ДОЖДЬ
Дождь.
Может быть даже
это
дождь других времён и других стран. |
|
УХОДЯЩИЙ В ДОЖДЬ
Дождь.
Может быть даже
это
дождь других времён и других стран.
В каких мирах странствует Уходящий в дождь?
Нужно ли удивляться, когда увидишь его
у
порога дома твоего?
Он будет сидеть у огня.
Он будет молчать.
Он будет пить чай.
И снова уйдёт в дождь.
От острова к острову - в океане дождя.
Дорогу пространства можно одолеть с помощью ног,
или
с помощью колеса,
или
с помощью крыльев.
По дороге времени бродит память.
На дороге души человеческой - дождь, дождь.
Из страны в страну,
из
века в век,
из
сердца в сердце.
Уходящий в дождь затягивает пояс,
поднимает
воротник плаща
и
уходит в дождь.
Бумажный зонтик.
Тяжёлый посох.
И что-то ещё - не поддающееся прочтению. |
|
ПЕРЕМЕНЫ ДОЖДЯ
ВЕТЕР НЕБЕСНЫЙ
Уходящий в дождь спросил Ветер Небесный:
- Плотные тучи укрыли небо.
Где же дождь? Где же дождь?
Ветер Небесный протяжно вздохнул,
приближаясь
к земле:
- Они - с нашей западной окраины.
Это значит - из прошлого.
Это значит - из прошлого.
- Что несут они?
- Пыль веков.
Шелуху душ древних людей.
И больше - ничего. И больше - ничего.
По шести ступеням восходит ритуал вызывания дождя:
Нижняя называется - Поворот или Преодоление себя.
Вторая называется - Воображаемое странствие или Возвращение на путь.
Третья называется - На распутье или Внутренний разлад.
Четвёртая называется - Ученик или Осмотрительность в опасности.
Пятая называется - Старый дом или Обладание правдой.
Верхняя называется - Уже идёт дождь!
Сконцентрировав свои силы, простившись с близкими,
Уходящий в дождь уходит в дождь.
Луна близится в полнолунию.
Ветер Небесный протяжно вздохнул, покидая землю:
- Благородному мужу поход - к несчастью.
ОГНЕННОЕ ОЗЕРО
Вслед на Ветром Небесным он радостно шёл через дождь.
Но есть ли в мире что-нибудь вечное?
Но есть ли в мире что-нибудь постоянное?
Кажется - нашёл свой путь,
а присмотришься - грядут перемены.
В глубинах Ветра Небесного рождался разлад.
И вот - уже нет дождя, уже нет ветра.
В холодной пустыне - Огонь над Озером!
Путь сворачивается в шестиугольник горизонта.
Уже не идёшь по пути,
а мечешься в замкнутом мире разлада,
подсчитывая потери.
Потеря первая: Конь потерялся. Вернётся ли?
Потеря вторая: Ни селения, ни хижины. Встретишь ли человека?
Потеря третья: Всё замерло, будто в ожидании казни.
Потеря четвёртая: Одиночество.
Потеря пятая: Найдёшь ли выход? Найдёшь ли выход?
Потеря шестая: Разлад и одиночество.
Увидишь свинью, покрытую грязью.
Увидишь - бесы наполняют твою колесницу.
Сперва натянешь лук против этого,
а потом отложишь его в сторону.
Огонь над Озером!
Остаётся лишь ждать иных перемен.
Когда-нибудь снова пойдёт дождь,
и Уходящий в дождь уйдёт в дождь.
И будет счастье.
ОЗЕРО НЕБЕСНОЕ
Возвратный ветер спокоен и чист как озёрная гладь.
Смотришь вверх.
Что видишь ты в зеркале Озера Небесного?
Разве в нём что-нибудь есть?
Ничего.
Синяя пустота притягивает.
Вещи уходят в отсутствие, а оно не наполняется.
Отражённые образы возвращаются к земле.
Идёшь будто в плотной толпе.
Где вещи? Где образы? Как различить?
Твоя жизнь. Отражение твоей жизни.
Есть ли разница?
Ты полон сил. Ты полон решимости идти на прорыв.
Речь - это отражение.
Говори! Говори правдиво! Говори от себя самого!
Образ первый: Ещё не время. Не решаешься выступить.
Образ второй: В сумерках и ночью услышишь шум оружия. Не испугаешься?
Образ третий: Через разрушение к созиданию. Одиноко идёшь и встречаешь
дождь. Если промокнешь, люди будут смеяться, но никто не осмелится усомниться
в твоей правоте.
Образ четвёртый: Трудно идти. Трудно идти. Услышишь речи, но не поверишь
им.
Образ пятый: Вот и вершина холма! Вздымаются травы! Найдёшь ли выход?
Найдёшь ли срединный путь? Решайся!
Образ последний исчезает в тумане дождя. Кончились силы. Речь завершилась
молчанием.
Уходящий в дождь исчезает в тумане дождя.
Или это только образ дождя?
Будет несчастье.
ОГНЕННЫЙ ВЕТЕР
Дождь делает вещи смутными и неясными.
Дождь делает вещи мокрыми и блестящими.
В зеркальном мире образов и отражений будто уходишь в даль бесконечного
коридора.
Образ образа.
Отражение отражения.
Где же истинная основа?
В круговороте возвращения неудержимо несёшься и удаляешься.
Все вещи переворачиваются десять тысяч раз и перемены неостановимы.
Образ образа - как дуновение ветра.
Отражение отражения - как отблеск огня.
Зеркало зеркала рождает Огненный Ветер!
Пространство между Небом и Землёй -
точно плавильный котёл, в котором
бушует Огненный Ветер.
Прошлое переплавляется в будущее.
Этот жертвенник ждёт твоих подношений, Уходящий в дождь.
Чтобы вызвать дождь, нужно великое жертвоприношение.
Но не так-то просто его совершить.
Попытка первая: Жертвенный сосуд опрокинут вверх ногами. Ведь ты
ещё не освободился от прошлого!
Попытка вторая: Жертвенный сосуд полон. Но где же твои сотоварищи?
Они не идут к тебе.
Попытка третья: Ушки жертвенного сосуда обломились. Не вознести его
на высокий холм. А внизу - даже если пойдёт дождь - он быстро иссякнет.
Попытка четвёртая: У жертвенного сосуда подломились ноги. Без твёрдой
опоры - несчастье. Опрокинуты жертвы и жертвенник выпачкан.
Попытка пятая: Наконец-то у жертвенного сосуда новые золотые ушки.
Можно поднять, но нельзя нести. Чтобы двигаться, нужен твёрдый стержень.
Попытка шестая: Яшмовый стержень продет в ушки сосуда. Жертвенник
вознесли на высокий холм. Великое счастье.
Какую жертву принёс Уходящий в дождь?
Не себя ли?
ГРОМ В ГОРАХ
Ветер кружит над Озером
Озеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома
Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня
Гром в Горах подобен летящей птице,
от которой остался лишь голос её.
Ностальгия...
Отчего теряется путь? Есть шесть ошибок пути.
Того, кто избегнет их, ждёт великое счастье.
Начальная ошибка - Рождение пути. Это подобно летящей птице - ты
только провожаешь её взглядом. И ничего не можешь поделать.
Вторая ошибка - Слепота пути. Ты думал, что встретил цель, а это
- что-то другое, только очень похожее. Ты прошёл мимо цели.
Третья ошибка - Неправедность пути. Ты ушёл вперёд, а совесть твоя
за тобой не последовала. Жди нападения сзади.
Четвёртая ошибка - Инерция пути. Ты шёл и был весел, и не хотел останавливаться,
и отбросил запреты. И куда ты пришёл?
Пятая ошибка - Эгоизм пути. Ты шёл, не оглядываясь, и забыл о других.
За тобой никто не последовал, ты остался один.
Шестая ошибка - Смерть пути. Ты не обратил внимания на ошибки, и
летящая птица удалилась. И ничего не можешь поделать.
Гром в Горах! И плотные тучи укрыли небо.
Будет ли дождь? Будет ли дождь?
Точно голос летящей птицы:
- Они - с нашей западной окраины.
Гром в Горах! Ностальгия...
Уходящему в дождь нужно быть стойким.
Он не поднимается к великим вершинам.
Он спускается в ущелье и слушает журчанье малого ручья.
Что же дальше?
Уже конец? Ещё не конец?
Бумажный зонтик.
Тяжёлый посох.
И что-то ещё - не поддающееся прочтению...
|
|
|
|
|
КОММЕНТАРИЙ ДОЖДЯ
Странствия Уходящего в дождь - не произвольное путешествие со случайными
образами, а канонический процесс. Я вычленил его из древнекитайского текста
"ЧЖОУ И", который в зависимости от понимания иероглифа чжоу, переводится
как "Чжоуские Перемены" - "[Канон] перемен [эпохи] Чжоу" - или как "Всеохватно-круговые
(циклические) перемены". 64 гексаграммы "ЧЖОУ И" вместе с афоризмами и
комментариями к ним описывают мировой процесс как последовательность 64-х
мировых ситуаций, каждая из которых развивается по 6 ступеням - 6 чертам
гексаграммы. Но и каждый частный процесс содержится в "ЧЖОУ И" как последовательность
некоторого подмножества гексаграмм. Например, результатом гадания на тысячелистнике
является пара гексаграмм, описывающих ситуацию настоящего и возможного
будущего.
Чтобы вычленить "перемены дождя", я отбросил комментирующую часть - "И
ЧЖУАНЬ" - и искал иероглиф юй-дождь в основном тексте "ЧЖОУ И",
который называется "И ЦЗИН" - "Канон Перемен" или "Книга Перемен". Я обнаружил
6 вхождений иероглифа юй в тексты афоризмов к 5-и гексаграммам
## 9,38,43,50 и 62. Главной оказалась самая первая гексаграмма # 9 - здесь
иероглиф юй встречается 2 раза: в афоризме к гексаграмме в целом
и в афоризме к её последней (шестой) черте. Для остальных четырёх гексаграмм
иероглиф юй встречается по одному разу в афоризмах к отдельным
чертам гексаграмм. Оставалось лишь осмыслить это пятичастное "путешествие
в дождь" и дать ему образное истолкование.
|
Гексаграмма # 9.
Сяо чу - Воспитание малым.
верхняя триграмма - сюнь-утончение; её образ - Ветер;
нижняя триграмма - цянь-творчество, её образ - Небо.
|
|
Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе
Ветра Небесного.
В афоризме "Книги Перемен" к гексаграмме в целом читаем:
"Воспитание малым.
Свершение.
Плотные тучи - и нет дождя;
<они>
- с нашей западной окраины."
Здесь есть непереводимая игра слов, поскольку иероглиф чу-воспитание означает также "препятствие". Именно преодоление
препятствия - лучший способ воспитания воли и выдержки. Для Уходящего
в дождь речь идёт о "малом", то есть самом первом, препятствии на его
пути.
Что же это за препятствие? Это - прошлое.
Для авторов "Книги Перемен" запад - это метафора прошлого, ибо запад -
это земля предков, откуда более трёх тысяч лет назад племя Чжоу пришло
в срединные царства Китая. Но в Китае дождевые облака, как правило, движутся
с востока - с моря.
Облака, идущие с запада - из прошлого, не дают плодотворного дождя.
Преодоление прошлого, как необходимое условие продвижения вперёд, в "Переменах
дождя" описывается в ритуале вызывания дождя, восходящего по 6 ступеням
- 6 чертам гексаграммы.
И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы в "Книге Перемен"
читаем (я комбинирую переводы Ю.Щуцкого и Р.Вильгельма и разбивку текста
у Лю Да-цзюня в соответствии с разъяснениями А.Кобзева):
"Наверху сильная черта.
Уже идёт дождь, уже [все на должном] месте.
Возвысить добродетели, собрать женщин.
Луна близится к полнолунию.
Благородному мужу поход - к несчастью."
Это значит: первый этап завершён и путь открыт - идёт
дождь! Но странствие Уходящего в дождь не будет лёгким - впереди его ждут
новые испытания.
ПЕРЕХОД: Из первой гексаграммы дождя #9 могут быть
вычленены две "взаимопроникающие триграммы" - ху гуа, которые охватывают:
1) вторую, третью, четвёртую и 2) третью, четвёртую, пятую черты гексаграммы.
Они используются соответственно как нижняя и верхняя триграммы для получения
новой, производной гексаграммы, характеризующей более глубокое состояние
ситуации. Это следующая, вторая гексаграмма дождя N 38 - Разлад:
#9 #38
Вот почему в "Переменах дождя" сказано:
"В глубинах Ветра Небесного рождался разлад."
|
Гексаграмма # 38.
Куй - Разлад.
верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь;
нижняя триграммы - дуй-разрешение, её образ - Озеро.
|
|
В "Переменах дождя" гексаграмму изображает Огонь над Озером
как символ разрыва: ведь Огонь стремится вверх, а Озеро - вниз, в глубину.
Этот образ можно прочесть и как "Пылающее Озеро" или "Озеро Огня" - "Огненное
Озеро" - символ опасной ситуации, вышедшей из-под контроля.
Развитие ситуации разлада описывается в терминах "шести потерь", соответствующих
шести чертам гексаграммы. Ведь в процессе разлада человек ничего не может
приобрести, а только теряет. Никакие действия не могут остановить разлад
и лучше всего предоставить событиям течь так, как они протекают. Разлад
- это ложная ситуация, не подлинное, а потому не постоянное положение
вещей. Придёт время и разлад исчерпает сам себя. Поэтому в "Переменах
дождя" сказано:
"Остаётся лишь ждать иных перемен."
И вот в афоризме к последней - шестой - черте гексаграммы
в "Книге Перемен" читаем (с опусканием одной фразы, которая, согласно
замечанию Ю.Щуцкого, является позднейшей комментаторской припиской):
"Наверху сильная черта.
Разлад и одиночество.
Увидишь свинью, покрытую грязью.
[Увидишь, что] бесы наполняют свою колесницу.
Сперва натянешь лук [против этого, а] потом отложишь его в сторону.
[Если,] выступая, встретишь дождь, то [будет] счастье."
ПЕРЕХОД: Следующая, третья гексаграмма дождя #43
тоже получается из первой, главной гексаграммы дождя - гексаграммы # 9.
Для этого обе триграммы нужно перевернуть, то есть зеркально отразить.
Это называется принципом фань-обратность, соответствующим контрарному
отрицанию, то есть отношению противоположности. Верхняя триграмма сюнь-Ветер
превращается в триграмму дуй-Озеро, а нижняя триграмма цянь-Небо
остаётся неизменной:
#9 #43 |
ВЕТЕР |
|
ОЗЕРО |
|
фань |
|
НЕБО |
|
НЕБО |
Поэтому в "Переменах дождя" сказано:
"Возвратный Ветер спокоен и чист как озёрная гладь."
|
Гексаграмма # 43.
Гуай - Выход.
верхняя триграмма - дуй-разрешение, её образ - Озеро;
нижняя триграммы - цянь-творчество, её образ - Небо.
|
|
Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе
Озера Небесного.
Озеро - это озёрная гладь, зеркало воды. Зеркало рождает отражения, образы.
А разве речь человека - не зеркало его сознания? Не отражение его жизни?
Согласно Ю.Щуцкому, знак дуй-Озеро первоначально изображал человека
с раскрытым ртом. Поэтому этот знак в некоторых контекстах имеет значение
"говорить", "возглашать". И действительно, весь текст к гексаграмме Гуай пронизан идеей речи, слова, говорения. В нём три раза встречается иероглиф
"возглашать":
-
в афоризме к гексаграмме в целом - "правдиво возглашай";
-
в афоризме ко второй черте гексаграммы - "опасливо
возглашай";
-
в афоризме к последней черте гексаграммы - "не возглашай".
Кроме того, в афоризме к четвёртой черте гекаграммы встречается
слово "речь". Оно записано отдельной графемой янь, которая входит
детерминативом во многие китайские иероглифы. В частности, в иероглиф юй - "речи", "слова", "язык". Именно этот иероглиф стоит в названии
знаменитого исторического трактата "ГО ЮЙ" - "Речи царств" - памятника
4-3 вв. до н.э., составленный на основе более древних летописей. И, может
быть, не случайно слово юй-речь является точным омофоном слова юй-дождь?
Но о чём же идёт речь в ситуации Гуай-Выход? Какие образы возникают
здесь? В графике гексаграммы можно увидеть большое скопление творческих
сил, изображённых пятью сильными чертами. А сверху - то есть впереди,
в будущем - одна слабая черта. Это образ некоего выхода, возможности прорыва, возможности вырваться, решиться на что-нибудь.
Путь выхода, прорыва описан в "Переменах дождя" в "шести образах", соответствующих
шести чертам гексаграммы.
Третья черта любой гексаграммы по символике "Книги Перемен" соответствует
моменту кризиса в развитии ситуации, а именно - переходу от внутреннего
к внешнему, то есть - выходу. И может быть, не случайно в афоризме именно
к третьей черте гексаграммы "Выход" встречается иероглиф юй-дождь.
Опуская две фразы, которые согласно Ю.Щуцкому, являются позднейшей припиской,
читаем:
"Сильная черта на третьем [месте].
Благородный человек решается на выход.
[Он] одиноко идёт и встречает дождь.
Если [он и] промокнет, [то] будет досадно,
[но] хулы не будет."
А в конце пути исчерпываются силы, наступает слабость и речь завершается молчанием . В афоризме к последней черте гексаграммы
читаем:
"Наверху слабая черта.
Безгласность.
В конце концов, будет несчастье."
ПЕРЕХОД: Следующая, четвёртая гексаграмма дождя
# 50 получается из второй гексаграммы дождя # 38 точно также, как предыдущая,
третья гексаграмма дождя # 43 получалась из первой гексаграммы дождя #
9. А именно - с помощью переворота, то есть зеркального отражения обеих
триграмм по принципу фань. Нижняя триграмма дуй-Озеро превращается
в триграмму сюнь-Ветер, а верхняя триграмма ли-Огонь остаётся
неизменной.
#38 #50 |
ОГОНЬ |
|
ОГОНЬ |
|
фань |
|
ОЗЕРО |
|
ВЕТЕР |
Озеро - это символ зеркала. Ветер - "перевёрнутое" Озеро
- это отражение Озера в нём самом.
Поэтому в "Переменах дождя" сказано:
"Образ образа - как дуновение ветра."
|
Гексаграмма # 50.
Дин - Жертвенник.
верхняя триграмма - ли-сцепление, её образ - Огонь;
нижняя триграммы - сюнь-утончение, её образ - Ветер.
|
|
Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе
Огненного Ветра.
Слово "огонь" может быть понято как "свет". И тогда Огненный Ветер - это
Светоносный Ветер, Солнечный Ветер, Поток Света. В контексте зеркального
мира образов и отражений, в который вступает Уходящий дождь (предыдущая
гексаграмма # 43), это может быть понято как поток взаимоотражений. Ведь
зеркалом отражаются на самом-то деле не вещи, а свет, испускаемый вещами.
Или свет, отражаемый вещами. В мире отражённого света уже не найти ни
источника света, ни вещей, отражающих свет. Всё есть отражения, отражения
отражений... В этом иллюзорном мире всё переменчиво, ненадёжно и обманчиво.
И хотя отражённое - это вроде бы возвращающееся, но можно ли назвать это
возвращением к истинной основе? В круговороте взаимоотражений только всё
дальше и все неостановимее удаляешься от неё.
И всё же в конечном счёте этот мир взаимоотражений сам является отражением
чего-то реального - мира взаимопревращения вещей. И здесь уже огонь -
это жар плавильного котла, в котором вещи переплавляются друг в друга
и из прошлого выплавляется будущее. И чтобы вызвать дождь, уже недостаточно
имитационного ритуала вызывания дождя - нужна реальная жертва на этом
космическом огне. Уходящий в дождь должен совершить жертвоприношение.
Во все времена и у всех народов это было чрезвычайно важным и совсем не
простым делом. Человека здесь ждут непредвиденные трудности и испытания.
Их преодоление в "Переменах дождя" дано в образе "шести попыток" жертвоприношения,
соответствующих шести чертам гексаграммы.
В третьей попытке мы встречаемся с предупреждением: если жертвоприношение
не будет проведено так, как нужно, цель не будет достигнута и человека
ждёт раскаяние. В афоризме к третьей черте гексаграммы в "Книге Перемен"
читаем (с учётом варианта перевода второй фразы, предложенного А.Кобзевым):
"Сильная черта на третьем [месте].
Ушки жертвенного сосуда обломились -
его передвижение застопорилось.
Жиром фазана не насытишься.
Как только [пройдёт] дождь,
[так он и] иссякнет.
Раскаяние.
[Но], в конце концов, - счастье."
Но в конце концов, если цель достигнута и жертва принята,
будет великое счастье. И не слуайно в афоризме к последней черте гексаграммы
речь идёт о яшме, которая в Китае считалась символом гармонической полноты
развития всех высших каеств. Стоит ли после этого удивляться, что иерогиф юй-яшма - почти точный омофон иероглифа юй-дождь (разница
лишь в мелодическом тоне второго звука)?
ПЕРЕХОД: Первые четыре гексаграммы дождя образуют
своеобразный полный цикл перемен:
9 |
38 |
43 |
50 |
ВЕТЕР |
ОГОНЬ |
ОЗЕРО |
ОГОНЬ |
НЕБО |
ОЗЕРО |
НЕБО |
ВЕТЕР |
Этот цикл построен из 4-х триграмм Ветер, Озеро, Небо и Огонь, каждая
из которых встречается ровно 2 раза. Эти 4 триграммы - "сильная половина"
от всех 8-и триграмм, то есть это все те триграммы, в которых сильных
черт ян больше, чем слабых черт инь.
Ветер и Озеро превращаются друг в друга зеркальным отражением по принципу фань-обратность и становятся поочерёдно верхней и нижней триграммами
гексаграмм. Небо и Огонь при перевёртывании не изменяются. Небо находится
оба раза внизу, а Огонь - оба раза наверху.
Вторая гексаграмма дождя рождается из первой с помощью "взаимопроникающих
триграмм" - ху гуа. Получающаяся пара гексаграмм порождает вторую
пару гексаграмм дождя перевёртыванием каждой триграммы по принципу фань.
В таком расположении гексаграммы и их тригаммы можно записать
в клетках квадрата 2х2:
ВЕТЕР
НЕБО |
ОГОНЬ
ОЗЕРО |
ОЗЕРО
НЕБО |
ОГОНЬ
ВЕТЕР |
|
|
нижние
триграммы |
|
верхние
триграммы |
|
Х |
|
Парность триграмм Озеро-Ветер и Небо-Огонь связана также
с двумя каноническими расположениями восьми триграмм по сторонам света.
Одно расположеие традиция приписывает демиургу китайской цивиизации легендарному
императору Фу Си, другое - основателю Чжоуской династии Вэнь-Вану - Царю
Просвещённому. Первое расположение соответствует "ПРЕЖНЕМУ НЕБУ" - сянь
тянь - то есть первоприродному, генотипическому, априорному. Второе
расположение соответствует "ПОСЛЕДУЮЩЕМУ НЕБУ" - хоу тянь - то
есть природоявленному, фенотипическому, апостериорному.
ОЗЕРО |
НЕБО |
ВЕТЕР |
ОГОНЬ |
Фу Си |
ВОДА |
ГРОМ |
ЗЕМЛЯ |
ГОРА |
|
|
ВЕТЕР |
ОГОНЬ |
ЗЕМЛЯ |
ГРОМ |
Вэнь-ван |
ОЗЕРО |
ГОРА |
ВОДА |
НЕБО |
|
Алгоритм преобразования этих расположений друг в друга
состоит из двух циклов по 4 триграммы в каждом:
ОЗЕРО |
|
ВЕТЕР |
|
НЕБО |
|
ОГОНЬ |
|
|
|
|
|
|
ВОДА |
|
ЗЕМЛЯ |
ГОРА |
|
ГРОМ |
Нижняя строка этой таблицы содержит две пары триграмм
Вода-Земля и Гора-Гром. Вторая пара обраует последнюю - пятую - гексаграмму
дождя (#62). Эта пара триграмм получается из пары Озеро-Ветер при инвертировании
всех черт по принципу дуй-супротивность: сильная черта - слабая
черта ( ян - инь). соответственно гексаграмма #62 может
быть получена как из первой пары гексаграмм дождя #9 и #38, так и из второй
пары - #43 и #50.
ВЕТЕР |
|
ГРОМ |
дуй |
ОЗЕРО |
|
ГОРА |
Вот почему в "Переменах дождя" сказано:
"Ветер кружит над Озером
Озеро хранит отражение Гор, Ветер хранит эхо Грома
Горы - это опора Неба, Гром - это голос Огня"
|
Гексаграмма # 62.
Сяо го - Переразвитие малого.
верхняя триграмма - чжэнь-возбуждение, её образ - Гром;
нижняя триграммы - гэнь-пребывание, её образ - Гора.
|
|
Вот почему в "Переменах дождя" гексаграмма дана в образе
Грома в Горах.
В "Книге Перемен" с этой гексаграммой связан образ летящей птицы.
Во-первых, в графике самой гексаграммы усматривается изображение летящей
птицы: две средние сильные черты изображают её туловище, а две
пары крайних слабых черт - её мягкие крылья.
Во-вторых, иероглифы "летящая птица" встречаются в афоризмах три раза:
в афоризме к гексаграмме в целом и в афоризмах к её крайним чертам - первой и шестой.
Кстати, во всей "Книге Перемен" иероглиф "птица", точнее - "длиннохвостая
птица" - няо, встречается ещё только один раз, в афоризме к шестой
черте гексаграммы # 56 ( Люй - Странствие) во фразе "птицам спалили их
гнёзда". Но, как видим, здесь эта птица совсем не летящая.
Но что означает этот образ - "летящая птица"? Его следует понимать как
"улетевшая птица", что становится символом упущенных возможностей как
следствие ошибок в пути. В афоризме к гексаграмме в целом говорится: "От
летящей птицы остаётся [лишь] голос [её]". В афоризмах к первой и шестой
чертам гексаграммы следом за упоминанием летящей птицы стоит иероглиф
"несчастье". При этом в последнем афоризме утверждается: "Летящая птица
удалится".
В "Переменах дождя" развитие ситуации описывается в терминах "шести ошибок
пути", соответствующих шести чертам гексаграммы. Последняя, шестая ошибка
уже непоправима: "птица улетела" и это означает "смерть пути". Вот почему
большое значение имеет непосредственно предшествующая, пятая черта гексаграммы
- центральная черта триграммы чжэнь-Гром, то есть "голоса птицы".
Именно в афоризме к этой черте встречается иероглиф юй-дождь, но
- со знаком отрицания:
"Слабая черта на пятом [месте].
Плотные тучи - и нет дождя;
[Они] с нашей западной окраины."
Здесь снова возникает образ прошлого. Но как его "отголосок",
потому что прошлое безвозвратно ушло - "улетело". Вот почему в "Переменах
дождя" сказано: "Ностальгия".
ПЕРЕХОД: Итак, "путешествие в дождь" заканчивается
там, где оно началось - тем же самым афоризмом об "облаках из прошлого".
Об этом же говорят и названия первой и последней из пяти гексаграмм дождя:
Воспитание малым - Переразвитие малого. То, что вначале было лишь первым,
малым препятствием, способствующим воспитанию, оказалось непреодолённым,
и это привело к его переразвитие в уже непреодолимую преграду. Весь путь
заканчивается афоризмом к последней черте гексаграммы:
"Не встретишь, [и] пройдёшь мимо.
Летящая птица удалится.
Несчастье.
Это называется бедствиями и бедами."
Что же дальше?
Неужели всё потеряно, Уходящий в дождь потерпел полное поражение и это
- "уже конец"? Да, так действительно называется следующая по "Книге Перемен"
гексаграмма # 63 - Цзи цзи. Но она не последняя в мировом цикле!
Последняя гексаграмма #N 64 называется Вэй цзи - "Ещё не конец!".
И это даёт надежду на возобновление пути, хотя бы и с его исходной точки
- с первой гексаграммы дождя.
Так "Перемены дождя" оказались "всеохватно-круговыми", "циклическими".
Идущие в дождь не оставляют попыток встретить на этом пути что-то очень
важное.
Они идут
из
страны в страну,
из
века в век,
из
сердца в сердце.
Они уходят в дождь.
Может быть даже
это
дождь других времён и других стран.
Бумажный зонтик.
Тяжёлый посох.
И что-то ещё - не поддающееся прочтению.
|
|
|
|
|
|