Буденкова Татьяна Петровна : другие произведения.

Если субъект считает себя живым...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бах И.С.,Габдулганиева М. Обзор романа "ВРАТА МИРОВ"

  Если субъект считает себя живым...
  
  Бах И.С.,Габдулганиева М. Обзор романа "ВРАТА МИРОВ"
  
   "Если не знаешь, как объяснить то или иное необыкновенное явление, не смейся над ним, постарайся разобраться".
  
  Эту первую фразу романа взяла эпиграфом к обзору не только потому, что в ней самая суть авторской мысли, идеи, основы романа, на мой взгляд, но и потому что эта мысль очень близка к моему мироощущению. Вот с этой субъективной точки зрения и буду говорить о прочитанном. "Но что поделаешь, если закон о работе гласит, что мужчины старше шестидесяти обязаны отдыхать в силу прежних трудовых заслуг". М-да. В свете рассматриваемого в настоящее время вопроса о пенсионном возрасте, причём не только в нашей стране, такое утверждение автора действительно выглядит фантастически! И... просто приятно.
  "Перед выходом на пенсию он спланировал свою будущую деятельную жизнь чуть ли не на десятки лет вперед...", - ага, хочешь насмешить Бога - расскажи ему о своих планах. Кто не пытался? Однако читается легко и завязка есть, интересно, что же дальше.
  "...сказывался пещерный стадный инстинкт ходить толпой в ночные часы". Так оно и есть. Да и вообще: бережёного - Бог бережёт. Так что толпой оно надёжнее. Но шутки шутками, а реальные поведенческие черты людей, в меру прописанные бытовые детали умело подвели к нереальному моменту: человеку предложили вечную жизнь.
  "Вот так и получается, что при жизни надо много, а в момент рождения и смерти только ЗАГС". Родственникам, наверное, нужен ЗАГС. А самому "виновнику торжества" в эти два исключительных момента уже жизни и уже не жизни ЗАГС нужен как мертвому припарки. Это я не в обиду. Так, в качестве придирки.
  "Что можно было сказать в поликлинике? Что неделю назад друг жаловался на странные письма, ночью соседка слышала крики, а сегодня его квартира опечатана? В здравом уме даже не стоило обращаться с такими вопросами". Если даже в фантастическом допущении в наши поликлиники в здравом уме лучше не обращаться, то, что говорить о существующей реальности? Ой!!!
  "...а человек до сих пор не верит в смерть и наивно полагает, что после смерти ничего не меняется". Хи-хи. Или думает, что будет жить вечно, поскольку на данный момент жив и, значит, у него всё получается! Однако и дальнейшие рассуждения - объективная реальность. "Мир иной! Даже само название не говорит о смерти, а о другом мире". А разве не так? Детали нашей повседневной жизни, которые никого не минуют, подмечены и обыграны автором тонко, с хорошим чувством меры. В этом романе это несомненная удача, иначе всё может превратиться в злой или жалкий (как получится) фарс. Автор даже близко не подходит к этой грани. И повседневные бытовые черточки, бытовые мелочи, не отягощая и не уводя от темы, делают фантастику правдоподобной. Читаешь - ну, так и должно быть в реальной жизни, а ведь фантастика!
  "Но почему я не могу примириться со смертью близкого мне существа? Я недостаточно умен? Почему у меня возникает вопрос о СООТНОШЕНИИ живого и умершего?" Вопросы, вопросы, вопросы... И какие вопросы? Найдётся ли такой человек, который бы не задавал их себе? И я читаю торопясь, забывая, что попутно пишу обзор, надеюсь найти ответ...
  "Смерть ужасна?.. Нет, если субъект не считает себя живым". Это как? Если субъект не жив, то кто считает? Возможно у автора подтекст, ведь он выше пишет "Тот Мир". И если субъект уходит в тот Мир, то "от перемены места слагаемых сумма не изменяется", то есть субъект остаётся, но в другом Мире. Пусть это всего лишь фантастическое допущение, но разве в реальной жизни мы не допускаем подобных мыслей?
  "Будущие мертвецы сами добираются до кладбища". Ну да, похороны по первому разряду, это когда венки несёт сам усопший. Помните анекдот? Ладно, это так, к слову. А читать очень интересно.
  Земля встретила себя в параллельном Мире. В Евклидовой геометрии параллельные линии не пересекаются. Но представьте две параллельные линии, каждая из которых находится на отдельной плоскости, а плоскость может изгибаться, прогибаться, сворачиваться в пространстве, а каждая линия будет по-прежнему принадлежать той плоскости, на которой находилась. То есть линии будут параллельны и не пересекутся, пока будут параллельны плоскости, к которым принадлежат эти линии. Вот примерно так я поняла идею пересечения параллельных миров Земли. В принципе, математики могли бы сказать точнее насколько это фантастично. Но идея интересная, из тех, что носятся в воздухе.
  "Единственное необходимое условие - полная концентрация и уверенность в своей правоте". Формула применима к любому желанию, к любому стремлению, если хотите добиться во что бы то ни стало!
   "-Получается, что кладбище, ориентированное на Сириус, гарантирует жизнь, радость, тепло. Так". Абзацем выше эта же фраза. Так задумано? Если нет, то подкорректируйте.
  "Но, сколько ни тормози, последний решающий момент всегда наступает". Да уж, лучше лишнего не тормозить, но и торопиться на тот свет, как его не назови, не стоит, однако.
  Белое и чёрное, добро и зло, холод и тепло, мужчина и женщина, ад и рай, жизнь и смерть - эта двойственность завораживает. Заставляет думать: почему третьего не дано? Или оно есть где-то там, в другом измерении, только мы в большинстве своём об этом даже не догадываемся. А вот в романе есть эта мысль. "Древние египтяне считали, что души умерших отправляются жить на Сириус. И кроме того, Сириус - система двойной звезды. Одна светит, другую не видно. Вот тебе Рай и Ад..." Жаль на Земле у нас и то и другое вперемешку в наших душах. Если бы больше рая, но чаще наоборот. Почему?
  А сколько мы не замечаем из того, что прямо перед нашим носом? Наверное, авторы правы, и вправду пока не "упадёт кирпич на голову", так и будем с ленивым любопытством смотреть по телевизору жуткие катаклизмы. А ведь у всех дети. Им жить после нас. Так с чего бы катаклизмы?
   "Но для этого один из невольных судей должен был подчинить себе остальных, нарушив хрупкое равновесие". Вроде связующая фраза в логической цепочке событий. Но, на мой взгляд, она определяет роль конкретной личности в происходящих событиях. Историю делают не толпы, историю делают личности! Отдельные, единичные. Вот на этом месте в романе определяется, кто из собравшихся в нужное время в нужном месте найдет в себе силы стать сильнее других. Так что не только оказаться в нужном месте, в нужное время, но и заставить себя стать сильнее других. Значит, самоё высшее достижение для человека - победа над собой. В принципе все предыдущие события романа подводили меня к этой мысли. Но это только мои думы. Сколько читателей - столько и мнений. Однако читаю дальше.
  "Самодостаточные высокоразвитые системы замкнуты сами на себе и не требуют для совершенствования постороннего участия". Хм. А вы проведите опыт: прикрепите к замкнутой системе маховик, он не имеет вектора, система остаётся замкнутой, раскачайте его на девяносто градусов и остановите. Интересные моменты проявляются. У вас по идеи внедрение двойников и есть этот маховик. Да, замкнутые системы, то есть - термодинамические системы, не обмениваются с окружающей средой ни веществом, ни энергией. И, как результат обобщения опыта, изолированная система постепенно приходит в состояние термодинамического равновесия, из которого самопроизвольно выйти не может (нулевое начало термодинамики). Что и требуется для стабилизации происходящих в вашем романе процессов, фантастических, но вполне научно обоснованных. Для фант.допущения, конечно. То есть одна Земля получит стабильное существование. А вторая сыграет роль донора-маховика. В таком случае какова её участь?
  "Но все тщательно продуманные планы имеют непонятное свойство проваливаться в неожиданном месте при появлении хаотической энергии". Просто хоть разбирай ваш роман на цитаты, потому что под достоверностью этой фразы - готова подписаться!
  " Человек завистливый и трусливый никогда не станет героем, какое бы мощное оружие не вложили ему в руки". И опять не могу не процитировать! Но ведь все это в романе говорится без потери накала происходящих событий! Удача? Скорее труд и талант.
  Времени нет? Есть разделённое пространство? Возможно. Если мы что-то не понимаем, или не можем объяснить, это не значит что это "ЧТО-ТО" не существует, возвращаясь к эпиграфу.
  " И никому нет дела, что встреча двух возлюбленных на любом отрезке времени - залог могущества и процветания всех землян". Да уж лучше бы так. Но жизненный опыт говорит, всегда найдётся "спрут" готовый помешать, "открыть глаза", "помочь" потерять друг друга. И ведь получается!
  Эпизод, где погибают двойники людей и животных, похищенные с Земли, меня ужаснул, такие отвратительные и жуткие картины, наверное, даже в страшном сне не приснятся. Но что поделаешь: надо так надо, по сюжету. Такое придумать и словесно обрисовать тоже не просто.
  Да, вот ещё что. Почему-то правящий клан, и не только в этом романе, обязательно считает нужным приносить жертвы. Технология устрашения особей, с целью удержания власти не меняется не во времени, не в пространстве. И даже в фантастике благополучно существует.
  Вторая половина романа наполнена элементами временных переходов, что сейчас необычайно популярно. Вон по телевизору редкий вечер не показывают чудеса с параллельными мирами и временными каналами, будто сами только что всеми своими каналами из параллельных миров появились, так далеки их передачи от реальной жизни. Ладно. Отвлеклась, однако. Но вторая часть романа действительно переполнена событиями подобного рода и меня этот факт несколько утомил. Но понравилась светла идея материализации художественных замыслов. Прекрасно материализовать нарисованную радугу в пасмурный день, ну если бы можно было в жизни. А ещё идея цветозвукового способа перемещения в пространстве понравилась. Гениальное, говорят, всегда просто.
  "Одиночная миссия Стерлигова по закрытию Врат случайно превратилась в коллективную". Когда жизненные пути, пусть даже фантастические, нескольких людей пересекаются в одной пространственно-временной точке, скорее всего эта "случайность" предопределена каким-либо законом бытия. В данном случае: законом композиционного построения романа, или волей автора.
   "Утром в окно уютного номера частного отеля постучался голубь". Ну вот, я целый рассказ написала про эту примету. Получается она и в самом деле имеет под собой серьёзное основание, если и другие авторы применяют как существующую реальность. Нет, не примета. Голубиная почта. Тоже реальность.
  Ага, вот Илья, освободившийся из кокона. Роман близок к завершению. И мной интерес опять возрастает. Нет, эта ветвь романа гораздо более увлекательна. Хотя как для кого. Я только о себе говорю.
  " - Бричмулла, дальше не еду." "Бричмулла, бричмулле, бричмуллою..." Эх! Если кто слышал и помнит.
  " И вдруг из Земли в небеса заструились слезы планеты. Она плакала, потому что ей было жаль людей, и она прощалась с ними". И мне - заплакать что ли? Не такого финала ожидала. А кому ж не хочется, что в финале Happy End, все живы и счастливы. Однако пересказывать не буду, потом другим читателям будет не интересно. Но, пусть не обижаются авторы, это уже не относится к роману, так, к поведению людей на Земле. Анекдот, конечно с "бородой", но по теме:
  Встретилась Земля с другой планетой, та на неё смотрит:
  -Земля что с тобой, вся чешешься?
  -Ой, похоже, люди завелись. Не знаю, что и делать.
   -А-а-а. У меня тоже были. Потерпи немного, сами вымрут.
  Так вот, как бы так нам жить научиться, чтоб Земле нас терпеть не приходилось, а потом плакать от жалости?
  Роману - удачи на конкурсе. Читала с интересом и удовольствием.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"