Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

Корабли против колесниц

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Любопытно, как с давних времен шло противостояние "морских" и "сухопутных" цивилизаций.


   Корабли против колесниц.
  
   Что любопытно, практически с древнейших времен и до наших дней в истории можно в любой период найти противостояние двух - наиболее крупных - держав, завязанных на разные виды внутреннего транспорта. Это, прежде всего, морской - и как противовес, сухопутный.
  
   Египет развивался вдоль Нила. В стороны от реки у него была пустыня, не представлявшая ничего интересного - а потому Египет - это узкая полоска возле берега Нила и его Дельта, а также побережье Средиземного моря.
   Однако Шумеры, почти современные Египту, в качестве одного из главных средств передвижения используют колесницы. Колесница остается главным оружием и гиксосов, разгромивших Египет.
   Крит и Микены - это морские державы. Основная масса находок микенской культуры - это побережье Эгейского моря и острова. Судя по всему, нашествие "народов моря" - это поход именно Микенского государства на соседей (по крайней мере, народ ахейцы - акуява - названы в египетских хрониках как его участники, а прочие названия вполне могут быть названиями других народов, ибо микенское государство было далеко не моноэтничным. Да и, по большому счету, "народам моря" больше неоткуда взяться).
   Народы моря разгромили хеттскую державу - которая представляет из себя классическую "сухопутную державу". Одновременно с хеттами на суше развиваются и ассирийцы - у которых тоже главное оружие - колесницы и конница.
   Разумеется, любая крупная держава пытается развивать все свои стороны, и морская держава имеет сухопутное сообщение и армию, и сухопутная развивает флот - но речь идет о ГЛАВНОМ внутреннем транспорте. Который, разумеется, может меняться со временем.
   О дорийцах, разгромивших Микенскую державу, ничего сказать не могу, зато следующее противостояние - между расселившимися почти по всему Средиземноморью греками - наследниками Микен (Афины так прямо себя и считали наследниками Микенской державы) - и захватившей пол-Азии Персией.
   Можно сказать, что закончилось вничью - грекам не удалось вернуть из-под власти персов ионические города побережья Малой Азии, а персам не удалось захватить собственно Грецию; прежде всего по причине превосходства греков на море - не удалось наладить снабжение своей "армии захвата". Правда, греческий фронт для Персов всегда был не основным, именно в силу его "заморскости" - персы распространялись по суше, завоевав Египет, Закавказье, дойдя до Индии и даже покорив часть ее.
   И держава Александра Македонского, разгромив распадающуюся Персию, приводит к жизни еще ряд "сухопутных держав", устраивавших войны, правда, и на море, но в основном распространяющие свою власть по суше - до Гималаев.
   В параллель на Средиземном море поднимается новая морская держава - Карфаген, наследник финикийцев, владеющих колониями до Британии и Прибалтики, - и сухопутная - Рим, захватывающий Италию.
   Несмотря на то, что карфагеняне были более умелыми мореходами, римляне перевели бой на море в бой на суше путем абордажа и добились успехов.
   И еще до первого века нашей эры римляне остаются скорее сухопутной державой, строя дороги и захватывая в основном земли "по суше" - Испанию, Галлию, Грецию, дойдя до Малой Азии.
   Однако с подчинением Малой Азии и Египта морской транспорт выходит в Риме на первый план, и Средиземное море становится внутренним морем Римской империи, оставаясь таким до ее падения.
   В 1-2 вв. появляются сухопутные державы Парфян, потом сменивших их Персов, но Рим прочно удерживает власть, не допустив даже отделения Британии в 3-м веке - Римский флот блокировал попытавшуюся отделиться колонию.
   Ну, а в 4-5 вв. появляется новый соперник Рима - сначала готская держава Германариха, покорившая почти всю Восточную Европу, а потом гуннская держава, которой принадлежала уже вся Восточная Европа.
   После падения Рима его наследница Византия наследует и "морское положение". Ее провинции, не достижимые морем, быстро хиреют, отделяются и попадают под власть арабов и славян. Византия сохраняет власть лишь над узким побережьем.
   В Европе ей противостоит чисто сухопутная держава Карла Великого, чьим главным оружием становятся конные рыцари.
   Интересный момент происходит севернее Византии. Там власть на двести лет переходит к Аварам, также кавалеристам - а противостоит ей, по всей видимости, Славия арабских летописей, некое объединение Славян на побережье Балтийского моря. Еще в 13 веке славяне оставались страшными пиратами на Балтике. Именно по рекам славяне заселяют Восточно-Европейскую равнину, и реки остаются главным транспортным средством на Руси до 15-16 вв.
   Авары, Тюрки и Хазары, с другой стороны, составляют "сухопутных противников" Руси, пока в 13 веке не сменяются монголами.
   Монголы, создавшие Евразийскую державу, были, по сути, первыми "владыками сухопутной вселенной". Противостояли ей ушкуйники Новгорода - мореплаватели и разбойники . По крайней мере, ханы Золотой Орды постоянно жаловались на них великим князьям.
   Вернувшись чуть назад, мы видим викингов - главных противников европейских сухопутных держав. Испанию и Италию тогда делят Викинги - мореплаватели - и арабы - кочевники.
   В 16 столетии в Евразии гегемоном заявляет себя Турция, а на Западе на морскую державу претендует Испания. Сражение на море кончается поражением Турции (битва при Лепанто), на суше они так и не встретились.
   Однако, франко-испанские войны (а Франция всегда была чисто "сухопутной" державой) подкосили могущество Испании, и ей на смену в морях приходит "Владычица Морей" - Англия. Которая сначала соперничает с Францией, а начиная где-то с конца 18 века - и с Россией. Франция после Наполеоновских войн уже не является соперницей для Англии, скорее союзницей, зато соперничество с Россией обостряется.
   Что ж - на море мы тоже проиграли (Крымская война). Войны на суше англичане избежали.
   Начало двадцатого века - это соперничество сухопутной Германии (пытавшейся выйти в море) и морской Англии. Ну, и конец двадцатого века - это "сухопутный" СССР и "морские" США (у них очень много "заморских" владений, достижимых только по морю - Аляска, Гавайи; кроме того, у них серьезно развит речной транспорт. У нас он тоже развивается, но как-то меньше - наши крупнейшие реки вне крупных населенных пунктов - Енисей, Лена). Характерно, что поначалу США были чисто "сухопутными", развиваясь только на соседей - в том числе, и на индейцев.
   Несмотря на развитие авиации, самолеты все равно остаются средством "малой транспортировки". Основные грузы перевозятся либо судами, либо железными дорогами/автомобилями.
   И характерно, что смотря по тому, какой вид транспорта более развит - в ту сторону и идет экспансия этого государства. Так, сегодня США противостоит Китаю - чисто сухопутной державе, распространяющей влияние на Азию и Россию. США же не заботятся о "границах" - так, последние приобретения типа Ирака отделены океаном. Правда, проблемы с Афганистаном, не имеющим выхода к морю - тут США полностью зависят от "сухопутных" соседей.
   Но наблюдая историю, можно сказать, что неверно предполагать, будто какой-то вариант развития - морской или сухопутный - "лучше". Развитая держава со временем развивает оба варианта, и вторичный поначалу может стать главным впоследствии - полностью поменяв направление экспансии - но для начала именно "достижимость доступными средствами" является определяющим для "зоны влияния".
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"