Начало рассказа многообещающее. Подкупает и заинтриговывает необычная характеристика героя через описание его дома. И очень информативно, и в тоже время затягивает читать дальше. Просто скользишь взглядом по строчкам, не в силах оторваться.
Вроде бы никаких конкретных описаний, толком не обрисован ни один предмет, ни один герой, но видишь и улицу, и дом, и небольшую уютную гостиную со стопками книг, и самого Берри Бона, и кажется, что даже чувствуешь запах этого жилища. А всего-то по тексту разбросаны штрихи портретов и этого дома, и этого мира, и самих героев рассказа. Великолепно! Не навязчиво, красиво, загадочно.
Весь, создаваемый авторским воображением мир, мир жутких убийц... вроде бы, почему-то не пугает, а кажется таким знакомым. С чего бы? А если это и есть наш мир, если смотреть на него, как на квантово-полевую систему. Ну не дано человеку прибора, аналогичного слуху, зрению, чтобы он мог ощущать нечто кроме трёх измерений! Вот и уводит Берри Бон в Хмарь своих жертв, и описать эту Хмарь не может, как не можем мы увидеть электроны одновременно и тут и там находящиеся. Но если мы чего-то не можем ощутить, вовсе не значит, что это не существует.
Старина Берри чокнутый, то есть сумасшедший. И поэтому каждый день ждёт разных людей: то мать, то сестру, то девушку... Всегда разных и всегда нереальных. "Все эти женщины были совершенно реальны для него - на день или больше, а затем сменялись другими. Столь же дорогими для чокнутого старины Берри". И все эти люди совершенно реальны для самого Берри Бона, настолько, что сложно не поверить в их существование. Так тогда что же такое реальность? И одинакова ли она для всех нас? Или каждый, как Берри Бон, видит свой мир? И Берри Бон не более чокнутый, чем каждый из нас?
"Жертвы с убийцами любезничать принуждены, и слова против не скажет никто: соседское перемирие... Как вам только самим так жить не противно?!" - Ну... худой мир лучше дорой ссоры, - "... таков порядок: иначе быть беде". Так и есть.
"Безусловная любовь, непреклонная вера, надежда, опирающаяся лишь на саму себя - не из этого ли раствора вырастут однажды кристаллы философского камня?" - Ах, как хочется верить, что всё так и есть! Как умудрился автор поселить в мою читательскую душу такую уверенность? Не знаю. Сея тайна скрыта авторским замыслом и талантом.
А вот в финале и подтверждение, что худой мир лучше доброй ссоры. "Работяги дрались со стражей, церковники призывали жечь колдунов, беднота громила все подряд; у всех на то были свои причины, и "соседскому перемирию" пришел конец". Да, пока всё именно так. Но главный герой, от лица которого автор ведёт повествование, ещё держит письмо в руках, ещё не решил, как быть? И значит... да кто ж кроме автора знает, что это значит? Пусть каждый выбирает для себя: худой мир или добрую ссору. Если ссора вообще может быть доброй.
С одной стороны - чистой воды фентези. Но с другой, если убрать некоторые красивости текста, даже ни сюжета, а написать попроще что ли, то вполне себе реальная история. Убрать многократные повторения мечтаний ГГ об отпуске, постоянное блаженное выражение его лица и созерцание пространства, а добавить тяжелых сцен "дожимания" конкурентов и напряжения переговоров по серьёзным сделкам, а уж монотонная рутина текучки в исполнении Кричевского - создаст такую реалистичную картину, что сомнений в достоверности не останется... до определённого момента. А момент этот наступит тогда, когда встретившие его друзья юности выпьют всю принесённую бурдомагу и начнут говорить за жизнь! Вот теперь каждый читатель сам может представить продолжение "романтического" отпуска Кричевского.
Однако всё вышесказанное относится только к сюжету рассказа, то есть к череде происходящих событий. А вот в отношении сути рассказа - многие богатые и знаменитые спорить не будут. Хотя, как та ухоженная дама, не все поедут в Задрючинск, не только потому, что не желают, а потому что понимают: таким, какими они теперь стали - там рады не будут! Вот их деньгам - да, а они... только близким родственникам, как у этой ухоженной дамы сестра, как бы ни было, увидеться хочется. С деньгами ли, без денег - жизнь кончается у всех.
И ещё раз вернусь к сути: в места, где родился и вырос, в юность, вернуться всем хочется. И если есть деньги на билет - то летят и едут не только богатые. Кто из нас не знает таких примеров? А сами не ездили в свою деревню, городок или... да хоть куда, туда, где появились на свет?
Славная Е. Переправа
"Да, сейчас я позову, - ответила я растерянно и побежала наверх". - Два личных местоимения подряд. "Да, сейчас позову, - ответила я растеряно". - Понятно, что именно она сказала, а никто другой.
Излишне часто встречается местоимение я: я пошла, я спросила, я сказала. Настолько часто, что как на щербатой ступеньке начинаешь запинаться. И информативность текста не очень удобна читателю. Вот смотрите:
" Двор у нас был большой, но не до такой степени, чтобы не найти там кого-то. Может, она отдыхает? Я пошла в дом. Но там обнаружила только бабушку.
- Ба, ты мамку не видела? - сохраняя надежду, спросила я".
Было бы понятнее, если бы написали наоборот, сначала сказали, кого ищите, а потом сообщили читателю, что нет этого человека во дворе. Например:
- Ба, ты мамку не видела? - В нашем просторном дворе её не было. Наверное, в дом зашла. Но и там обнаружила только бабушку.
Ни в коем случае не навязываю такой вариант. Моё дело предложить, ваше - отказаться... или посмотреть, вдруг пригодится подсказка.
" И так каждый раз. Я всегда прощала, всегда верила, всегда надеялась.
И сегодня прощу". - Такая простая и сильная фраза, с глубоким смыслом именно в этом месте рассказа, именно этого сюжета.
Стиль и язык рассказа соответствуют сюжету: немного наивные, немного детские. Но такой взрослый и мудрый взгляд на такую страшную беду, как пьющая мама, что нет слов. И это сочетание серьёзного взгляда на проблему и детской непосредственности - бьёт в самое сердце.
Могу только согласиться с каждой буквой, каждым словом, этого рассказа. О человечности, дочерней любви и вере, о надежде даже в такой ситуации не умирающей, это не только полное соответствие теме, это достижение автора в подлинности и психологизме сюжете. В рассказе, будто частица живой девчачьей души бьётся.
Простота изложения сюжета и высокий психологизм одновременно, поднимают рассказ на высокую ступеньку, но не отменяют названных выше придирок. Надо ещё поработать чисто технически над рассказом. Но, оценку, даже с учётом своих придирок, поставлю высокую, именно за простоту плюс психологизм, достоверность изложения и частичку авторской души, вот за эту смесь в рассказе.
Да, чуть не забыла сказать: очень удачное название - Переправа. Двойной смысл: и прямой, девочка на лодке переправляет через реку людей, и более глубокий, скрытый: переправа - помочь матери переправиться с одного берега жизни на другой, перестать пить.
Тихомирова А. Дорогой дневник
Господи, неужели у этого идиота, ну который главный герой и говорит с дневником, есть в жизни реальный прототип? Убить нельзя помиловать. Каждому на выбор - ставьте запятую на своё усмотрение. Сорока двух летний мужик пошёл варить кашу под маминым руководством, но уткнулся в инет, каша сгорела. Поехал на собеседование - устряпался в грязи и то ли правда фирма - сплошная подстава, то ли мужик мечтает сразу на должность топ менеджера с золотым парашютом. Жена бросила? А что она должна была его кормить, обувать, одевать и споли вытирать? Сын ходит в его старом детском костюме - пусть идет грузчиком - никаких подстав и резюме писать не надо. Пришел, отработал, деньги получил - чеши в детский мир, не супер, но всё-таки детский костюмчик купишь!
Нет, этот персонаж настолько выпукло и ярко прорисован авторам, что отношение к нему читателей сказывается на оценке рассказа. Злишься и думаешь: не мужик - растютёха! М-да, вспомнилось в связи с этим персонажем сленговое словечко. В смысле, человек, которого как малого ребёнка, надо тешить, то есть нянчить. Вот и этот герой - за что не возьмется - всё через... э... ну, в общем, ничего-то у него не получается. Да. А... вот, всё-таки устроился на работу и теперь костерит жену, что оставила с ним сына и мечтает навесить ей оплеух. Однако с таким папашей оставить - это и правда: как она могла, ну как могла? Хотя, мы не знаем, что случилось, и почему она оставила ребёнка такому папаше? А чтобы судить, надо знать, нам же пока ничего о его жене неизвестно, кроме того, что ушла от этого... э... несчастья рода человеческого.
"Ведь я был шишкой, средненькой такой, но вполне довольной. Я работал менеджером по продаже медицинского оборудования". - Ага, шишкой... на ровном месте. Похоже ещё и дистрофик. Два дня работает, а два дня лежит на диване и стонет. Убить нельзя помиловать! Блин, нет не тот, что это...э...э... ну главный герой, печёт! Убить будет выгоднее, чем помиловать.
Вот, прояснилось, жена вовсе не мать-кукушка, а как только устроилась с местом жительства, вернулась за сыном. Ну, молодец. Знает же его папашу! Надолго с таким ребёнка оставлять нельзя. Доносит все папины обноски - в чём будет в школу ходить?
"А мать его, видите ли, 'устала от всего этого'. Исчерпывающе, ничего не скажешь". - Ещё бы!
Так, с работы выгнали. Спасал, видите ли, свою потрепанную гордость! А чем кормить сына собрался? Этой самой потрепанной штукой? Старой матери с мизерной пенсией - тоже не помогает. И ничего, про свою гордость не вспоминает. Конечно, молодец, что на нового мужа своей бывшей жены не надеется, не желает сына отдавать, это хорошо, а вот каково сыну с ним? Нет, подумать только, ему надо несколько дней, чтобы привести мысли в порядок, а потом он будет думать о работе! Так, обсценной лексикой пользоваться нельзя. А какой, в том случае, можно?
"Это были женщины довольно моложавые, но уже не молодые". - Масло было не совсем масляное. Как-то так.
Финал рассказа получился скомканным. Будто автору надоел его главный герой, и он резко завязал с этим делом. Что, на мой взгляд, вполне может быть. Однако осталось неясным: на какие деньги были куплены золотые серьги для Светы, если с работы его выгнали, а на новую только устроился и то рядовым менеджером. Потом новая квартира, ипотека - это при его-то доходах! Потом поездка в отпуск - получается, все эти благи только за счёт Светы? Однако встряла дама не по-детски.
Либо надо завершить рассказ просто знакомством и начинающимися семейными отношениями. Либо расписывать - где та тумбочка, из которой он деньги берёт. Есть ещё вариант, который в принципе в таком случае вырисовывается - все блага за счет Светы! И кто он такой, при таком раскладе?
Жуть, как длинно получилось. Видит Бог, я не хотела, пришлось так.
Секретная К. Эффект случайного попутчика
Первый абзац пришлось перечитывать, перманентно меняющийся род глаголов, то мужской, то женский - сбивает с толку. Приходится вчитываться с первых строк. Конечно, экспрессия передана и короткими рублеными предложениями, и теми же выше названными глаголами, но всё-таки это вступление, лучше бы не озадачивать читателя, а увлекать.
И правда, мистика какая-то. Но удачная, интересная мистика. Несколько вариантов возможного развития событий от одной точки в жизни. Далее, после первого абзаца, читается легко, интересно. Опять же приятно, что финал хороший. И приходит мысль: сколько таких точек в жизни, когда можешь направо пойти - коня потерять, налево... Вот как в этом рассказе, в общем.
Вейнгерова Е.Д. На пути в ад и обратно
На этот рассказ рецензия написана ранее. Вот адрес: http://budclub.ru/b/budenkowa_t_p/dljaekaterinydmitriewny.shtml