:
   На 40-м году правления Хлотаря (623 г.) некий человек по имени Само, франк родом из Санса, вместе с другими купцами отправился к тем славянам, которые известны как венды. Славяне уже подняли восстание против авар, называемых также гуннами и против их правителя-кагана. Венды были долгое время поданными гуннов, которые использовали их как befulci. Когда бы гунны не выступали против других народов, они стояли у лагеря в строю, готовые к бою, пока сражались венды. Если венды побеждали, то гунны бросались вперед за добычей, но если венды терпели поражение, то гунны поворачивали их и вновь заставляли вступать в битву. Венды звались гуннами befulci, потому, что они дважды начинали атаку в боевых порядках, и таким образом, прикрывали гуннов. Каждый год гунны зимуют со славянами, спят с их женами и детьми, и вдобавок славяне платят дань и терпят много других тягот. Сыновья, рожденные от гуннов славянским женами и дочерьми однажды нашли это постыдное унижение нестерпимым, и поэтому, как я сказал, они отказались подчиняться своим господам и подняли восстание. Когда они выступили против гуннов, Само, о котором я говорил, пошел с ними, и его храбрость вызвала их восхищение: удивительно много гуннов пало от меча вендов. Признав его заслуги, венды сделали Само своим королем, и он правил ими 35 лет. Несколько раз они, под его руководством, воевали с гуннами, и его благоразумие и храбрость всегда доставляли вендам победу.
   http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Fredegar/frametext.htm
   Почему-то считается (см. Википедию), что государство Само
   Существовало на территории современных Чехии и Нижней Австрии (а также части Силезии, Словакии и Словении), объединив предков современных чехов, словаков, лужицких сербов и словенцев
  
   Однако Фредегар дальше пишет:
   ...король приказал тайно собрать войско со всего королевства Австразии для похода против Само и вендов. Против вендов выступило три отряда, лангобарды также помогли Дагоберту, сделав нападение на славянскую землю. Но славяне повсюду приготовились к отпору. Алеманские войска под командованием герцога Хродоберта одержали победу в том месте, где они вступили в славянскую землю, и лангобарды также одержали победу и, как и алеманы, взяли много славянских пленных. Но, с другой стороны австразийцы Дагоберта, осадившие крепость Вогастисбург 79, в которой укрылось множество самых решительных вендов, были сокрушены в трехдневной битве. И поэтому они вернулись домой, оставив во время своего бегства все палатки и снаряжение. После этого венды совершили много грабительских набегов на Тюрингию и прилегающие земли королевства франков. Помимо этого, Дерван, герцог сорбов, народа славянского происхождения, долгое время подчинявшийся франкам, перешел под власть Само вместе со всеми своими людьми. И не столько славянская храбрость вендов позволила им одержать победу над австразийцами, сколько плохое состояние духа у последних, которые видели, что их Дагоберт их ненавидит и постоянно обирает.
   Итак, во-первых, венды - это как правило именно балтийские славяне. Во-вторых, славяне совершили "много грабительских набегов на Тюрингию". На современной карте Тюрингия практически в центре Германии, однако в те времена славяне населяли весь северо-восток от нее. Дальше, Вогатисбург полагают "замком Лабуда в Чехии", но это именно предположительно. В ту пору франкам еще не принадлежала Германия, это случится только при Карле Великом, а владеть "через разрыв" чем-либо довольно затруднительно. Наконец, Само подчинился Дерван, герцог сорбов - т.е., лужицких сербов, опять же расположенных к северо-востоку от Тюрингии, а не к юго-востоку или востоку.
   Чехов как-то я не встречал, чтобы кто-то именовал вендами.
   Другой момент из Фредегара:
   На 10-м году своего правления (631 г.) Дагоберт узнал, что армия вендов вторглась в Тюрингию. Он собрал войско в Австразии, сам его возглавил в городе Меце, пересек Арденны и прибыл в Майнц, собираясь перейти Рейн. С ним были корпуса отборных воинов из Нейстрии и Бургундии под началом их герцогов и графов. Саксы послали вестников к Дагоберту, прося освободить их от дани, которую они платили его казне, и они обещали усердно и храбро преграждать дорогу вендам и защищать участок франкской границы. Дагоберт, по совету нейстрийцев, согласился на эти предложения саксов, и сакские послы дали клятву на оружии, лязгая им по своему обычаю, от имени всего сакского народа. Но их обещание дало мало толку. Тем не менее, Дагоберт освободил саксов от дани
   Саксония - это как раз приграничная с Эльбой (Лабой) земля, то есть, приграничная с прибалтийскими славянами. Саксонцы вряд ли могли бы прикрывать франков от набегов вендов, если бы те жили южнее.
   Итак, не отрицая, что Чехия и часть Словакии могли принадлежать государству Само - по контексту скорее его держава простиралась к северу от авар, а не к югу, востоку или западу. И, вероятно, выходила к побережью. То есть, все эти многочисленные балтийские племена и были остатками государства Само.
   Между тем королю было доложено, что славяне сорабы, которые населяют лежащие между Эльбой и Заале поля, вторглись в пределы тюрингов, которые являются их соседями
  
   http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Annales_regni_francorum/frametext1.htm
   Сорбы по традиции продолжают грабить тюрингов и после распада государства Само.
   Однако непонятно, почему распад его государства так точно относят к 658 году. Исторический источник о государстве Само, насколько я понимаю - только хроника Фредегара (по крайней мере, все ссылки - на нее), а она доходит лишь до 642 года. Да, Фредегар упоминает, что Само правил вендами 35 лет - но нигде не сказано, что после его смерти государство распалось. У Само было 12 жен и "множество детей" (кстати, уже поэтому он вряд ли франк: все-таки, франки были христианами, а для христиан 12 жен невозможны), и, соответственно, были наследники; тюрингский герцог предпочел союз с Само союзу с франками - то есть, опять же, это было серьезное объединение, а не какой-то "союз племен", как его пытаются представить.
   Дальше, самое непонятное - это "куда смотрят авары". По логике, Дагоберу, идя на "злобных славян", следовало бы прежде всего заручиться поддержкой авар. И, судя по тому, что Дагобер в 631 году приказал перебить просивших у него убежища болгар, бежавших от авар, он и вправду пытается с аварами договориться. Однако почему-то дальнейшие действия авар против Само неизвестны, Само спокойно продолжает вторгаться на территорию франков. Хотя, казалось бы, авары - первые заинтересованные в войне с Само лица!
   Впрочем, последнее упоминание вендов в хронике Фредегара - это 639 год, мятеж тюрингского герцога Радульфа (решившего, что лучше дружить с вендами, чем с франками), причем, удачный мятеж, по итогам которого тюринги стали независимыми, а Радульф - королем. Соответственно, граница славян с франками исчезла почти на сто лет (до походов Карла Великого). И что творилось там, за саксонцами и тюрингами, франкских хронистов уже не интересовало.
   При этом и "злобные авары", живущие "исключительно грабежом", пропадают из хроник, как франкских, так и византийских. Если от византийцев они примерно в это время оказываются отрезанными болгарами, то с баварцами - подданными франков - авары вроде бы граничат, и должны бы продолжать свои набеги, однако ж сведений об этом нет, франки спокойно переключаются на Испанию, Италию и внутренние дела.
   Вообще, как я уже много раз говорил, так не бывает, чтобы две серьезные структуры существовали в одно время в одном месте, не замечая друг друга. Если есть сведения, как из какого-то места приходят дружины одного народа, а в других источниках из того же места приходят дружины другого - скорее всего, это разные названия одного народа или же даже государства. Потому как если это разные структуры - они будут заняты войной друг с другом, или по крайней мере будут опасаться друг друга, чтобы сильно угрожать более дальним соседям. Если же они имеют договора между собой, ходят в совместные походы и не угрожают друг другу - значит, это ОДНА структура, с общей системой управления, нормами по разделу добычи и т.д. А также, скорее всего, с единым языком (в армии трудно управлять, если подчиненные тебя не понимают).
   Однако в данном случае ситуация обратная: авары пропадают из хроник соседей более чем на сто лет (до Карла Великого), и славяне так же. Так что резонно предположить, что основное содержание и той, и другой структуры (государства Само и аварского каганата) были войны друг с другом, о которых сведений у соседей не осталось по причине того, что тех эти войны не касались.
   Косвенные указания на эти войны сохранились в Анналах королевства франков, где авары жалуются на притеснения от славян:
   Немного [времени] спустя каган, государь гуннов 195, по принуждению своего народа пришёл к императору, прося дать ему место для поселения между Сабарией и Карнутом, поскольку из-за вражды славян он не мог быть на прежних местах жительства.
   ...
   в три части своего королевства послал столько же армий, одну - за Эльбу на линонов, которая и опустошила их самих и восстановила замок Хохбуоки на берегу реки Эльбы, в прошлом году разрушенный вильцами, другую - в Паннонию для прекращения споров гуннов и славян, третью - на бретонцев, для наказания их вероломства
   http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Annales_regni_francorum/frametext2.htm
   При том что сами авары франками относятся к восточным славянам:
   всех восточных славян, то есть ободритов, сорабов, вильцев, богемов, моравов, преденецентов и авар, находящихся в Паннонии
  
   То, что авары - родичи славян, следует и из самого Фредегара:
   Сыновья, рожденные от гуннов славянским женами и дочерьми, однажды нашли это постыдное унижение нестерпимым, и поэтому, как я сказал, они отказались подчиняться своим господам и подняли восстание.
   Таким образом, гаплогруппы вендов должны быть от "гуннов" (авар). Однако единственная "восточная" гаплогруппа Q именно в Прибалтике и не присутствует (есть в Дании, Норвегии, Исландии, Венгрии - а вот в Прибалтике нет):
   https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/70/Haplogroup_Q_%28Y-DNA%29.PNG
   В остальном же население Прибалтики - чисто славянское по гаплогруппам, имея слабое вмешательство "германских гаплогрупп", видимо, уже из более позднего периода "германизации".
   Итак, авары, родственные славянам, при этом "притесняли славян" (вернее, вендов - часть славян), те восстали, отделились. Потом у авар была "смута" против болгар, в это время Само воевал с франками (и успешно - настолько, что тюринги предпочли союз с ним, чем с франками).
   А дальше - трудно сказать, происками ли франков, или византийцев, или сами дошли до этого - государство Само и его преемников (дата распада его государства - 658 - совершенно ниоткуда не следует) занялось войной с аварским каганатом, который одновременно воевал с болгарами, которые воевали с византийцами; между балтийскими же славянами и франками оказались саксонцы и тюринги.
   Вероятно, государство Само правда распалось - где-то на протяжении 8-го века, потому как уже в период правления Карла Великого на берегу Балтийского моря встречаются только разрозненные "племенные союзы" - лютичи, ободриты и пр., - единого руководства у них уже нет. И эти разрозненные племена уже частично поддерживают франков в их походе на авар.
   Если Само правда был франком (что крайне странно - чего бы франку так заботиться о свободе славян от авар?), то ситуация вполне может выглядеть тоже несколько не так, как описано у Фредегара. Само не сам по себе попал к славянам, а был "заслан франками" с целью подорвать могущество авар (совершавших набеги на территорию франкского государства еще с 6 века, и даже однажды захвативших в плен короля Сигиберта - в 568 году). Но когда восстание оказалось успешным, и его выбрали королем - Дагобер попытался напомнить Само о том, кто его хозяин, однако Само решил "кинуть" своего нанимателя, что и привело к нескольким войнам:
   В этом году славяне (или венды, как они себя называют) убили и ограбили большое число франкских купцов в королевстве Само, и так началась вражда между Дагобертом и Само, королем славян. Дагоберт отправил Сихария с посольством к Само с требованием соответствующего возмещения за ограбление купцов его людьми. Само не пожелал видеть Сихария и не допускал его к себе. Но Сихарий оделся как славянин и таким образом, вместе со своей свитой, проник в покои Само и полностью прочел ему послание, которое ему было приказано вручить. Но, как это обычно бывает у язычников и у людей дурной гордости, Само не признал ничего из того зла, которое он совершил. Он просто утверждал, что у него есть намерение совершить правосудие в этом споре, также как и в других раздорах, которые возникли в это же время. При этом, посол Сихарий, поступив как глупец, говорил с Само угрозами, хотя для того эти слова не имели никакого значения. Он сказал, что Само и его народ обязаны быть верными поданными Дагоберта. Оскорбившись, Само ответил: "Земля, занимаемая нами, принадлежит Дагоберту, и мы являемся его людьми лишь при условии, что он будет поддерживать с нами дружбу". Сихарий возразил: "Невозможно для христиан и слуг Господа жить с условием дружбы с собаками". "Тогда, сказал Само, если вы божьи слуги, то мы его гончие псы, и если ты настаиваешь на оскорблении Его, то в нашем праве разорвать тебя на куски". И затем Сихарий был выгнан вон.
   С чего бы Сихарий, посол Дагобера, говорил с Само подобным образом? И замечу еще, что переворот Само был в 623 году, а война началась в 630-31, то есть, семь лет жили мирно.
   Кстати, как я уже говорил, в хронике Феофана Исповедника есть разница в 7 лет с датировками франков
   http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text9.phtml?id=11653
   И там за 617 год стоит нападение авар на Константинополь (в котором славяне играли роль "военно-морских сил авар", но были разбиты и ушли, бросив своих союзников).
   http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Sinkell/text1.phtml?id=3422
   617 - соответственно, 624 у Фредегара; но начало года "плавает" и тоже разнится у франков и византийцев (у византийцев - в сентябре, у франков - на Рождество), Фредегар датирует не всегда точно, перескакивая с одного на другое и иногда возвращаясь - так что это вполне может быть и 623 год, и тогда "уход славян от авар" и бунт Само будет одним и тем же событием. То есть, воспользовавшись неудачей авар под Константинополем, Само поднял у славян бунт и сам стал их вождем. Возможно, даже пообещал "покровительство франков" для защиты от авар. После чего у самих авар возникли внутренние проблемы, закончившиеся в 631 году открытой войной с болгарами.
   Кстати, у Феофилакта Симокатты есть интересный момент:
   В третьем часу, когда все они спали, не выставив никакого караула, возле зарослей появились варвары. Спешившись с коней 120, славяне решили отдохнуть в тени и дать постоять лошадям.
   http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Simokatta/frametext1.htm
   Т.е., по крайней мере, у Симокатты никакого удивления использование коней славянами не вызывает. Так что и болгары ("народ смешанного происхождения"), и авары, и славяне окажутся одного "гуннского корня", как и полагает Прокопий Кесарийский.
   И неожиданно пересекающиеся и подтверждающие эти выводы сведения из другого давно знакомого источника - Повести Временных лет.
   Там есть несколько любопытных моментов.
      на полънощнъ?? 38 странъ? Дунаи Дьнестръ 39. и Кавкаисински? 40 горъ? . рекше Оугорьски
     http://www.krotov.info/acts/12/pvl/lavr01.htm
  На первой же странице ПВЛ!
  Кавкасианские горы, рекомые Угорскими.
  Т.е., угры (венгры) там однозначно были (кто из десятков кавказских народов сейчас их "реликт", я, конечно, с ходу не скажу - но можно поискать). И тогда хазары вполне оказываются все-таки угроязычными, и, вероятно, угры же - одна из составляющих авар (вместе со славянами и, возможно, какими-то сарматскими племенами). Насчет гуннов я опять не уверен (мне представляется, что гунны именно славяне, "ославянившие" многие другие народы, до того славянами не являвшимися, именно после распада гуннской державы на всем ее протяжении возникают славянские культуры и славянские языки).
  
  И далее:
     по сему же морю сед?ть Вар?зи семо ко въстоку до предела Симова . по тому же морю сед?ть къ западу до земле Агн?нски и до Волошьски Афетово бо и то колено 58 Вар?зи Свеи Оурмане Готе Русь . Агн?не 60 Галичане . Волъхва 61 Римл?не 62 Немци . Корл?зи Веньдици Фр?гове и прочии
     Очевидно, что свеи, урмане, готе, русь, агняне, галичане, волохи, римляне и немцы к варягам не относятся, это "равновеликие понятия". И что характерно, варяги сидят "к востоку до предела Симова, и к западу до земли Английской и Волошской". Для "норманистов" это однозначно совпадает со "следами норманнов на Руси", однако я уже много раз говорил об опасности отождествления археологической культуры и народа.
   Часто приходится сталкиваться (о сарматах, о хазарах и других) - "Археология не подтверждает наличия у хазар иудаизма"; "археология не подтверждает наличие у сарматов тяжелой конницы" и т.д. Но с чего мы взяли, что данная археологическая культура тождественна этому народу?
   Вообще говоря, само отождествление народа и культуры может быть произведено только по упоминанию в источниках (если, конечно, при раскопках не найдены записи на том или ином конкретном языке) и характеристике этого народа. Если, скажем, все источники утверждают, что сарматы имели тяжелую конницу, а мы нашли некую культуру, у которой следов этой конницы нет - значит, это ДРУГАЯ культура, соответствующая другому народу. Если все источники говорят, что у хазар был иудаизм, а мы нашли салмато-маяцкую культуру, у которой нет следов иудаизма - значит, это НЕ хазары. И т.д. Хазарский каганат был очень "полиэтничным", и что салмато-маяцкая культура находится на его территории, говорит только, что это были подданные каганата - но не его "верхушка". Это могут быть болгары, аланы, славяне - кто угодно...
   Точно так же и для варягов. Есть некоторые БАЛТИЙСКИЕ следы в глубине Руси. С чего можно утверждать, что это шведы, даны или норвежцы? Если никаких лингвистических следов присутствия в этих краях германоязычных народов не сохранилось?
     Ну, и самое известное место тогда понятно, как читать:
     идаша 20 за море къ Варягомъ к Рус? . сице бо ся звахуть и 21. варязи суть 22. ?ко се 28 друзии зъвутся Свое 24. друзии же 25 Оурмане 26. Анъгляне 27 друз?и Гъте 28. тако и си
     Пошли за море к варягам, к руси, так поскольку зовутся, а по сути варяги; а другие зовутся Свеи, Урмане, англяне и Готы - т.е., перечисление из первого списка.
  Т.е., что к Руси - уточнение по названию, Русь "равновелика" шведам и прочим, но при этом Русь - "есть варяги".
  Ну и еще один интересный момент:
  
   Словени же ови пришедше седоша на Висле . и прозвашася Ляхове . а от техъ Ляховъ прозвашася Поляне . Ляхове . друзии Лутичи ини Мазовшане ини Поморяне
  ...
   Радимичи бо и В
ятичи от Ляховъ
     По контексту, Ляхи не равно Полякам (Кузьмин дает чтение не Поляне, а Поляки в первом случае), т.е., ляхи- некое "обобщающее множество", куда попадают и поляки, и балтийские славяне (Поморяне и Лютичи), и Радимичи с Вятичами.
   Итак, можно выделить две БОЛЬШИЕ группы - варяги и ляхи. Варяги слишком хорошо отождествляются с Вендами Фредегара (они же варины и варны). А вот ляхи, от кого и поляне, и радимичи, и все остальные - более всего напоминают авар и их потомков. Опять же, можно вспомнить о том, что после распада Аварского каганата (вернее, его разгрома франками) на его месте возникает Великоморавская держава, считающаяся "первым славянским государством" (а как же Само?), причем, сразу весьма высокоразвитая и культурная (считающаяся таковой, вероятно, потому, что тут же принимает христианство - именно туда приходят Кирилл и Мефодий). А вот Великоморавская держава реально является предковой и для чешского, и для польского государств (и, видимо, потому их и можно назвать потомками авар или ляхов). Тогда скорее всего держава Само к Чехии отношения не имеет (чехи упоминаются в тех же франкских хроникак как ДРУГИЕ племена славян), зато имеет отношение к варягам и вендам-венедам.
   Впрочем, судя по близости имен (варнов и авар, аваринов Птолемея) - и те, и другие тоже общего происхождения (при этом, возможно, растащенные в разные стороны исторической судьбой). Название же Ляхи (лехи) - по логике Нестора, вероятно, восходит к реке Лех (границе владений авар на западе?)
   В таком случае, история государства Само получает продолжение - в варягах. Видимо, подчинив себе все Варяжское море (вспомним, что именно славяне у авар работают "моряками", так что они могли принести южные умения кораблестроения), держа под контролем торговлю по Балтике (славянские купцы упоминаются во франкских хрониках чаще всего), они постепенно превратились в набор "торговых республик", передрались между собой, были разгромлены датчанами (см. "Деяния данов" Саксона Грамматика) и ушли на восток, где основали Ладогу и Новгород:
   Синеоусъ оумре . а братъ его Труворъ . и при? власть Рюрикъ . и разда? мужемъ своимъ градъ? . овому Полотескъ овому Ростовъ другому Белоозеро . и по темъ городомъ суть находици Варязи а перьвии насельници в Новегороде Словене . [въ] Полотьски Кривичи . в Ростове Меря. в Белеозере Весь . в Муроме Мурома. и теми всеми обладаше Рюрикъ
  
   Показательно, что Весь, Мурома, Меря - Не славяноязычные, и если они были изначально "насельниками" Белоозера, Ростова, Мурома - чтобы там оказались славянские языки, варяги вынужденно оказываются славяноязычными и, видимо, могут с полным основанием считаться потомками государства Само, где они являлись, видимо, чем-то вроде "дворянской прослойки".
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"