Далеко не все страхи надо отгонять или преодолевать. По-настоящему деструктивными бывают страхи, связанные с внешними неконтролируемыми обстоятельствами. Но нужно понимать, что если вы идете по жизни своим путем, перед вами стоит высокая цель, и вы выбираете достойные способы ее достижения, то вряд ли вы станете случайной жертвой бандитского нападения или невольным участником в чьей-то грязной игре. Собственная активность в позитивных действиях не даст стать пассивной жертвой чужого негативного влияния.
Однако страхи извне врываются в наш внутренний мир и разрушают его. Не совершайте никаких действий под влиянием такого страха, подпитывая его этим, а лучше продумайте план разумной защиты на случай возможной реальной опасности. Отработайте возможную ситуацию до конца и больше к ней не возвращайтесь. Если же и в самом деле что-нибудь произойдет, вы немедленно вспомните разработанный когда-то план и приведете его в исполнение.
Есть и другие страхи, спровоцированные также внешними обстоятельствами, но скорее ассоциативно. Такой страх похож на навязчивую идею без определенных оснований, почти мистическую. Появление такого страха связано с какой-либо вашей слабостью и зависимостью, избавиться от такого страха сложнее. Нужно посмотреть: с чем он ассоциируется, в какой момент появляется, подумать, с чем это может быть связано. Очень часто такой страх нельзя "вычислить" грубоватым логическим построением. Нужно пользоваться интуицией, едва заметная ниточка внутреннего чувства может показать связь страха с некоей тенью, фантомом, живущим глубоко в памяти.
Во многих случаях фантомы возникают не из прошлого, а из будущего, когда вы планируете что-то слишком далекое от вас, лишнее или непосильное. В этом случае планируемые действия не подтверждаются разумными доводами из вашего опыта, остаются "туманными" и поэтому пугающими. Такой страх не нужно понимать как плохое пророчество или предчувствие, а просто смириться с реальностью: вы имеете слабости, которые нужно сначала устранить в любом случае. Очень может быть, что когда вы устраните слабость, то взгляните на ситуацию другими глазами и откажетесь от планируемой затеи, потому что она вам станет неинтересной, вам откроются другие перспективы.
Так что же делать, когда начнется приступ необъяснимого страха? Пугает сложная эмоция, которая "вливается" лавиной через некую словесную форму или статичный образ, как через дверь. Попробуйте задержать внимание на пугающем явлении ровно секунду, потом вникнуть в то, что удалось увидеть, и выделите его доминирующую часть. Возможно, понадобится две или три попытки. Сходу понять суть пугающего явления трудно, нужен навык. Для начала достаточно коротко "сфотографировать" возникший образ и тут же оторвать внимание до того, как нахлынет деструктивная эмоция, связанная с образом. Затем, успокоившись, попробуйте коротко разглядеть "сфотографированный" образ по частям. Узнайте что-нибудь о детали, которая будет наиболее доступна вашему внутреннему вниманию для разглядывания. Вспомните или выясните обстоятельства, когда подобный предмет встречался в вашей жизни или жизни других людей с положительными последствиями.
Когда вы узнаете позитивное значение доминирующей детали образа настолько, что сможете догадаться или восстановить суть и смысл явления в целом, тогда и поймете, какие чувства должны на самом деле сопровождать разглядывание образа.
Какая из деталей образа будет доминирующей, каждый решает сам, ведь страх касается именно его личной жизни и обстоятельств. Свяжите положительные чувства с восстановленным по памяти образом, как следует, чтобы они стали в вашем понимании единым целым. Впоследствии можно корректировать правильность деталей образа, когда он уже не будет вас пугать.
Такая работа в отдельных случаях может превратиться в серьезное исследование на несколько лет. Но с этим ничего не поделать. Иногда требуется восстановить старые связи или наладить новые, чтобы восполнить недостаток понимания людей или событий, связанных с пугающим образом. Иногда такое исследование может вас увести очень далеко от первоначальных интересов, и вы можете стать прекрасным специалистом в неожиданной для вас области знания.
Разберем, наконец, страхи, связанные с естественным для вас ходом вещей. Во-первых, это могут быть страхи от неопытности и молодости. Их нужно преодолеть, если предстоящее вам дело вполне разумно. Если вам предлагают новое для вас дело, не отказывайтесь из-за страха, при условии, что вам не предлагают совершить преступление или акт явного самоуничтожения в физическом, этическом или профессиональном смысле. Обезопасить себя в предстоящем выборе можно, взяв отсрочку, чтобы прочувствовать ситуацию как следует, собрать дополнительную информацию и этим укрепить свою интуицию, говорящую об обоснованности страха. Самое страшное - предать себя, свою любящую, талантливую личность.
Вторая группа естественных страхов связана с комплексами. Эти страхи не достаточно просто преодолеть, принимая сделанное вам предложение, потому что они останутся с вами, и будут ухудшать ваше положение и самочувствие. С комплексами можно разобраться по описанной выше схеме: пугающий образ - эмоция - понимание - положительный образ - здоровая эмоция. Но так как комплекс - явление более обширное и сложное, чем навязчивая идея, то разобраться с ним труднее. Здесь потребуются консультации со знающими людьми, личный опыт общения и наблюдения за собой.
Определенно можно сказать, что во всех своих действиях по преодолению страха следует держаться умеренности и принципа разумной достаточности затраченных усилий. А, также следует твердо держаться своего личного, однажды выбранного пути в жизни и справляться с возникающими текущими задачами, не погружаясь и, тем более, не утопая во второстепенных, попутных переживаниях. Учтите, что реальный жизненный путь конкретного человека - вовсе не последовательное переживание ощущений, не медитация, а максимально быстрое преодоление абстрактных медитаций, естественно возникающих в процессе общения. Кому-то подойдет другая формулировка: жизненный путь - это продвижение через последовательный ряд медитаций к цели созидания свободной живой личности, господствующей над всеми медитациями. Берите от жизни то, что необходимо для достижения положительной цели и тут же уходите вперед к следующей цели. Вам нужно состояться как личность, - и это главное.
Есть еще одна группа естественных страхов. Это конструктивный страх, глубоко внутри нас показывающий как индикатор уклонение нашего поведения от оптимальных норм созидательного, поступательного, активного и разумного поведения. Как только мы склоняемся к нарушению этических норм или к поступкам против целостности нашей личности, или неверно оцениваем свой внутренний потенциал, то страх - очень тонкий, внутренний, едва заметный, доводит нарушение до нашего сознания. Этот страх, как компас показывает отклонение от созидательного курса немедленно, когда еще не поздно все исправить, и этим он очень ценен, требует к себе особого внимания. С приобретением навыка наблюдения за собой, когда вы наберетесь опыта и твердости в решениях и действиях, этот страх уйдет. Вместо него появится уверенная искренность и открытость. Вы увидите себя в "фокусе" жизненных событий и великолепных идей, которые останется только реализовывать, сколько будет сил.
Здесь появляется и еще одна группа страхов, говорящих нам, что люди или обстоятельства могут помешать реализации наших идей. Эти страхи нужно преодолевать твердостью воли, находчивостью, изобретательностью, мудростью и терпением. Сознание, что жизнь прожита не напрасно, поможет справиться со страхом старости, болезней и смерти. Страхи - это проводники сознания по пути внутрь себя.
Кроме описанных обычных человеческих страхов есть еще один вид страхов - совершенно особенный. Это мистический страх. В рассекреченных донесениях российского военно-морского флота зафиксировано около двух тысяч свидетельств о возникновении безотчетных тревожных мыслей и ощущений, связанных с появлением в морской воде и воздухе над морем светящихся красным светом сгустков энергии. Иногда эти сгустки имели вид колеса, крутящегося против часовой стрелки, иногда это были треугольники и квадраты строгой геометрической формы. Исследования военных специалистов показали, что эти сгустки не могли иметь отношения к современным вооружениям. Не нашли ни единого признака рукотворности сгустков. Более того, военные историки нашли описания таких же сгустков в архивах, некоторые из описаний совсем древние.
Конечно, армейские наблюдатели рассматривали действия этих сгустков энергии на предмет признаков возможной вражеской атаки. Но не зафиксировали ни одного случая явного нападения. Нет их и в архивах. Были случаи, говорящие скорее о частичном взаимопроникновении и взаимовлиянии энергии сгустков и энергии человеческой психики, а также энергии работающих судовых агрегатов. Уважаемые командиры подводных лодок и крупных судов единодушно говорят о том, что от наблюдения за красноватыми светящимися сгустками всегда оставался неприятный осадок, совсем не располагающий познакомиться поближе. Иногда сгустки прожектором пронзали суда насквозь, как стекло. Это подтверждало догадки о том, что речь идет не о шаровых молниях, а о чем-то более тонком.
Не военный путешественник Тур Хейердал также видел в море такой сгусток энергии. По его описанию во время столкновения со сгустком заглохли двигатели судна, изменилась температура воды за бортом.
Российские моряки прошлых веков, описавшие такие сгустки, были в большинстве своем православные верующие. Поэтому они имели свою, отличную от современной, методику идентификации явлений природы, мыслей, чувств и поступков. Они четко и однозначно называли эти сгустки энергии "каруселью сатаны" из-за тревожных мыслей, связанных с крутящимися против часовой стрелки красноватых светящихся колес. Для них эти явления однозначно относились к категории враждебной мистической энергии, воздействующей на психику человека.
В самом деле, необычными и незнакомыми эти сгустки энергии современным морякам кажутся только на первый взгляд. Если бы ощущения, испытанные людьми в морской пустыни не были им знакомы по впечатлениям обычной, земной жизни, вряд ли их описания были бы такими точными и однозначными. Сбивала с толку только неожиданная сконцентрированность в одной точке знакомой по другим обстоятельствам энергии, доходящей до красноватого свечения, интенсивность и мощь психического воздействия посреди открытого моря.
Мистические страхи, испытываемые в обычной жизни среди множества людей, связываются в сознании с какими-то проблемами в общественной жизни или природными катаклизмами. Из-за множества предположительных причин и источников воздействия на людей, мистические тревожные ощущения выглядят рассеянными, ослабленными, разбавленными. Именно так рассеивается, например, свет электрической лампочки, окруженной прозрачными или полупрозрачными предметами.
Свидетельства о сгустках такой же энергии в большом количестве есть в описаниях людей, живших среди земных пустынь или в горах. Православные аскеты в разные века, в том числе и в двадцатом, уходили в пустынные места, желая освободиться от причин для мелких, рассеянных, простых человеческих страхов, связанных с общением. Аскеты стремились победить основной страх перед жизнью и смертью, укрепляя силу духа, питающую талант, способность любить и созидать в любых обстоятельствах. В каждом описании жизни отшельника есть свидетельства, что мистический страх и тревожные ощущения приходили внезапно, ниоткуда, из окружающего воздуха. Человек оказывался как бы в облаке, в эпицентре тревоги, которая отличалась от обычных житейских тревожных мыслей так же, как желе отличается от сладкого чая. Есть в описаниях отшельников рассказы и об огненных столпах, и о красноватом свете, сопровождающем нашествие дурных мыслей, и об огненных колесницах, способных подхватить человека, унести его в небо и там растаять.
Аскеты, конечно, анализировали пережитый опыт таких воздействий. Они говорят о том, что красноватый сумрачный свет всегда сопровождал мощные атаки на психику, имел признаки четкой структуры, окружающей человека и стремящейся привлечь внимание, овладевая сознанием через проникновение в чувства. Если пленение чувств происходило, человек проникался чуждой энергией, погибал при полном подчинении воли воздействию тревожных мыслей.
Аскеты прослеживали и динамику, и траекторию движения враждебных ощущений. Они писали, что "сатанинские помыслы" действуют "супротив" созидательной воли человека. В правилах православной аскетики говорится, что созидательная воля, вдохновляемая сердечной внутренней молитвой, отсекает суетные тревожные мысли на уровне головы - там, где глаза видят, и уши слышат. Затем отгоняет их на уровне груди - сокрушая тревожные помыслы на подступах к сердцу. Затем, созидательное внимание ума проникает в сердце, очищая его от тревоги, покоится в сердце, согревая его и наполняя тихой радостью. Причем тихое тепло в сердце физически ощущается. Многочисленные очевидцы говорят о том, что "сердечная молитва согревает в холодную погоду", зимой становится жарко без теплой одежды.
Таким образом, в прошлые века людям на практике были известны источники концентрированной враждебной, сумрачной энергии, приходящей извне, и в противовес ей - концентрированная созидательная энергия, тихо согревающая сердце. Созидательная энергия, сосредоточенная в сердце, читалась на лице, в интонациях голоса, делая его "медовым", "просвещала" все тело, оздоравливая его.
Очевидно, точно также должна читаться на лице враждебная энергия, если она проникла в чувства. И есть многочисленные свидетельства того, как вид человека "дурнел" по мере того, как "портился" его характер, человек попадал под влияние крутящихся "сатанинских помыслов". Очевидцы отмечали, что такие люди превращали в хаос, часто неосознанно, то, что созидали другие. Аскеты указывали на то, что вражеские мысли кружились внутри умственного пространства, разбивая добро, хранящееся в памяти. Очевидно, если созидательная энергия расходилась по телу из сердца по часовой стрелке, то враждебная действовала наоборот - против часовой стрелке кружась вокруг сердца. На то, что мысли внутри человека действуют именно так, указывают рекомендации аскетов. Они говорят, что во время молитвы следует немного склонить голову вправо - расширяя на ход сегмент открытого для ума жизненного пространства. Рекомендация не спать на левом боку, а только на правом, отвечает стремлению защитить "тыл" ума, остающийся слева по ходу часовой стрелки, во сне, не давая застать себя врасплох враждебным мыслям. Из правил известно также, что вход в ум расположен по левой стороне тела, а выход энергии - справа.
Порядок входа и выхода священника во время богослужения символически отображает действие созидательных входящих и исходящих мыслей в уме. Если смоделировать действие "супротивных" разрушительных мыслей, они будут соответствовать обратному действию вхождения и исхождения. То есть, входя через правое, "чувственное" полушарие головного мозга, оно пройдет через центр тела, где расположены органы управления человеком, и будет воздействовать на левое "разумное" полушарие, подавляя волю.
Святые отцы писали о том, что только всецелое погружение в духовные, созидательные переживания дает возможность соединить "голову" с "сердцем" не оставляя места вражескому воздействию в виде кружения тревожных мыслей.
Современных описаний присутствия красноватых сгустков энергии, действующих внутри человека на подавление воли, мало. Но они есть. Современные люди, живущие в обществе, видят такие карусели тревожных мыслей во сне, под наркозом.
Любой человек, заглянув внутрь себя, может распознать признаки кружения "вражеских" мыслей. Вспомните свои ощущения, когда вы с кем-то "не сходитесь характером". Это выглядит так, будто ваши мысли и мысли оппонента сталкиваются, двигаясь вокруг интересующего предмета в противоположных направлениях. В отдельных случаях, настаивание на своей позиции приводит к крушению жизненного пространства.
Люди в разной степени могут быть вовлечены в разрушительное кружение мыслей. Насколько они не вовлечены в развитие своей личности, таланта, настолько они вовлекаются в "карусель" страхов. Все движения мыслей за пределами действия таланта и любви несут в себе элементы разрушения и хаоса, подпитывая энергию страхов.