Никакой "художественной литературы" не существует. Во всяком случае, если верить многомировой интерпретации квантовой механики. Всё было. Только, возможно, не в нашей реальности (грани, вселенной, называйте как хотите).
По этой причине все совпадения, а также несовпадения с фактами, событиями и людьми текущей реальности следует считать случайными. Квантово случайными. Описываемая грань близка к нашей, но отличается от неё, поэтому как совпадения, так и несовпадения с текущей реальностью неизбежны.
Глава 1
Unit_1, Петров и Митя Шевчук
Кто такой этот жж-юзер с псевдонимом Unit_1? Митя почесал в затылке. Фигня какая-то получалась. Ненаучная фантастика. Но! В этом-то "но" - вся закавыка. Одно дело, если пургу о "параллельных вселенных" и "альтернативных реальностях" гонит "научный фантаст", у которого по физике и математике и в школе, и в институте кроме трояков бывали разве что пары, и совсем другое дело, если в авторе ты подозреваешь молодого и крайне энергичного физика-физтеха, про которого тебе точно известно, что он такими вещами интересуется, иначе с чего бы он взялся рассказывать студентам о том, как современная наука относится к телепортации и тому подобным чудесам.
Правда из рассказов неизменно получалось, что ничего такого не бывает и быть не может, а если и может, то на самый-самый плохонький портал потребуется такая энергия, что если её превратить в массу, то получится небольшая такая планетка, размером, примерно с Сатурн. Хотя Петров, конечно, большой чудак и от него всякого можно ожидать. Вполне мог заняться и научной фантастикой, в дополнение к прочим своим увлечениям. А мог бы он взаправду притащить кого-нибудь из параллельного мира? Хрен знает.
В книжках как раз такие этим и занимаются, только книжные "сумасшедшие учёные" обычно возрастом постарше. Петров как-то рассказывал анекдот, что когда он впервые пришёл в 12-ю школу и направился прямиком к директрисе, чтобы предложить ей сделать в школе кружок по астрономии, то ему пришлось в сначала объяснять, что он не студент, а преподаватель. И ещё книжные учёные обычно более замкнуты. Впрочем, много ли он узнал о Петрове за два учебных года? И ведь почти каждую неделю встречались... А что, собственно, он о нём знает?
- Придётся применить индуктивный метод. А потом дедуктивный...[Индукция - переход от частного к общему, дедукция - от общего к частному, так что прежде чем применять дедукцию надо сперва провести индукцию, и получить то самое "общее", от которого будешь переходить к частному. Примечание nil_0.]
Петрова он впервые увидел на том самом кружке по астрономии. Тогда, позапрошлой осенью, на этот кружок пришло человек десять. Только очень скоро их число сократилось до трёх. Не помог даже настоящий телескоп, с помощью которого Петров проектировал на экран-тетрадку изображение "пятнистого" Солнца. И компьютер с программой-планетарием не помог. И книжки из личной библиотеки Петрова... Ещё не кончился октябрь, как у Дмитрия Георгиевича Петрова остался один ученик - Митя Шевчук, которого он в какой-то старомодной манере называл на вы Дмитрием Алексеевичем. Все остальные ребята (включая двух девчонок) про кружок благополучно забыли. К их чести следует заметить, что книжки по астрономии они вернули все. А единственная книжка, которую "зачитали" к высокой науке никакого касательства не имела, это была ... сказка про чертей и ангелов одного начинающего, но популярного в Интернете автора (Петров почему-то "обозвал" автора русским космистом). Впрочем, Дмитрия Георгиевича смутить оказалось трудно. Не будучи профессиональным астрономом, он переключился с звёздочёства на математику и физику, которым и учил своего единственного в 12-й школе ученика, как и раньше аккуратно появляясь один раз в неделю строго в назначенное время, иногда даже совершая короткую пробежку от своего дома, чтобы успеть точно в срок. Чудак.
Впрочем, Митя был чудаком не меньшим. Он аккуратно и упорно ходил на неожиданно свалившиеся дополнительные занятия и делал к ним домашние задания. Конечно, по нынешним временам только дурак откажется от того, чтобы его бесплатно поднатаскал по школьной программе преподаватель Физтеха. Вот только как раз школьную программу Петров игнорировал. Он, похоже, вообще не очень различал, что проходят в обычной очень средней школе, а что на первых двух курсах Физтеха. Кафедра математической физики, где он работал, брала в оборот студентов большинства факультетов, начиная с третьего курса, а собственные знания Петрова давно упорядочились у него в голове не по учебной программе, а по структуре и здравому смыслу.
Вначале Петров предложил Мите прочитать своё пособие по специальной теории относительности, которое он написал для студентов третьего курса. В пособии было по две картинки на страницу (была даже пара карикатур, одна из которых изображала Эйнштейна с рогаткой, а другая институтский "небоскрёб", прозванные студентами "чернильницей", к которому вместо фундамента кто-то приделал ракетные дюзы). Но Митя всё равно мало что понял, а то, что понял, не мог повторить, перевернув последнюю страницу. Однако к зимним каникулам Дмитрий Георгиевич и Митя совместными усилиями кое-как заткнули дыры в Митином образовании, и смогли прочитать пособие от начала и до конца.
После этого Петров, очевидно, растерялся, не зная в какой последовательности дальше ликвидировать Митино невежество по части математической физики. Но и тут Д.Г проявил твёрдость, и вместо того, чтобы обратиться к школьному учебнику вручил Мите первый том "Фейнмановских лекций по физике", учебника, вообще говоря, вузовского, хотя и очень нестандартного. Впрочем, лекциями эксцентричного Дика Фейнмана дело не ограничивалось, параллельно Митя продолжал грызть аналитическую геометрию, дифференциальное исчисление и, непонятно зачем, учился умножать матрицы. Начиная, примерно, с марта Петров начал объяснять Мите преимущества систематического образования по определённой программе и намекать на свою недостаточную компетентность в последовательном преподавании школьной физики. Митя тогда удивился, что сколь долго продержался Д.Г. По любому, "астрономический кружок" давно прекратил своё существование и занятия с одним учеником, если задуматься, выглядели чистым упрямством. Хотя жаль было, что всё эти странные занятия подходят к концу. Впрочем, конца, как такового, так и не наступило. Петров довёл свой "кружок" до естественного конца - летних каникул, но, прощаясь, обсудил с Митей план дальнейшей учёбы и настоятельно рекомендовал осенью поступать в очное отделение заочной школы при Физтехе. Поступить в эту странную очную-заочную школу Мите удалось удивительно легко. Хотя по школьной программе он с Д.Г. вроде бы и не занимался, разве что дырки затыкали. Занятия в этой школе вели студенты. Учиться у них было легче, чем у Д.Г., и программа у них была, но временами было скучновато.
Осенью Петров прислал Мите по электронной почте письмо, с вопросом про успехи и приглашением посещать, по мере желания и возможностей научно-популярный студенческий семинар, который Д.Г. вёл на Физтехе уже год (тот самый год, который он занимался с Митей). Узнав про этот семинар, Митя даже посочувствовал неугомонному Петрову.
После того, как Д.Г. вручил Мите пропуск на Физтех, Митя вновь проявил своё недюжинное упорство (упрямство?) и посетил большинство семинаров (даже забросил футбольную секцию), больше чем многие из студентов. Семинар для них был необязательный, но участь астрономического кружка ему не грозила, студентов Д.Г. умел увлекать. На семинарах было интересно. Местами даже совсем понятно, а местами совсем непонятно, впрочем, непонятно бывало не одному Мите. А вообще понятность сильно зависела от того, кто рассказывал. Если рассказывал сам Д.Г., то было понятно и интересно, по крайней мере, в начале семинара, когда он только-только начинал углубляться в тему, и в конце, когда подводил итоги и повторял основные выводы без подробностей и простыми словами. Некоторые приглашённые докладчики бывали скучны и непонятны. Иногда Д.Г. с извинениями прерывал докладчиков и объяснял то же самое своими словами. В некоторых случаях такие комментарии следовали столь часто, что напоминали синхронный перевод.
Поговорить с Д.Г. удавалось далеко не каждый раз, отвлекали студенты, но иногда за несколько минут перед семинаром Мите удавалось узнать что-то новое и интересное, причём не обязательно по физике. В один из таких разговоров Петров с удивлением узнал, что Митя собирается быть вовсе не физиком, а программистом и тут же прочитал микролекцию про неведомый Мите язык Ским ("Схема"), который придумали для создания искусственного интеллекта, пообещав как-нибудь потом принести книжку (книжку потом он, разумеется, принёс, а поскольку таких книжек у него оказалось две отдал одну Мите без возврата).
От студентов, впрочем, тоже бывал прок. Когда в начале года (уже этого года) Митя попросил помочь с математикой, Д.Г. после ближайшего семинара представил его студенту (как всегда по имени-отчеству), который решительно взялся за это дело. Похоже, что вокруг Петрова было немало таких бескорыстных и увлечённых чудаков. Где бы он иначе брал докладчиков для своего семинара? Студенты говорили про какое-то "Подмосковное общество взаимного образования", или сокращённо ПВО. Митя даже нашёл интернет-сайт общества. На этом-то сайте ему и попалась ссылка на электронный дневник Unit_1. По любому, даже если Unit_1 - не сам Петров, то они, определённо, должны быть хорошо знакомы.
Немного позже Д.Г. написал Мите (разумеется по емеле), что его знакомые студенты организуют в ближайшей в Физтеху школе факультатив. Митя стал ходить и туда, вместе с 11-классниками решая задачки с институтских вступительных экзаменов.
Несколько странно, что за все эти два года Митя бывал у Петрова дома только раза три. Заходил взять/отдать книжки, да ещё как-то попросил разъяснить непонятные слова, звучавшие на семинаре про вращение астероидов. Петров жил совсем рядом с 12-й школой в коммуналке (вот ведь какой анахронизм!) в новом монолитном доме. Все обитатели квартиры оказались молодыми преподавателями того же Физтеха. Были представлены три кафедры, кроме мат. физики ещё прикладная физика и иностранные языки. Самым колоритным из соседей был поэт и разгильдяй Дмитрий Антонович Морковин с прикладной физики. Раздвигая на кухонном столе грязные чашки, чтобы очистить место для чая с печеньем Д.Г. с усмешкой разъяснил, что создание творческого беспорядка в квартире является обязанностью кафедры прикладной физики. (Морковина Митя увидел позже, на семинаре у Д.Г., где тот рассказывал о градиентных преобразованиях в электродинамике, хотя сам Морковин предпочитал заниматься искусственным интеллектом.) У самого Петрова в комнате порядка было побольше, если бы не книги, модно было бы даже сказать, что там всё очень аккуратно. По отдельным фразам можно было догадаться, что сам Петров был родом из Твери, а комнату в коммуналке получил уже в нынешние сумасшедшие времена, когда город Долгоречный вдруг вспомнил, что на его территории имеется лучший в мире Московский физико-технологический институт, которому надо как-то удерживать молодые кадры.
Вот в общих чертах и всё, что Митя знает о Д.Г.Петрове. И нельзя ведь сказать, что Петров скрытен, скорее уж деликатен и даже (ха-ха) застенчив.
А что же Unit_1? Про Юнита Митя тог сказать ещё меньше. Есть такой псевдоним в "Живом журнале", и неведомо кто за ним скрывается. И этот неведомо кто вдруг начинает писать о заброшенных в наш мир прогрессорах из параллельной реальности. На страничке ПВО Юнит был отрекомендован как "человек анонимный, но, несомненно, наш". И действительно, основным содержанием журнала Unit_1 до недавнего времени было освещение деятельности ПВО: сообщения о различных мероприятиях, в основном о семинарах. Были в журнале ещё стихи одного пожилого и крайне эксцентричного физтеховского профессора. Профессор даже программу своего спецкурса написал в стихах. Может быть Unit_1 - профессор Голанов? Конечно, Голанов за 60, а в таком возрасте люди редко активно пользуются Интернетом, но ведь журнал ведётся не слишком активно, а профессору вполне может помогать кто-то из студентов, например, из тех, кто ходит на его спецкурс, сделал же кто-то страничку его семинара. Учитывая склонность к литературному творчеству и интерес к математическому моделированию человеческого общества, Голанов вполне мог бы сочинить что-то про прогрессоров. А мог бы и сам чего-нибудь организовать по типу азимовского "Основания"... А ведь Петрова как-то называли учеником Голанова... Может всё же Петров? Ударился в политику? Или они оба вместе? Или вообще втроём: Петров+Голанов+прогрессор?
Прогрессора звали Михаилом Потаповичем Топтыгиным и появился в журнале Юнита неожиданно на правах соавтора или сотрудника. Просто в один прекрасный день Митя вдруг прочитал в журнале Unit_1 следующее сообщение:
<начало сообщения>
Позвольте представить вам ...
Многие жжюзеры ведут свои журналы совместно: два жжюзера на один журнал. Решил и я (Unit_1) поделить свой журнал с коллегой. Как раз для записей с его участием введена новая пользовательская картинка, которую вы видите.
Итак, прошу любить и жаловать:
Михаил Потапович Топтыгин, генерал-полковник космодесантных войск РМСР [РМСР - Российская Монархо-Социалистическая Республика, примечание М.Т.].
ген. Топтыгин, если он, конечно, не врёт, заброшен в текущую реальность (т.е. к нам) методом квантовой телепортации с прогрессорской миссией из альтернативной реальности. Альтернативная реальность - что-то вроде параллельного или перпендикулярного мира, Топтыгин любит порассуждать на эту тему ссылаясь на М.Б.Менского, Х.Эверетта, Д.Дойча и С.Садовникова.
По поводу квантовой телепортации, я думаю, врёт (возможно, из конспиративных соображений). На мой взгляд, использование "кротовой норы" ("worm hole") куда как более вероятно, потому, что при квантовой телепортации на каждый телепортируемый q-бит приходится передавать по два классических бита, для которых нужен классический канал, что делает передачу технически нереализуемой сразу по двум причинам: 1) требуется передача несусветного объёма классической информации по классическому каналу 2) подобный классический канал с альтернативной реальностью отсутствует. [Совершенно дилетантский подход. Даже в текущей реальности известно, что кротовая нора неустойчива по отношению к квантовым поправкам, ну а квантовая телепортация между реальностями существенно отличается от рассматриваемых в текущей реальности схем. М.Т.]
<далее откровенный стёб, из которого оставляем только хвостик>
Добавление:
Это конечно мелочь, но в приведённом выше списке наград пропущен
значок "За 3 штыковые атаки в конном строю".
Мелочь конечно, но этот значок ценнее иных орденов будет. Те, кто знает, поймут.
М.Т.
<конец сообщения>
"Пользовательская картинка", упоминавшаяся в сообщении действительно была другая. Вместо обычной для Юнита стилизованной единицы, похожей также на эмблему ПВО, была какая-то защитно-зелёная полоска с жёлтым кружком и желтовато-зеленоватым зигзагом. Очень смахивала эта полоска на погон с золотой пуговицей. Вот только звёздочек на ней не было. А ведь на генерал-полковничьем погоне их должно быть три.
Конечно, сообщение - очевидный стёб. Один значок "За 3 штыковые атаки в конном строю" всё абсолютно откровенно разоблачает. Но ведь стёб - лучшая маскировка. Кто всерьёз поверит, что из какой-то фантастической параллельной реальности к нам заброшен прогрессор, с таким сказочным именем как генерал Топтыгин? А прочитав это сообщение, последнему идиоту станет ясно, что никого кроме расшалившихся студентов за этим не скрывается. Кстати! Ту сказку, что ребята "зачитали" у Петрова написал как раз С.Садовников!