Работы оказались настолько интересными и сильными, что ставить оценки оказалось делом затруднительным. Поскольку нельзя всем поставить десятки.
Валерия Зов предков
Художественный очерк, наполненный документальными фактами. Однако эти факты, так поданы автором, что искренне сопереживаешь героине. И жалко дом, и радостно, что хоть часть его былой жизни воскресили. Ну, если уместно это слово предмету неодушевленному - дому. Читая этот очерк, явственно переживала вместе с главной героиней, прикосновения к кирпичной кладке. И казалось это прикосновение живым и тёплым.
Так что главная задача художественного очерка - эмоциональное воздействие, на мой взгляд, выполнена автором великолепно.
Политов З. Как в воду глядел!
"Если бы меня после спросили: ну что, ещё на сорок пять дней на "войну" или в ад на сковородку - я бы, наверное, призадумался..." - Анекдот про стойку на голове в аду знаете? Не решаюсь пересказать, но так и просится. Рискну. После смерти мужику предложили на выбор: либо в котёл с кипящей смолой, либо стоять по пояс в человеческом дерьме и курить сигару. И только он устроился курить сигару, команда: "Кончай перекур! Делай стойку на голове".
Эмоциональное воздействие этого очерка переоценить невозможно. А ещё и хорошая приправа из остроумной, беззлобной иронии заставляют читать не отвлекаясь.
Зайпольд Г. Пушкин и молоко
Равнодушным этот художественный очерк оставить не может. Потому что:
Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
Детали очерка настолько впечатляющие, что оставляют мучительное чувство сострадания и невозможности помочь. Это прошлое. И девушка без ног, и солдат без нижней челюсти. Страшно до боли. Но факты упрямая вещь. И автор, пережив всё это в детстве, вновь поднимает волну воспоминаний в своей памяти, в своей душе. Нелегко, думаю было.
Пушкарёв Б.В. Как Валерка и Жека за ужином ходили
Название очерка меня насторожило. Что называется: говорящий заголовок. То есть должен передавать суть материала, вытекать из его содержания. В идеале заголовок должен состоять из подлежащего и сказуемого. Зачем нам нужен заголовок? Чтобы привлечь внимание читателя. Иначе бы звёздочки поставили. Конечно, автору виднее, но я бы назвала: "Поход в пургу". Ведь главное в этом очерке - опасное природное явление, пурга на Севере. И да, как положено очерку есть главные действующие лица: Валерка и Жека. Хотя и сам автор не остаётся в стороне. Заголовок акцентирует внимание на Валерке и Жеке, а в очерке главным героем видится её величество Пурга.
Марита Григорий Распутин - сибирский крестьянин-врачеватель
Вот опять длинное, предлинное название для сравнительного небольшого объема текста.
По сути ничего сказать не могу. Потому что считаю эту тему просто невозможно раскрыть в очерке. А громкие, броские фразы вроде: " Беспробудный пьяница? Насильник-развратник-эротоман? Тайный правитель России?" требуют детального подробного доказательного либо отрицания, либо подтверждения. Всё-таки очерк, это описание реальных событий, происходящих с реальными людьми. Документальность, и ещё раз документальность. А это не всегда то, что кто-то кому-то когда-то рассказал. Поэтому всё-таки присоединюсь к комментарию Политова Зямы.
Чваков Д. Приметы времени
Как же, как же, забудешь такой персонаж как дядя Саша! А ещё работницу сбербанка забыть не могу. Только похоже теперь она перешла в Почта Банк. Неистребимое племя! Теперь ещё и на пенсию не дождаться, когда уйдут!
Помню, читала, и отзыв писала. И мнение моё с тех пор не изменилось.
Оленникова О. Крымчанка
"Мария решила нас вои деньги построить танк" - опечатка, исправьте. "... на свои...".
"Мы дойдём до самого логова зверя и навеки отобьём охоту воевать против нашей страны". - Дошли! А вот охоту воевать... похоже они своим детям не рассказали, как всё было на самом деле.
Читала не отрываясь. Отличные стиль и композиция. А наличие фотографий серьёзно усиливает эмоциональное воздействие на читателя, и документальность очерка поднимает на ещё больший уровень.
Чтобы очерк, основанный на чётких документальных фактах, производил столь сильное эмоциональное воздействие на читателя, заставляя искренне сопереживать героине - надо не только труд, но частицу собственной души вложить в каждую строчку. Это высокое профессиональное достижение автора.
Одинец Ж. История невероятности
Позитивный художественный очерк. Однако выскажу своё мнение. Очерк интересен тем, что является своеобразной золотой серединой между художественным и публицистическим произведением. Конечно, выразить художественно документальные моменты биографии - задача достаточно трудная. Поэтому так важно учитывать важные структурные компоненты, жанровые особенности и склонность к правдивости. Вымысел здесь уже не пройдёт. А мне, да простит автор, некоторые эпизоды очерка, даже сам эмоциональный настрой, показались более склонными к художественному слову, чем к документальному изложению фактов.
Виноградов П. Добрый человек из космоса
Никак не ожидала прочитать на этом конкурсе портретный очерк. Во-первых, потому что, как мне думается, это самый сложный вид очерка. Ведь надо рассказать образно, интересно, к тому же с документальной точностью о личности человека. А тут человек - наш современник. С этим человеком я ходила по одним улицам в одно и то же время!
Очерк написан с хорошим знанием материала. Не хотелось бы так говорить о биографии художника, но в очерке и биографически точные материалы, и психологический портрет Сергея Стеблина. Написать очерк о талантливом ушедшем друге - это архи сложно. Как умудриться остаться в границах строгой документалистики, когда пишешь о друге? Автору, на мой взгляд, удалось. А ещё автор раскрывает нам личность нашего талантливого современника, о котором мы мало что знаем. И это главная ценность этого замечательного очерка.
А ещё, это теперь Сергей где-то в далях нам неизвестных. А вообще-то он человек из Красноярска! Так бы хотелось, чтобы это было видно из заголовка. Чтобы гордиться.