Бурланков Николай Дмитриевич : другие произведения.

О Кириллице, о Глаголице и о Русских письменах из Жития св. Кирилла

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 8.36*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О славянской письменности до Кирилла


   О Кириллице, о Глаголице и о Русских письменах из Жития св. Кирилла.
  
   Как устоявшееся и единственно правильное, обычно встречается мнение, что две славянские азбуки, Кириллица и Глаголица, созданы Кириллом (Константином) Философом в середине 9 века. Ну, как вариант можно встретить (еще более странную) версию, что Глаголица создана Кириллом, а Кириллица - уже его учениками.
   Но достаточно одного взгляда на глаголицу - Глаголица [Википедия]
  
   чтобы понять, что просто так на пустом месте выдумать ее знаки невозможно. С кириллицей их объединяет только порядок букв и их названия; но если упорядочить буквы можно - то вот придумать их написания, в корне отличающиеся от греческих (которые и изучал Кирилл в греческих школах), во-первых, можно только от очень большой необходимости (шифр), а во-вторых, вряд ли одному человеку.
   Собственно, 'родственников' у глаголицы и находят очень много - в сирийском алфавите, в грузинском, в греческих 'минускулах' - но тогда получается крайне странная картина: над ее созданием работал интернациональный коллектив, притащивший каждый что-то из своего алфавита - и потом все это выстроивший в соответствии со славянским языком.
   Придумать азбуку, кроме того, означает не только придумать знаки - надо еще и научить их писать других, и сопоставить правила чтения - без этого азбука останется просто набором значков. А научить других, у которых уже есть привычка писать определенным образом - задание не из простых (все мы учились писать в школе, и знаем, что на это надо минимум полгода).
   То есть, исходя из "обычной человеческой логики", если человеку дают задание (а именно так это происходит в Житии Кирилла: http://old-ru.ru/03-42-1.html )
   да еще требуется "срочно" - у императора сидит посланник моравского князя и ждет - человек идет самым простым путем. Как, собственно, шли все "просветители" западных народов. Берется то, что уже есть и известно, и оно трансформируется под заданные нужды. То есть, например, берется латиница - и в нее добавляются всякие "у-млауды" и "тильды".
   В греческом языке нет многих букв, которые есть в славянском; нет даже многих звуков - отсутствуют шипящие; большая проблема со звуком В. То есть, адаптировать греческую азбуку под славянский язык - довольно сложная задача. Надо блестяще знать оба языка (и славянский, и греческий), надо в тонкости знать греческую грамматику, ибо задача - перевести греческие книги на славянский язык, а не просто так придумать алфавит, чтоб был! Надо чувствовать звучание славянских слов... В общем, есть много задач, которые надо решить. И задача выдумывания новых знаков для уже известных букв вроде бы не стоит и явно не является первоочередной. Потом можно натаскать недостающих знаков, после основной работы...
   ...И тогда получится кириллица. Она построена именно так. Числовые значения букв (а буквы обозначали цифрами) там взяты из греческого алфавита. Там по начертанию практически все буквы совпадают с греческими, включая омегу или пси; там есть в том числе фита и кси (не нужные для славянских языков, вообще говоря, но традиционные для греческого).
   В общем, придумать кириллицу - тоже при напряжении всех сил - в поставленные сроки Кирилл вполне мог. И перевести на нее священные книги, и еще успеть просветить славян...
   Но он вместо этого тратит время на изобретение значков глаголицы. Посмотрите на них - Кирилица [Википедия]
  
   Разве что в букве Е можно уловить перевернутую кириллическую.
   Пси и Кси в глаголице отсутствуют.
  
   Знаки пытаются вывести из сирийского или грузинского письма - см. Грузинский алфавит [Википедия]
  
   Но лично у меня тоже не хватило фантазии найти там сходство. А переделывать, чтобы просто отличалось - непонятно, зачем? Кирилл боялся, что его обвинят в "нарушении авторских прав"?
  Иеромонах Алипий (Гарманович) пишет достаточно осторожно:
  'Основным источником глаголицы, как полагают некоторые исследователи, были греческие минускулы. Однако многие глаголические буквы настолько отошли от первоначального источника, что ученые лингвисты долго затруднялись определить их источник. Некоторые буквы, по-видимому, имеют древнееврейское, самаритянское или коптское происхождение'
  Взглянем и на греческие минускулы (картинка взята из 'Грамматики церковно-славянского языка' иеромонаха Алипия (Гармановича), репринтное воспроизведение издания 1964 г.; подчеркивания жирным на картинке мои - выделяют знаки, которые хотя бы немного похожи на Глаголицу): Греческие минускулы [Иеромонах Алипий] При большом желании можно увидеть в письменном Д - глаголическую Д, а тета похожа на тету (выделено на картинке подчеркиванием) - и, в общем-то, все (у меня больше фантазии не хватило). Есть еще сочетания букв, которые напоминают глаголические: скажем, омега похожа в таком написании на глаголическую Т, сигма, хи и омега вместе напоминают глаголическую М, а в сочетании ро с омегой можно увидеть знак глаголической Ц (также подчеркнуты на картинке) - но мало того что все равно это будет не более шести процентов всех букв, но еще и непонятно, почему у них другие значения? Кирилл не знал минускул? Т.е., можно предположить, что автор глаголицы ВИДЕЛ минускулы (мельком), и что-то даже запомнил - но что Глаголица НЕ основана на Минускулах, опять же, видно невооруженным глазом (А там по-прежнему А, а не крестик, как в Глаголице, и Б, и В, и прочие буквы так и не имеют ничего общего, кроме вышеперечисленных).
   В общем, я с трудом себе представляю, чтобы и кириллица, и глаголица были придуманы одним и тем же человеком для одних и тех же целей.
   А, главное, зачем это делать? Если есть массив своих - греческих - священников, которым надо разбирать новую азбуку и привыкать к совершенно новому написанию букв? Если есть массив "паствы", которая неграмотна и которой совершенно все равно, какими буквами написано то, что им читают?
   А если не все равно? Если там, куда направляется Кирилл "просвещать", уже есть грамотные люди, и ему надо "вытеснить" эту прослойку?
   Собственно, практически все грамотные люди почти всегда изначально выходили из жреческой среды. Возможно, это некоторая психология человека - ведь в записи речи есть что-то магическое. Руны были священными знаками. Надписями даже египетскими иероглифами во множестве покрыты стены храмов. Словом, нет ничего невероятного в предположении, что у славян уже была письменность, и была она как раз - глаголицей.
   Житие Кирилла прямо-таки настаивает, что у славян никакой письменности прежде не было (это место заслуживает, чтобы быть процитировано целиком):

"Ростислав, моравский князь, наставляемый Богом, посоветовавшись с князьями и мораванами, послал к цесарю Михаилу сказать: "Люди наши отвергли язычество и последовали христианскому учению, но мы не имеем такого учителя, который бы нам на нашем языке объяснил христианскую веру, чтобы и другие страны, видя это, уподобились нам. Пошли нам, владыка, епископа и учителя такого. Ведь от вас во все страны всегда добрый закон исходит".

Собрал цесарь совет, призвал Константина Философа и дал ему выслушать эти слова. И сказал: "Философ, знаю, что ты утомлен, но подобает тебе идти туда. Ведь этого дела никто другой не может исполнить так, как ты". Отвечал Философ: "И усталый телом и больной с радостью пойду туда, если они имеют письмена для своего языка". Сказал ему цесарь: "Дед мой и отец мой и другие многие пытались найти их, но не нашли. Так как же я могу найти это?"(выделено мной - Н.Б.) И сказал Философ: "Кто может на воде записать беседу или захочет приобрести прозвище еретика?" Отвечал ему вновь цесарь, и с Вардою, дядей своим: "Если ты захочешь, то может Бог дать тебе то, что дает всем, просящим, без сомнения, и отворяет всем стучащимся".

Пошел Философ, и по прежнему своему обычаю обратился к молитве вместе с другими помощниками. И вскоре явился ему Бог, внимающий молитвам рабов своих. И тогда он составил письмена и начал писать евангельские слова: "В начале было слово, и слово было у Бога, и Бог был слово" и прочее"

   Вообще говоря, столь настойчивое повторение, что " и дед мой и отец мой и многие другие пытались найти их, но не нашли" - наводит как раз на мысль, что, может быть, все было не так.
   И дальше идет спор с "триязычниками":
   "дьявол, не желая терпеть этого добра, вошел в свои орудия, начал многих воздвигать против святого, говоря им: "Не прославляется Бог этим. Если бы это было ему угодно, разве не мог он сделать так, чтобы все народы с самого начала, письменами свои записывая речи, славили Бога? Но лишь три языка избрал он: еврейский, греческий и латинский, которыми подобает воздавать хвалу Богу". Говорили же так латинские и франкские архиереи, иереи и ученики."
   Итак, мысль, что никто больше, кроме евреев, греков и латинян, писать не умеет, имеет некоторую богословскую подоплеку. И Кирилл проявляет еще одно "чудо", даруя грамотность еще одному народу.
   Болгарские ученые довольно серьезно исследовали свою древнюю письменность:
   http://iriston.com/books/ALANO-DR-BOLG-PISMO/AL-PBG-P-SADRZANIE.htm
   И не заметить ее сходство с глаголицей действительно трудно.
   Тогда все получается более логичным. Возможно, что глаголица была и правда не очень распространена - но ей владели славянские жрецы, представители языческих религий. Есть странный факт, что многие тексты на глаголице были затерты и поверх написаны кириллические. Что могли затирать? Вряд ли хозяйственные тексты - для такого пергамент редко использовали. Только какие-то "еретические" или вовсе "поганые".
   В житии Кирилла упоминаются еще некоторые Русские письмена, с которыми он познакомился в Корсуни, подготавливаясь к поездке в Хазарию. http://old-ru.ru/03-42.html
   Он тут изучал самаритянские книги и язык, и "жидовскую речь", и, между прочим, " Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами, и человека нашел, говорящего той речью. И беседовал с ним и понял смысл языка, соотнося отличия гласных и согласных букв со своим языком. И вознося молитву к Богу, вскоре начал читать и говорить. И многие изумлялись тому, славя Бога"
   Наиболее общепринятой точкой зрения является сейчас то, что "переписчик ошибся, следует читать не Русские, а Сурские, то есть, сирийские". Возможный вариант. Правда, Хазария не была и сирийской страной, чтобы там это было нужно (а это приводят как аргумент). Кроме того, вроде бы, написано, что он НАШЕЛ человека, и ПОНЯЛ смысл языка, а древнерусский язык из славянских еще не выделился тогда, славянскими же Кирилл уже владел, еще с детства. А тут то, что он выучился Русскому языку, воспринималось как чудо.
   Ну, и древнейший список Жития - это 15 век, и переписчик вполне мог заменить уже неведомых Суров на хорошо знакомых Русов.
   Все это так.
   Но как ни странно, есть опять же список 15 века жития Стефана Сурожского, за которым, как считается, стоит "греческий прототип", где говорится о приходе Русского князя Бравлина (из Новгорода). Опять та же ошибка? Опять реалии 15 века попали в более древний прототип? И это при том, что русов упоминают греческие авторы уже с 8 века сплошь и рядом (и хроника Георгия Амартола, и послания Фотия)?
   То есть, русов и суров во времена Кирилла явно уже различали, и их упоминание, как и их наличие в Крыму - не было чем-то невозможным ни для автора жития, ни для самого Кирилла.
   Однако русы туда (в Крым) ПРИХОДИЛИ, а не жили там. И найти человека, знающего их язык, и правда могло быть проблемой.
   В контексте возможного происхождения русов от авар (которые, в свою очередь, скорее сарматы, аланы) - становится понятным достаточно многое. Учитывая сходство "алано-болгарских рун" с глаголицей, с присутствием "руси" в Черноморском регионе уже с конца 8 - начала 9 веков, можно сделать вывод, что, видимо, эти "русские письмена" - и были глаголицей, которую Кирилл изучил и которую впоследствии использовал для создания уже Кириллицы.
   В частности, болгарские авторы вполне с этим согласны. сармато-аланские руны []
  В самом деле, более всего глаголические буквы напоминают именно сармато-аланское письмо. Возможно, дополненное несколькими значками из других алфавитов - но основа безусловно именно эта. Тогда и 'русские буквы', изученные Кириллом по дороге в Хазарию, становятся понятны (основное население Хазарии - все те же сарматы и аланы)
  Но удивительно еще и то, что в самих сармато-аланских рунах наблюдается преемственность с еще более древними значками: графическими знаками на керамике СРУБНОЙ культуры!
  Вот 'надпись' с одного из сосудов:  [] (рисунок взят из статьи Формозова)
  Узнаются те же кресты, завитушки, даже 'еры' и 'ери' можно узнать (я не утверждаю, что они читались именно так - но само написание по крайней мере схоже). Правда, в наклоненном виде.
  Мы не знаем, как писали на сосудах, но что, если надпись прочитать вот так: Знаки на сосудах срубной культуры [Формозов]?
  Если предположить, что знаки имеют общее с глаголицей, то получится удивительная вещь: три черты - это явное Ш, потом знак, сходный с нынешней рукописной Л - это глаголическое Д, а потом - круг с треугольником внизу - И.
  Тогда получается "Шди" (жди)?
  Это уже предположение, и, разумеется, я на нем не настаиваю (сомневаюсь, чтобы во времена срубной культуры народ разговаривал на чисто русском), но лично меня такое поразило. По крайней мере, преемственность этих знаков с глаголицей действительно видна невооруженным глазом.
  Да, глаголица тоже развивалась на протяжении долгих веков, и заимствовала что-то у соседей, потому в ней и можно найти сходство с другими алфавитами - но основа у нее своя, тысячелетняя, выношенная и выкристаллизовывавшаяся в этих краях. Именно тот факт, что она заимствовала по нескольким буквам из разных других азбук, говорит о ее древней истории (на каждом этапе развития общества, где оно существовало, заимствование шло от своих соседей), а не о ее мгновенном создании одним человеком (который, при всей гениальности, должен был не выдумывать много разных букв, а прежде всего решить конкретную задачу, которую проще всего решить на базе того алфавита, который лучше всего знаешь).
  Скорее всего, Глаголица не была особо распространена 'в обществе' в целом (не в жреческих кругах), так что как раз те, кто принимал крещение, ее не знали, и, вероятно, Ратислав не кривил душой, когда просил 'прислать грамотного человека, чтобы научили грамоте'. Ибо не языческих же жрецов было просить учить христианской грамоте и переводам на свой язык учений иной религии!
  Именно на фразе из 'Жития св. Кирилла' и строится все отрицание древней славянской азбуки - ибо там сказано, что ее нет. Но ее вряд ли и афишировали - сами местные жрецы, - и в связи с этим любопытна легенда у самих хорватов - пользовавшихся глаголицей до 1996 года - о ее создании св. Иеронимом в 5 веке.
  Видимо, после того как появилась Кириллица, была сделана попытка 'легализовать' и глаголицу, ибо на ней уже умели писать достаточно многие (возможно, не только жрецы - но и князья). Почему согласились и с легендой о ее создании Кириллом (хотя получается, что ему вообще нечем было заниматься, только собирать по букве из разных стилей и алфавитов новую азбуку), а для тех, кто знал, что это не так - появилась легенда о св. Иерониме, тоже легализующая 'языческую' азбуку. Таким образом, совпадение интересов усилило и закрепило легенду, по-видимому, не имеющую отношения к действительности - ибо глаголица имеет под собой, при всех возможных пересечениях с другими алфавитами, и явно просматриваемую собственную древнюю основу.

Оценка: 8.36*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"