Один из величайших мотивов, двигающих человеком, - это стремление познать мир. Пока человек узнаёт что-то новое, он внутренне развивается и движется вперёд. И недавно пришедший в этот мир младенец, и седовласый профессор с вниманием смотрят на мир и пытаются осознать, что вокруг происходит. Но понимание у каждого своё.
Маленькие дети накапливают свои знания, вырывая из непрерывного потока увиденного отдельные факты. Именно в первые четыре-семь лет в голове накапливается основная база знаний о повседневных предметах. В этом возрасте память откладывает много утверждений, не вдаваясь в детали. Например, можно запомнить, что нож острый и его не нужно трогать, но понимание того, что значит острый, придёт уже с некоторым опытом. Точно так же можно вертеть глобус и знать, что Земля круглая, но не понимать, что это та же земля, по которой мы ходим.
Когда накапливается много фактов, начинают складываться ассоциации. Происходит постепенная кластеризация накопленных утверждений. Принципы этой кластеризации сильно зависят от индивидуального образа мышления - от формы образного представления понятий. У большинства преобладают зрительные ассоциации, но не стоит забывать про слуховые, обонятельные, осязательные. Зрительные тоже бывают разными: трёхмерно-геометрическими (чаще всего), проекционными (как у художников), последовательно-временными (запоминается характер движения). Часто из нестандартных ассоциаций возникают игровые образы. Например, стулья в середине комнаты становятся островами, кровать - материком, а пол - океаном.
Но со временем даже ассоциаций перестаёт хватать для того, чтобы быстро отыскать нужную информацию. Нужна система знаний. И именно на этом этапе познания огромную роль играет школа (или некоторые ВУЗы, в которых система образования недалеко ушла от школьной). Существует множество различных способов построения системы знаний, но все они обладают некоторыми характерными особенностями. Система знаний, за редким исключением, навязываются ученику устно или через книги. Она расставляет по местам всю накопленную информацию, разрушая неподходящие ассоциации. А впоследствии, когда человек узнаёт новую информацию, ей находится строго определённое в системе.
Обладание системой знаний вселяет уверенность. Возникает ощущение, что всё известно и понятно, а если что-то неизвестно, то потому лишь, что некогда об этом узнать. Но любая система несовершенна, и рано или поздно появляются знания, которые в систему не укладываются.
Тогда начинается медленный, но очень болезненный процесс разрушения системы. Некоторые её части начинают непропорционально расти, непрерывно образуются дыры различных размеров, которые приходится в спешном порядке затыкать чем попало. И в конце концов система приходит в негодность.
Остаётся память о некогда совершенной системе, утраченной навсегда. Все попытки найти другую систему на новом уровне обычно кончаются неудачно. Остаётся лишь строить свою систему. Тот, кому это удаётся, становится учителем. Остальные, выстраивая свою систему, продолжают познавать мир всю жизнь.