Буденкова Татьяна Петровна : другие произведения.

Жизнь - не копейка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вторая часть обзора рассказов финалистов конкурса Реалистическая Проза-2022. Русская Тройка.

   Жизнь - не копейка
  
  Маверик Д. Большое наклонное зеркало
  
   Это если и рассказ, то с явным дидактно-аллегорическим уклоном. Подумала было, написать, что скорее это притча. Однако автор рассказывает конкретную историю болезни девочки Киры. Но поскольку притча - это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение, то в этом случае, поучение налицо. Детское восприятие особенно ранимо. Разорвали собаки котёнка "Беляшика", а в результате для Киры это оказался сильнейший стресс. Даже меня, взрослого человека этот эпизод пробирает. Ещё и автор сумел описать вроде обычный бытовой момент: новый ремонт в квартире, новая мебель - не нужен котёнок. И окровавленные клочки его шерсти, найденные ребёнком - вот вам дидактно, а проще говоря - обучающая как не надо поступать аллегория.
   Думал, вдруг автор финал выберет с хэппи-эндом, то есть, будет счастливым. Подобранная Евой кошка спасёт её дочку. Но нет. И это, на мой взгляд, правильно. Иначе, что? Сотворил зло, бросил котёнка на погибель, потом, когда самого прижало, другого подобрал, вот я тебя спасаю, ты меня спаси от беды. Ты мне - я тебе. "Вы мне - телевизор, я вам - телефон". - Если кто помнит у А. Райкина. Так Судьба не торгует, она раздаёт по заслугам. И на каких весах наши заслуги (и белые, и чёрные) взвешивает - только ей ведомо.
  
  Гаан Л.Н. Чубчик кучерявый
  
  Вернулся в свою деревню с Гражданской войны Федор Колычев, а это примерно, осень 1922г. Вернулся Фёдор без обеих ног. Времена в деревне тяжелые. Война - это всегда беды и нищета для основной массы народа, тем более в деревне. Ведь крестьяне кормят и солдат и тех, кто штыки для них делает. Тут и коллективизация подступила. Ну кто про неё не читал, не слышал? Так или иначе, а теперь оборачиваясь на события тех лет, понимаешь, какой светлый лучик к тем далёким годам и людям пробивается через события этого рассказа. Автор рассказывает, не о том, как безногий орденоносец просит милостыню на вокзале, чтобы семью прокормить, а о любви, о том, что каждый человек, в любое время стремится к счастью. И заметьте, безногий инвалид привез домой "...двухрядную венскую гармонь, так называемую "венку"". Одним этим эпизодом автор сразу и бесповоротно охарактеризовал силу духа этого человека! И потом, Фёдор не кинулся в пьянку: "...всегда трезвый и ухоженный, он не позволял себе ничего лишнего - ведь был основным кормильцем семьи".
  Мой дядя тоже привез с войны домой аккордеон. А дошел до Берлина. Говорят, плясала под музыку этого аккордеона все женское общежитие.
  Рассказ не о горе и беде, рассказ о счастье, которое обязательно есть в каждом времени. А название рассказа - ну просто песня!
  
  Стадлер Н.В. Капкан
  
  Чтобы детектив без стрельбы и похищений, без потоков крови и денежных мешков - большая редкость в теперешней литературе. Вроде ничего нового, но мастерство автора держит внимание читателя до самой последней строки. Образы раскрыты, сюжетная линия логична. И при всей логичности изложения, интрига держит, да так, что предугадать финал невозможно. А ещё - модная тема: замуж за иностранца. Куда ни кинь - в основном прочитаешь: он её или она его, но всё равно кто-то кого-то обманул, кинул на деньги... В общем: украли и этого, голого раздетого, съели в саду под бананом. Это я к тому, что образы всегда отрицательные. А в этом рассказе - ни одного гада. Жалко Ральфа. Человек чести и долга. Достойное поведение родни Ральфа, и разница менталитета показана ненавязчиво, одним штрихом: брат взял на себя все заботы о погребении, и помнил, что Ральф, посетив могилы родителей, высказал желание, в случае смерти, быть кремированным. Так и поступили.
  Хотя, теперь представьте: Россия. Ночь. Муж так и не вернулся домой... после занятия теннисом. Да жена телефон "оборвёт" своими звонками и его, и его знакомых и родственников телефоны. А заодно: больницы, морги и полицию. И вряд ли уснёт безмятежным сном. Это тоже, вероятно, разница менталитетов. А уж напиться дома по секрету от жены... вряд ли получится. Так что в русской версии: Ральф остался бы жив, получив хорошую... э... порцию... в общем за измену. Потом его пожалели бы: гады на работе - это ж надо, довели! И Мужа рогоносца его любовницы тоже, скорее всего, "воспитали".
  Такая вот разница менталитетов, на мой взгляд. Однако, в предложенных реалиях, детектив получился крепкий, хороший.
  
   Прудков В. Подарок
  
   История о том, как... хотела написать: обычный, такой как большинство, мужчина... и поняла, что это ни так. Он один, без жены, без бабушки, без помощи каких-либо родственников, вырастил и воспитал сына. И, оглядываясь на существующую действительность: где они, такие обычные отцы - одиночки? Много ли их? Так что, человек, не обладающий никакими выдающимися способностями: ни зазвездвшийся певец, ни миллионер, работяга на заводе, слава Богу, завод не остановили, вырастил и воспитал сына. А вот матерей одиночек - много. И никого это не удивляет. Что женщинам легче? Но ведь все дети растут по одному сценарию: кормить, купать, обстирывать, играть, спать укладывать. И самое главное: любить! Ну и что не всем и не всегда удаётся - воспитывать. У Ивана Клюева всё получилось. Вырастил сына здорового, умного и совсем не эгоиста, что не редко бывает, если ребёнок единственный и всё для него.
   Финал неожиданный. Ромка решил расцветить монотонную жизнь отца, и выбрал неординарный подарок. Снял для него девушку по вызову, которой оказалась его мать. И какой тут вывод? Природа для счастья создала комплект и из двух составляющих: мужчины и женщины. Иначе никак род человеческий не продолжишь, даже в пробирке. Две составляющих нужны. А клоны - это стоп кран для прогресса. Вот и выходит, что чем заключать новомодный брак с соседом, лучше соседку... на рюмку чая пригласить... э... с предложением постоянного места жительства.
  
  
  Астраханский А.А. Фотограф
  
   Рассказ, а скорее зарисовку во времени, стоило бы назвать "Ностальгия". Поскольку главное действующее лицо здесь это не фотограф Алексей Борисович, а временные изменения, те перемены в жизни, которые автор видит и фиксирует на примере конкретного пункта фотографической студии. И как пример, оборудование, которое меняется на студии. От зеркальных фотоаппаратов типа: "Смены", "ФЭДы", "Зоркие", "Ломо", "Киевы", потом "...важная персона, размером в два письменных стола" - станок "Кодак" и вот монитор и принтер. Время течёт и уносит в прошлое и устаревшие технологии, и... молодые годы людей. Процесс не обратимый. Однако есть нечто постоянное, за что цепляется взгляд автора: "На ней - фотопейзажи, висящие здесь не один десяток лет. Мастерски снятые, они, как магнитом, притягивают к себе взгляды посетителей". Искусство - оно вне времени. Оно вечно и не исчезает, как не горят гениальные рукописи.
   А фотограф, что фотограф? Человек, к которому автор привязывает нить времени, и фотограф разматывает эту нить в ретроспективе антуража стен фотостудии.
  
  Чваков Д. Голубая глина
  
   Читала этот рассказ, помню. Мнение своё высказала в комментариях. Повторяться нет смысла. Скажу только, что постоянно слежу за всем, что выходит новенького из-под пера Димыча.
   Жизнь такие сюжеты создаёт, что никакой авторской фантазии не хватит её переплюнуть. Но дать жизнь такому сюжету - задача для автора серьёзная. В этом рассказе, если просто сказать: пришлось четырнадцатилетнему мальчишке оперировать аппендицит. Пусть и всеми нами презираемый, как вещь в организме лишняя, операция несерьёзная, а вы только представьте себя на месте того мальчишки: вскрываете брюшную полость... и сразу операция в разряд полостных переходит. Однако это если так, со стороны, не читая, оценивать, а сюжетная линия выстроена так, что удивляться не приходится.
  И... Эх, жаль Василия, будущего Василия Степановича! Не судьба была ему в мединституте учиться! А какой талант врача! И всё война виновата! И сколько же можно: тогда война, теперь, как не крути, а когда бомбят и убивают, то как ещё это назвать можно? Люди свои насиженные гнёзда покидают. Легко ли? И сколько ещё таких несостоявшихся врачей, учителей, пекарей и токарей будет?
   Так что рассказ про события тех военных лет, необычный, с точки зрения взаимодействия главных героев: один фашист, другой русский мальчишка, но актуальный в наши дни. И не только памятью прошлых лет, а взглядом на судьбы человеческие.
   И ещё вот подумала... Голубая глина - с одной стороны народное средство для лечения суставов, но и мальчишка военных лет - Василий, из которого как из глины, молодой, голубой, вылепила жизнь прекрасного человека. Такое вот название... с двойным дном. На мой взгляд.
  
  
  Некрасов А. Оттепель
  
   Частенько приходится со скукой читать описание природы: длинные, скучные... А тут первый абзац, вот, думаю, угораздило! И, о чудо, это правда живая природа! Осень дышит! Однако, добавлю всё-таки чайную ложку дёгтя: и второй, и третий, и четвёртый, и пятый абзац - описание природы. Перебор. Ждёшь событий, а тут всё осень, да осень... в самом деле нудно... читать. Даже при условии, что автор мастерски рисует сцены природы. И всё-таки, всё-таки... всё хорошо в меру.
   Неспешно, как осенний дождик, течёт повествование в рассказе. И я думаю, может быть вовсе не лишние описания природы в начале рассказа, поскольку авторский стиль сам по себе размеренный, неторопкий. Но он есть - авторский стиль! И только к середине рассказа начинают разворачиваться события - появляется Валюша, в которую влюбился наш осенний герой Николай.
   И вдруг: "Что мог сказать я тогда человеку, перепутавшему возвращение весны с коварным миражом оттепели? Ровным счетом ничего! И даже если бы сказал, то вряд ли был бы услышан..."
  Одной этой фразой автор раскрывает суть сюжета. Ну что тут можно добавить? Иногда за оттепелью так приморозит, что до пят горячо станет.
  Ну и... прав автор: встретить с надёжным спутником наступающую зиму - никому не помещает. Ни спутнику, ни спутнице. А если вспомнить про долгие зимние вечера возле протопленной печи, под мягким одеялом... ну, это уже совсем другая история.
  
  Кусков С.Ю. Ночной полет над сонными водами
  
  Начало интригующее. Слон, стоя на берегу, трогает хоботом воду. Вода тёплая. И автор вопрошает: "...а какой она еще может быть в двадцатых числах июля," - это, скажу я вам, смотря где. В некоторых широтах может быть не очень тёплой, или даже совсем не тёплой. А на Марсе так и вообще её нет. Неплохо бы сориентировать читателя по месту действия, то есть, слон воду в Хатанге трогает, или в Африке? Или где вообще-то? И тут выясняется, что это такое место, где есть завод, который существовал ещё при советской власти. Ну и где в Росси слоны водятся? А в Африке советскую власть вряд ли видел кто-нибудь из слонов.
  Так, а теперь, что прикажите думать: это сон... в летнюю ночь, или фантастика? Вот сами подумайте: "Слон оторвался от асфальта и пролетел несколько метров по воздуху, перебирая на лету ногами".
  Даже с летающим слоном, наверное, могу согласиться скорее, чем с утверждением автора: "... в фильме Григория Чухрая "Чистое небо", с неправдоподобным сюжетом, но великолепно передающем настроение". Я знаю этот фильм. Сценарий фильма, как любое художественное произведение, не может быть строго документальным, но отражает объективную реальность тех лет. Однако я ухожу от темы.
   Так, к летающему слону добавляем борщевик Сосновского, который полез на сосну за яблоками на Марсе.
  Ну, что могу сказать? Это вроде как фантастика на грани с сарказмом. Приправа сарказма фантастике совсем не вредит.
   А вот в построении сюжета - имеются вполне реальные чёрные дыры, которые затягиваю в себя кукую бы то ни было логику событий. Время и место действия определяется в произведении не зависимо от жанра. А так, авторский замысел уясняешь только со второй трети рассказа. Читатель должен понимать: когда и где находятся герои произведения.
   Фантастика, гипербола в купе с жестким сарказмом - вполне взрывной комплект для создания произведения. Но, как и любую взрывчатку, ой, то есть, взрывную сюжетную историю, надо готовить строго по правилам... нет, не взрывного дела, а литературы. Только вот задача эта архисложная.
  
  Большаков А.В. Мы еще поживем
  
  "Пришла долгожданная весна, за окном стояла прекрасная погода, пенсионер загорелся желанием". - Предложение не окончено. Мысль не завершена. Желанием чего загорелся пенсионер? Попить чайку, сходить на прогулку? Лучше бы завершить предложение, например, сказав, что пенсионер загорелся желанием съездить в дорогие его памяти места.
  С одной стороны, несколько наивный текст, однако актуальная тема завершения жизни - замечена и раскрыта.
  "Когда-то сосед их, дядя Федя, которому не было и семидесяти, казался древним стариком. Ребятишки дразнили его: "Дядя Федя съел медведя!" А сейчас самому Федору Семеновичу перевалило уже за восемьдесят пять лет. Но не дразнят его ребята. Да и почти никто из городских мальчишек не знает, как зовут старика". - Точное наблюдение - результат прожитой мегаполисе жизни.
  Однако хочу добавить, что даже не столько наивен рассказ, он скорее правдив, но... Автор раскрывает характер человека стойкого к жизненным проблемам и собственным болячкам, однако использует для этого уменьшительно- жалостливые определения и в этом же стиле строит предложения. Конечно, автор хозяин -барин, но рассказ явно бы выиграл, если бы текст строился на более мужественных, твердых определениях
  И финал. Он напрашивается сам собой. Стремление молодых во чтобы то ни стало перебраться из сельской местности в город - не всегда ведёт к счастливой жизни, и финал может быть, и скорее всего у большинства переехавших жителей деревни, будет таким, как автор показал в рассказе. Но вот этого заключительного аккорда автор в рассказе не написал. А надо бы.
  
  
  
  Белкин А. Амаркорд
  
  На итальянском диалекте "амаркорд" - это "mi ricordo", то есть, "я вспоминаю". Одно дело фильм Феллини совсем другое рассказ, написанный от имени ребёнка. Однако автор пишет рассказ от имени маленького мальчика, и тут ну какой ещё амаркорд? Ребёнку до этого амаркорда ещё жить да жить.
  Кроме этого, следует заметить, что детская речь - это крайне сложная авторская задача. И тут главное не только короткие предложения, и даже не отсутствие взрослых сентенций, это точное попадание в психологию ребёнка того возраста и тех лет, о которых пишет автор. А это отдельная тема для работы автора. Разговорная речь меняется под воздействием окружающей действительности и у детей, и у взрослых. И это следует учитывать.
  
  
  Антонов В.А. Утеш
  
  "Потомственный и беспощадный воин, рожденный убивать врагов и спасать друзей". - Какое красивое, сильное определение личности человека. Но как ужасны мы, люди, так построившие свою жизнь, что убивать других людей, участвуя в сражениях, в борьбе за убеждения - это достоинство. И это в самом деле так. И нет теперь другого выбора. Только как такое могло случиться в нашей многовековой истории пока мы из обезьян в людей превращались? Или это какие-то инопланетные гены в нас такой террор устраивают?
  Автор рассматривает в широком диапазоне исторические события, связанные с кровопролитием между людьми. Причины и обстоятельства разные, но автор не навязывает читателю собственное мнение, он оперирует событиями, раскрывая сюжетную линию удивительным образом. Через жестокую военную необходимость, когда в лесу оставлены раненные солдаты и с ними военфельдшер Чуклина Мария. Этот момент можно подать по-разному, но автор не покривил против жестокой необходимости. Сказал правду: приняли решение спасать кого возможно. Вряд ли было бы гуманнее обречь на гибель всех. И автор, опять же, действием своей героини Маши Чуклиной раскрывает этот сложный в психологическом плане момент. Она берётся за дело: напоить раненых, охранять, думает о вечерней перевязке. И вот он, тот самый удивительный переход в сюжете. Девять раненых под командованием старшего оперуполномоченного Афанасия Литвинюка выходят на остатки этого госпиталя. И судьба сталкивает Машу с Утешем Кенжембетовым. Однако, нет смысла пересказывать содержание. Органично вплетаются в сюжет события прошлых лет: коллективизация.
   Поскольку в рассказе размещены подлинные фотографии его героев, то особенно хочу отметить, что, сохраняя документальность событий, рассказ, на мой взгляд, написан на высоком художественном уровне.
   Автор раскрывает тяжёлую тему кровопролитной борьбы между людьми. И говорит от имени своего героя: "Была ли у них на руках человеческая кровь? Как говорили в наших краях, отец избегал кровопролития, но если кто-то поднимал оружие и пытался оказать сопротивление налётчикам, то противник умирал преждевременной смертью. При преследовании, даже затравленный заяц может разодрать когтями брюхо хищника. Наверняка, отец убивал кого-то из преследователей. Это борьба за право жить. В те годы у каждого была своя жизненная правда и те правды настолько противоположные, что убийство становилось необходимостью".
   Это рассказ о противоположных правдах, о том, когда убийство человека человеком - необходимость. Война. Жестоко, страшно и конца этому сюжету не видно. Даже фантастика популярна боевая. Ведь "Звездные войны", а не "Звездный мир". Так откуда же в людях столько взаимной ненависти, вражды? Не знаю. Но один способ не сводить счёты через кровь, автор в рассказе показал. Читайте.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"