Буденкова Татьяна Петровна : другие произведения.

Обзор финала

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Русская тройка 2021. Реалистическая проза. Финал.

  
  
  Какие сильные работы! Беда, беда, огорчение, что правилами запрещено всем поставить десятки! Однако, как творчески выросли авторы, многих из которых я знаю по их работам ни первый год!
  
  Грарк А. Две жизни
  "Дело свое знал он великолепно и его могли еще двадцать или тридцать лет держать на службе, но одинокому мужчине захотелось побыть последние дни одному, побродить по природе с лукошком, вдоль речки с удочкой". - Не понятно: если понимал, что может ещё лет 20-30 находиться на службе, то судя по этому предложению, получается, "последние дни" растягиваются на завидные 20-30 лет!
  Вначале текст показался излишне затянутым. Но дочитав до финала, поняла, что сюжет рассказа соответствует стилю, которым он написан.
  Странное впечатление оставляет рассказ. Вроде финал позитивный - один человек спас жизнь другому, сознательно, не спонтанно. И платоническая любовь длинною в и жизнь - тоже красиво. Но отчего так бесконечно грустно и совсем не радостно от всех этих замечательных реалий? Однако, если автор воплотил в тексте это пронизывающее ощущение тоски по невозможному счастью, значит именно эту боль человеческой души стремился донести до читателя. Но... возможно, я ошибаюсь.
  
  Сухов А. Зови меня Анной
  Рассказ написан в спокойной, ровной манере. И оттого особенно страшно и комок застревает в горле. Ведь, когда каждый день тебя окружают мирные будни, трудно ощутить страшную обыденность войны. Сейчас очень нужны такие рассказы, без пафоса, без особых изысков, раскрывающих такую горькую правду о Донбассе.
  Помните, в рассказе мусульманин, отворачивается от обряда христианского попа? А как разбегались из Донбасса спасая нажитое добро бизнесмены? Кто на Украину, кто в Россию. Совсем не по национальному признаку. И весь текст наполнен понятием о том, что между воюющими сторонами нет различий не по вере, не по национальности. Так что делить?
  В финале гибнет Аня, вместе с не рождённым ребёнком. Военный псевдоним Сирена. Сирены в греческой мифологии демоны в женском обличье. И, кажется, что автор не видит конца ужасу этой войны. Гибель настоящей и будущей жизни. Что может быть страшнее?
  
  Леданика Отец Василий
  
   "Так постепенно зауважали люди нового священника. И никто в приходе даже и не догадывался о том, что отец Василий не верит в Бога и в том не видит ничего особенного и, тем более, предосудительного." - Удивительный поворот сюжета! Хотя, должна сказать, читать интересно с самого начала. Тема неоднозначная. Как не крути, многие годы в обществе формировалась атеистическое мировоззрение. Однако в случаях, когда жизнь человеческая повисала на волоске, вера вдруг прорезалась самым неожиданным образом. Однако должна уточнить, что это не к вопросу о бородатом дедушке на облачке. Вот и автор, характеризуя взгляды главного героя, говорит: "Вторым пунктом значилась история. Выйдя из семинарии все же не вполне материалистом, отец Василий верил в то, что необъяснимые вещи, если уж они случаются, чаще всего связаны с вещами вполне реальными - притом, что природа этой связи скрыта пока от науки".
  "Со временем оказалось, что в храме отцу Василию находиться неуютно, что храм вызывает странное ощущение - как от пристального и не слишком доброго взгляда в спину". - Удивительно тонкий переход к дальнейшему раскрытию темы! Не навязчиво и интригующе.
  Путь прихода к вере обычного человека, когда столько времени формировалось в обществе атеистическое мировоззрение - архисложная задача. В рассказе решена с блеском.
  
  Прокин В.Г. Груша и виноград
  "По логике вещей человеческая память должна хранить только самое-самое важное, методично и безжалостно вычищая переполненные регистры от уже ненужного и второстепенного". - Такой взгляд на человеческую память как-то не вяжется со взглядами Натальи Петровны Бехтеревой, академику Института мозга человека РАН. Однако это мнение и взгляд автора. Имеет право.
  Да... уж. Сравнение одного и того же человека в юности и зрелом возрасте - впечатлило! Здорово показано. Образно, ярко.
  А ещё мне понравился язык и стиль рассказа - читабельный, лёгкий. Будто не читаешь, а автор рассказывает, кажется будто голос слышишь.
  А дочитав рассказ до финала, вдруг поняла: здесь суть не в том, как смотрит наука на человеческую память, а в неизмеримо большем - в том, что делает нас людьми. В том, что не знаю уж в каких уголках памяти хранится, но это единственное, что человеческая душа может забрать с собой в мир иной.
  
  Бесс О. На перекрестках одиночества
   Глава 1. Цвет осени - одиночество.
  Зарисовка. Одиночество среди людей. Красиво, умно, как в жизни.
  Глава 2. Цвет зимы - тревога.
  На первый взгляд тоже зарисовка. Но сцена встречи главного героя с женщиной в кафе и потом с дочерью у себя дома, дают возможность взглянуть со стороны сразу на две проблемы. Одна: опять же одиночество в семье и в большом городе. Знаете, как-то прочитала злую фразу: одиночество - это когда тебя из морга забрать некому. Так вот в рассказе, в кафе встретились два одиночества: замужняя женщина, которую дома дожидается муж, и мужчина у которого есть взрослая любящая дочь. Вот так. И тем не менее мы понимаем: и мужчина, и женщина в душе одиноки.
  И вторая, извечная проблема: отцы и дети. Посмотрите, как по-разному смотрят на мир отец и дочь. И невозможно объединить их миры, они диаметрально противоположны.
  Глава 3. Цвет весны - надежда.
  Ну вот, слава Богу, не всё так мрачно в этом мире. И автор как пример, в который мне не очень-то вериться, но ведь это суть, идея, как бы могло завершиться одиночество для двух людей, рассказывает о встрече своих героев.
  А в принципе, все три эпизода объединены одной темой: одиночество мы себе организуем сами. Однако это только моё мнение. Каждый выбирает по себе...
  
  Стрыгин С. Срок давности
  Два остросюжетных, практически самостоятельных отрывка, связанных между собой поисками сбежавшего пса. Однако, оба отрывка раскрывают одни и те же черты характера главного героя Сергея: открытость, честность. А отношение к собаке, несмотря на достаточно жесткую профессию, характеризует главного героя, как человека по натуре доброго, умного. И профессионально наблюдательного: опознал и задержал опасного преступника. И эти качества характера Сергея, пожалуй, главное в этом рассказе.
  Хотя, остаётся ощущение, что это два самостоятельных эпизода, откуда-то вырванных и объединённых с помощью фоксика Крюгера. Ладно, спасибо Крюгеру, так или иначе, эпизоды объединены в один рассказ с развилкой на два сюжета.
  
  Черничкина А.А. Про жену и кота
  Рассказ написан от имени мужчины. Правду, говоря, не знаю, так ли поступили бы в подобной ситуации мужчины, но читала рассказ с удовольствием. Кого же развод радует? Понятно психологически сложная жизненная ситуация. Но манера, в которой автор раскрывает тему и даже выбор в качестве своеобразного фетиша кота, настраивают на философский лад. Мол, этот мохнатый "амулет" может спасти от тоски и одиночества.
  
  Нейм Н. Клёвая игра
  Не избитая тема. Сложная и не часто поднимаемая в художественной литературе. Самое замечательное, это не тривиальный взгляд автора на в общем-то не такую уж исключительную жизненную ситуацию. Молодость, отсутствие опыта и каких-либо сексуальных знаний. Даже не знаю, хорошо это ил плохо? В чём-то плохо. Но автор так показывает момент первой близости молодых людей, что это больше похоже на грехопадение Адама и Евы. И это прекрасно! Это же теперь никого не удивишь выставленной на аукцион девственностью. Постижение взаимоотношения полов на собственном опыте молодыми людьми, автором подано красиво и правдиво. Вот и думай тут: "Что такое хорошо, и что такое плохо". Но написано хорошо, умно, психологически тонко.
  
  Политов З. Чёрное на белом
  Да, конечно, язык образный, яркий, авторский стиль узнаваемый. Сленг используется к месту. Но, мне подумалось, что автор заигрывается своим знанием и умением использовать слег. И львиную долю рассказа занимают диалоги героев. Да замечательно написанные, но никакой информационной наполненности в первой трети рассказа, кроме эмоциональной составляющей, не несут. Куда направляются эти "два баклана"? Если судить по тому внешнему виду, который обрисовывает автор (кстати, образно настолько, что будто реально видишь живых людей), и манере их беседы, я и выбирают образ, тоже сленговый "бакланы". Потому что бакланить на сленге значит вести длинный разговор, пустую беседу.
  Сюжет развивается плавно, в диалогах. И какой сюжет? Всем пережившим девяностые годы в сознательном возрасте и не в центре России вполне знакомый и понятный.
  И хоть "индеец" "Решил без затей и психоанализов", но автор мастерски написанными диалогами этот самый психоанализ доносит до читателя. Правда, не думаю, что всем читателям такой психоанализ понравится, и сам текст будет по душе. Но читательская аудитория у каждого автора - своя. Например, я не читаю фентези, а вот научную фантастику - с удовольствием. Простите, отвлеклась. Но это по теме о читательской аудитории.
  И вот только прочитав две трети рассказа, я поняла, что выбранный автором стиль написания, единственно возможный для раскрытия образов главных героев этого рассказа. Поскольку они так думают, а как думают, так и выражают свои мысли. Весь их образ жизни - в этих диалогах.
  
  Камаева К.Н. Шляпка
   Идея сюжета о невозможности найти человека в точности соответствующего твоему мировоззрению, твоим страстям и просто интересам - вполне раскрыта. Да, на мой взгляд, немного наивно и даже покрыта розовым флёром выписанных автором подробностей жизни главной героини. Скорее всего в реальности всё обстояло гораздо сложнее и серьёзнее. В рассказе как будто главное в жизненной истории наивной девочки - ах, какое счастье, что удалось испытать чувство любви! Но девочка и испытала, и пережила не только первую влюблённость, но и разочарование, и наверняка были сложные моменты. Они упоминаются как-то вскользь. От этого рассказ приобретает некую легковесность.
  Но есть в том рассказе нечто, с чем я, с высоты своих прожитых лет, безоговорочно согласна: жить надо по зову сердца!
  
  Шумова Е. Подарок
  Такой позитивный рассказ - просто чудо! А сколько лёгкого юмора! Вот вам современный принц "на белом коне", ой, то есть с чемоданчиком слесарного инструмента. Да ещё руки откуда надо растут. Ну разве не чудо?
  Подруги, одинокая неустроенная в быту жизнь молодой женщины... ну, в достаточной степени набивший оскомину образ. Однако то, как автор подаёт сюжет, сглаживает этот момент. Не усложняя ситуацию, но типично по кинушному: подруги в большом городе. Напрягает только один нюанс - образы мужчин: как тот что в кадре в образе Подарка, так и те, что за кадром - все три мужчины подруги Галки. И только один вопрос - где есть такой город женихов с таким наивным и покладистым количеством мужского пола? Думаю, если дать к рассказу адресную ссылку, то фурор обеспечен.
  Однако повторюсь: рассказ позитивный, читабельный. И это хорошо.
  
  Голубев-Курильский А. Мама, я хочу умереть
  Эмоционально тяжёлый рассказ. Как мама двух взрослых сыновей, у которых позади солдатские будни, как раз в самые тяжелые для нашей страны времена, могу сказать - автор не старался очернить или добавить негатива в сюжет. Более того, в тексте нет авторского текста. Вся окружающая действительность передаётся через обстоятельства действия и образы героев рассказа. Образ главного героя раскрыт полно, ярко.
  И я не сомневаюсь, автор знает о чём говорит.
  Тут главное не поддаться сиюминутным эмоциям (а сюжет таков, что нахлынут переживания, накроют, никуда читателю не деться), а успокоиться и подумать. Ведь кроме нелёгкого солдатского быта, ещё более невыносимыми показаны межличностные отношения между сослуживцами. И тут возникает всегдашний российский вопрос: кто виноват и что делать?
  Как думаете, насколько легче сложились бы будни героев этого рассказа, если бы среди них было взаимопонимание и уважение друг к другу? Что тут скажешь? И так понятно. А для этого надо воспитывать в сыновьях такие необходимые для жизни в обществе себе подобных качества, как уважение и взаимопонимание.
  Солдатская служба во все времена не была лёгкой прогулкой по цветущему саду. И да, конечно, огромна роль государства, огромна и первостепенна, в организации взаимоотношений военнослужащих. Но ни один командир не вложит в вашего сына тех моральных качеств, которые он впитывает с молоком матери под авторским отцовским надзором.
  
  Зуев-Горьковский А.Л. Последний рейс
  Читала не отрываясь! Давно не испытывала такого удовольствия от чтения. Незамысловатый сюжет оказался вдруг острым, увлекательным. Герои рассказа люди как люди, ничего особенного. Но автор в небольшом тесте умудряется показать их характеры в развитии. Более того, происходит становление этих самых личностей до высокой степени человечности. А вроде бы каждое действие, каждое событие в рассказе обыденное. И даже практически подвиг экипажа маленького буксира, хотя и остаётся не просто без награды, а все рады, что проблем на их головы не свалилось. Синяки мажоров даже не сравниваются о сломанной при их спасении рукой старпома. Для кого из читателей такой порядок вещей в новость? Но автор так умудрился показать эту ситуацию, что она не может остаться не замеченной читателями. И не комментируя своими рассуждениями, действиями и диалогами автор формирует отношение читателей к подобным моментам в нашей жизни.
  Хорошо написанный, крепкий рассказ с серьёзным моральным подтекстом.
  
  Прудков В. Долгая дорога к брату
  Рассказ про удивительную историю, которые теперь не редкость в телевизионных передачах. Вот и в этом сюжете взрослый мужчина, лёжа на диване сквозь дрёму вдруг видит на экране телевизора свою точную копию. Потом к нему приходит мама, которая на пороге этой самой дрёмы, на том же диване, без особых эмоций сообщает нашему герою, что у него был брат близнец, которого в трёхлетнем возрасте то ли свинья съела, то ли цыгане украли. Ну и далее идут приключения главного героя в поисках брата. Не буду пересказывать весь сюжет, но у меня сложилось впечатление, что не только начало, но вся сюжетная линяя не очень-то реалистична. Не то чтобы пересказываемые события не могли случиться, кому не известно, что жизнь удивительнее любого авторского вымысла? Но предлагаемые автором моменты происходящего абсолютно не реалистичны. Например, справки, выдаваемые в полиции встретившимися братьям. Например: "- Давай, им справки выдадим. Этому напишем, што ён со слов Сидорова является Абросимовым. А этому, в драной шубе, што со слов Абросимова ён является Сидоровым. Як-нияк, а с сябе ответственность снимем. Я фамилий, не перепутав? - обратился он к братьям".
  Однако, перечитывая текст, пришла к выводу, что и весь стиль написания, язык и предлагаемые обстоятельства этой удивительной истории, несколько автором гиперболизированы. Рассказ сознательно написан автором яркими, слегка примитивными мазками лубочного стиля. И тогда для меня всё встало на свои места. Да, подобных историй на телеэкране пруд пруди. Да, жизнь причудливее любой авторской задумки. Да, наивные, но яркие эпизоды нужны, чтобы читатель запомнил суть, идею, а не документальную достоверность событий. Вот, не могу же я отделаться от ужасного впечатления о том, как мать рассказывала о пропаже своего трёхлетнего сына! Повторюсь, спокойно, через дрёму: то ли свинья съела, то ли цыгане украли.
  И всё-таки, автору надо бы разбавить текст иногда включая вполне реалистичные картины бытия, или уж совсем уйти в жесткий сарказм, если не сказать чёрный юмор. Иначе странное остаётся послевкусие. Однако автор талантлив и умен. И значит, вполне может себе позволит и первое, и второе и третье - тот же лубок.
  
  Гаан Л.Н. Зелёный приют
  Замечательный рассказ! С хорошей долей юмора. Образный. Каждый персонаж раскрыт ярко полно. И каждый индивидуальность! Хороший стиль и язык вполне соответствуют сюжету. Читала и отдыхала, наслаждаясь обыденной простотой провинциальной жизни без бандитских разборок, наркушей и иже с ними всякими другими уродами. А тут все люди, все "человеки".
  Так постепенно, может и перестанут быть главными героями наших рассказов убийцы, воры и наркоторговцы.
  Хороший рассказ с хорошей долей юмора как во взгляде на героев рассказа, так и на их жизненные обстоятельства.
  Кстати, если кому образ буфетчицы покажется несколько утрированным, то могу подтвердить, точно такая работала в ночном киоске возле соседнего дома. И жаловалась, рыдая, что муж её колотит почём зря. А у самой - каждый палец с хорошую сосиску. Я всё думала, не дай Бог щёлкнет мужика по лбу - захлестнёт.
  
  Федорова И.Н. Старики
  Красивый, сильный рассказ! На мой взгляд, лучший в группе. Реализм в полном смысле. Ясное понимание реальности происходящих событий, которых в той или иной интерпретации, никому из нас не избежать. Точное, даже детальное описание деревенского быта, с подробностями, которые постороннему не видны, раскрывают не простую судьбу обыкновенных людей. А значит, автор знает о чём говорит. Автор не только хорошо владеет темой, но талантливо погружает читателей в духовный мир своих героев. И это наивысшее достижение реалистической прозы. Да, как ни говори, а духовное всё-таки преобладает над материальным. Вот и в рассказе Павел Николаевич любит Анфису, именно Анфису, не только в тот период, когда тело её было молодо. Там, в рассказе, вот как он прощается с ней: "Анфиса Ивановна в предсмертной агонии разметалась на постели, как бывало девчонкой от беспокойного сна. Ничего отталкивающего не было в старушечьем остывающем теле. Лицо ее просветлело и даже как будто помолодело. В нем еще жило какое-то не разрядившееся до конца напряжение жизни. Губы чуть-чуть вытянулись, словно она хотела сказать снова "жить-то хорошо", но воля ее духа уже была не властна над телом. Павел Николаевич взял руку покойницы, подержал немного и бережно положил на постель".
  И понимаешь, каждый из нас уникален. А ещё, что стареет только тело и никогда, никогда не стареет душа.
  И это правдивое воспроизведение действительности, вроде такой обыденный и оттого проникающий в самую душу, эмоциональный накал, дорогого стоят. Это и есть реалистическая проза, основная цель которой, правдивое воспроизведение объективной действительности.
  
  Кусков С.Ю. Буравчик
  Замечательная байка. Написана хорошим, образным языком. И байка эта, с лёгкой долей юмора, поучительный стержень имеет. Достоверность в ней, конечно, относительно полёта сомнительна, а вот что касается судьбы мальчишки - детдомовца - это и есть тот самый стержень, на который можно не только полёт в космос, но и ещё много разных баек нанизывать, вот на таких посиделках с друзьями будет о чём поговорить.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"