Буряков Михаил : другие произведения.

Советы и бараны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интернет заполнен советами о том, как стать успешным. Многие из них весьма полезны. Некоторые вызывают вопросы...

Советы и бараны

К статье "20 вещей, которые следует знать в 20 лет"

1. Мир пытается оставить тебя тупым.

Прежде всего, почему оставить? Можно подумать, что все сначала тупые, а потом, занимаясь самообразованием, постепенно умнеют. Но это не так. Дети очень часто оказываются сообразительнее взрослых, несмотря на то, что они ещё многого не знают и не умеют. Тупых от рождения не бывает. Наверное, всё-таки речь идёт не об уме, а об образованности. Образованность помогает не потеряться в сложном мире. В какой-то сказке мальчик превратился в жука и оказался внутри часового механизма - в конце концов он смог выбраться, потому что любил разбирать часы и знал, как они устроены. Но неправильно было бы утверждать, что миру нужны необразованные люди. Ибо работает основной закон природы (как же ругали этот закон вместе с его автором!): подобное притягивает подобное. И людям образованным нужны люди образованные. А мир состоит из... Мир состоит из разных людей, но всё же...

И не миру в целом, а некоторым конкретным людям выгодно сделать нас необразованными и, если угодно, тупыми. Эти люди борются с вечным движением человека вперёд - с законом природы. Их остаётся лишь пожалеть - даже Сизиф был в более выгодном положении. Сизиф, закатив камень на гору, мог воспользоваться законом природы и заставить камень на обратной дороге делать что-нибудь полезное. Но мир состоит не из тех, кто борется с законами природы. Мир не может бороться со своими законами.

2. Не верьте слепо в образовательные институты. Пока они готовят учебные планы, система устаревает, а иногда и успевает сломаться.

Образовательные институты тут ни при чём. Верить слепо не стоит ни во что. Ошибки могут к нам приходить с самых разных сторон, и нам дано умение критически подходить к приходящей извне информации, чтобы эти ошибки отсеивать. Другое дело, что если по какому-то каналу ошибок приходит слишком много, то этот канал часто лучше выключить, чтобы не тратить время и силы на его фильтрацию. Проблемой, скорее, является то, что мы зачастую плохо умеем фильтровать приходящую информацию. И это умение некоторые упомянутые выше люди стараются в нас уничтожить.

Убеждение - способ социально-психологического воздействия и процесс формирования мировоззрения личности. В отличие от внушения, убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке.

Ой, не в то окно лекцию конспектирую... Впрочем, пусть тут останется. Кстати, интересные социальные наблюдения и эксперименты проводят в социальных сетях, исследуя критерии, по которым люди делают или не делают перепост. Критерии у каждого свои: интересные факты, философские высказывания, красивые фотографии, забавные истории... Но в совокупности эти критерии (с учётом, конечно, особенностей графа) формируют потоки информации, в идеале направляющие нужную информацию нужным людям.

Такие же критерии вырабатываются для доверия или недоверия, и образованность в этом очень помогает. Например, если мне скажут, что дважды два равно одному, то я не поверю, пока мне не пояснят, что вычисления проводятся в кольце вычетов по модулю трёх. Но, честно говоря, даже если поверить, что земля плоская, и если дойти до её края, можно заглянуть вниз и увидеть черепаху, то ничего страшного не случится. А если поверить, что, выпрыгнув из окна, можно научиться летать, то это может плохо кончится.

Лучше учиться и зарабатывать уважение людей путём лидерства, а не путём следования.

Вот начинается путаница. Что является целью: учиться или зарабатывать уважение людей? Нет сомнения, что и то и другое очень нужно, но это две различные цели, и не обязательно пытаться их достичь одними и теми же способами.

Интересно, чему можно научиться путём лидерства? При создании обучаемых систем различают два способа обучения: с учителем и без учителя. А взяты эти способы с того, как учится человек. Можно получать знания и умения, общаясь с тем, кто ими обладает, а можно всё постигать на собственном, чаще горьком, опыте. И при разумном сочетании обоих способов (пропорции подбираются индивидуально) обучение наиболее эффективно.

А уважение людей зарабатывается добротой, честностью, умением даже в самой трудной ситуации сделать правильный выбор. И лидерство, за которым не стоит общечеловеческих качеств, вызывает страх, но не истинное уважение.

3. Читайте так много, как только можете. Освойте технику быстрого чтения с высоким уровнем запоминания. Вы вполне можете прочитывать одну книгу в неделю.

Читаем мы мало, это правда. Если, конечно, не считать чтением просматривание бесконечного потока перепостов в социальных сетях, новостей на сайте всевозможных :-)тематических медиа(-:, анекдотов в одной небезызвестной :-)командной строке(-: или, к примеру, этих строк. Да и чтение учебной или научно-технической литературы тоже не надо бы учитывать - её нам всё-таки приходится читать, когда есть необходимость.

Что не даёт нам читать больше? Можно придумать разные оправдания, но основных причин обычно две: нехватка времени и неспособность мозга к восприятию серьёзной информации. И что же за рецепты нам предлагают? Освоить технику быстрого чтения с высоким уровнем запоминания! Но стоит задуматься: в чём состоят техники быстрого чтения? В выхватывании из текста важной информации и отсеивании "воды". Эти приёмы очень помогают при чтении дипломных работ студентов и кандидатских диссертаций, учебников и научных обзоров. Полезны они иногда и при чтении одноразовой публицистики, которую приходится читать лишь для того, чтобы получить информацию. Но для серьёзной литературы... Может быть, это поможет сдать ЕГЭ, в нужный момент блеснуть знанием имени или названия, но даст ли нам такое чтение пищу для размышлений после того, как мы закроем книгу. Ведь важно не то, много ли чтение нам приносит знаний, а то, помогает ли оно нам в деле нашего внутреннего совершенствования.

5. Не теряйте времени на скромность. Скромность - это вера в то, что ваши эмоции могут стать судьями вашего процесса принятия решения, в то время как верно прямо противоположное.

Не понял. Если кто-нибудь объяснит, что имелось в виду, буду очень благодарен. Но мне кажется, что скромность - это способ уберечь себя и окружающих от неблагообразных мыслей и поступков - себя от высокомерия и заносчивости, их от зависти и недоброжелательности. А принимать разумные решения нам мешает не скромность, а неуверенность в себе, в своей способности принять правильное решение. И истинная скромность может появиться как раз только у тех, кто уверен в себе.

6. Если вас что-то неприятно удивляет во время отношений с кем-то, скорее всего именно от этого вы освободитесь путём их разрыва.

Скорее всего, да. Но очень часто - нет. Больше всего нас удивляем мы сами, а именно наше восприятие окружающих. Ведь зачастую мы хотим видеть людей далеко не такими, какие они есть. И это несоответствие нас обычно и удивляет - бывает, что неприятно удивляет. И общаясь с совершенно иным человеком, мы можем начать примерять ему ту же маску и видеть такое же несоответствие.

9. Со временем вы будете становиться всё более консервативными. Это просто факт. Те, кто окружает вас, создадут нечто вроде пузыря, который будет поддерживать "статус кво" (текущее положение дел). Именно поэтому самые сумасшедшие идеи нужно реализовать СЕЙЧАС. Потом вы станете слишком боязливы. Поверьте мне.

Сумасшедшие идеи потому так и не называют, что их невозможно реализовать сейчас. Но я совершенно согласен, что нельзя их откладывать на потом. Я стараюсь сам и порекомендовал бы всем приступить к осуществлении идеи практически сразу после её появления. Весьма вероятна, что эта деятельность вскоре остановится - потому ли, что идея оказалась мало осмысленной, либо потому, что удалось её быстро осуществить - оба варианта одинаково ценны, и пока мы ещё не очень консервативны, нам будут приходить новые идеи. Но если наше начинание оказалось интересным, кому-то нужным, и нам по силам, то, может статься, мы сможем им заниматься всю жизнь.

17. Заведите себе приложение-записную книжку. Не доверяйте памяти, встроенной в ваш мозг. Не доводите ситуацию до делания того, что "вам кажется" нужно было бы сделать. Доверяйте только записям.

Совет полезный. Тем более, что в последнее время появилось огромное количество подобного вида приложений и интернет-сервисов - пожалуй, каждый может выбрать себе по вкусу. Только не нужно бросаться в крайность и доверять приложению или записям больше, чем себе. Что значит "кажется, нужно сделать"? Записи лишь позволяют не держать в голове все свои дела и мероприятия. Но решение о том, за что взяться в данный момент, всё равно придётся принимать самостоятельно. Может случится, что сейчас нужно быть одновременно на трёх мероприятиях, через час сдавать отчёт о ещё не начатой работе, а ты садишься за рояль и занимаешься тем, что не отражено ни в каких записных книжках. Правда, потом придётся навёрстывать - это тоже надо уметь.

18. Поставьте себе большую цель и позвольте случаю помочь вам. Если же вы не обозначите её, то что-то, конечно, случится, однако если вы её поставите, то случится намного больше.

Человек отличается от животных тем, что у него есть понятие цели. Причём не собственной сиюминутной микроцели (я иду по следу, чтобы найти добычу), а большой, макроцели. Ещё человек способен понимать чужие цели и сопоставлять их со своими. И самое важное - это умение анализировать свою цель на соответствие некоторой глобальной цели, которую мы до конца не понимаем, но все подозреваем о её существовании. Кто-то её видит во всеобщем равенстве или обеспечении гражданских свобод, кто-то находит её в искусстве, для кого-то эта всеобщая цель - сохранение нравственных ценностей при любом обществе. Когда глобальная цель не слишком ясно нам представляется, мы воспринимаем нашу макроцель как конечную нашу цель, программируем себя на неё и начинаем отрабатывать программу. Для кого-то программы хватает на всю жизнь, кто-то остановится раньше. И понимание ошибочности своей цели застанет нас врасплох. Умение грамотно ставить свои цели - одно из самых важных жизненных умений. И счастлив тот, кто умеет, но ещё счастливей тот, кто учится.

Впрочем, самые простые принципы постановки цели не представляют ничего сложного. Студенту не стоит ставить своей целью сдать экзамены задолго до сессии - в течение семестра поможет цель - понять предмет. А закончить институт и получить диплом можно сделать своей целью на последнем курсе, когда мысли уже начинают идти о том, куда с этим дипломом пойти дальше, но на первом курсе больше подойдёт цель - хорошо учиться (пусть даже для того, чтобы не вылететь - на первом курсе это вполне хороший стимул). Даже многие проблемы с ЕГЭ можно было решить правильной постановкой цели, но, увы, этот экзамен часто слишком рано становится целью (и виноваты в этом в том числе и инициаторы этого экзамена, а не только ученики, учителя, родители). Но это всё лишь мелкие цели. Как ставить серьёзные цели, универсальных инструкций нет. Каждый ставит их так, как ему подсказывает ум и сердце.

20. Не пытайтесь исправить людей. Лучше найдите тех, кто ещё не испорчен.

Очень красивый совет. И к тому же простой. Только тогда возникает вопрос: зачем автору понадобилось писать эти советы? Неужели он сам хочет ими кого-то "исправить"? И мне по этому же принципу не стоило на них отвечать. Впрочем, мне их нельзя было и читать. Ведь это же советы для успешных людей. А кто такие успешные люди? Те, кто прочитают эти советы и будут им следовать. Замкнутый круг? Возможно. И, главное, очень удобно для всевозможных советующих.

Хорошо, допустим никто никого изменить не пытается, и советы разлетаются от знающих истину людей, как объедки с барского стола. И мы должны, поправ свою гордость, их подбирать. Интересная с теоретической точки зрения нарисовалась картинка... Но если бы это было на самом деле так, мир был бы слишком жесток. Поверить в такое виденье реальности может изрядно потрёпанный жизнью человек, нашедший в нём, пусть и жестокое, утешение в своём разочаровании. Но мир, если видеть его как единый действующий субъект, бесконечно добр к нам, чего нельзя сказать про некоторые его составляющие, в числе которых оказаться нам, наверное, не хотелось бы.

Не надо пытаться переделать людей под себя - это проявление эгоизма. Лучше помочь им, даже если мы их больше никогда не увидим. И тогда кто-то обязательно поможет нам.

13.12.2013
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"